К чтению мифокарты русских секций ал-Идриси

К чтению мифокарты русских секций ал-Идриси

(Несколько методологических замечаний
об историографической реконструкции местности)


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕДАКЦИИ см. по http://inform-ag.ru/publications/23/ на сайте Информаг a la РЮС.


1.

Для наблюдения древнейшего периода русской истории внешние книжные источники имеют решающее значение. Поскольку свои русскоязычные, считающиеся достоверными произведения появились сравнительно поздно, в 10-12 в. (берестяные грамоты, «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет»). Да и вообще предполагается, раз не дошло более древних книг, что до этого времени не было своей письменности.

И это несмотря на довольно однозначное заявление Храбра, свидетеля из 10 в.: «Прежде убо словяне, ещё суще погани, не имяху писмен, но чертами и нарезаньми читаху и гадаху; крестившежеся, нуждахуся римскими и греческими писмены писати словенскую речь без устроения. Но како может ся словенски писати добре греческими писмены: богъ или животъ, или зЪло… И тако быша много лета» (http://static.my-shop.ru/product/pdf/129/1286953.pdf).  («Ибо прежде словяне, еще сущие дикари, не имели букв, то чертами и нарезаниями читали и угадывали. Крестившись же, вынуждали себя римскими и греческими буквами писать словенскую речь без правил. Но как может словенское писаться хорошо греческими буквами: бог или живот или зело…? И так было много лет»). Обычно полагают, что это невесть какое письмо, тамги или колдовские руны, а не знаки письменного обмена информацией. Однако не стоит установочно сужать значения слов Храбра. «Поганый» — это язычник в более позднем христианском смысле, а первое значение-мотивацию (не латинскую!) «погнанный», изгнанный, изгой, мы вообще не воспринимаем из-за отсутствия исторического контекста. В контексте 10 в. Храбр говорил о бескультурье, поганстве духа вне единственной человеческой, христианской культуры. Отсюда ясно, что речь идёт не об отдельных бытовых или сакральных знаках, а о полноценной, хоть и не очень удобной, «примитивной» системе докириллического письма у славян. И не только его приметы, но и исторические формы указаны очень точно. Храбр сообщил (1) о руническом (нарезанья) и, вероятно, слоговом (черты-чертежи слов) типе письменности, который позже был заменён (2) смешанными греко-римскими буквами, и (3) о принципе гадательного-догадчивого, т.е. неорфографического, вариативного чтения как рун и черт, так и греко-римских букв. Кстати, образец переходной, уже минимально гадательной орфографии дают берестяные грамоты, особенно ранние...


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕДАКЦИИ см. по http://inform-ag.ru/publications/23/ на сайте Информаг a la РЮС.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.