Мухинские погорельцы часть 1

МУХИНСКИЕ ПОГОРЕЛЬЦЫ

ПЬЕСА

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Нина  Ефимовна Северьянова, пенсионерка.

Аркадий Северьянов, молодой человек 23-х лет, бывший студент.

Вероника, девушка Аркадия.

Евгений, друг Аркадия.

Дмитрий Ильич Закавыкин, бывший преподаватель, кандидат наук.

Борис Григорьевич Телегин, бывший слесарь металлургического завода.

Анна Александровна Телегина, бывшая монтажница металлургического завода.

Алефтина Дмитриевна Загорулько, торговка с рынка.

Ерофей Павлович Волохов (Елы-Палыч), ветеран войны. 

Ольга Сергеевна Павелецкая, миловидная женщина 40 лет, швея.

Степан, ее сын 10 лет.

Действие первое.

Почти полностью выгоревшая улица заброшенного поселка с торчащими по обеим сторонам дороги обугленными печами.  На окраине поселка одиноко высится большой деревянный дом. Возле дома, поеживаясь от холода, ходит мужчина с охотничьим ружьем. Рядом с мужчиной бегают, что-то вынюхивая, две собаки. Вдалеке виднеются башенные краны подбирающейся стройки.

Картина первая.

Деревянный дом. Поздний вечер.  Большая комната, освещаемая люстрой, посередине которой за столом сидят жильцы и пьют чай из электрического самовара. По углам стоят два небольших, но уютных кресла и плюшевый диван, сиротливо прижимающийся к стене. Не смотря на скромное убранство комнаты, чувствуется крепкая хозяйская  рука: на окнах чистые занавески, а  на подоконниках горшки с цветами.

Северьянова (щуриться, пытаясь вдеть нитку в иголку)  Ах, чтоб тебя, опять порвал брюки окаянный, где же ты их рвать-то здесь умудряешься? Ладно хоть на запас есть.

Аркадий.  Да, что вы тетя. Я же  не специально их рву. Тут у вас везде гвозди торчат. Вчера в подвал полез и зацепился.

Загорулько (прихлебывая чай). Оно известно,… где тонко там и рвется.

Волохов (отставляя чашку). Ох, елы-палы, такую ткань теперь делают, не держит не черта. Вот в наше время ткань, так ткань была… крепдешин, а еще лучше молескин. А счас, что за ткани до чего народ довели демократы …Сталина на них нету.

Северьянова (возмущенно Аркадию).  А какая холера тебя в подвал понесла? Что ты там хотел найти, думаешь, что я  золото прячу? Да будь у меня хотя бы один слиток давно бы уже жила в другом месте.   

Аркадий(с наигранной обидой в голосе). Золото..вот еще. Я тетя в подвале капканы искал, чтобы их возле дома поставить, на случай, если эти бандиты вновь к нам сунуться.

Северьянова(внезапно смягчившись).  Ой, какой же ты молодец..защитничек мой любимый, а  я-то дура старая ни в жизнь про капканы бы не догадалась (приблизившись, целует Аркадия в лоб). Вот держи(отдает ему брюки).

Закавыкин (задумчиво размешивая сахар в чашке). Дожили. Раньше на волков ставили капканы, а теперь против людей. До какой степени агрессивности дошло наше общество, когда человек становиться хуже зверя.

Волохов..да зверям до нонешних людей, как до луны  топать.

Северьянова. Что есть то есть. Очерствел вконец народ. Никто трудиться не хочет, а молодым лишь бы сорить деньгами и развлечения подавай с утра до ночи.  Вот и племянничек мой в тунеядцы записался и сидит на моей шее (кивает на Аркадия). Раньше хоть за это садили, а теперь ..спи не горюй, были бы деньги, а работа
подождет.

Аркадий(с иронией). Уже вроде посадочный сезон закрыли, зима на дворе, а вам бы все садить, да садить, тетя.

