Париж стоит мессы

PARIS VAUT BIEN UNE MESSE 

1.  LE TEMPS N'A PAS DE LOISIR

#
       Узенькие и уютные улицы одного из французских районов с малооживлённым движением личного и общественного транспорта. Словно ленивое августовские время снисходительно смотрит на топающих пешком туристов-отпускников и галантно, по-французски пропускает их вперёд – особенно хорошеньких дам…

#
       В самолете мы не заметили, что таймеры в наших мобильниках автоматически переведены на час назад (разница во времени между Москвой и Парижем). И мы в недоумении переглянулись... Почудилось, что время остановилось, времени больше нет... За окном иллюминатора на крыло самолёта падал мелкий снег, который не долетал до земли даже в виде дождя… Да и не снег это был (задачка для тех, кто любит школьную физику)…

#
       Удивительно, но и спустившись на землю, мы воистину потерялись во времени, хотя бы потому, что излишне углубились в средневековый экскурс об Абеляре и его возлюбленной Элоизе...

#
       В этом старинном районе почти повсюду брусчатка. Дамские шпильки не годятся для прогулок. Если любите пройтись пешком, надевайте удобную обувь. Именно прогулочным шагом, не торопясь можно как следует рассмотреть эти очаровательные здания, гармонично соседствующие друг с другом – и современные, и те, которым уже добрый десяток веков...
      
 
#
       Le temps a retrouv; son charroi monotone
       Et rattel; ses b;ufs lents et roux c'est l'automne
       Le ciel creuse des trous entre les feuilles d'or
       Octobre electroscope a fr;mi mais s'endort (1).

#
       Этот город на Сене заложен не галлами, а римлянами. Французская столица была основана во времена, когда не было никакой Франции. Франкское государство на территории Галлии образовано в конце V века, а Париж стал столицей королевства в 987 году. В этот период в Европе был популярен романский стиль. Характерная для центра Парижа готика появилась в пору  Средневековья.

#
       Париж рос от центра – от Лютеции и острова Сите. Как и российская столица Москва,  французская столица  постепенно расширялась концентрическими кругами и эллипсами, захватывающими маленькие деревушки. Деревни быстро теряли свою уникальность и становились частями города. Слои накладывались один на другой. Средневековый город сменил город древних римлян, на смену средневековому пришёл классический, а за ним появился город барона  Османа...

#
       Римская католическая церковь играла важную роль в росте и развитии Парижа. Французская столица была резиденцией королей, городом мощным и влиятельным. Со временем Париж стал  центром образования, искусства и культуры.

#
      Романский стиль признан первым великим стилем средневековой Европы. Во времена его возникновения и развития в различных странах укрепился феодализм, образованы  крупные монашеские ордена.

#
       В то время как на Западе формировалась феодальная Европа, на Востоке укреплялись две могущественные империи: Византийская и Османская, которые проникали в Азию.
       В этих условиях укрепление феодализма осуществлялось благодаря иерархической пирамиде власти на основе вассальных законов, что стало почвой для создания европейских монархий.

#
       Изначально феодальная раздробленность способствовала развитию параллельной политической власти в лице западной церкви, несмотря на тесную связь между монастырями и аристократическими родами. Церковь с помощью монастырей и паломничества  осуществляла полный контроль  над культурой до того времени, когда возникли первые университеты. Тогда во всей Европе возникло стилевое и духовное единство, которого не могло создать искусство Каролингов, вестготов или Оттонгов.

#
       “В дни Каролингов* мы плохие Каролинги /  Мечта едва ползёт улиткой по былинке / Война ещё идёт а нам и дела нет / Закату невдомёк  зачем ему рассвет // Мы бродим без идей по нежилым жилишам / Без жалоб и цепей и ничего не ищем / Мы привиденья дня хоть в объектив лови / Мираж времён когда ещё клялись   любви…” (2).

2.  NOTRE-DAME-DE-PARIS

#
       Вплоть до XVI века Париж представлял собой типичный средневековый город. Узкие зигзагообразные улицы были тесно застроены трёх- и четырёхэтажными домами. Торговые вывески и названия таверн были единственным ориентиром, так как нумерации домов не существовало.

#
       При Франциске I вышли правительственные указы о прямолинейной застройке парижских улиц. Была сооружена первая каменная набережная, начата перестройка Лувра. Помимо Сорбонны, где изучались в основном теологические дисциплины, был основан светский Коллеж  де Франс, обучение в котором было ориентировано на гуманистические идеи Ренессанса.

