Торг уместен

(шутка в одном действии)


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПЕРСОНАЖИ

М о л о д о й  ч е л о в е к
С у б ъ е к т

* * *

Комната в типовой многоэтажке. За письменным столом сидит молодой человек. В руках у него фотография его возлюбленной. Молодой человек не может отвести своих глаз от фотографии и время от времени сердечно вздыхает.

М о л о д о й  ч е л о в е к. Эх, Катя-Катерина… Отчего ж ты такая красивая! Так и расцеловал бы! Эх, Катя-Катерина…  Душу дьяволу продал бы, только чтоб ты моею стала! Эх, Катя-Катерина…

Молодой человек устремляет свой взгляд  в потолок и придается мечтам. Через какое-то время из стенного шкафа начинают доноситься шорохи и чиханья. Вскоре к ним прибавляются негромкие чертыханья. Наконец из шкафа появляется странный субъект.

С у б ъ е к т. Вот, ёк-макарек! Поналожат нафталина! (Чихает.) А ты… (Чихает.) А ты… (Чихает.) А ты… (Дважды чихает.) Потом соплями исходи! (Чихает трижды.) О-ой…

Субъект подходит к письменному столу.

С у б ъ е к т. (Гнусавя, указывая на бумажный лист, лежащий на столе.) Можно?

Молодой человек, удивленный происходящим, не может вымолвить ни слова и лишь растерянно пожимает плечами. Субъект берет лист бумаги и высмаркивается в него точно в платок. Затем отправляет его в корзину для мусора.

С у б ъ е к т. Ну, здравствуй, Фауст.
М о л о д о й  ч е л о в е к. Я Никита.
С у б ъ е к т. (Усмехнувшись.)  Вижу. Зачем звал?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Я?
С у б ъ е к т. Ну, не я же!
М о л о д о й  ч е л о в е к. А вы кто?
С у б ъ е к т. Я? Я часть той силы, что без числа творит добро, всему желая зла!

Сказанное вызывает у молодого человека недоумение.

С у б ъ е к т. Я так понимаю, классику мы читали? Тогда перейдем сразу к делу. Ты мне вроде бы что-то предложить хотел?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Предложить?

Пауза.

С у б ъ е к т. Не понимаешь? Хорошо, напомню. Цитирую: «Душу дьяволу продал бы, только чтоб она моею стала». Было такое?

Молодой человек молча кивает.

С у б ъ е к т. Вот.
М о л о д о й  ч е л о в е к. А вы?
С у б ъ е к т. Я это я. И я тут. А вот ты – давай.
М о л о д о й  ч е л о в е к. Что?
С у б ъ е к т. Товар лицом показывай!
М о л о д о й  ч е л о в е к. Какой еще товар?
С у б ъ е к т. Который мне продать хотел!

Молодой человек все еще не понимает, о чем идет речь.

С у б ъ е к т. Вот же напасть. Душу! Душу свою мне показывай! Или ты думаешь, что я, не глядя, у тебя ее куплю? Э-нет, я в этом деле давно. Калач тертый! Я на слово никому не верю! Наобманывался по молодости лет. Хватит!

Молодой человек  широко и добродушно улыбается.

С у б ъ е к т. Чего лыбишься во все свои тридцать два! Мне твои зубы без разницы! Или ты хочешь мне свое лицо продать? Так оно мне тоже без надобности! Меня и свое устраивает! А разонравится, я себе получше твоего найду. Душу показывай!
М о л о д о й  ч е л о в е к. А-а… как?
С у б ъ е к т. Расскажи о себе что-нибудь!
М о л о д о й  ч е л о в е к. Ну, я … Никита…
С у б ъ е к т. Это мы уже выяснили. Что любишь делать, Никита?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Так это…
С у б ъ е к т. Это все любят делать. Нашел, чем удивить!
М о л о д о й  ч е л о в е к. Я имел в виду сон.
С у б ъ е к т. (После раздумья, почесав нос.) Нет, не пойдет. Таких лентяев у меня уже пруд пруди. Еще чего любишь?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Ну… еще поесть люблю.
С у б ъ е к т. Из той же серии. Еще?

Молодой человек собирается что-то сказать, но субъект его опережает.

С у б ъ е к т. Про другие надобности даже не заикайся. (Кашлянув в кулак.) Кха. Я просто предупредил, чтобы время сэкономить.

Молодой человек задумывается.

