Трофейный флот Сталина

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. ОН УЖЕ ДОМА!

Барк был построен в 1933 году в Гамбурге на судоверфи «Блом и Фосс». Построен по личному указанию канцлера Гитлера, принявшего участие в дизайне парусника. Барк получил имя «Горх Фок», в память о немецком поэте и прозаике-маринисте Иоганне Кинау, носившем псевдоним Горх Фок. Сам Кинау служил матросом на крейсере «Висбаден» и погиб в Ютландском сражении в 1916 году. Новый барк «Горх Фок» стал учебным судном для моряков военно-морских сил Германии.
В конце Второй Мировой войны, при выходе из балтийского порта Штральзунд, барк подорвался на мине, получил не слишком тяжелые повреждения, но был оставлен экипажем и затоплен. В 1948 году советские водолазы «ЭПРОНа" подняли «Горх Фок» со дна моря.

После трёх лет ремонта в Висмаре и Лиепае, в 1951 году барк уже под советским  флагом и под новым именем «Товарищ» вышел в свой первый рейс по Балтике. Документов на парусник у новых владельцев не было, был он поднят в водах Германии, поэтому судно могло быть запросто арестовано в любом европейском порту. Очевидно по этой причине его отправили на Черное море.

Украденный парусник стал учебной частью Херсонского мореходного училища имени лейтенанта Шмидта. В 1957-м «Товарищ» совершил продолжительный рейс к берегам Африки, Индонезии и Индии. В 1972 году принял участие в торжествах по случаю 175-летнего юбилея американского фрегата «Констелейшн» в Нью-Йорке. Там парусник стал обладателем «Золотого кубка Атлантики». 1974 и 1976 годы также принесли «Товарищу» победы в международных регатах. По иронии судьбы в одной регате участвовал новый немецкий парусник «Горх Фок». В советскую эпоху барк побывал в 86 странах мира, а мореходную практику на его борту прошли более 15 тысяч курсантов местной и Одесской мореходок.
 
Херсонцы и одесситы искренне любили свой парусник. Когда «Товарищ» приходил в порт - это было событием! В такие часы на набережной было шумно. Каждый хотел узреть знакомый белоснежный корпус легендарного барка, прикоснуться к нему, побывавшему в дальних странах, вдохнуть аромат просоленных парусов. Красавец-парусник был звездой романтического жанра советского кино: его снимали в «Алых парусах», «Острове сокровищ», в фильмах «Максимка», «Капитан Немо», «Мятежный “Орион”», «Граф Монте-Кристо».

В 1995-м судно пришло на ремонт в Англию, где планировалось обновить парусное оснащение и такелаж. Там выяснилось, что и корпус требует серьезного ремонта. Для этой цели требовалось не менее $3 миллионов. Таких денег на ремонт красавца у России и её главных воров Березовского и Абрамовича конечно же, не было. Эти тратили украденное на свои понтяжные баржи. Законная собственность Германии, барк остался в английском порту под арестом. Попытки президента Украины Кучмы и премьер-министра Ющенко изыскать нужные средства не увенчались успехом. Моряки «Товарища» оказались брошенными на произвол судьбы, в чужой стране. Команда, оказавшаяся без средств и поддержки, выдержала на голодном пайке долгих три месяца, а потом 39 из них, отказавшись от дальнейшего бессмысленного ожидания, уехали домой.

На борту осталось шестеро. Они бедствовали, не было ни еды, ни воды, ни топлива. Когда в порт приходило украинское судно, капитан просил у земляков помощи. Однажды в английских газетах появилась информация о терпящих бедствие украинских моряках. Местное население тут же откликнулось, стали нести продукты, предлагать деньги. Немного позже был даже основан фонд помощи экипажу барка. К сожалению, для ремонта самого парусника этих средств было недостаточно.
Немцы предложили Украине контракт на участие барка в международной выставке «Экспо-2000». В свою очередь они обещали взять на себя содержание украинского парусника сроком на три года. Контракт был подписан и «Товарищ» отправился в Вильгельмсхафен. Подписанием документа Украина лишь на некоторое время отсрочила решение судьбы парусного судна, фактически ставшего для нее обузой. Когда срок соглашения истек, оказалось, что по совокупности причин «Товарищ» уже не в состоянии покинуть немецкий порт. Начались переговоры с немецкой стороной, довольно скоро закончившиеся продажей парусника. В сентябре 2003 года его владельцем стала немецкая «Организация друзей парусного флота».

