Свои и чужие

               
   Отделять «своих» от «чужих» — это задача, которую человек вынужден решать перманентно в течение всей своей жизни. Она обусловлена его социальной сущностью и от правильности её решения зависит степень его выживаемости. В качестве примера наших образных представлений о «полюсах» человеческих отношений, можно вспомнить две поговорки, одна из которых восходит к римскому драматургу Плавту, изрекшему в одной из своих комедий: «Человек человеку — волк» («Homo homini lupus est», лат.), а другая — к постановлению XXII съезда КПСС, гласящему, что «человек человеку — друг, товарищ и брат». Вот и ищите ориентиры в этом «диапазоне»!

Любой конкретный человек уже по своей природе является мужчиной или женщиной, красивым или уродливым, физически сильным или болезненно-слабым, умным или тем, о котором принято говорить, что «он звёзд с неба не хватает» — и всё это естественные «барьеры», отделяющие его от других. Кроме того, любой индивид обладает характером. Он может быть склонен к одиночеству и чураться людей или, наоборот, быть в высшей степени коммуникабельным, вступая во всяческие «компании», «секты», «банды» и «партии». Всё это надо иметь в виду, если мы ведём разговор о некой отдельной «среднестатистической» личности.
   
Сразу после рождения, когда ребёнок ещё мало чем отличается от котёнка или щенка, природный инстинкт позволяет ему выделять самых близких ему людей: отца, маму, бабушку, дедушку, братиков и сестричек. Чувство близости непременно распространяется и на нянечку, если таковая имеется. А ещё к ним в дом на праздники приходят родственники, которые приносят подарки и ласково улыбаются. А ещё есть соседи и сослуживцы родителей, есть герои любимых фильмов и развлекательных передач, есть певцы и артисты. И кто-то из них — уже «хороший знакомый», а кто-то — «ещё не очень»... В конце концов, у ребёнка есть любимая кошка Маша и пёс Барбос — тоже «родные» для него существа.

Потом ребёнок взрослеет, становится школьником, студентом и тружеником, вступая в сложную, зыбкую, далеко не всегда осознанную им систему человеческих отношений. Для наглядности распределим их по категориям.

1. Каждый субъект по своему происхождению и «географическому положению» — гражданин какой-то страны. И для него все сограждане, независимо от их моральных и умственных качеств, априори считаются «нашими», а все остальные — «чужими» («немцами»!). О патриотизме написано и сказано много. Всякая любовь — это бесценный дар, и её надо бережно сохранять. Однако любовь к Родине подразумевает необходимость, возможность и даже потребность иногда чем-то пожертвовать ради неё. Впрочем, порой и любовь бывает слепа и зла. Кичливый и воинственный патриотизм, которым люди размахивают, как палкой, быстро превращается в «последнее прибежище для негодяев» («формула», позаимствованная из откровений Л. Н. Толстого).   

2. Достигнув совершеннолетия, человек вливается в какой-нибудь профессиональный коллектив, очерчивая тем самым естественный круг общения, где «нашими» становятся для него те, с кем он трудится. Это могут быть инженеры, шофёры, моряки, работники торговли, бизнесмены, артисты, спортсмены... В зависимости от материального положения, любой субъект невольно вынужден относить себя к бедным или богатым. В худшем случае фортуна может занести его в сообщество маргинальных изгоев, где «нашими» для него будут бомжи, алкоголики или воры, а «чужими» — все прочие!

3. Если человек постигает науки, то сразу погружается в мир, где царит строгая иерархия. Все живые существа разделяются в ней на «классы», «роды», «семейства», «отряды» и «виды». И это — как минимум! Поскольку мы, человеки, принадлежим к классу млекопитающих, то свиньи, коровы и бегемоты — нам заведомо «ближе» и «роднее», чем, к примеру, более симпатичные с виду пчёлы и муравьи. Те ведь тоже относятся к существам «коллективным», тоже вместе строят «дома», иногда даже «жертвуют» жизнью ради других... В более узком смысле мы (люди) принадлежим к отряду приматов, так что бабуины, гориллы и шимпанзе — нам ещё более «близкие» существа, чем коровы!            