#
       Кружевной собор Notre-Dame-de-Paris поражает воображение всякого, кто впервые видит этот шедевр средневекового зодчества. Внутри собора веет холодом от серых высоких стрельчатых сводов. Сквозь витражи проникают солнечные лучи, оставляя скупые блики на стенах, колоннах и статуях. Большое окно-роза, расположенное под глубокой аркой, и витражи высоких окон рассеиваются свет.

#
       Где римский судия судил чужой народ,
       Стоит базилика, - и, радостный и первый,
       Как некогда Адам, распластывая нервы,
       Играет мышцами крестовый лёгкий свод. (3).

#
Собор Парижской Богоматери построен на месте христианской базилики, сменившей, в свою очередь, древнеримский храм. Его строительство было предпринято епископом де Сюлли в 1163 году и началось с хоров.

#
       Весь город, от королей, сменявших друг друга на парижском престоле,  до последнего нищего, принял участие в строительстве Нотр-Дам, которое велось 180 лет.

#
       Собор Парижской Богоматери времён Виктора Гюго весьма отличался от того, каким мы его видим в наше время. Рядом с церковью стоял монастырь Нотр-Дам. Если пройти по улице Шануанесс, то во дворах можно увидеть красивые особняки, которые когда-то соседствовали с безобразными строениями, а резные порталы и перила из кованого железа уживались с развешенным для сушки бельём и клетками для птиц…

#
       На мосту Нотр-Дам, где нам посчастливилось присесть на свободную скамье, с тем, чтобы передохнуть после часовой прогулки с фотоэтюдами, -  медленно вечерело... Было многолюдно. Молодёжь с её азартными развлечениями на роликовых  досках...  Семьи с детьми, на ходу лакомящиеся разноцветным мороженным в рожках, купленным в парижском кафе неподалеку…   Влюбленные пары...  Пожилые люди, вышедшие на вечерний моцион (среди них тоже немало романтических нежных пар) , держатся за руки...

#
       На небе цвета провинциальной лаванды облик Нотр-Дам смотрится более величественно и грациозно. Воображение человека XXI века трудно чем-либо потрясти. Чуть более ста лет тому назад, в 1912 году, поэт начала XX столетия имел иное восприятие. И немудрено, ибо это был Осип Мандельштам, который и в свой век казался чужеродным, странным, невероятно утончённым в своей поэтический образности.

#
       “Но выдаёт себя снаружи тайный план: / Здесь позаботилась подпружных арок сила, / Чтоб  масса грузная стены не сркрушила, / И свода дерзкого бездействует таран. // Стихийный лабиринт, непостижимый лес, / Египетская мощь и христианства робость, / С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес. // Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,  / я изучал твои чудовищные рёбра, / Тем чаще думал я: из тяжести недоброй / И я когда-нибудь прекрасное создам.” (4).

#
       Мандельштамовские непредсказуемые ассоциации и образы, бередящие моё утомлённое
 созерцание, прерваны каким-то неожиданным вечерним ажиотажем на площади пред Notre-Dame...  Вечерние сумерки сгустились – и явственно заметны огненные всполохи молодёжного fire-show. Звучат современные ритмы, а танцоры-жонглёры собрали обширный круг глазеющей публики, то и дело взрывающейся шквалом аплодисментов!.. Развлечение для ротозеев и возможность заработать для уличных гастролёррв (припомнились далёкие молодёжные “тусовки” у Казанского собора в Петербурге)...

#
       Я не знаю, что это за музыка, но она интереснее российской “попсы”. И задаёт тон представлению, на которое, кстати, сказать взирают и пританцовывают не только юные... Но со мною по-прежнему тишайше-возвышенный Бах – из стихотворения Мандельштама:

       Разноголосица какая
       В трактирах буйных и в церквах,
       А ты ликуешь , как Исайя,
       О рассудительнейший Бах! (5).

#
       “Умей отличать соглашательство от любви. Тот, кто смотрит мне в рот, ожидая, когда я заговорю, мне не нужен.  Иду и ищу в людях свет, подобный моему. Петь хором – одно. Придумать песню – другое. Кто тебе в помощь, когда ты творишь?..” (6).

#
       “Я побуждаю всех к созиданию и творчеству. Если они будут жить только полученным от меня, они оскудеют и обнищают. Но я тот, кто готов принять их творения, и они возвеличатся в собственных глазах, глядя на мою мощь, созданную их усилиями. Я оградил своими объятьями их коз, овец, зерно и даже дома, я присвоил их и вернул им обратно, как дар моей любви к ним. Я подарил им храмы, которые они сами построили…
       Но как свобода – не своеволие, так и порядок – не неволя. (О свободе речь ещё впереди.)” (7).