Барк был доставлен в порт Штральзунд, с которого начиналась его послевоенная история в качестве советского учебного судна. Жители портового города встретили парусную реликвию громогласной овацией и лозунгами «Willkomen zu Hause!» (Добро пожаловать домой!).

Ныне восстановленный парусник, которому возвращено его первоначальное имя «Горх Фок», ошвартован у стенки городской набережной Штральзунда. Пока он служит кораблем-музеем, а также местом проведения банкетов и свадеб. Параллельно идет реконструкция судна и в скором времени барк будет готов отправиться в круизы по Балтике и Средиземному морю.
Мы, моряки всего мира, приветствуем тебя дома, «Горх Фок». Счастливых и долгих тебе лет жизни, морской бродяга, наш дорогой мореман!!!

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. «PADUA»

В 1925 году компания известного немецкого судовладельца из Гамбурга заказала корабелам большой парусник со стальным корпусом, для доставки грузов из Индии через Тихий океан и Атлантику. Четырехмачтовый красавец-барк был построен на верфи неподалеку от балтийского порта Бремерхафен быстро, менее чем за год.

По давней традиции, названия судам, построенным для компании «F. Laeizs», давали по именам женщин из семьи главы фирмы и все эти названия должны были начинаться на букву «Р». На этот раз столь высокая честь досталась дочери одного из судовладельцев Эрика Ф. Лайеша, одиннадцатилетней Кристине. Рука девочки не дрогнула, бутылка шампанского разбилась о кованый форштевень судна и звонкий девичий голосок произнес: «Называю тебя «Padua»!
Никто тогда не предполагал, что этому кораблю предназначена славная судьба.

Барк был одним из десяти крупнейших парусников мира:  длина – 114 метров, ширина – 14метров, осадка по ватерлинию – 7,2 метра, полное водоизмещение – 6 тысяч 400 тонн. Четыре трюма с твиндеками вмещали 4000 тонн грузов.
Управление парусным вооружением «Падуи» было таким технически грамотным, что позволяло малому экипажу управляться с бесчисленным количеством парусов и тяжелым рангоутом. Общая площадь парусов, которые судно могла нести на 4-х мачтах высотой по 56 метров, составляла от 3400 до 3800 кв. метров. Вес всего рангоута – 200 тонн. По всем данным, барк «Падуя» был классическим выжимателем ветра.

С 1926 по 1941 год парусник совершил в общей сложности семнадцать рейсов, пятнадцать из которых были транс-океанскими, в чилийские порты Южной Америки и Австралию. Двадцать восемь раз красавчик огибал мыс Горн, десятки тысяч тонн грузов было перевезено в его трюмах.

После окончания Второй Мировой войны победители делили трофеи. Судьба военного и торгового флота Германии решалась на Потсдамской конференции
в августе 1945 года. Сталин поставил вопрос о передаче части немецких кораблей и судов Советскому Союзу. Он подчеркнул, что «русские имеют право на получение трети военного и торгового флота Германии», и высказал свое огорчение тем, что «доступ нашим людям к этим кораблям был закрыт, они не имеют возможности осмотреть корабли...».

Обсуждение этого вопроса вызвало у Черчилля болезненную реакцию, разгорелась острая полемика. В ходе споров и грызни в дележе было решено, что весь немецкий торговый флот, сдавшийся трем державам, независимо от его местонахождения, будет поровну поделен между СССР, Англией и США. Реальная передача судов откладывалась до окончания войны с Японией. Созданной  комиссии надлежало собраться не позднее 1 сентября 1945 г. и составить списки распределения военных кораблей и торговых судов Германии.

