Мухинские погорельцы часть 3
ПЬЕСА
Часть 3.
Картина третья.
Большая комната в доме Северьяновых. На столе стоит бутылка водки, икра, селедка, колбаса и другие разносолы, привезенные Вероникой из города. Присутствующие заметно оживились .пьют и закусывают солеными огурцами и капустой.
Северьянова, опрокидывает стакан, охает и с шумом, словно морж выдыхает воздух из толстогубого жующего рта.
Загорулько не отстает от Северьяновой и с каждым выпитым глотком ее лицо становиться все краснее и краснее. Рот расплывается в необъятной улыбке с проглядывающими в частоколе челюсти золотыми зубами.
Аркадий с Евгением втихаря жучат пиво из большой пластиковой бутыли, стоящей под столом. Рядом с Аркадий сидит Вероника и не спускает глаз со своего избранника.
Евгений как-то странно глядит на Веронику и отводит глаза, словно пытаясь, что-то вспомнить.
Заквыкин интеллигентно держит свой стакан с отставленным в сторону мизинцем и отпивает по глоточку, одновременно слегка обнимая Павелецкую за плечи, рассказывая ей что-то на ушко, а она чуть краснея, стыдливо укрывает стройные ноги пологом юбки.
За Павелецкой ревниво наблюдает Аркадий. Рядом с Павелецкой сидит на стуле и жует сдобную булку сын Степан.
Анна Телегина, уже захмелев, почти беззвучно поет песню «Ой, ты, Порушка, Параня», раскачиваясь на стуле и, платком утирая слезы, устремив свой взор к потолку.
Телегин с бычьей шеей и могучими руками, раскрасневшийся от спиртного, наигрывает на гитаре шаловливую песенку.
Нас бандиты сжечь хотели
Переплавить на угли,
Только мы их одолели,
Сами улицу сожгли….
Что же делать нам придется,
Как теперь нам дальше жить.
Нам одно лишь остается
Северьяновой служить…
Закавыкин (обращаясь к Телегину). Ну, что опрокинем еще по одной, сосед?
Телегин(отставляя гитару). Давай, наливай. Только сильно не гони лошадей, а то ночь длинная.
Северьянова. Куда же вы разбежались. Подождали бы и других, вот нехристи.
Закавыкин. Ничего-ничего, душа просит праздника. А вам Ольга Сергеевна, налить(обращается к Павелецкой)?
Павелецкая. Ой, нет, я не буду.
Закавыкин(немного развязным тоном). Да как же. Для аппетиту надо, женщина вы или где, да и компанию поддержать надо. Как известно алкоголь укрепляет центральную нервную систему и способствует расширению сосудов. Выпейте, а то у меня к вам пропадет симпатия. Как говорили древние римляне: вино – зеркало ума.
Павелецкая(со вздохом). Мне ли не знать, бывший муж был алкоголиком. Иногда такое вытворял под градусом, что становилось непонятно был ли у него вообще ум.
Закавыкин. Ну же, коллектив просит, особенно его мужская половина.
Телегин. Ты за всех-то не говори, тоже мне профессор..кислых щей. Вот из за таких профессоров все наши беды. Напои ученого козла вот он бед и натворит.
Закавыкин(с пьяным удивлением). Это вы про меня?
Телегин. Да, про тебя. На копейку выпьет, а шуму, будто на сотню.
Закавыкин. Да как тебе не стыдно. Я человек с высшим образованием, кандидат наук..да за такие слова я тебя (подскакивает к Телегину).
Телегин.Да, пошел ты(отбрасывает Закавыкина, как пушинку в угол). Что ученая глиста, это тебе не студентов безответных на экзаменах мучить. Астеник недоделанный.
Павелецкая(кидаясь к Телегину). Борис Григорьевич, не трогайте Закавыкина. Я..я лучше выпью(опрокидывает рюмку в рот и задохнувшись спиртным широко раскрывает глаза и кашляет).