#
       Если романский стиль ассоциируется прежде всего с сельской средой и феодальным  хозяйством, то готический стиль воспринимается как элемент расцвета городской культуры. Появившись во Франции в XIII веке, он превращается в международный европейский стиль.

#
       Франция была колыбелью готики. Здания, построенные в этой стране в первой половине XII века, стали образцом. Например, собор Сент-Этьен в Бурже.

#
       Готические архитекторы отказываются от массивных конструкций  и переходят к принципу каркасности.

#
       Своего высшего расцвета готический стиль достиг в позднюю эпоху, получив название пламенеющей готики.

#
       Суджер считал, что витражи, которыми он украсил радиальные часовни в Сен-Дени, являются необходимым дополнением к архитектуре. Витраж выполнял свою задачу по освещению, служил также воплощением философской и религиозной концепции, которая почитала свет как воплощение истинной Красоты.

 #
       Как и остальные виды средневекового искусства, витражи выполняли обучающую функцию,  поэтому все изображённые на них  сюжеты должны были быть понятными верующим. Значение витражей было настолько велико, что в поздней готике некоторые французские храмы почти полностью избавились от стен, заменив их витражами.

#
       Как прекрасны сентябрьские ночи в Париже!
       Виноградные лозы свисают всё ниже.
       И на стёклах ночных отражается рост
       Пьяной птичьей оравой исклёванных звёзд. (8).

3.  VIDEO MELIORA PROBOQUE 

#
       С того времени, как возникла  фотография, заметно  изменилось  восприятие человеком окружающего мира. Лучшие образцы нового искусства стали уникальным способом отображения реальности, зачастую превосходящим изобразительные искусства. Долгое время после своего появления фотография следовала традициям живописи. Стоит вспомнить фотопейзажи, выполненные Камилем Сильви в 1858 году.

#
       Камера-обскура была известна ещё со времён античности, но она не могла зафиксировать спроектированного в ней изображения до тех пор, пока в 1725 году профессор Шульц не изобрёл способ закрепления изображения с помощью серебряных пластинок. Первая известная фотография была сделана Нисефором Ньепсом  в 1826 году.

#
       Луи Жак Дагер в 1839 году усовершенствовал  открытие, запатентовав его как “дагеротип”. Впоследствии три технических открытия определили развитие  фотографического искусства : небольшой прочный фотоаппарат (камера ящичного типа), изобретенный Джорджем Истменом в 1888 году; широкоугольный объектив, спроектированный в 1925 году Эрихом Саломоном,  и камера Лейка , запатентованная в 1914 году Оскаром Барнаком.

#
    Такие фотографы, как Оскар Г. Реджлендер и Феликс Турнашон, старались имитировать живописные композиции. Однако группа во главе с Эдвардом  Майбриджем доказала, что факторами, влияющими на точность изображения реальности, являются качество и количество света, а не контуры композиции. Художники-импрессионисты использовали фотографию как дополнительный натурный материал при написании пейзажей.

#
       В 1922 году художник и фотограф Мэн Рэй разработал свой способ изображения на чувствительной фотобумаге, назвав его “рэйограф”. Ласло Мохой Надь  в это же время экспериментировал с новыми фотографическими приёмами в своих фото-граммах. С этого момента большинство художников-авангардистов начали использовать в своём творчестве фотографию, открывшую перед ними новые возможности и перспективы.

#
        Наиболее значительными примерами художественной фотографии 30-х годов XX века являются снимки Жиля Халаца “Брассай”и пейзажи Ансельма Адамса. Фотографы США Доротея Ланж, Уолкер Эванс и Бен Шан заложили основы фоторепортажа. Их последователями стали Анри Картье-Брессон во Франции и Август Сандер в Германии.

#
       В середине XX века документальная фотография получила значительное развитие благодаря появлению иллюстрированных журналов, таких, как “Vu” во Франции и “Life” в Америке.
        С тех пор как Метью Брейди запечатлел  эпизоды войны между Севером и Югом в США, фотография стала документом, расширяющим возможностии изучения истории. К этому направлению в фотографии можно отнести и работы Роберта Капы.
        Другое направления фоторепортажа представляли работы Эриха Саломона с Ирвингом Пенном. Становились популярными журналы мод, такие, как “Вог” и “Харпер Базар”.