4. В личной жизни традиционный человек («традиционный» в том смысле, что он не «голубой» и обладает инстинктом продолжения рода) всегда ищет «свою половинку». Чтобы создать семью, ему приходится делать осознанный выбор, полагаясь на какие-то собственные представления о будущем счастье. В идеальном случае муж и жена — два самых близких человека на свете. Они рожают и воспитывают детей. Делят вместе горе и радости. Наступает время, и дети становятся для них самыми близкими и ценными существами. В конце концов, семья — это ячейка общества, то есть, некая живая клеточка социального организма и от её здоровья зависит и здоровье общества в целом.
Ещё один личный выбор связан с поиском «настоящих друзей». По каким-то интуитивным критериям человек выделает из массы особую категорию людей, которые ему «по душе». Именно с ними он бы «пошёл в разведку» (образное выражение, характеризующее высшую степень доверия, надёжности и преданности). В иерархии ценностей «друзья» всегда занимают высшую ступеньку.
 О любви и дружбе написаны тысячи замечательных книг и снято тысячи фильмов. В них показано, как люди ошибаются в выборе друзей и супругов, как переживают предательство, и страдают. Но стремление найти «свою половинку» или «верного друга» от этого не исчезает. Оно — такой же атрибут человека, как его кожа и сердце. 
 
Хотелось бы подчеркнуть, что важны не сами границы, разделяющие людей, а степень неприязни и отчуждения, которые они создают.  Одно дело, когда физики спорят с лириками с шуточками на выступлениях КВН, как это было в 60-е годы. И совсем другое дело, когда сегодня работяги, не имеющие средств, чтобы приобрести жильё для семьи, ненавидят олигархов, покупающих где-нибудь в Лондоне дома за 100 млн. $ или футбольные клубы.

И в заключении хотелось бы выделить две категории «разделения» людей, которые играют доминирующую роль в истории человечества. Это религия и политика.

5. Сущность религиозной неприязни можно выразить простыми словами: «Наш Бог — самый лучший и самый мощный! Если кто-то в него не верит, тем хуже для него!» О религиозных войнах мы знаем ещё со школы. Все помнят о разорении латинскими крестоносцами православного Константинополя и Варфоломеевской ночи. А ведь это лишь войны христиан друг против друга! Что уж тут говорить о войнах христиан против мусульман или мусульман против иудеев! Они непрерывно идут на протяжении тысячелетий, не прекращаясь ни на минуту. Что же касается идеи «объединения всех религий», то это — наивная блажь! Скорее человечество погибнет из-за какого-нибудь природного катаклизма, чем попы во всём мире «договорятся»!

6. Политика, являясь по выражению классика «концентрированным выражением экономики», всегда сводится к завоеванию удобного места возле мирового корыта. Вырвать кусок у своего «ближнего» — вот её главная цель! Под «ближним» в данном случае подразумевается любая  страна-конкурент, хотя, в сущности, под таковыми следует подразумевать все государства мира. Конечно, и на государства можно распространить поговорки, приведенные в начале статьи, но с очень большой натяжкой! Если среди людей ещё кое-где процветает «свобода, равенство, братство», то среди стран — их надо искать с огнём. Даже ближайшие «союзники» всегда готовы нанести удар ножом в спину. Поэтому водородные бомбы, товарищи, нужно всегда держать «сухими» и наготове — это залог уважения между «партнёрами».
Но в политике есть одна грань, а точнее говоря, «компонента», чем-то напоминающая религию. В каждой стране есть люди, недовольные тем «направлением», в котором движется государство и нация. Есть искушение свести эти «сомнения» к представлению о «корыте». Но чаще всего «оппозиционеры» руководствуются отнюдь не материальными выгодами, а «более высокими идеалами». Хорошо, если они, как «славянофилы» и «западники», ограничиваются интеллектуальными спорами и «проектами» социального обустройства, не призывая к бунту. Но  в годину смуты эти самые «оппозиционеры» взрывают страну изнутри. Начинаются гражданские войны. Брат идёт на брата, сын – на отца!
Примеры — у нас под носом! Всего каких-нибудь четверть века назад «взорвался» СССР. В 1917 году «взорвалась» Российская империя. А сегодня? Обратите внимание на Северную и Южную Корею. Один народ, один этнос, а какая вражда! А что не поделили между собой Россия и Украина? Идеологию? Модель «хорошей» жизни, о которой они мечтают? Россия «убежала» из СССР в «светлое прошлое», чудесным образом заквашенное на «рыночных отношениях», где есть попы, олигархи и мечтающие нас удушить западные «партнёры». А Украина «рвёт когти» в Евросоюз, прихватив с собой «деревенский отмирающий диалект» (термин одного моего приятеля) и князя Владимира Красное Солнышко, проклиная на все лады русских и коммунистов. И тут уж сам чёрт не разберёт, где «наши», где "ваши", а где просто заблудившиеся придурки!

   




































 




























 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.