Учить трудиться

Есть точная английская поговорка – не старайтесь воспитывать детей: они все равно вырастут похожими на вас.
Применяя эту мысль к сегодняшним проблемам в системе образования, выливающимся в высокий уровень агрессии и низкую эффективность как обучения, так и воспитания, приходится повторять за англичанами: школа – слепок взрослой жизни.

А взрослая жизнь такова:

Обстоятельство первое: насилие занимает значительную часть сознания
«Благодарить» за это мы должны ту атмосферу, которой дышит все общество. Информационные потоки, проходящие сквозь мозг обывателя, наполнены насилием – от обливания водой на политических дебатах до кадров, на которых крепкие парни вяжут очередного коррупционера. Как высшее достижение агрессивного творчества – ядерный кулак (или фига) в сторону всего мира. Под влиянием такой информации формируется постоянная повестка дня, единственно доступная для обсуждения и поэтому неизбежно интересующая обывателя. Чтобы говорить о чем-то ином, нужно совершить интеллектуальное усилие, о трудности которого будет сказано далее.
Культурная среда, реагируя на возникший в обществе запрос на силу, насилие и вульгарность соответственно меняет предмет своего внимания. Более того, наиболее чуткая часть населения, в том числе интеллигенция, протестуя против официоза,впадает в процесс люмпенизации сознания. Проявление этого – в использовании грубых, часто ранее табуированныхформатов общения и творческих форм, например, публичное использование ненормативной лексики.
Общественное пространство при этом приобретает единственно возможный вид – становится неопрятным, грубым, реклама проста и вызывающа, здания не ремонтируются, улицы не подметаются. Зачем? Разве кто-то убирает упавшие деревья в джунглях?

Обстоятельство второе: пустота в человеке там, где должно быть что-то существенное. Это существенное – собственная цель если не всей жизни, то ее большой части.
Жизнь подавляющей части населения – «каторга». Нелюбимая работа, скучные коллеги или одноклассники, злые начальники, кабальные кредиты, отсутствие перспективы, особенно, если тебе за 45… И постоянно, как укор, как обвинение в несостоятельности  красивая чужая жизнь по телевизору или интернете.
Многим нечего терять, кроме цепей. Проблема в том, что многие на этой цепи висят над пропастью. Поэтому за нее и цепляются.
Нет государственного запроса на осмысленный креатив ни в отношении частной судьбы, ни общей. Есть явное принуждение жить по правилам, продиктованным сверху. И это – правила выживания. Не жизни.
Интересный феномен: равнодушие среды к индивидуальной судьбе порождает равнодушие самого индивидуума к своей судьбе и к судьбе среды. И если родители, в силу не важно каких обстоятельств, смирились с пустотой внутри себя, то пустота в сердце или голове ребенка их уже не пугает. Как не пугает ничего – даже высокая смертность на плохих дорогах, темных улицах, в ядовитых испарениях промышленных предприятий под окнами.

Родители приводят детей в школу, лицей, техникум по принципу «ближе к метро» или «куда возьмут». Лишь бы сбагрить с рук и не на улицу, а куда-нибудь, где хоть как-то присмотрят.

У меня нет личного опыта относительно средней школы, но в начальном и среднем профессиональном образовании картина отношения ученика к обучению такова: низкая посещаемость, отсутствие интереса к предметам и будущей профессии, привязанность к развлечениям в телефоне, резкость и грубость обращений с одноклассниками, включая уже упомянутую ненормативную лексику. Как результат – отсутствие знаний, неподготовленность к самостоятельной профессиональной деятельности, бесперспективность и пустота там, где должно быть ясное осознание жизненного пути. Извне в эту пустоту вливается недовольство и агрессия - круг замыкается.

В день 65 годовщины смерти Сталина я провел опрос в группах будущих издателей – вроде бы интеллектуальная профессия. Вопрос звучал так: считаете ли вы, что выражение «Цель оправдывает средства» - полностью верно, полностью неверно или все зависит от обстоятельств?

К счастью, из 24 человек никто не согласился с первым вариантом. Трое выбрали второй ответ, а 21 оказались готовыми действовать по обстоятельствам. На первый взгляд – не страшно. Но… всего трое (12,5%) имеют четкую позицию по такому краеугольному вопросу в стране, прошедшей через массовые репрессии. Как не вспомнить пастернаковское «И маятник, качнувшись вправо, качнется влево…». В условиях, когда обстоятельства заставляют сжимать зубы, почему бы не сжать их на чьем-нибудь горле?

