Дворяне в ВОВ Часть 3

Сталинский поэт
Война как известно велась не только на поле боя, но и на литературном фронте. Здесь безусловно пальму первенства по моему субъективному мнению стоит отдать Константину Симонову (не умаляя талантов Твардовского и Исаковского) – его стихотворения стали стихотворными памятниками той войны, а «Жди меня» стало культовым среди солдат и офицеров РККА. Сам Константин был сыном  генерала – майора Симонова, кавалера Георгиевского оружия, исчезнувшего в белой эмиграции  и княжны Оболенской. Он принадлежит к поколению детей «бывших», нескольких его теток сослали, и двух из них расстреляли. Сам он про себя будет писать «Симонов – дворянский отпрыск»,. Его воспитанием с детства занимался отчим – полковник императорской армии Иванишев (
Единственный и неродной…
И с первой стычки – в угол!
Теперь я знаю, что со мной
Тебе бывало туго.
Но взял меня ты в оборот,
В солдатскую закалку,
Как вотчим струсит, не возьмет,
Как лишь отцу не жалко.,) и хотя впоследствии Константин - Кирилл будет стараться изо всех сил влиться в новую советскую среду тем не менее выражение русского патриотизма у Симонова появляется  уже задолго до войны
«–За Родину —
значит за наши русские в липах и тополях города»  (О том как танки идут в атаку).
 Правда русский патриотизм смешан пополам с правильным «интернационализмом» к примеру в стихотворении «Заключение» 1937 года из поэмы «Ледовое побоище» есть и обращение к русской истории
«Сейчас, когда зa школьной партой
«Майн Кампф» зубрят ученики
И наци пальцами по картам
Россию делят на куски,
 
 
Мы им напомним по порядку —
Сначала грозный день, когда
Семь верст ливонцы без оглядки
Бежали прочь с Чудск;го льда.»,
и поистине пророческое
«Когда-нибудь, сойдясь с друзьями,
Мы вспомним через много лет,
Что в землю врезан был краями
Жестокий гусеничный след,
Что мял хлеба сапог солдата,
Что нам навстречу шла война,
Что к западу от нас когда-то
Была фашистская страна.»
 и тут же нелепое  бредовое для нас сегодняшних, но «идеологически верное» тогда окончание
«В тот день под радостные клики
Мы будем славить всей страной
Освобожденный и великий
Народ Германии родной.»
В 42 году по отношению к «великому Народу Германии родной» у Симонова остается единственное пожелание
«Так убей же немца, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.»
В том же стихотворении есть примечательные слова
«Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,
Что погиб за Волгу, за Дон,
За отчизны твоей судьбу;
Если ты не хочешь, чтоб он
Перевертывался в гробу,
Чтоб солдатский портрет в крестах
Взял фашист и на пол сорвал…».
И у матери на глазах
На лицо ему наступал...» - то есть отец слушателя оказывается  погиб не на «проклятой империалистической» а за Волгу и за Родину. Ну и венчает это начало стихотворения – «Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был».
 Ни партии, ни СССР, ни коммунизма здесь в упор не видно, зато связь с царской Россией и обращение к русскому национализму здесь яркая и наглядная.
А в самом надрывном, бередящем душу стихотворении «Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины», написанном в смертельном 41 – м, слово «русский» употребляется 9 раз, в т.ч. в заключительном три раза. Используются яркие образы предков с упоминанием религиозного момента:
«Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.»
В самые тяжелые времена отлетает все наносное, остается глубинное подлинное. «Шелухой» оказались марксизм – коммунизм, интернационализм, партия, культ личности. Основным осталось русские традиции, русские предки, связь поколений. Замечу что Симонов был не одинок, в главной поэме ВОВ «Василий Теркин» у Твардовского также отсутствуют любые партийно – коммунистические символы  и это очень показательно. 
«Столбовая дворянка советского кино»
На фронтах Великой Отечественной постоянно выступали  многие русские актрисы: Лидия Русланова, Клавдия Шульженко и другие, но самой яркой, так сказать примадонной была только Она – Любовь Орлова. Родившаяся в потомственной русской дворянской семье, получившая хорошее домашнее образование,  она благополучна пережила Революцию и впоследствии сумела стать главной актрисой советского кино и любимицей Сталина. Ее талант раскрывался в кино и на концертах. Примечательно что играя простых советских женщин, она сохраняла свои «великосветские» манеры, умение одеваться , предвосхитив т.н. «Белогвардейский ренессанс» советского кино в 60 – 70 – х. Советские зрители – простые трудящиеся и партийные вожди  обожали ее именно за непохожесть на «строительниц коммунизма». С началом войны Орлова постоянно выступала на фронтах Великой Отечественной и в тылу перед красноармейцами.
«Удостоверение
Действительно без срока.
Предъявитель сего полковник административной службы Орлова Любовь Петровна является представителем Комитета по делам кинематографии и командируется в город Берлин, в войска для выполнения специального задания. Начальникам армий, военным комендантам оказывать полковнику Орловой Л.П. всяческое содействие в выполнении возложенного на неё задания.
Начальник тыла
Народного комиссариата обороны СССР».