Северьянова (хлопая Павелецкую по спину). Ай, хорошо пошла. Ну, будь здорова, красавица.
Северьянова (наступает на Телегина). А ты почему, в моем доме ученых людей забижаешь. Руки отрастил как у борова, а ума вовсе нет. Ты, что же думаешь, жирный дикобраз, что учить людей легче, чем грязным болтом в причинном месте ковыряться. Тут мозги и знания нужны и не каждому это дано. Вот племянник мой до сих пор неучем ходит (кивает на Аркадия). Еще раз ударишь Дмитрия Ильича, выгоню в два счета, и пойдешь на мороз груши околачивать.
Телегин (сникая). Да, что я ничего дурного и не думал, он сам первый начал задираться. И извиняйте, если что не так. Жизнь теперь такая тяжелая пошла, что неровен час на кого-нибудь да окрысишься. Да ну вас всех..(пересаживается в дальний угол).
Закавыкин морально унижен, но находит в себе силы подняться и снова сесть за стол.
Закавыкин. Вы думаете, что это мы во всем виноваты….ученые люди, профессора и академики, но только мы тут ни при чем. Мы сами оказались жертвами ситуации и тот момент, что я сижу среди вас в одной комнате, только подтверждает это.
Северьянова. Да, что ты батюшка, мы вовсе так не думаем. Не слушай Телегина. Он во хмелю и не такое может сморозить.
Телегина. А кто же тогда виноват. Раньше мы жили хорошо. Работал металлургический завод и поселок процветал, даже из города сюда приезжали на работу. Люди работали и получали зарплату, растили детей и уверенно смотрели в будущее, не боясь, что тебя могут просто так выгнать или уволить. А потом началась перестройка..завод закрыли, и все мы разом оказались никому не нужны. Кто смог, тот уехал в город на заработки или переехал к родным, а нам и ехать некуда. А после пожара мы и вовсе стали нищими ни работы, ни жилья над головой. Как же дальше жить? Хорошо, хоть сына успели вырастить, благо, что теперь он в армии, а вернется, куда он придет, и где будет жить? Вместо поселка пепелище. Говорят, что тут построят торгово-развлекательный центр, но от этого не легче. Кто же тут будет играть в казино, и развлекаться, разумеется, не простые люди, а бизнесмены, бандиты и олигархи.
Северьянова. Олигархи. Слово-то, какое придумали, могли бы воров как-нибудь попроще назвать.
Телегина. Вот эти проходимцы предложили за наш дом и землю такую цену, что в городе за нее и комнату в коммуналке не купишь, а теперь, когда наш дом сгорел, ее вовсе бесплатно отнимут. Наверняка, сами ее и подожгли, чтобы мы были сговорчивее, а теперь даже на хлеб денег нет. Все сбережения и ценные вещи сгорели при пожаре. Мы с мужем ездили в город, чтобы найти хоть какую-нибудь работу, но сказали, что без городской прописки ничего предложить не могут. Так ни с чем назад и вернулись.
Закавыкин. Так кто же виноват, что мы в таком положении оказались. Выходит, мы сами и виноваты.
Телегина. Чем же это мы виноваты? Тем, что почти тридцать лет работали, не воровали, не обманывали, а именно работали. И что сейчас же время, если процветают лишь воры и бандиты.
Северьянова. Вот –вот…время. Самое, что ни на есть…бандитское, потому, что все для них, у них и правда в руках и все законы.
Закавыкин. Ну, тут вы немного передергиваете, Нина Ефимовна. Законы законами, а разрешение под застройку поселка давал глава города. Тот самый глава, за которого мы все голосовали. Разве нет?
Северьянова. Ну, голосовали,..а как же за него было не голосовать, когда на всех плакатах он красовался…молодой, красивый, интересный. Ну, кто же мог тогда знать, что он вором окажется.
Закавыкин. За что же голосовали: за главу города или за красивое ухоженное лицо на плакате?