С у б ъ е к т. Думать любишь?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Думать?
С у б ъ е к т. Понятно. Вот если бы любил, то сговорились бы. Душ мыслителей у меня кот наплакал. Может, у тебя таланты какие-нибудь завалялись?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Чего?
С у б ъ е к т. Поешь?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Нет.
С у б ъ е к т. А в дУше?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Я ванну принимаю.
С у б ъ е к т. Ясно. Рисуешь?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Если только пальцем на стекле…
С у б ъ е к т. Чего рисуешь?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Да как сказать… Ну, рожицы всякие…
С у б ъ е к т. Портретист, стало быть… А мой портрет сможешь написать?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Э-э…
С у б ъ е к т. Угодишь, так и быть – приобрету твою душу. Не угодишь, бывай.
М о л о д о й  ч е л о в е к. Да я толком и не рисовал никогда. В особенности, портретов.
С у б ъ е к т. Нестрашно. Вдруг в тебе этот талант дремлет! Вот тебе карандаш, бумага. Твори.

Молодой человек в замешательстве.
 
С у б ъ е к т. Или я пошел.

Пауза.

С у б ъ е к т. Ну?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Ладно…
С у б ъ е к т. Хех, другой разговор!

Субъект принимает портретную позу. Молодой человек начинает наносить на бумагу первые штрихи будущего портрета.

М о л о д о й  ч е л о в е к. И много их у вас?
С у б ъ е к т. Кого?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Душ человеческих.
С у б ъ е к т. А. Ну, думаю, миллиардов десять наберется.
М о л о д о й  ч е л о в е к. Десять? Да ведь и людей столько нет!
С у б ъ е к т. А ты умерших прибавь. Да не за прошлый год, а всех со времен неандертальцев.
М о л о д о й  ч е л о в е к. Неужели и в те времена душами торговали?
С у б ъ е к т. Хех! Конечно, торговали! Думаешь, огонь людям за просто так достался? Думаешь, его Большой У сам изобрел! Думаешь, молния случайно с неба слетела? И ведь как удачно – прямо в сухостой!
М о л о д о й  ч е л о в е к. А разве небесами не Бог заведует?
С у б ъ е к т. (Хмыкнув.) Чудак! Сдались Богу твои небеса!

Пауза.

М о л о д о й  ч е л о в е к. А колесо?
С у б ъ е к т. Что – «колесо»?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Колесо тоже с вашей помощью изобрели?
С у б ъ е к т. С моей. Только не колесо, а катки.
М о л о д о й  ч е л о в е к. Катки?
С у б ъ е к т. Ну, бревна такие. Их под груз подкладываешь и толкаешь. А уж что из катков можно колес настругать, это люди сами домыслили. Но ось с коленвалом уже целиком моя заслуга. Как и подшипники. Как и рессора. Да. Хех, о конвейере и не говорю! Одна из самых удачных сделок на моей памяти!
М о л о д о й  ч е л о в е к. А пенициллин кто изобрел?
С у б ъ е к т. Моя работа. Только с пенициллином у меня едва промашка не вышла. С десяток ученых души свои мне предлагали за лекарство от всех болезней. А у меня, как назло, идейный кризис. Ни одной свежей мысли! Ни одной! Как отрезало! Ох, я тогда бесился… Как уж на сковороде! А они все – «Молим, просим! Давай-давай!» Ну, я со злости отковырнул заплесневелый кусок штукатурки со стены свой обители да и втюхал им. Чтоб хоть на время отстали! А оно вона как вышло… Да… Хех! Смешно, однако! Но я не в обиде. Людей-то с той поры прибавилось, а значит, и коллекция моя пополнилась .
М о л о д о й  ч е л о в е к. А из живущих многие тебе души продали?
С у б ъ е к т. Лучше тебе этого не знать.
М о л о д о й  ч е л о в е к. Почему?
С у б ъ е к т. Окончательно в жизни разочаруешься.
М о л о д о й  ч е л о в е к. То есть – много?
С у б ъ е к т. Не мало. Только не спеши их осуждать. А лучше пожалей. Оно ведь как бывает: живет-живет человек, все место свое найти пытается. То туда приткнется, то сюда… И отовсюду его шпыняют… Вот он ко мне и взывает. Иногда от обиды, а по большей части – по глупости. Мог этот человек великим подвижником стать, а променял все свои задатки на семь нолей в банке. (После паузы.) Не в стеклянной, а…
М о л о д о й  ч е л о в е к. Я понял.
С у б ъ е к т. Вот так. Ну, чего там, готово?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Вроде бы.
С у б ъ е к т. Показывай!