Великая Русь наступает
В 1943 году в разгар войны меняется один из основных символов страны Советов. Сталин убирает Интернационал и теперь Красная Армия наступает и побеждает под слова про Великую Русь ( блестящая Висло – Одерская операция началась именно с этих слов). Ни одна из остальных республик не удостоилась такой чести. Новый гимн был написан русским аристократом Сергеем Михалковым.

Символы войны.
Одним из символов битвы под Москвой стал парад в ноябре 41 –го, когда Сталин с Мавзолея говорил на всю затаившую дыхание страну о великих предках – заметим исключительно русских великих предках, а затем принимал парад. Так вот Мавзолей построил русский дворянин Щусев, во время войны он создаст проекты возрождения разрушенных немцами городов, а перед смертью он разработает проект Комсомольской – кольцевой символизирующей победу над германским нацизмом


Кодекс русской чести в оккупации

Но Орлова и Симонов, Щусев  и Михалков – это советская творческая элита, жившая в недоступном для миллионов комфорте и в относительной безопасности. А как вели себя на Великой Отечественной «обычные» дворяне, пострадавшие от Советской власти или оказавшиеся в немецком плену?
К примеру сотни  офицеров военнослужащих РККА,  из старшего командного состава, в т.ч. и героев Советского Союза будучи рабоче – крестьянского происхождения   совершили тяжкое нарушение воинской присяги перейдя на сторону Гитлера. При этом по данным историка Александрова – сочувственно относящегося к РОА- пострадавших от репрессий было среди них около 3 % и те потом были восстановлены в должностях. Т.е. основная масса предателей – это были красные командиры с «правильными» биографиями и благополучной судьбой, участники Гражданской наподобие Власова. Напомню что в те времена красные офицеры и генералы – это привилегированная группа, жившая на порядок лучше простых тружеников. Т.е. Советская власть им дала возможность взлета и хорошие материальные условия, и обижаться на нее им было не за что.
Казалось  «бывшие» из дворян, тем более должны кинуться наперегонки под немецкие знамена. Однако из всего «советского» комсостава РОА я нашел только одного дворянина – генерал – майора РККА Трухина. Подвиг потомственного дворянина подполковника РИА Карбышева в Маутхаузене известен всем. Но мало кто знает генерал – майора Вишневского, выпускника Сумского кадетского корпуса, штабс – ротмистра РИА, он в октябре 41 года попал со своей армией в окружение. Вот оценка Жукова: "Благодаря упорству и стойкости, которые проявили наши войска, дравшиеся в окружении в районе Вязьмы, мы выиграли драгоценное время для организации обороны на Можайской линии. Подвиг героически сражавшихся под Вязьмой советских воинов под руководством С.В. Вишневского внесли великий вклад в общее дело защиты Москвы. " Вишневский попал в плен, прошел немецкие лагеря, организовывал в Дахау подпольную работу, чудом остался в живых, после войны продолжал спокойно служить в РККА.
А вот  ротмистр Кульчицкий, герой русско – японской, и Первой мировой – создатель знаменитого Кодекса чести русского офицера был репрессирован Советской властью в 30 –х.
«Вина отца заключалась в том, что в анкете он не сообщил о своем дворянском происхождении. Отец искренне считал, что революция уничтожила все различия и классы, и не придал значения такой «важной» графе. Сослали его вначале на Беломорско-Балтийский канал, а потом в Карелию.» Казалось для человека будет естественным озлобиться, но нет – Кульчицкий воспитает сына – младшего лейтенанта Красной Армии и поэта Михаила («Не до ордена.Была бы Родина с ежедневными Бородино».), а сам будет забит до смерти гестаповцами.
В общем позицию дворян, живших в СССР хорошо описал Гудериан «О настроениях, господствовавших среди русского населения, можно было, между прочим, судить по высказываниям одного старого царского генерала, с которым мне пришлось в те дни беседовать в Орле. Он сказал: "Если бы вы пришли 20 лет тому назад, мы бы встретили вас с большим воодушевлением. Теперь же слишком поздно. Мы как раз теперь снова стали оживать, а вы пришли и отбросили нас на 20 лет назад, так что мы снова должны начать всё сначала. Теперь мы боремся за Россию, и в этом мы все едины".


Рецензии
А до этого дворяне внесли немалый вклад в победу большевиков в гражданской войне. В том числе по этой причине: "мы боремся за Россию, и в этом мы все едины". А до этого - в совершение революции с внедрением марксизма- интернационализма и т.д.

А о том, ЧТО писал русский аристократ Сергей Михалков о Советской власти и её вождях, можно говорить долго и красиво...

Игорь Семенников   26.06.2018 11:20     Заявить о нарушении
В огороде бузина в Киеве дядька. Разве кто то спорит что многие из дворян участвовали в строительстве Советского государства? Или участвовали в революционном движении? Очерк совсем не об этом. А о том что люди смогли поставить национальное выше "корпоративного".

Александр Иваненко Север   26.06.2018 22:56   Заявить о нарушении