В январе 1946 года на «Padua» был поднят советский военно-морской флаг, барк получил новое название «Крузенштерн» - в честь адмирала И. Ф. Крузенштерна, руководителя первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 годов, ученого-гидрографа, воспитателя плеяды российских мореплавателей. 

После пятилетнего ремонта экспедиционно-океанографическое судно «Крузенштерн» в составе большой группы других судов выполняло научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивало морскую практику военно-морских учебных заведений. Первые помощники, помимо слежки за членами экипажа, выполняли рутинные шпионские задания КГБ, фотографируя корабли НАТО и военные обьекты в иностранных портах). 

В 1983 году «Крузенштерн» был в группе судов производственного объединения рыбной промышленности «Эстрыбпром», что находится в порту Таллин. В 1991 году барк был передан Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ). Сегодня барк «Крузенштерн» принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. Парусник регулярно участвует в международных парусных регатах. Наибольшего успеха он добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. «Крузенштерн» победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную скорость - 17,4 узлов.
Но проданный в рабство мечтает о свободе. Благородным поступком российских моряков был бы акт возвращения барка домой, как сегодня эту свою свободу празднует вернувшийся из плена «Товарищ».  Ведь корабли как люди. Они помнят...

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. MAGDALENE VINNEN II.   

Этот  четырёхмачтовый барк был построен в 1921 году на верфи в Киле и по традиции получил свое название от имени жены основателя и владельца судоходной компании, а также заказчика судна Фридриха Виннена - Магдалины Виннен. Таких огромных парусников в мире насчитывалось всего четыре. Как и «Padua» этот корабль выполнял рейсы в Южную Америку и к берегам Австралии.
В 1936 году у корабля появился новый хозяин и новое имя «Kommodore Johnsen» - по имени легендарного капитан-коммодора компании «Happag-Lloyd» Николаса Йонсена. Корабль был переоборудован в учебный парусник. Тому была причина.

Первую Мировую войну Германия проиграла. В той четырехлетней войне 150 германских подводных лодок потопили 5 тысяч 700 кораблей и торговых судов противника, общим тоннажом более 11 миллионов тонн. Согласно продиктованным в Версале условиям, победители позволили Германии иметь оборонительный военный флот, но без подлодок.

Немецкие подводники среди которых был обер-лейтенант Карл Дёниц (будущий адмирал флота), накопили большой опыт ведения войны на море и не мыслили свой флот без подлодок. На них и была возложена задача начинать возрождение подводного флота, сделать его непобедимым. Англичане, которым в той войне досталось от немецких подлодок более других, очень ревностно следили за соблюдением немцами условий Версаля.

В 1922 году Командующий Морскими силами (Reichsmarine) адмирал Бенке был посвящен в секретный проект. Тридцать морских инженеров-конструкторов на верфях Германии приступили к работе над чертежами. Вскоре к запуску в производство были представлены три модели подлодок – 250, 500 и 750 тонн водоизмещением. Для их постройки использовались три подставные фирмы - в Голландии, Финляндии, Испании. Спустя пару лет первые субмарины были спущены на воду. Подставные фирмы заключили контракты в Турции, Испании и Финляндии, якобы для помощи этим странам в строительстве военных кораблей и обучении плавсостава.
На иностранных верфях немцы попутно строили собственные субмарины. В 1928 году эти фирмы получили разрешение строить подлодки для своих иностранных клиентов на верфях Германии и строительство собственных субмарин пошло ускоренными темпами.

Это уже было прямым нарушением Версальских Соглашений, но к тому времени с немцами сотрудничали американские корпорации, инвестировавшие в экономику Германии огромные деньги. А деньги - всегда прикрытие тёмным делишкам.
В год прихода Гитлера в рейхстаг, в Киле была создана академия с туманным названием «Противолодочная Военная Школа», готовившая кадры для возрождавшегося флота – офицеров судоводителей, механиков, радистов, торпедников, прочих. Школа нуждалась в учебных судах для плавсостава. Одним из них и стал парусник «Kommodore Johnsen».

