Однажды вечером. Часть 2. 1. Лидия. Воспоминания
1990 год, 20 марта. Москва
Притащила две сумки продуктов – руки отваливаются. Хорошо, что денег хватает, чтобы на такси ездить. Вот когда начинаешь больше ценить бывших мужей – с Виктором я вообще не знала, где какие магазины находятся и сколько что стоит. Не хныкать! На все смотреть позитивно! А с позитивной стороны я выяснила, что продукты на рынке гораздо вкуснее, чем в совминовских буфетах. И не намного дороже, чем в магазине. А иногда и дешевле, особенно если брать соотношение «цена – качество». Мне даже нравится на рынок ходить. Особенно творог покупать и сметану. Они действительно вкусные! Творог белый, слоистый, нежный, разнообразных оттенков вкуса. В магазине такого не купишь. И очень мне нравится женщина, которая его продает, Наталья. Она вся как-будто в молоке купается: пышнотелая, лицом бела и румяна, ну просто Кустодиевская красавица. Так и вижу ее распаренной после бани, как она по-серебряковски волосы расчесывает. И смотрит Наталья как-то неспешно и ласково, с уважением к клиенту и к себе самой. Все попробовать дает с удовольствием, достойно. И верится, что она сама этот творог делает. К ней приходить пораньше надо: она уже остатки распродает, а у других только начато. Ее творог очень похож на тот, что у меня в Глазово получался. Почему-то он особенно был вкусный, если молоко в грозу скисало. Это было такое странное преображение молока! Обычно оно не скисало дня три, а в грозу – моментально, как будто оно живое и грома-молнии пугалось.
Еще одного деда-грузина очень люблю. Глаза мудрые и по-старчески нежно-понимающе: «Дочка, попробуй мандарин, из Батуми. А грецкие орехи, свежие, хочешь?» Фрукты у него чудные, и «Кинзмараули» отличное. Хотя как знать, может, они все из одной бочки наливают, только разбавляют потом по-разному. Я была в Батуми когда-то очень давно, и вся Грузия для меня – это Батуми и Сухуми. Это была странная поездка. Два основных впечатления – изумительно вкусная еда и мужчины, от которых хотелось спрятаться в паранджу. Ну и еще, конечно, море с галькой теплой и гладкой и с крепким йодистым запахом.
А овощи, особенно те, что в сезоне, лучше всего покупать у наших бабулек: точно со своего огорода. Я никогда не торгуюсь с ними. Такие они затурканные сидят. Хорошо, что хоть место им дают, не все кавказско-среднеазиатская мафия захватила. Еще у бабулек цыплят хорошо покупать: они нежные, с тонкими косточками и нежным жирком, с тонкой, масляно-желтоватого цвета кожей. Я их умею вкусно готовить двумя способами. Один – натереть солью и перчиком чуть-чуть, завернуть в фольгу с маслом и травами и потомить в духовке. Другой – надеть цыпленка на наполненную водой бутыль из-под шампанского, и тоже в горячую духовку. Получается нежное, отстающее от косточек мясо. Дети такую курочку съедают целиком, до неприличия обгладывая каждую косточку.
Творог – моя любимая еда. Я в Глазово делала абсолютно изумительный. Причем, нужно было только дать молоку чуть подкиснуть, и сразу на марлю, на дуршлаг откидывать. Потом я его в двойной марле подвешивала на гвоздь, стекать. Вкуснее не придумаешь: молоко натуральное, на лугах Селигерских нагулянное. Даже с можайским не сравнить. Ну а сыворотка, конечно, на блинчики! Ее еще пить очень полезно, но уж очень противно. А какой у меня там борщ из крапивы и свекольной ботвы получался! Я вообще сделала открытие: когда готовишь для любимого мужчины, все выходит на порядок вкуснее, изобретательнее, я бы даже сказала, почти профессионально.
Часть 2.2. http://www.proza.ru/2018/05/25/1837
Свидетельство о публикации №218052301933