#
       Модная фотография появилась уже в 1870-е годы и, постепенно развиваясь, стала настоящим бизнесом в Париже в 1900-е годы. Сохранилось множество блестяще выполненных фотографий ателье “Ретланже” , на которых небольшого роста пикантные красавицы с заретушированной  белилами непомерно узкой талией демонстрируют шедевры от-кутюр. *

#
       Все великие дома моды бель-эпок – Ворт, Пакен, Дусе, Дреколт, сёстры Калло, Дейс – пользовались услугами таких фотомоделей. Они требовались и для открыток, вошедших в моду в Викторианскую эпоху. *

#
     “Лицом” знаменитого   дома “Пакен” была французская актриса Арлетт Доржер
       Первой известной русской фотомоделью в Париже в 1910-е годы, ещё до революции, стала актриса варьете Наталья Труханова, известная красавица, впоследствии вышедшая замуж за военного атташе российского посольства графа Игнатьева. *

#
       В Петрограде, тогдашней столице России, первый показ русской моды с русскими моделями состоялся 14 мая 1916 года в “Палас-театре”. Среди участниц были знаменитая дягилевская балерина Тамара Карсавина, показавшая красное вечернее платье по эскизу Бориса Анисфельда, красавица Ольга Глебова-Судейкина в красном манто, выполненном по эскизу её мужа Сергея Судейкина, и балерина Мариинского театра Людмила Бараш-Месаксуди с моделью из старинных русских набивных платков по эскизу князя Александра Шервашидзе. *

#
       Об этих первых русских моделях с ностальгией и гордостью писал парижский журнал “Иллюстрированная Россия” 22 января 1832 года: “И вот в этот город – мир греха прежних русских поколений – робкой поступью вошла русская эмигрантка: в своё время её мать и бабушка одевались у Ворта, Пуаре и Бешоф-Давид, а эта юная русская женщина только что вырвалась из ада революции и Гражданской войны! Ещё недавно служила она сестрой милосердия  на фронте у Деникина и в английских госпиталях  в Константинополе. Она вошла в столицу женской элегантности и постучалась в двери роскошного maison de haute couture . И массивные двери перед ней открылись, и она покорила все сердца”. *

#
       В 1960-е годы интерес к печатным СМИ падает, их оттеснило телевидение. Бум в информационной сфере окончательно закрепил выделение фотографии в самостоятельный вид изобразительного искусства. В период наивысшего развития поп-искусства художники, подобные Энди Уорхолу и Роберту Раушебергу, использовали фотографию в своих работах, параллельно с концептуалистами и многими другими мастерами, как средство выражения своих идей.

#
       С 80-х годов XX века очень многие художники увлекаются фотографией, в результате это смешанное с другими жанрами искусство весьма сложно классифицировать.

#
       "Мы хотим исследовать край необъятный и полный загадок, / Где цветущая тайна откроется тем, кто захочет ею владеть, / Там сверкание новых огней и невиданных красок, / И мираж ускольщаюший / Ждёт, чтобы плоть ему дали и дали названье; / Мы стремимся постичь этот мир доброты, погруженный в молчанье, / Это время, которое можно стереть или снова вернуть." (9).

4.  HABENT SUA FATA LIBELLI

#
       В который уж раз хочу опррвергнуть бытуюшее в наши дни мнение, что время бумажных книг прошло. Оцифрованные книги в богатом ассортименте имеются в их электронном эквиваленте в каждом персональном компьютере, в любом мобильнике. Ни приобретать интересующие вас книги, ни искать необходимое чтение в библиотеке, дескать, больше нет нужды…

#
       Россия, тем не менее, страна  библиотек: научных, технических, универсальных, массовых, детских. Есть и православные библиотеки, среди которых могу назвать некоторые петербургские, с замечательным подбором книг для чтения. Это совершенно уникальная библиотека при Санкт-Петербургской Духовной Академии, а также при Смоленской церкви и подворье Оптиной пустыни, что на Васильевском острове, при соборе Святого  Князя Владимира, что на Петроградской стороне, при Казанском соборе, что на Невском проспекте. Почти в каждом православном приходе существует своя библиотека.

#
       В Москве есть Национальная  библиотека – центральное хранилище страны, музей книги, справочный центр и научный центр руководства всеми библиотеками . Национальная библиотека собирает все книги, газеты, журналы, которые печатаются в России. Читальные залы Румянцевского музея ( так называлась Национальная библиотека) впервые открылись для посетителей 1862 году.

#
       По численности и редкости книжных коллекций это одно из крупнейших книгохранилищ мира. В фондах отечественной национальной библиотеки несколько десятков миллионов книг, брошюр, рукописей. Самая древняя книга в ее собрании – “Архангельское  Евангелие”   - современница Владимира Мономаха. В библиотеке хранятся рукописи, созданные ещё в XI веке, печатные издания начиная с середины XV века на 250   языках народов мира.