Гитлер напряг своих дипломатов в переговорах с англичанами, чтобы изменить наложенные на Германию запреты в части создания подводного флота. В 1935 году ему удалось договориться с премьером Британии лордом Чемберленом, который пошел на частичные уступки и Германии было позволено иметь подводный флот численностью 35% от английского. Гитлер продолжая свою дипломатию уловок, обещал Чемберлену остановить строительство надводных кораблей, в обмен на адекватное с Англией количество кораблей подводных.   

Во время Второй Мировой войны парусник «Kommodore Johnsen» находился в составе вспомогательного флота Третьего Рейха и использовался для доставки снабжения войскам. Такова первая часть жизни легендарного парусника. После войны он был передан англичанами в СССР в качестве репарации и переименован в честь русского полярного исследователя Г. Седова. Первое плавание под флагом СССР барк совершил в июне 1952 года. До 1966 года он принадлежал Военно-морскому флоту СССР, потом его передали на баланс Министерству рыбного хозяйства, далее барк прошел модернизацию, после которой как вспоминал капитан парусника В. Т. Роев «...от старого судна остались только воспоминания, корпус, рангоут да водонепроницаемые переборки».
До распада СССР осенью 1991 года барк был переведён в российский порт, так же, как и парусник «Крузенштерн». «Седов» отправили в Мурманск, а  «Крузенштерн» в Калининград.

В 2000 году, в связи с долгами российского правительства, швейцарская компания Noga добилась ареста «Седова», пришедшего на международное шоу во французский Брест. Однако, представлявший интересы российской стороны адвокат Мишель Куимбер, доказал суду, что правительственной собственностью корабль назвать нельзя. Арест парусника обидел Путина, который отказался встретиться с Жаком Шираком во время саммита «Большой восьмёрки».

В 2012 году «Седов» отправился в своё первое кругосветное плавание продолжительностью более 13 месяцев. Кругосветное плавание завершилось там же, где и началось более года назад, в Санкт-Петербурге.
В апреле 2017 года барк «Седов» был передан Мурманским государственным техническим университетом в Калининград.

ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ.  «MAGDALENA» UND  «BERLIN».

Самыми ценными трофеями для СССР оказались пассажирские лайнеры.Их в основном отправляли на Дальний Восток и на Черное море. Причина была вся та же - почти все они были без документов и в европейских портах Северной Европы их запросто могли арестовать. Среди трофеев были германский пароход «Wangoni», ставший «Чукоткой», пароход «Ругард», ставший «Илья Репин». Этот советские «мастера» модернизировали и так нагрузили железом, что скорость парохода упала с 15 узлов до 11, а нагрузка на двигатели выводила их из строя. 

Пароход «Догу» был построен немцами для Турции в 1938 году. В 1941 году был мобилизован в немецкий военный флот, обеспечивал подготовку подводников. После войны его передали русским, те назвали пароход «Петр Великий» и отправили на Черное море, в Одессу. 

В 1963 году впервые в СССР были организованы туристические рейсы по черноморской Крымско-Кавказской линии. Их обеспечивали трофейные лайнеры «Петр Великий», «Россия» и «Адмирал Нахимов». Курсанты мореходок проходившие плавпрактику на тех лайнерах, прозвали линию «крымско-колымской» за то, что старые ржавые посудины ежедневно нуждались в отскребывании ржавчины и покраске-смазке, деревянные палубы драили с песком до девственной чистоты, а на старые корабли штормы выплескивали тонны соленой воды... новая ржавчина стекала на дерево палубы и все начиналось по новой. 

Судьба двух трофейных теплоходов сложилась трагически. На одном из них мне довелось проходить очередную плавпрактику, задолго до того как его утопили. Это был плавучий город, заняло неделю или более чтобы освоиться в бесчисленных палубах и спардеках. Именно лабиринты внутреннего устройства судна явились причиной гибели сотен туристов, которые однажды в трагичном рейсе просто не знали где выход и куда нужно бежать.