Молодой человек демонстрирует субъекту свое творение. Портретом там и не пахнет. Его творение больше напоминает плохой детский рисунок.

С у б ъ е к т. Кха. Живописец из тебя, прямо скажем… как из меня херувим! У меня таких вот портретов вагон и маленькая тележка. Век больше не буду иметь дело с авангардистами!

Пауза.

С у б ъ е к т. Может, с писательством у тебя дело лучше обстоит. Не моросишь на досуге?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Как это?
С у б ъ е к т. Не пописываешь? Ну, там, рассказы, стишки, романчики для влюбленных дурочек. Нет?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Нет.
С у б ъ е к т. Может, этот талант тоже дремлет?

Молодой человек пожимает плечами.

С у б ъ е к т. Тогда попробуй что-нибудь накалякать.
М о л о д о й  ч е л о в е к. Что?
С у б ъ е к т. Да все равно! Только не роман. Не охота мне с тобою засиживаться. О, стишок коротенький сочини! Строчек в двенадцать!
М о л о д о й  ч е л о в е к. Какой?
С у б ъ е к т. Лучше лирический. Талант – он лирикой вернее всего познается. Ты ж, как я понял, влюблен по уши? Вот предмету страсти его и посвяти. Да, кстати, где он? Дай хоть взглянуть на нее одним глазком.
М о л о д о й  ч е л о в е к. Пожалуйста.

Молодой человек показывает субъекту фотографию своей возлюбленной.

С у б ъ е к т. Да… Хороша. Хех! За такую не то что душу, родину продать не грех! (После паузы.) Слушай, а может, сторгуемся?
М о л о д о й  ч е л о в е к. На чем?
С у б ъ е к т. На родине!
М о л о д о й  ч е л о в е к. Как это?
С у б ъ е к т. Ты какой-нибудь секретной информацией владеешь? К примеру, коды запуска ракет? Ключи к секретным шифрам? Или куда на самом деле деньги налогоплательщиков утекают?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Хех! Куда-куда… Известно куда!
С у б ъ е к т. Что – в карман чиновникам?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Ну!
С у б ъ е к т. Н-да… такая родина мне ни к чему. Чтоб такую девицу заполучить, таких родин десяток продать надо, если не сотню! Ну, ты твори, а я осмотрюсь пока.

Молодой человек берется за сочинительство. Субъект прохаживается по комнате.

С у б ъ е к т. (Остановившись перед стоящим на полке глобусом.) Изумительная дребедень! Что это?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Глобус. (Заметив на лице субъекта недоумение.) Уменьшенная модель нашей планеты.
С у б ъ е к т. Хех! А почему круглая?!
М о л о д о й  ч е л о в е к. А какой же ей быть?
С у б ъ е к т. Ясное дело – плоской! А слонов с черепахой куда подевали? Внутрь что ли запрятали?

Субъект несильно стучит по глобусу.

М о л о д о й  ч е л о в е к. Каких слонов?
С у б ъ е к т. Обыкновенных – с хоботом и ушами! Ладно. Ну, чего, получается у тебя там?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Не слишком.
С у б ъ е к т. Пиши-пиши. Вдруг ты у нас Екклесиаст потаенный.
М о л о д о й  ч е л о в е к. Так он вроде не писатель…
С у б ъ е к т. Один черт.

Субъект останавливается у окна.

С у б ъ е к т. (Ностальгически вздохнув.) А из нашего окна Площадь Красная видна. А их вашего окошка… Кхм… Чего вид такой унылый?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Почему – унылый. Мне нравится.
С у б ъ е к т. Хех! Что тут может нравиться: парк, церковь, библиотека? Это ж скука смертная! Ни одного мавзолея!

Субъект отходит от окна и останавливается у плаката с изображением Чарли Чаплина.

С у б ъ е к т. А это кто? Отец твой?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Нет, это актер знаменитый.
С у б ъ е к т. Актер? Хех! А чего ж я его не знаю! Как звать?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Никита.
С у б ъ е к т. Да не тебя, дурень! Этого!
М о л о д о й  ч е л о в е к. А. Это Чаплин.
С у б ъ е к т. Чаплин… (После раздумья.) Нет, не знаю такого. Впрочем, усы знакомые… У кого-то я их видел… Ну, чего там у тебя?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Ну… вроде бы…
С у б ъ е к т. Давай!

Молодой человек передает субъекту лист со своим творением.