Северьянова. Что сделано, того уже не поправить. Да и не только плакаты..вот и столичный артист Вадим Хвощинский приезжал за него агитировать. Говорил много хорошего..мол и семьянин и хозяйственник, и честный очень, как же тут не поверить.
Телегина. Выходит, что нам продали «негодный лес»: снаружи красота, а нутро гнилое. Как же тогда отличить хорошего и честного человека от вора и бюрократа?
Северьянова. Да все они честные, пока наверх не вскарабкаются, а потом можно и забыть про все обещания. Если бы не Хвощинский и голосовать не пошла. Страсть как люблю этого актера, во многих фильмах снимался.
Закавыкин(смеется). Ха-ха…ну да, все правильно..актеры, это же актеры.
Северьянова. Ну и что тут такого, что актеры разве не люди.
Закавыкин(не на шутку распаляясь). Да вы поймите, кто такие актеры.
Актеры - люди, которые примеряют на себя тысячи масок и других образов за очень короткое время. Это профессиональные вруны или обманщики и чем актер убедительнее врет со сцены или экрана, тем он дороже ценится. За деньги актеры соглашаются быть кем угодно..королем Лиром или Гамлетом, но это уже не важно. Важно другое, что у актера нет и не может быть собственного мнения, потому что, примеряя на себя тысячи личин и образов люди теряют свою индивидуальность. Кроме того, актеры сильно зависят от денег, что ставит их на одну плоскость с другой древнейшей профессией. Да, да…они как проститутки ложатся под любого, кто даст им денег либо возможность играть роль. Вот почему эта профессия так востребована сегодня. Но люди про это не задумываются, когда видят или слышат известного актера, артиста, мнение которого для них свято, не понимая, что все их слова - это хорошо сфабрикованная ложь. Адмирал Колчак, к примеру, захватывая какой-нибудь очередной город, приказывал, в первую очередь, не трогать артистов, проституток и кучеров. Они служат любой власти.
Северьянова (с недоверием). Так, что же все актеры вруны?
Закавыкин. Скорее игруны. Играющие вруны. Многие даже начинают специально верить в то, что играют, этого требует от них искусство перевоплощения, и делают это гениально. Есть такая система Станиславского, которая предполагает полное вживание в любой образ. Хороший актер этим и хорош, что умеет влезать в нужную личину, профессионально изображая мысли и эмоции любого человека.
Павелецкая. Ну и что с того, что они врут или играют, ведь как был бы скучен мир, если бы в нем не было игры и лицедейства, а были бы только шаблонные и холодные образы обыкновенных людей. Немыслим мир без спектаклей, театральных постановок, пьес и водевилей. Все искусство пронизано некой иллюзорной атмосферой притягательности. Да и куда пойти простым людям, утомленными чередою серых будней и бытовыми проблемами. Должна быть какая-то радость в жизни или отдушина, позволяющая хоть одним глазком посмотреть на другой мир, где все необычно и красиво. Оторваться хоть на миг от стирки и уборки и уйти в другую реальность. И неважно, что это будет экран кинотеатра или театральные подмостки. И в тот момент, когда открывается занавес, люди по настоящему счастливы. Пусть ненадолго, но счастливы. Искусство дарит простым людям веру в лучшую жизнь. Но даже и простые люди играют. «Весь мир театр и люди в нем актеры», - говорил великий Шекспир и был прав. Да и мне в жизни столько раз приходилось лгать или лицемерить, что я и сама не лучше любого артиста. А моральная составляющая или профессиональная деформация это уже проблемы тех людей, кто личную выгоду ставит выше искусства.
Северьянова. Ну, выяснили, что артисты тут ни при чем. Они такие страдальцы, как и мы.
Павелецкая. Скорее жертвы обстоятельств.
Закавыкин. Жертвы....да некоторые из этих жертв такие деньги гребут, что вам и не снилось.