КАК  «ВЯЧЕСЛАВ МОЛОТОВ» СПАСАЛ «ПОБЕДУ».

Лайнер «Магдалена» был построен по заказу немецкой судоходной компании на верфи в Данциге в 1928 году для эксплуатации на линии Европа - Америка.
В начале февраля 1934 года корабль сел на мель в Карибском море у острова Кюрасао, откуда его удалось снять лишь в августе. После шестимесячного ремонта в Гамбурге лайнер вышел в море с новым названием «Иберия».
В годы Второй Мировой войны «Иберия» использовалась в качестве плавбазы для военных моряков в Киле. Там 9 июня 1945 года ее и захватили англичане.
Корабль была передан СССР и отправлен в Одессу под названием «Победа».
Лайнер курсировал на линии Одесса - Нью-Йорк - Одесса.

В последний день июля 1948 года теплоход «Победа» вышел из Нью-Йорка в Одессу. В числе пассажиров были работники министерств иностранных дел и внешней торговли с семьями, среди них семья китайского маршала Фэн Юйсяна, направлявшегося в Китай через Советский Союз.
В Средиземном море получили указание зайти в Александрию и принять на борт около двух тысяч армян-репатриантов из Египта, возвращавшихся в Армению. Затем лайнер благополучно достиг порта назначения Батуми, где репатрианты сошли на берег, после чего судно вышло из порта и взяло курс на Одессу. На борту оставались 310 пассажиров и экипаж.

Спустя сутки радиостанция Черноморского пароходства в Одессе получила радиограмму о том, что корабль прошёл Новороссийск и к двум часам  ночи 2 сентября предполагается прибытие в Одессу. После этого радиосвязь с судном прекратилась. Утром 2 сентября в Черноморском пароходстве начали выяснять причину исчезновения теплохода, запросив суда в море и порты на пути следования лайнера. Однако никто лпйнер не видел и сигналов SOS не слышал. Тогда руководство пароходства обратилось за помощью к командованию Черноморского флота, направившему в море поисковые самолеты морской авиации. В 21.00 один из летчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход «Победа» в 70 милях к юго-востоку от Ялты и возле него пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя и других мест направились спасатели.

Следствие установило, что пароход... спалил киномеханик. Исполнявший обязанности оного радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке лента заискрила и вспыхнула. От нее загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило помещение.

Матрос выскочил из кладовки, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскаленным воздухом в кладовой выбило дверь и вырвавшийся огненный смерч охватил фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струей воздуха, по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика. В считаные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, к трюмам и машинному отделению. Вахтенный радист, застигнутый огнем, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать сигнал бедствия. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.

Тушением огня занимались несколько групп моряков. В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасенные пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов». При пожаре погибли два члена экипажа - буфетчица и матрос, а также 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди погибших были китайский маршал и его дочь.

О пожаре на теплоходе «Победа» и гибели китайского маршала сразу же было доложено Сталину. Первоначально в происшествии была заподозрена диверсия и свалили все на армян. Постановлением Совета Министров СССР от 14 сентября полностью и немедленно была отменена репатриация в СССР зарубежных армян и воспрещен прием армянских переселенцев в Армению.

В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося. Ими были признаны внештатный киномеханик Коваленко, помогавший ему матрос Скрипников, капитан теплохода Пахолок и два его помощника, радист, не передавший сигнал SOS, а также диспетчер пароходства. Капитан судна Николай Пахолок и киномеханик Коваленко были приговорены к 15 годам лишения свободы, помполит Першуков — к десяти, радист Веденеев — к восьми. Работники береговых служб, косвенно виновные в трагедии, тоже получили наказание, но помягче. Строже всех был наказан старпом Набокин, отвечавший за пожарную безопасность: он был приговорен к 25 годам лишения свободы - тогдашней высшей мере.