Но, какова бы ни была окружающая среда, дети готовы впитывать не только ее. Доказательство этого в том, что обучение в начальной школе с моей родительской колокольни представляется существенно более успешным, чем в старших классах. Вероятно, в начальной школе дети в большой степени играют в школу, не задумываясь о будущем, их сознание не отягощено вопросами личной конкуренции, «крутизны» телефонов и т. п. взрослыми темами.

Проблема отсутствия у детей интереса к учебе начинается позже – с седьмых классов и дальше. Проблема эта, как я уже говорил, в том, что образовательные программы не имеют убедительной связи ни с реальной жизнью за стенами образовательного учреждения, ни с будущим учащегося – социальным и профессиональным. Необходимость учиться воспринимается не как ступенька вверх, а как обуза, обременение, каторга. Совсем как у взрослых: работа – тяжкий труд. Поскорее бы в отпуск.
И не только в образовательной сфере – в общественном сознании нет этой связи образования, воспитания, культуры, понятия о чести и долге и тем, как человек живет. Точнее, связь есть, но, скорее – обратная.

Поэтому, чему бы не учить, сколько бы не платить преподавателям, какие бы технологии не внедрять в образовательный процесс – пока из дорогих иномарок и из окон особняков выглядывают отрицательные персонажи классической литературы – все будет уходить в песок, и труд учителя будет похож, скорее, на подвиги Дон-Кихота или тихую мудрость Эзопа, чем на труд скульптора. Я не удивлюсь, если через какое-то время кому-то из учителей придется повторить судьбу Джордано Бруно.
Это все – лирическое описание социального пейзажа. Почувствует ли читатель в нем приближение грозы? Не знаю. Но, на мой взгляд, изменить этот пейзаж способ есть. Для этого нужно прекратить эксперименты по внедрению сложных, надуманных и нежизнеспособных образовательных идей, в которых нет ничего, кроме амбиций, эго и желания конкретных чиновников получить свой кусочек бюджета, а вернуться к тому, что делает человека человеком – осознанному труду. Профессиональная реализация – это именно то, что заставляет человека думать о настоящем и будущем, о своих правах и обязанностях и вызывает желание учиться.

Поэтому нужно делать следующее:
1. Вывести на иной качественный уровень профориентационую деятельность во всех образовательных учреждениях. Придать этой деятельности значение государственной программы. Привлечь бизнес среду. Начинать профориентацию нужно с начальной школы – устраивать для ребят экскурсии на предприятия, лаборатории, проводить для них презентации, в лицеях, техникумах, ВУЗах открывать профессиональные кружки для ребят из ближних школ. Придумать можно много чего.
Ведь как сейчас осуществляется профориентационная деятельность? Самая распространенная форма - проводятся дни открытых дверей в колледжах, лицеях, ВУЗах, куда приходят родители с единственной мыслью: удобно ли ездить, безопасно ли? Для преподавателей эти разовые мероприятия являются дополнительной нагрузкой и обузой, и они никак не влияют на осознанный выбор профессии родителями и детьми.

Связь учебных заведений, дающих профессию, со школой должна быть регулярной. Становиться врачами должны не те, у кого по химии пятерки, а те, кто кроме пятерок по химии участвует в школе в каком-нибудь санитарном патруле. Помните, как в стихах: «Мы с Тамарой ходим парой. Мы с Тамарой санитары…». А токарем на станке с ЧПУ должен становится не двоечник, а парнишка с руками, растущими из правильного места, уже в школьные годы с удовольствием сколотивший не одну табуретку или скворечник, собравший не один простенький робот. А для этого в каждой школе должны быть полноценные современные кабинеты труда.
В создании программ вовлечения детей в профессию должно участвовать бизнес сообщество. Участие предприятий в профориентационной деятельности должно быть отмечено и мотивировано. Соответственно, свою лепту в организацию процесса могут внести профсоюзы, организовывая летние производственные лагеря, например, в аграрной сфере.