С у б ъ е к т. Сейчас поглядим, что ты тут насочинял… Хех! (Читает с листа.) «Катя-Катя-Катерина! До чего же ты красива! До чего же ты красива! Катя-Катя-Катерина!» (С недоверием посмотрев на молодого человека.) Допустим… «Ах, Катюша-Катерина! До чего же ты мне мила! До чего же ты мне мила! Ах, Катюша-Катерина!» Кхм… «Эх, Катюша-Катя-Катя! Без тебя мне все не в счастье! Без тебя мне все не в счастье! Эх, Катюша-Катя… Катя…» Н-да… Поэт из тебя еще хуже, чем из Шекспира до нашего с ним знакомства!

Субъект сминает лист и отправляет его в корзину для мусора.

С у б ъ е к т. Думаю, что с остальными талантами дело еще хуже обстоит… Нет, такая душа мне без надобности.
М о л о д о й  ч е л о в е к. Что же делать?
С у б ъ е к т. Ну, тут два варианта: либо таланты развивать, либо что-то другое для обмена найти. Металл-то презренный в доме имеется?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Если только у мамы.
С у б ъ е к т. У мамы… Постой, а ты что ли с мамой живешь?

Молодой человек, стыдливо опустив глаза, молча кивает.

С у б ъ е к т. Хех! А лет тебе сколько?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Тридцать… один.
С у б ъ е к т. И все с мамой живешь?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Приходится.
С у б ъ е к т. Не можешь без мамки что ли?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Могу. Просто свое жилье мне не по карману.
С у б ъ е к т. Однако. А зарабатывать не пробовал?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Пробовал… (Выдохнув.) Не получается.
С у б ъ е к т. А кем трудишься?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Да там…
С у б ъ е к т. Так нашел бы себе работу подоходнее!
М о л о д о й  ч е л о в е к. (Сглотнув комок в горле.) Для доходных работ талантами не вышел. Как видно.
С у б ъ е к т. Тогда на этой бы работе подсуетился! Здесь списал, там подправил, подмахнул где надо пару ноликов – вот тебе и собственное жилье!
М о л о д о й  ч е л о в е к. Я так не могу.
С у б ъ е к т. Да что тут мочь, взял и!..
М о л о д о й  ч е л о в е к. Нет, не про меня это.
С у б ъ е к т. (Изумленно.) Что, совсем не тянет к чужому?

Молодой человек мотает головой.

С у б ъ е к т. А за лишний червонец удавишься или легко с деньгами расстаешься?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Чего ради них давиться – пришли, ушли. Дело житейское.
С у б ъ е к т. (После паузы, удивленно.) Оригинально… Представь картину: ты идешь по улице и вдруг – бац – под ногами находишь кошелек. Его поднимаешь, внутрь него заглядываешь, а там десять тысяч и визитка хозяина. Как дальше поступишь? Себе деньги оставишь или хозяину вернешь?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Чего тут думать – конечно, хозяину верну.
С у б ъ е к т. Только кошелек или вместе с деньгами?
М о л о д о й  ч е л о в е к. С деньгами. На кой мне чужие деньги сдались.
С у б ъ е к т. А-а, понятно, – надеешься, что хозяин кошелька тебе пару сотен за хлопоты отслюнявит?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Да нет, и в мыслях не держал.
С у б ъ е к т. А если в том кошельке не десять тысяч, а пятьсот!
М о л о д о й  ч е л о в е к. Так тем более вернуть надо. Человек, поди, уже с ума сходит по таким деньгами.
С у б ъ е к т. Во как… Хех! Это интересно, такого у меня еще не было! Представь еще картину: к тебе с посольством народ приходит и просит, окаянный, чтобы ты на себя бармы Мономаха возложил...
М о л о д о й  ч е л о в е к. Бармы? А это что такое?
С у б ъ е к т. Чтобы ты царем их стал, покровителем. Ну, как – согласишься или куда подальше пошлешь?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Не пошлю…
С у б ъ е к т. (Разочарованно.) Э-э-э…
М о л о д о й  ч е л о в е к. Зачем грубить людям?.. В вежливой форме откажусь и все.
С у б ъ е к т. Дурак, это ведь сила, власть, могущество!
М о л о д о й  ч е л о в е к. И чего?
С у б ъ е к т. Как?!! Ты ж весь мир можешь в своем хилом кулачонке держать!
М о л о д о й  ч е л о в е к. Большая власть – ответственность большая.
С у б ъ е к т. А ты ее сторонишься, стало быть…
М о л о д о й  ч е л о в е к. Нет, но… Как я могу за весь мир что-то решать, если, как будет лучше для себя, не разумею.
С у б ъ е к т. Вот это новость! Хех! Может, твоя душа чего-нибудь и стоит! Ну, допустим, выторгуешь ты у меня Катьку. А она вдруг грымзой окажется! Ты с ней не в любви и радости будешь жить, а в мучениях. Сильно тогда проклинать меня будешь, а? 
М о л о д о й  ч е л о в е к. Зачем же вас – себя.
С у б ъ е к т. Себя?!
М о л о д о й  ч е л о в е к. А как иначе – сам же хотел. И потом…
С у б ъ е к т. Уговорил, беру!
М о л о д о й  ч е л о в е к. Что?
С у б ъ е к т. Душу твою!
М о л о д о й  ч е л о в е к. А.
С у б ъ е к т. Составим договор?
М о л о д о й  ч е л о в е к. Какой еще договор?
С у б ъ е к т. Обыкновенный.