#
       Национальные библиотеки существуют во многих странах. Одна из старейших национальных библиотек мира – Французская Национальная библиотека. Она основана в 1480 году как королевская библиотека, а в 1785 году объявлена Конвентом Национальной.

#
       Люди в будущем, знайте о жизни моей!
       Мой безжалостной век истребил королей.
       Друг за другом они погибали в молчанье,
       Их безмолвная гибель была как венчание. (10).

#
     Во время пеших прогулок по улицам Парижа нам встречались библиотеки и книжные магазины. Французы – читающий народ. На скамьях в столичных скверах парижане читают не только газеты и журналы, но и книги. И это парижане не только преклонного возраста.

#
       Галереи, музеи, библиотеки, концертные залы в Париже долгое время считались чём-то священным, к ним относились, как к “храмам муз”. В семидесятые годы минувшего века в столице Франции построен Центр Помпиду. Богатейшая библиотека Центра занимает 15 тысяч квадратных метров и насчитывает 400 тысяч томов.

#
       О Екатерине Медичи будут помнить скорее как о покровительнице литературы и искусства, а в первую очередь – архитектуры. Любительница роскоши и великолепия, она повелела воздвигнуть новое крыло Лувра и приступила к строительству Тюильри. Вне Парижа её стараниями был возведен архитектурный шедевр – галерея замка Шанонсо (близ Тура). Личная библиотека Екатерины, в которой имелось множество редких рукописей, была одной из крупнейших во Франции эпохи Возрождения.

#
       Парк Тюильри, как и Версальский, был разбит по планам архитектора Андре Ленотра в XVII веке. Н. Н. Карамзин был восхищен густотой древнихх аллей, красотой бассейнов, цветников, различных статуй.
      
#
       По ходатайству Шарля Перро, знаменитого сказочника, сад был открыт широкой публике, за исключением “людей в отрепьях, лакеев и солдат”. Кстати сказать,” людей в отрепьях” на улицах Парижа можно встретить и на мостах, где они просят милостыню, и на улицах, где они роются в помойках...

#
       В парке Тюильри любил гулять П. Я. Чаадаев, проживавший несколько месяцев в Париже в 1823 году. В. Г. Белинский, приехав в столицу в 1847 году, пришёл в восторг от парка, который ему показался похожим на сказочный сад из “ Тысячи и одной ночи”.

#
       Людовик XIV не любит Париж, но тем не менее вошёл в историю как реформатор столицы. Находясь под влиянием кардинала Мазарини (тайного мужа своей матери, Анны Австрийской), король мечтал превратить Париж в “Новый Рим”. За годы правления Короля-Солнца город-крепость с узкими, грязными, вонючими улицами остался лишь в истории и литературе.

#
       Фактический правитель Франции, кардинал Мазарини принял решение об организации публичной библиотеки. По его мнению, библиотека должна была стать одной из лучших в Европе. Мазарини не жалел денег ни на постройку, на на необходимое оборудование – столы, шкафы, полки и кресла для читателей, а также на приобретение основного богатства любой библиотеки – книг.


ПРИМЕЧАНИЯ:
(1)  -  строки из стихотворения Луи Арагона “Двадцать лет спустя” : “Опять плетуться дни как будто
       воду возим / И рыжие волы ленивы Это осень / Прорехами небес усеяна листва / Уснул
        электроскоп моргнув едва-едва”; перевод с французского Л. Тоома. (сохранена пунктуация
        автора стихотворения).
(2)  -  отрывок из стихотворения Луи Арагона “Двадцать лет спустя”; перевод с французского 
         Л. Тоома (* -  Jours carolingiens: VIII-X века, годы правления династии Каролингов, пора
         образования и расцвета французского феодального государства); пунктуация автора
        стихотворения и его переводчика.
(3); (4) – строки из стихотворения О. Мандельштама “  Notre Dame” ; 1912.
(5)  -  строки из стихотворения Осипа Мандельштама “Бах”; 1813.
(6);(7) – Антуан де Сент-Жкзюпери: “Цитадель”.
(8);(10)  -  строки из стихотворения Гийома Аполлинера “Вандельмьер”; перевод с французского
          П. Антокольского.
(9)  -  строки из стихотворения Гийома Аполлинера “Рыжеволосая красавица”; перевод
         с французского М. Кудинова.
*   использованы сведения из книги А. Васильева “Этюды о моде”.
**     использована справочная литература по темам.

Март 2000; август 2018.


Рецензии