Записки уральской садовницы сборник, дубль

 
Наталья Крылаткова
Истории из записной книжки уральской садовницы

Об уральском художнике-ювелире

Жил-поживал в России, в городе, расположенном среди древних Уральских гор, художник-ювелир по имени Иван. Изготавливал из уральских самоцветов мозаику, выкладывал целые картины невиданной красоты - в санаториях, кинотеатрах, украшал церкви, часовни и фонтаны в парках.
Жил он в пригороде, в маленьком доме с садом. Дом художник построил своими руками и украсил стены камнем с блеском - златолитом. В солнечные дни камень сиял и жилище Ивана казалось отлитым из золота, за исключением крыши из серой черепицы. К дому вела дорожка из этого же камня - словно золотистая прожилка в серебре сада.
В саду художник собрал растения с серебрящейся листвой и хвоей: серебристые груши, сизые ели, декоративные полыни серых оттенков.
На крыльце с весны до осени стояли цветочные горшки с лавандой.
Ароматы лаванды и полыни переплетались в воздухе, осенью к ним добавлялся запах спелых груш.
У серой скамейки, под елью расположил Иван коллекцию горного хрусталя, эти минералы нравились ювелиру больше других, он нашёл их сам, когда учился в горном университете и проходил практику в каменоломне.
Уральское лето короткое, но и зимой сад выглядел прекрасно. Между сизых елей каждый год устраивал Иван каток и катался по вечерам на коньках с соседкой, библиотекарем по имени Анна. Верхний слой льда был цветным. Для этого каток заливали из вёдер тёплой водой с добавлением фиолетовой и синей гуашевой краски, когда лёд застывал на морозе - становился похож на зеркало из аметиста и сапфира.
Анна и Иван не просто дружили, а любили друг друга, но Иван стеснялся признаться в своих чувствах и никак не решался позвать соседку замуж...
И вот, как-то собрались камнерезы и ювелиры со всей планеты на конкурс, кто из них выложит самую прекрасную в мире мозаику из природного камня?
Долго думал Иван, какую же картину ему выложить, чтобы показать всю красоту и разнообразие российских самоцветов... Ходил по музеям Урала, смотрел на работы своих знаменитых коллег, перечитал сказы Бажовские и легенды о чуди. Разглядывал друзы горного хрусталя, сидя на скамейке в саду. Камни переливались в лунном свете и словно пытались доказать Ивану, что для картины надо использовать именно их...
Художник хотел уже отказаться от участия в конкурсе, ведь главное в любом творческом соревновании - идея, с неё всё начинается. Время шло, а идеи не было.
Как-то гулял он у озера, собирал кварциты, начался дождь, присел Иван на камень-валун, открыл зонт, достал телефон и стал новости читать, но вскоре услышал крики соек - птиц с лазурными крыльями. Поднял Иван голову, а над озером раскинулась радуга - дуга! Да не одна, а сразу две - одна выше другой, в первой радуге цвета - от красного до фиолетового, а вторая - словно зеркальное отражение и цвета расположены наоборот, от фиолетового и синего до оранжевого и красного.
И обе эти радуги отразились на водной глади озера! Камнерез воскликнул: "Как же я раньше не догадался! Мне надо выложить мозаику в виде радуги из самоцветных камней и не простую, а вот такую - двойную, с отражением в воде! И небо с птицами!" Включил Иван видеокамеру на телефоне и снял всё, что увидел, а после побежал в мастерскую и принялся за работу.
Из красных оттенков яшмы и гранатов выложил он красные дуги, из сердолика - оранжевые. Для жёлтых частей взял цитрины, зелёные хотел выложить из уральского малахита, да не нашёл - мало его нынче добывают на Урале... Поэтому выбрал он нефрит, авантюрин и хризолит. Для голубых дуг использовал бирюзу и аквамарины, для синих - лазурит и содалит. Осталось выложить фиолетовую часть радуг, были в запасе у Ивана аметисты, но вспомнил он, что на стыке Якутии и Иркутской области, на реке Чара находится единственное в мире месторождение камня фиолетово-сиреневых оттенков, названного в честь реки Чара - чароит.