После ремонта лайнер «Победа» продолжал свою жизнь в Черноморском морском пароходстве на внутренних и зарубежных линиях. В середине 1950-х годов он считался одним из лучших судов пароходства. В 1962 году, во время карибского кризиса судно использовали для перевозки советских войск на Кубу. Мы, курсанты одесских мореходок, проходили плавпрактику на этих судах, в промежуточных каботажных рейсах. В конце 1970-х годов «Победа» была списана и продана на гвозди в Бангладеш.

УТОПЛЕНИЕ «АДМИРАЛА НАХИМОВА».

Огромный теплоход «Берлин» был построен в Германии в 1925 году.
До 1939 года он совершал регулярные рейсы через Атлантику между портами  Бремерхафен и Нью-Йорк. По комфорту лайнер конкурировал с лучшими английскими атлантическими лайнерами. И хотя мощность его машин и скорость хода 16,5 узла никак не могли претендовать на «Голубую Ленту Атлантики»,  компания-владелец «Norddeutscher Lloyd» восполнила недостаток скорости комфортными условиями для пассажиров всех классов.
 
С началом войны в Польше в сентябре 1939 года лайнер «Берлин» был дислоцирован в Данциг, где всю войну использовался в качестве госпитального судна. В конце января 1945 г. пароход «Берлин» подошел к Либаве для эвакуации части войск из окруженной немецкой курляндскои группировки. Приняв на рейде войска, судно двинулось под усиленным конвоем в путь. В море «Берлин» был торпедирован советской подводной лодкой. С дифферентом на нос судно кое-как продолжало движение, посылая в эфир сигнал бедствия. На траверзе порта Свинемюнде в Померанской бухте лайнер подорвался на собственном минном поле, получил пробоину 6 x 8 м и затонул на глубине 18 м. Его верхняя палуба и ходовой мостик оставались над водой.

В 1946 году советская аварийно-спасательная служба ЭПРОН начала работы по подъему «Берлина». После подъема судно предполагалось увести в Англию, в Ливерпуль, в доке произвести корпусные работы, заделать пробоины, после чего вернуть снова в Германию, чтобы отремонтировать его там окончательно.
При попытке подъема «Берлина» произошел взрыв и судно опять затонуло, придавив водолаза Тимофея Старченко, которого к счастью удалось спасти.

Судно подняли 17 сентября 1947 года и отбуксировали в док Кронштадтского завода для частичного ремонта. Там его переименовали в «Адмирал Нахимов».
В Англию корабль не потащили, не было судовых документов, подняли его в водах Германии... все та же история, когда его англичане могли запросто арестовать.
Ко всему и отношения с бывшим союзником начинали портиться, «дружба» переходила в конфронтацию холодной войны. Вообщем, еще 10 лет, по 1957 год «Адмирал Нахимов» прятали в ГДР, где ему сделали капитальный ремонт. После чего лайнер был уведен на Черное море, в порт Одесса.

Первый капитан «Нахимова» Николай Соболев писал: «Снаружи и внутри судно сияло огнями. Вступивших на борт пассажиров поражало дорогое убранство - стены вестибюлей, кают, салонов, ресторанов были отделаны ценными породами дерева, лакировка которых отражала всё, словно в зеркале; трапы сверкали витиеватыми украшениями и бронзированными поручнями, на стенах красовались роскошные канделябры. Палубы были устланы добротным ковровым покрытием, причем каждая палуба имела свой отличительный цвет. В салонах висели дорогие картины на морскую тематику, стены музыкального салона украшали бронзовые барельефы русских флотоводцев. Пассажир, входивший в салон, словно попадал во дворец или музей. Круглосуточно работали рестораны, бары, кинотеатр, парикмахерские, библиотека. Из скрытых динамиков негромко звучала музыка, временами прерывавшаяся для информации. На пароходе царила праздничная атмосфера и раздолье для гуляк, какого не видывала и чванливая Москва.
Таким и я увидел лайнер в 1967 году, на плавпрактике. Вся та «корабля ..ская» атмосфера была настолько пропитана похотью, что ошалевшие советские женщины, воспитанные в атмосфере пропаганды пролетарской морали, здесь бросались в запретный омут разврата, с головой и сразу.