Северьянова. Помолчи дармоед. Если  бы не мой огород, то давно бы с голоду окочурился. Земля-то вишь всех нас кормит и поит.

Аркадий (зевая). Да уж ..кормит. Да вы тетя денег на удобрения и семена потратили в этом году больше, чем овощей наросло. И вообще сельское хозяйство у нас убыточное..зона рискованного земледелия.  На сто потраченных рублей лишь на пять вырастет. 

Северьянова. Умный очень, за что только тебя из университета турнули.

Волохов (прикрывая рот ладонью)..известно, за что…за неуспеваемость.Ох, елы –палы, мне бы его года.

Аркадий.  Вы ничего не знаете, так вообще молчите. Да если хотите знать, я был самым умным на факультете. А исключили за то, что поспорил с преподавателем, а он затаил обиду и не пропустил на экзамене. Закидал гад допами, не помогли ни шпоры ни бомбы.

Северьянова. И правильно выперли. Ишь какой террорист выискался. Додуматься надо…бомбами бросать в преподавателя…хорошо, хоть живой остался.

Аркадий (презрительно)…темнота невежественная.

Павелецкая. Бомбы это листы бумаги, с которых можно списать.

Закавыкин(со смехом). Да сейчас студенты непростые. Сам не раз ловил на списывании. Удивительное дело до чего же изобретательный народ. Умудряются писать шпаргалки размером со спичечный коробок и даже меньше. Расписывают линейки, манжеты и даже части тела, а одна предприимчивая девушка ухитрилась написать формулы на коленках.  А поймаешь начинают спорить, что не виноваты, как будто колени ей сосед разрисовал.   

Волохов. Вот ловкачи какие. Мы в свое время даже и подумать о том не могли, чтобы спорить с учителем, а тем более списывать. Как учитель скажет, так и будет, потому, что он –учитель и всегда прав. А сейчас каждая сопля  норовит спорить, потому, как распустили всех донельзя.

Аркадий. Да, что вы понимаете. В споре истина рождается. А если, к примеру, преподаватель ошибается или просто глупости говорит, что же лучше сидеть и молчать.

Северьянова. Да, молчать. Язык поглубже засунуть и молчать. Вот когда диплом получишь, вот тогда и можно им молотить чего попало, а до этого молчать в тряпочку.

Аркадий. Дилетантская точка зрения. Каменный век, упадничество, архаизм …да так можно получить полную деформацию личности. 

Закавыкин. Преподаватели очень редко ошибаются в своем предмете, поскольку часто знают его в совершенстве, но любые доводы в споре должны быть четко аргументированы, иначе дискуссия превращается в балаган. Сколько я таких спорщиков видел, готовых спорить по любому поводу и без повода, лишь бы самим не учиться и другим мешать. Я таких тут же на чистую воду выводил и сразу осаживал. Дисциплина и знания - вот к чему должен стремиться любой студент, получающий образование, а вот от отсутствия знаний чаще всего и бывает деформация личности.

Северьянова. Лучше получить деформацию личности, чем голодным сидеть на помойке.

Аркадий (вполголоса). Ну, ничего.. вот приедет Вероника из города и все наладиться.

Северьянова. И как же тебе не стыдно брать деньги у девушки. Она такая хорошая, красавица. Крутиться, как белка в колесе учиться, да еще и работает на двух работах, чтобы тебя дурака обеспечить, а тебе хоть кол на голове теши. Хоть бы в дворники пошел.

Аркадий. Это никак невозможно. Я не чувствую в себе тяги  к физическому труду. Я человек интеллектуальный с тонкой душевной организацией. Для моей души, склонной к созерцанию и внутреннему эстетизму, необходимо  душевное равновесие и покой.   