Субъект кладет перед молодым человеком чистый лист бумаги.

С у б ъ е к т. Я такой-то меняю душу свою и все, что к ней прилагается, на вечную близость с такой-то особой. Число, подпись.
М о л о д о й  ч е л о в е к. Кровью?
С у б ъ е к т. Чернилами. (Протягивая авторучку.) Кровь выцветает рано. Я на этой крови однажды так опростоволосился, что до сих пор скулы сводит от обиды! Да, забыл предупредить, что душа твоей зазнобы тоже мне принадлежать будет.
М о л о д о й  ч е л о в е к. Как это?
С у б ъ е к т. А ты как думал: муж и жена – одна… Кхм. Ну, ты в курсе.

Пауза. Молодой человек не спешит с договором.

С у б ъ е к т. Чего застыл? Ставь скорее свою закорючку, и пошел я. Меня сегодня еще в одном НИИ ждут. Не ладится у них там что-то. Уже семь раз ко мне взывали!
М о л о д о й  ч е л о в е к. А зачем мне она без души?
С у б ъ е к т. Хех! Так остальное-то при ней останется!
М о л о д о й  ч е л о в е к. (После продолжительного раздумья.) Тогда – не надо.
С у б ъ е к т. Как? Как?! Как это «не надо»?!!
М о л о д о й  ч е л о в е к. (Отодвинув от себя чистый лист.) Не надо.

Пауза.

С у б ъ е к т. Понимаю. Сам деловой человек. Поэтому... помимо зазнобы твоей, еще и взлет по карьерной лестнице тебе предлагаю! Неслыханный!
М о л о д о й  ч е л о в е к. Нет.
С у б ъ е к т. Хм… Ладно. А если так: любовь зазнобы твоей, карьерный взлет и… вечный двигатель! Он мне все равно без надобности.
М о л о д о й  ч е л о в е к. Нет.
С у б ъ е к т. Да ты чего?! Ты только представь – на весь мир же прогремишь! В историю войдешь! Улицы твоим именем называть станут!
М о л о д о й  ч е л о в е к. Нет, не по мне это.
С у б ъ е к т. Слушай, я, конечно, все понимаю, за такую душу, как у тебя, много можно отдать, но все же есть и пределы! Зарываться не надо! Ведь не Иисус же ты! О, а хочешь, я тебя проповедником сделаю, вроде Будды? А что – и уважаемо и непостыдно. Глупость, конечно, но зато последователи смирные: никого не жгут, никого взрывают!
М о л о д о й  ч е л о в е к. Нет.
С у б ъ е к т. Ну, тогда пошел я. Глядишь, в НИИ люди посговорчивее окажутся.

Субъект направляется к шкафу.

С у б ъ е к т. (Неожиданно обернувшись.) Последний раз предлагаю – возьмешь вечный двигатель?

Молодой человек усмехается.

С у б ъ е к т. Гордый! (После паузы.) А гордыня смертный грех, между прочим! Ну, прощай.

Субъект залезает в шкаф и закрывает за собой дверцу. Какое-то время из шкафа доносятся шорохи и чиханье, но затем все затихает. Несколько секунд молодой человек сидит в полной тишине, затем вздрагивает.

М о л о д о й  ч е л о в е к. (Тряся головой.) Бр-р-р! (После паузы.) Хех! Ведь примечтается же такое! Эх, Катя-Катерина… Отчего же ты такая красивая…

Конец


Рецензии