Руководство Черноморского пароходства, отмечая трудовую деятельность молодежного коллектива парохода «Адмирал Нахимов», присвоило ему почетное в те времена звание «Экипаж коммунистического труда». Моряки лайнера шутили «Экипаж-кому-нести-кого-куда».  Во время карибского кризиса 60-х «Адмирал Нахимов» использовался для перевозки солдат на Кубу. Даже совершил несколько рейсов с мусульманскими паломниками в Саудовскую Аравию.

29 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» вышел из Одессы и взял курс на Батуми. На борту находились 897 туристов и 346 членов экипажа. Благополучно дошел до Новороссийска и поздним вечером 31 августа отправился оттуда в Сочи. Скорость лайнера была 9 узлов. Как бывший рулевым на этом судне, скажу что «Адмирал Нахимов» больше 10 узлов не развивал, это была его крейсерская скорость. То есть лайнер шел полным ходом. В это время к Новороссийску со скоростью 15 узлов шел сухогруз «Петр Васёв», груженый канадским зерном. Тоже полным ходом.

Как в открытом море (не в узкости) не сумели разойтись два судна...? Это была вахта третьих помощников, амбициозных и самоуверенных пацанов. Пожалуй, первая причина. Капитаны на мостиках обеих судов не присутствовали, преступная небрежность обленившихся судоводителей. Это вторая причина. Может быть еще одна причина –на лайнере отмечали День Шахтера, царила суматоха веселья, когда даже капитан ушел с мостика принять рюмашку в компании гостей.

На сухогрузе наконец очнулись, но было поздно. Успев погасить скорость до 5 узлов, «Петр Васёв» ударил своей бульбой в борт «Адмирала Нахимова» в районе переборки между машинным и котельным отделениями. Ударил в самое смертельное место. «Адмирал Нахимов» продолжая по инерции двигаться вперед, разворачивал сухогруз, бульба которого вскрыла ему брюхо как нож вспарывает консервную банку, увеличив размер пробоины в борту до 80 кв. метров.

Через 7 минут после столкновения, имея крен на правый борт около 60°, «Адмирал Нахимов» полностью ушел под воду. При таком крене у находящихся внутри людей шансов не было. На поверхности моря, глотая мазут, барахтались сотни человек, цепляясь за обломки.

В той катастрофе погибли 423 человека - 359 туристов и 64 члена экипажа.
Я говорил с одним водолазом, принимавшем участие в доставании трупов. Он молча курил, потом сказал, что при виде мертвецов, стоявших в коридорах палуб затонувшего лайнера многие водолазы получали такой шок, что бросали все и бежали оттуда.

В 1987 г. на процессе в Одессе оба капитана получили по 15 лет тюрьмы. Позже капитану «Адмирала Нахимова» снизили срок до 4 лет, а капитану сухогруза - до 10 лет. В ноябре 1992 года оба были помилованы и выпущены на свободу.
423 погибших – не получили никакого помилования. Их даже не отпевали.

ИСТОРИЯ ПЯТАЯ.  «HELA».

Помимо полученных по репарации парусных кораблей «Товарищ», «Крузенштерн» и «Седов», Советский Союз получил еще 20 немецких крейсерских яхт. С одной из них связана история о самодурстве маршала Жукова.

Корабль управления подводными силами военно-морского флота Германии которыми командовал гросс-адмирал Дёниц был построен на верфи Гамбурга в 1938 году и получил имя «Hela». Эта моторная яхта несла личный флаг адмирала и на борту ее побывали все главные нацистские бонзы. В Советском Союзе яхта была переименована дважды и стала называться «Ангара».