2. В обязательном порядке проводить занятия по личностному менеджменту, учить управлять временем, эмоциями, понимать взаимосвязь событий. Ставить задачи личностного роста, подводить итоги и награждать тех, кто умеет не только получать хорошие оценки, но и «разводить хомячков». Говорят же: «Скажи мне, какое у тебя хобби, и я скажу, кто ты». К ребяческим забавам нужно относиться не как к помехе в усвоении предписанной программы, а как к попытке личности реализоваться в интересующем ее поле. И сейчас одаренные дети, имеющие какое-нибудь внеучебное занятие, например, музыку или рисование, иногда привлекаются к проведению праздников и конкурсов. Но как к этому относится сам ребенок? Чаще всего, как к обязаловке, и поощрение его остается на совести учителя. Наиболее смышленные ребята, подталкиваемые родителями, собирают свои «портфолио». Но где они могут их использовать? Только при попытке попасть в «Артек»? Не мало ли?
Это ведь огромное поле деятельности для организаторов внеклассной деятельности и для школьных психологов, которые сейчас вынуждены заниматься затыканием уже полученных ран в детской душе, такой первой помощью на «поле боя». Значит, для этой деятельности должно быть выделено время и средства.

3. Пропагандировать профессиональный успех. Снимать современные фильмы про фермеров, моряков, учителей, а не только про следователей и финансистов. Такое ощущение, что сегодняшний кинематограф и литература видят только один общественный разлом – между правоохранительными органами и преступниками. Другим областям деятельности, да и просто обычной жизни отказано в героизме, чувственности, успехе. Есть еще фэнтэзи – но это тоже не совсем про нашу жизнь.
Начать можно с малого: взять за правило интерьеры образовательных учреждений, особенно классы и мастерские, наполнять портретами выдающихся деятелей науки, техники, промышленности и результатов их деятельности, чтобы возникало ощущение преемственности поколений. Чтобы мы гордились не только «засекреченными» разработчиками «Сормата», но и вполне легальными «менделеевыми, пироговыми, сенкевичами…».
Нужно ввести курс истории науки и техники и преподавать ее наряду с историей политики и военной, а, может быть, даже в приоритетном порядке. Политика, сражения – их можно трактовать по-разному в зависимости от политической ситуации, а от научного открытия или технического изобретения не отмахнешься.
К этому движению легко присоединить историю собственных семей. Пока мы, к счастью, благодаря «Бессмертному полку» узнали своих военных героев. Но узнать, кем был твой предок в профессиональном смысле, где он работал, в каких условиях, на каких станках – ответы на эти вопросы делают человека большим патриотом, чем фраза «зато мы немцев победили», к которой и сводится все современное патриотическое воспитание.

4. Давать ребятам играть взрослые роли, например, осуществляя шефство над пожилыми людьми, интернатами… Заглядывая в глаза компьютерных монстров ребенок не ощущает ничего, кроме восторга. Пусть заглянет в глаза людям. Тогда он станет больше ценить то, что у него есть, прежде всего – здоровье, время, возможности, от которых многие так бездумно отмахиваются еще в детстве.

5. И обязательно - цензура общественного информационного пространства. Не должно быть ничего вульгарного, нечистого, примитивного. Меня могут обвинить в попытке вернуть государственную идеологию. Не совсем так, потому что цензура предполагает всего лишь некий предел, планку. Если мы хотим, чтобы на улицах было чисто, мы вводим цензуру на образ действий и запрещаем, например, курение и бросание мусора мимо урны. В некоторых странах за это штрафуют, и это не мешает обществу развиваться. Но с психологическим мусором тоже нужно бороться.
Вопрос, что считать общественным пространством? Улицы, площади – само собой. А интернет? А кино по государственным каналам? Тут есть о чем подумать, но, что важно, думать надо не о том, как кого наказать, а о том, как поощрить тех авторов контента и владельцев ресурсов, которые демонстрируют социальную ответственность.


Рецензии
Уважаемый автор, свободное издательство «П е р в а я К н и г а» объявляет набор современных авторов в новые сборники!

Прием заявок на участие в сборниках современных авторов открыт! Седьмой выпуск сборника стихотворений, а также пятыйвыпуск сборника прозы уже ждут Вас, как Автора!

Вся информация о сроках, тематике и о том, как подать заявку, указана на нашем официальном сайте: пер вая кни га .рф (без пробелов)

С радостью примем Вашу заявку!

Арсеньич Манаров   21.04.2018 14:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.