Северьянова. Эстетизму, говоришь, а лодырем тебе быть  не стыдно. Еда сама в дом не приходит. Ой, как же мне тяжко.. пятнадцать лет с тех пор, как сестра с мужем разбились на машине я несу этот крест. В детдом не захотела отдавать, все –таки родная кровиночка …и вот воспитала тунеядца. В детстве баловала его сильно, жалко было сирота как-никак и вот результат. Еще в школе учителя ругали за двойки и  поведение, а я все по головке гладила, все прощала, вот и отблагодарил кровопийца.

Аркадий. Ах, вот вы как тетя, куском хлеба попрекаете (накинув пальто уходит, с силой хлопая дверью).   

Павелецкая. Зря вы так, Нина Ефимовна. Аркадий хороший и умный юноша. Просто у него сейчас в жизни черная полоса. Ему не везет: из университета отчислили, и работы подходящей  нет.

Северьянова. Помолчи защитница…Работу надо искать и хвататься за любую, какая ни есть, а кому он нужен  без образования и специальности. В профессора сразу его никто не возьмет.  Тьфу-тьфу..права была соседка…надо было его в ПТУ отдать теперь бы уже был человеком. 

Волохов. Вот такие они теперь. Молодые да ранние, умны не по годам, а уж норовисты какие: палец в рот не клади — откусят.

Закавыкин(морщась). Да это чаще не норов, а обыкновенное хамство. Вот раньше были студенты все как на подбор тихие и смирные, хоть картины рисуй. Преподавателям в рот благоговейно смотрели и ловили каждое слово,  иногда, правда, экземпляры тоже попадались ..аж держись, но в целом все было благопристойно. А теперь..придет на лекцию верзила под два метра, разляжется на пол стола, ничего в тетрадь не записывает, да еще и как корова жвачку жует. А на экзаменах кое-как ответит, а требует, чтобы в зачетке стояло только отлично. Вот и у Аркадия за красивыми словами про интеллектуальность и эстетизм скрывается обыкновенная лень. Таких для исправления  надо в тяжелую работу отдавать, а не в академиях учиться.   

Загорулько (щелкая семечки). Да счас таких «академиков» пруд-пруди. Дипломы купят и вперед. Только и есть, что корочки, а так ничего не знают и не умеют. Вот родственница моя за деньги в колледже учиться, так ей сами преподаватели дают списывать. А вот другой случай: одному пациенту молодой врач с купленным дипломом неверный диагноз поставил, так через час он загнулся, а врач спокойно в ординаторской спал. 

Телегина. Да, сейчас, к сожалению, это не редкость. Вот недавний случай. В одной больнице женщине делали простую операцию и так живот бедняжке исполосовали, что она инвалидом стала. Потом, конечно, был суд, и женщине присудили компенсацию, но здоровье уже не вернуть.

Закавыкин.  Правильно говорят, что у каждого, уважающего себя врача, есть свое маленькое кладбище.

Волохов (с озарением в голосе). Фальшивые врачи, учителя, юристы, экономисты. Фальшивые люди, машины, еда, фильмы, книги. А интересно есть ли в этом мире хоть что-нибудь настоящее.

Северьянова. Помолчал бы ветеран липовый: два значка-три медали. В конце войны месяц прослужил техником на запасном аэродроме, а корчит из себя героя. Каждый год в день победы собирает дань из продуктовых пакетов и разных побрякушек, как ветеран, а в школах детишкам врет, рассказывая про свои «подвиги». Как в танке горел, как на самолете с немцами дрался, как в штыковую ходил. Я вишь у него на столе вырезки из газет увидела с воспоминаниями ветеранов о войне, так про эти подвиги каждый год людям лапшу на уши вешает. Весь китель юбилейными медалями обвесил ровно иконостас какой, а совести вовсе нет, еще и других осуждает.