В советском флоте этот корабль выполнял в основном представительские функции и использовался как правительственная яхта, для понтов.
В разное время на её борту побывали главы правительства СССР и зарубежных стран. В сентября 1954 года на яхте катали от Севастополя до Сочи и обратно Маленкова, Молотова, Хрущева и Кириленко. В 1955 году вывозили на морскую прогулку премьер-министра Индии Джавахарлала Неру с дочерью Индирой Ганди. На яхте бывали Иосип Броз Тито, король Афганистана Мухаммад Захир Шах, Урхо Кекконен, Владислав Гомулка, Янош Кадор и другие шишки.
Однажды на «Ангаре» побывал и министр обороны Г.К. Жуков, во время своего визита в Севастополь. Вот что об этом рассказывал севастопольский журналист С.П. Горбачев:

«...Маршал, пребывая на «Ангаре» увидел вдруг невероятное: на верхних палубах кораблей, стоящих на рейде и у причалов, личный состав был во всем белом. Это его возмутило. Он не ведал, что по случаю прибытия в главную базу Черноморского Флота министра обороны, то есть его собственной персоны, на кораблях была отдана команда появляться на верхней палубе только в форме № 1 - для офицеров белый китель и белые брюки. Военные моряки называли её «форма – раз».

«Пачччему на верхней палубе кораблей люди ходят в нижнем белье?» - вознегодовал министр и, не выслушав объяснений командующего флотом, распорядился такую форму... отменить». С той поры на флоте осталась «форма –два» (белая тужурка и черные брюки у офицеров и белая форменка и черные брюки у матросов).

Жуков не понимал и не любил флот. С Наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым у него были весьма непростые отношения, и он сделал все, чтобы после трагедии с линкором «Новороссийск» отправить того в отставку.

Ну и флотские также очень «любили» Жукова, особенно после того как по его распоряжению на палубе крейсеров (а для кораблей поменьше - на берегу) стали вместо боевой подготовки проводиться строевые занятия с матросами, муштра.
Но как говорят  - бог не фраер. Он любит моряков за их отвагу и именно на флоте сухопутный маршал потерял свою карьеру.

4 октября 1957 года министр обороны Г. Жуков отправился из Севастополя на крейсере «Куйбышев», с визитом в Югославию и Албанию. Командиром крейсера тогда был капитан 1 ранга В.В. Михайлин (впоследствии адмирал и командующий Балтийским флотом, затем зам. главкома ВМФ). Он и отдал последний похоронный рапорт Жукову как министру вооруженных сил, встречая того на борту крейсера. Проводы были торжественными. Как и подобает на похоронах, присутствовало все командование ЧФ, партийные бонзы..
Но сам Жуков еще не догадывался что это его хоронят.
27 октября 1957 года он прилетел в Москву, а через два дня состоялся Пленум ЦК КПСС,  решением которого Жуков был освобождён от должности министра обороны СССР, выведен из состава Президиума ЦК и ЦК КПСС и отправлен в отставку.

А что же яхта? После капитального ремонта в 1980 году, который проводился в Греции на острове Сирос, она преобразилась, особенно её интерьер.
В распоряжении гостей были двухкомнатные и трехкомнатные каюты со спальнями, ваннами и рабочими кабинетами. В каждой каюте были ковры, обустроена сауна. Но с кончиной СССР все это покрылось ржавчиной.
Яхта «Ангара» была выведена из состава военно-морского флота и с 2003 года ожидала списания. С яхты была снята вся сгнившая надстройка, остался один корпус. Пророческий и закономерный конец для всех ее пассажиров...

ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ. ЭТО БЫЛО ПРИБЫЛЬНЕЕ, ЧЕМ РАЗВОДИТЬ СВИНЕЙ...

По репарациям СССР получил из Германии также десятки немецких сухогрузов и танкеров, суда промыслового флота. В их числе была немецкая китобойная флотилия «Викингер». Все это ржавое железо сегодня представляет интерес лишь для архивных тараканов. О том, как с помощью геноссе Гитлера и его корабелов был создан китобойный флот СССР, дававший стране развитого социализма мяса, консервов, жира и костяной муки больше, чем все свинофермы вместе взятые – читайте мой рассказ «Кругосветка на китобойном охотнике». За правду - отвечаю. Потому как был на китобойце, в кругосветке. Конец рассказа.


Рецензии