Телегина. Ну и пусть. Каждый зарабатывает, чем может. Как можно на них злиться, ведь они только играют роли. Нельзя же, к примеру, обвинять в сквернословии попугая, если он жил у хозяина -матерщинника и пьяницы и просто повторяет чужие слова, которые для него представляют простой набор звуков.
Закавыкин. Аналогия неуместна. К вашему сведению, человек тем и отличается от животных, что обладает мозгом большого размера и владеет членораздельной речью, что в свою очередь предполагает выбор произносимого текста и ответственность за свои слова. Да и вообще недопустимо сравнивать людей с птицами, поскольку принадлежность к человеческим особям предполагает...
Северьянова(перебивает). Предполагает...предполагает, но слово-то не воробей, вылетит и не поймаешь.
Павелецкая. Сначала надо думать, а потом говорить.
Телегина. Точно.
Северьянова. Но все же очень интересно по чьей же вине мы оказались в таком положении?
Телегин(вновь подсаживаясь к столу). Это все идет от системы.
Телегин смотрит на стену, а потом берет в руки небольшую статуэтку, стоявшую на полке.
Телегин. Что это за баба с весами?
Закавыкин. Это не баба это Фемида -богиня правосудия.
Телегин. Да тут сбоку надпись...1 место Аркадию Северьянову...
Аркадий. Да это моя статуэтка. Мне ее дали за победу в юридической олимпиаде в университете.
Телегин. Она не видит, у нее повязка на глазах. Как это верно подмечено изобразить правосудие незрячим.
Закавыкин. Повязка у Фемиды это символ беспристрастности. На весах правосудия взвешивается добро и зло, вина и невиновность. Справедливость правосудия предполагает и точное взвешивание деяний, чего бы не было если бы глаза у богини были без повязки. Повязка на глазах символизирует отрешенность. Богиня ничего не видит, и на ее решение ничего не может повлиять, кроме закона.
Телегин. Никто меня не переубедит в моей правоте. Правосудие нынче у нас слепо к простым людям, не то что раньше. Два года назад меня в городе сбила машина на пешеходном переходе. За рулем был сынок какой-то милицейской шишки. И что вы думаете...сынка отец отмазал, а я несколько месяцев пролежал весь переломанный в стационаре. Вышел, а тот молодец так же гоняет по улицам без всяких правил..его даже и прав никто не лишал, тем более, чтобы привлекать к какой-то ответственности за наезд на пешехода. Ходил к главному прокурору, смотрел дело да что толку. Доказательств нет. Свидетели показали, что это я виноват...де переходил дорогу в неположенном месте, еще и выпимши был. Все одно к одному подточено... и бумаги и свидетели. Плюнул да ушел. Плетью обуха не перешибить.
Закавыкин. Ну..это частный случай, который не имеет никакого отношения к общему правилу.
Телегин. Да как не имеет. Вот если бы вместо меня под колеса попал какой-то другой важный человек, тут был бы совсем другой коленкор. Сразу бы налетели адвокаты-прокуроры и молокососа тут же бы определили куда следует и папаша бы со связями не помог. Потому я и говорю, что в нынешнее время простому человеку правду не сыскать.
Загорулько. Ой, не знаю, почему и ради чего вы спорите, но сегодняшнее время мне по вкусу. Сколько таких болтунов у нас по рынку шатаются. Языками чешут, а сами норовят, какой- нибудь товар стащить, а работать никто не хочет. Так, за бутылку иногда мужики помогают ящики переносить, а чтобы постоянно вкалывать..ни-ни. Вот такой народ ленивый ему ничего не делать, да еще бы других критиковать. Сами палец о палец не ударят, а потом возмущаются…денег им мало дают. Ненавижу таких нахлебников и тунеядцев.
Телегин. Спекулянтка чертова. В старое время тебя бы давно посадили. Обманывать и околпачивать людей научилась вот потому сегодняшнее время только для таких как ты и услада.