Волохов (вскакивает с трясущимися руками). Да как ты смеешь..дура, мещанка.                Я все равно воевал, и пусть не совершал подвиги, но я был на войне. Я видел, как это страшно. Я видел подбитую технику, самолеты, танки. Я даже несколько раз переносил носилки с раненными. Это правда, что  иногда я обманываю, но это обман на пользу. Людям нужны герои. Они сами склонны верить любому обману, особенно когда видят пожилого человека с орденскими планками. Это невозможно забыть, когда ты видишь десятки детских глаз, которые, не мигая, смотрят на тебя, когда ты им рассказываешь о войне. В тот момент забываешь обо всем, и невольно сам начинаешь себе верить. Сказать им правду в тот момент, значит, убить все то святое, светлое, что только что в них появилось.
Однажды меня, как ветерана, пригласили на детский утренник, чтобы я  рассказал о войне. Но, очутившись перед детьми, я вдруг осознал, что их ждет жестокое разочарование, если рассказать им правду и я рассказал историю про одного летчика, сбившего в одном бою несколько немецких самолетов, которую узнал от сослуживца. Но проблема в том, что я так и не смог признаться, что я не тот летчик. А что такое война? Это узаконенное разрешение на убийство миллионов людей. Неслыханное по своему масштабу злодеяние, за которое главных преступников называют героями и вешают на грудь ордена за убитых противников. За что бы в мирной жизни дали срок на войне награждают, хвалят. А герои без стеснения рассказывают о том, как они били врагов, забывая, что под военной формой другого государства были такие же люди, и они так же любили, надеялись и верили в лучшее. А ветераны это зараженные вирусом жестокости глубоко несчастные люди. А ты оскорбила в моем лице не только меня, но и всех ветеранов, да я тебя…(сжимая кулаки, наступает на Северьянову). 

Северьянова. Что ты тут людям мозги пудришь, говоришь про детей, про какие-то их светлые чувства, про войну, когда ты свой ветеранский паек на 9 мая втихаря сжирал и никогда ни с кем не делился. Заткнись (толкает Волохова, после чего тот падает на диван). Попробуй еще хоть слово сказать(показывает ветерану здоровенный кулак).   

Все присутствующие, кажется, немного в шоке от услышанного, хотя и стараются не подавать вида.  Чтобы разрядить обстановку Северьянова предлагает еще выпить чаю и гости шумно галдя и бренча кружками тянутся к самовару. Между тем, Волохов, наклонившись и закрыв лицо руками, продолжает сидеть на диване. 

Закавыкин.  А скажите, Нина Ефимовна, когда к вам в последний раз гости из города приезжали.

Северьянова. Три дня назад были нехристи. На больших черных машинах приезжали и вновь предлагали мне продать участок с домом и со всеми постройками. Молодые парни в дорогих костюмах с наглыми рожами. Сразу видно, что бандиты.

Закавыкин.  Сколько же предлагали?

Северьянова (гордо подбоченившись). Да уж поболее, чем тебе в несколько раз. Почитай, что дом-то мой один целехонький в поселке остался, а я ни в какую. Пачки долларов в руки мне совали, чтобы согласилась, только я не взяла. Не хватало, чтобы я на их поганые деньги купилась. Пусть знаю, не все продается, что покупается.  Этот дом еще мой отец Ефим Северьянов строил, когда после войны в Мухино приехал. Всю войну прошел от Москвы до Берлина, не то, что некоторые (кивает на Волохова). Под Сталиградом стоял насмерть, а не сдался. Пусть знают молокососы продажные это, что мой дом тот же Сталинград, и я отсюда никуда не уеду. Они мне все языком тренькали, что территория поселка  идет под застройку торгово-развлекательного центра, и все равно мне придется участок продать, а я их с лестницы спустила. Они мне грозили так, что пришлось их ружьем припугнуть..благо  один патрон остался. 

Закавыкин (нервно расхаживая по комнате). Да, у меня было почти так же, и, конечно, же нужно было раньше догадаться чем все это кончиться, но я не мог в это поверить. Продать дом за бесценок, разумеется, я не мог. Да, если бы я и согласился, где бы я теперь мог жить, когда этих денег мне бы и на сарай не хватило. Надо было соглашаться на все, а потом было уже поздно. Пожар. Неожиданно. Ночью. Все как в тумане. Голова, как в тумане. Огонь, огонь. Он повсюду. Он словно проворный красный змей пробирался по комнатам, пожирая все на своем пути. Мои драгоценные книги, научные работы, мебель красного дерева, коллекция масок из Африки все исчезло в считанные минуты. Меня уже почти задохнувшегося спасли пожарные, вытащив из полыхающего дома. Три недели в больнице, а потом ужасное зрелище: пепелище с трубой…вот все, что оставила  мне судьба. Исчез мой дом, моя крепость, мой мир, моя вселенная..и что же теперь мне делать?    

Павелецкая. Почему вы же в милицию не обратились, Дмитрий Ильич. Надо было написать заявление. Составить фотороботы и..

Закавыкин. Милиция…да что она может. Свидетелей нет. Доказательств и улик тоже.            В протоколе написали, что возгорание произошло вследствие неисправной электропроводки. Я настаивал на возбуждении уголовного дела, сообщил приметы подозреваемых, но они лишь посмеялись надо мной.  Так все ужасно, дом даже не был застрахован. Выходит и тут я виноват. Получается везде и во всем виноват только я, как будто и не было никакого поджога. А может, его и действительно не было (удивленно округлив глаза, смотрит в сторону).

Северьянова. Как это понимать?

Закавыкин. А так.  Сам загорелся. Вещи, как и люди, иногда сами решают, жить им или нет.

Северьянова (вполголоса). По-моему, ему надо голову лечить, видать повредил при пожаре.

Телегина. А мы дом успели застраховать, но только это не помогло. Как назло был такой ветер, что огонь быстро на соседские дома перекинулся, и они тоже запылали. Из вещей муж успел вытащить только сумку с документами и старый телевизор. А в страховой компании посчитали, что мы специально дом подожгли и страховку не выплатили. Знающие люди советовали в суд обращаться, а судиться  денег нет. И адвокаты дорого берут. Хотели занять, да не у кого, а в банках денег не дают, говорят, что не могут без обеспечения. И, правда, кому же охота деньги просто так выбрасывать. Пять лет, как закрылся наш металлургический завод и мы остались без работы. Такой был завод… гигант, гордость страны, а в одночасье развалили и обанкротили.  Благо я научилась мочалки из нейлоновых ниток плести и продавать возле трассы. Тем и кормились, а теперь и вовсе край…(всхлипывая, подносит платок к глазам).

Северьянова. Ничего, как-нибудь проживете. Человек с головой – вот ценность, а все остальное приложиться.

Слышится металлический стук. Это сын Павелецкой, что –то мастерит, стуча молотком. 

Северьянова (наклонившись спрашивает).Что ты тут делаешь, малыш? 

Степан. Да вот строю дом из железа, который никогда не сгорит. А когда вырасту, я построю большой каменный дом, в котором будем жить с мамой.

Павелецкая подходит и прижимает сына к себе, на ее миловидном лице появляются  слезы.

Телегина (с надрывом). Дети, дети…они-то за что  должны так страдать?