Загорулько (с возмущением). Я…я спекулянтка? Да вы все от нас зависите. Чуть кому то надо, то сразу ко мне бежите ..кому свежих овощей, кому фруктов, а кому денег в долг. Да если хотите знать, то моя жизнь хуже любой скотины. Я встаю затемно и цельный день на рынке стою в любое время в жару и стужу без выходных и праздников. Ящики тяжелые приходиться ворочать, на грузчиков надежды нет. Все здоровье на рынке оставила…вот и поясница болит –продуло и тромбофлебит в ногах. При этом, всякая пьянь норовить тебя обругать разными похабными словами или стащить, что плохо лежит. И платить за все надо, хозяину за товар, бандитам за место на рынке, а для себя же одни крохи остаются. А сколько испорченного приходиться выбрасывать на свалку, аж кровь в жилах стынет. А цены? Разве я их на рынке устанавливаю. Если я буду торговать ниже, то соседи меня и вовсе со свету сживут. Иной раз гляжу на маленьких детей, которым родители не могут сладость какую-нибудь купить и сердце так кровью и обливается, то бывает, и товар втихаря по бросовой цене в ущерб себе отпускаю. Мальчишка тут недавно оборванный крутился, все его знают: мать пьет, отец в тюрьме, так стащил у одной товарки рыбу и побежал, но догнали и до полусмерти бы избили, если бы я не заслонила его своим телом и не держала так до приезда милиции. Если бы вы знали, сколько на рынке сволочных, продажных людей, готовых убить за пару гнилых помидоров или яблок. Собака вот жила у меня под прилавком, так я ее два месяца кормила продуктами из дома, а когда та ощенилась, я сна белого не видела, пока щенков не пристроила в хорошие руки. Думаете, что мне так нравиться торговать и обманывать, но это не так. Я ведь на геолога когда-то хотела учиться, минералы изучала,… но теперь, где они …геологи, вот на рынок и пошла, чтобы как-нибудь выжить. Давно бы уже ушла, но куда я пойду, а теперь и дом сгорел (горько и с придыханием рыдает).
Телегин(сконфуженно). Прости меня, Аля, что я так тебя обозвал. Мы же все знаем, какая ты душевная, славная женщина. Сколько живем, ни разу о тебе ничего плохого не слышал. Деньги в долг сколько раз давала без сроков и всяких процентов. Да и про щенков все знаю: видел, как ты объявления расклеивала(подходит и примиряющее кладет свою широкую ладонь на плечо торговки).
В то же время, Евгений, что-то шепотом рассказывает на ухо Аркадию, взглядом указывая на Веронику. После этих слов Аркадий меняется в лице, мотает головой, а затем приглашает девушку в соседнюю комнату для разговора. Вероника, отставив стакан с соком, проходит следом за Аркадием в соседнюю комнату.
Продолжение http://www.proza.ru/2018/08/05/1694
Свидетельство о публикации №218080501682
Люди, конечно, попали в очень тяжёлую жизненную ситацию, и в их разговорах и осуждениях всех вокруг есть, конечно, своя правда. Но... очень большое говорю, НО: а не сами ли мы обманываться рады? В рассуждениях, на любых посиделках, мы все такие умные и все знаем, кто виноват, и всех осуждая, в своих глазах ничего не видим. И ничего, абсолютно ничего не делаем, для того, чтобы улучшить свою жизнь, кроме пустой болтовни.
Знаете, Антон, мне искренне жаль Ваших погорельцев, действительно, врагу не пожелаешь, остаться без ничего, но "слушать" их, порой, крайне неприятно. И среди десятка героев пьесы, мне никто не пришёлся к душе.
А Вы, Антон, молодец! Отличная работа.
Спасибо!
С уважением, Людмила
Людмила Колбасова 18.01.2024 23:13 Заявить о нарушении
Антон Серебряный 19.01.2024 07:51 Заявить о нарушении