Павелецкая. Я до сих пор не могу нормально спать по ночам. Закрываю глаза и вижу …едкий удушливый дым, пробивающийся сквозь щели в дверях. Оранжевые языки пламени, поднимающиеся волнами вверх по бревенчатым стенам к темному и звездному небу, закручивающиеся в центре  в огненно-синюю спираль.  В голове стучит только одна мысль: найти и спасти ребенка. Ночь, а на улице светло так, что режет глаза. Грохот и снопы искр летят от падающих балок, и …обугленные деревянные развалины с мерцающими углями, постепенно покрывающиеся пестрой пеленой. Запах. Противный запах пепелища, которым пропиталось все, и от которого почти невозможно избавиться, ни тем более забыть. Огонь. Это та стихия, которая, казалось бы, должна давать силу и спасение людям внезапно оборачивается против них самих.  Маленький огонек, будто по мановению волшебника разом превращается в лютого кровожадного монстра, сметающего и пожирающего все на своем пути и нет от него  защиты. Но, пройдя этот огненный ад, я почувствовала некое облегчение, словно пелена упала с глаз. Огонь не только уничтожает, он еще и очищает все вокруг от всякой скверны.  Мы должны быть ему благодарны за то, что он разом избавляет нас от ненужных и старых вещей, в которых мы закопались, зарылись, делая более чистой нашу душу и помыслы. Огонь как же он велик и милосерден, если принимает в качестве дани за очищение старую мебель и одежду. Как вспомню, какой я была, когда тряслась над старыми, изъеденными молью тряпками, так сразу и противно и гадко делается на душе, а теперь мне все равно….я счастлива, как же я счастлива (хохочет судорожным смехом, переходящий в истеричное рыдание). 

Северьянова (едва слышно). Ну, вот еще один кандидат в сумасшедшие. Только бы буйствовать не стала, а то так глядишь, и мой дом  запылает.   

Закавыкин подходит и пытается успокоить Павелецкую, которая бьется в истерике. Постепенно она успокаивается и приходит в себя, всхлипывая и прижимая платок к слезящимся глазам.

Северьянова(обращаясь в Волохову). А ну-ка жук навозный собирайся на дежурство, скоро  смена придет.

Волохов. Да как можешь так со мной разговаривать. Да я пожилой человек, ветеран и тебе в отцы гожусь. Никуда не пойду. На дворе холодно.

Северьянова. Да ты моему отцу в отцы годишься …старый пенек.

Волохов. Да как ты смеешь.

Северьянова. Смею..я милок все смею, потому как я здесь хозяйка. Только я решаю, кого казнить, аль миловать. Если захочу, то вышвырну тебя за ворота в два счета и иди, куда глаза глядят.

Волохов. Да я в совете ветеранов состою…у меня сыновья в городе. Они помогут..защитят…

Северьянова (с презрением). Сыновья. Один сгинул, где-то в Сибири, а другой совсем спился..алкаш. Никому ты теперь не нужен, так, что живо собирайся.

Волохов (кряхтя, начинает одеваться). Собачья жизнь..почему же все в ней так несправедливо.

Открывается входная дверь. В дом с клубами пара, подрагивая от холода, входит Телегин c охотничьим ружьем.  Следом за ним входит продрогший Аркадий.

Телегин. Бррр.. ну и мороз (потирая руки). Вроде только начало ноября, а холодно, как зимой. Налейте, что-нибудь мне для сугрева (скидывает полушубок). Докладываю…по периметру все спокойно. Посторонних и подозрительных лиц не обнаружено.   

Держи Елы-Палыч(отдает Волохову ружье).

Волохов со скорбным видом надевает телогрейку, зимнюю шапку, берет в руки ружье, и, состроив на лице страдальческую гримасу, выходит на улицу.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/08/05/1679


Рецензии
Здравствуйте, Антон!
Понравилось начало.
Не специалист в области написания пьес и, если честно, редко их читаю, эту часть прочла с интересом. Люди разных возрастов, разных сословий, образования, взглядов, как я догадываюсь, раскроются, как личности, в конце. Извечный вопрос: "Собачья жизнь..почему же все в ней так несправедливо". Все всё знают, все всё понимают, находят виноватых, только себя, как правило, не замечают.
Интересно.
Спасибо, Антон.
С добрыми пожеланиями, Людмила

Людмила Колбасова   12.01.2024 14:31     Заявить о нарушении
Большое спасибо Людмила! Весьма рад, что начали читать пьесу. Скажу честно, это мой первый опыт по созданию творений подобного рода, и как получилось судить только читателям. Одно скажу, пьеса о людях современности, которые вынуждены выживать в предлагаемых обстоятельствах, а также о нравственном выборе каждого человека.

Антон Серебряный   12.01.2024 17:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.