Позвонил он своим друзьям в Якутию и прислали ему мозаику из чароита. Добавил к ней аметистов и засияли радуги мозаичные, словно настоящие!
Из камней поярче выложил Иван радуги и птиц в небе, а из тех, что бледнее - отражение в воде. Для неба и озера использовал горный хрусталь, прозрачный аквамарин и флюорит разных оттенков - вышло похоже на воздух после дождя и водную гладь. А из яшмы, мрамора и синего агата изобразил пару соек в небе - птиц, которые подарили ему подсказку про двойную самоцветную радугу.
Как-то зашёл в мастерскую к Ивану приятель Павел - специалист по электронике и предложил изготовить подсветку для самоцветной картины и озвучить её голосами птиц и шумом дождя.
Вскоре был готов экран управления с названиями камней - возле каждого - кнопка, тронешь её и вспыхивает ярче один из самоцветов - у слова "цитрин" - загораются жёлтые части радуги, выбираешь "хризолит" - вспыхивает зелень майская, словно лучами солнца пронизанная, "аквамарин" - переливаются голубые оттенки, похожие на морскую воду, "аметист" включает свечение фиолетовое...
От нажатия кнопки "сойка" звучат голоса птиц, записанные Иваном в дождь у озера.
Пришли в гости соседские дети - восхищались картиной Ивана и придумкой Павла - угадывали камни с помощью экрана, пока все названия не запомнили.
Из остатков самоцветов изготовил Иван бусины и собрал много радужных бус: красный гранат, оранжевый сердолик, жёлтый цитрин, зелёный авантюрин, голубая бирюза, синий содалит и фиолетовый аметист, через каждые семь бусин цвета повторялись.
А оставшийся чароит переплавил Иван в небольшие шары и сделал сувенирные глобусы. На глобусах не было контуров континентов, но в верхней части, ближе к северному полюсу, на сиреневом фоне сияла серебряная звёздочка, как напоминание о единственном в мире месторождении чароита.
Работа уральского мастера получила на том конкурсе главный приз, камнерезы и ювелиры из других стран признали, что уральские мастера - лучшие в мире и камни российская земля рождает уникальной красоты!
А другу Ивана, Павлу - вручили диплом за придумку с подсветкой по названиям самоцветов и пригласили сотрудничать с музеями.
Радужные бусы и маленькие глобусы из чароита, художник подарил на долгую память всем лауреатам конкурса, а соседской девушке Анне преподнёс самые красивые бусы, колечко с хризолитом и шкатулку из орлеца, цвета зорьки утренней, наконец-то набрался смелости и предложил руку и сердце.
Зарегистрировали они свой брак во дворце бракосочетаний, в котором стены были украшены мозаичными узорами, их за несколько лет до этого выложил Иван своими руками, а после обвенчались в церкви, в той самой, где ювелир украшал мозаикой своды.

Про то, как архитектор стал известен на весь мир

А вы знаете, что существуют живые дома? Дома, имеющие характер, душу и лицо.
Это тайна. О ней не знают те, кто продаёт недвижимость, иначе, среди объявлений о продаже домов встречались бы такие: "Дом с выразительным лицом и суровым характером", "Дом с душой, любящей одиночество и лицом обнищавшего богача"...
Жильцы часто не знают, что проживают в домах с уникальными лицами и душой.

***
В одном из таких домов, в небольшом уральском городке, живёт молодой архитектор по имени Степан.
Его дом, на первый взгляд, довольно простой. Одноэтажный, из красного кирпича, вытянут в форме прямоугольника. Посреди простой, двухскатной крыши возвышается небольшой мезонин. На улицу выходит пять одинаковых окон первого этажа, два узких окошка мезонина, а над ними - маленькое, круглое оконце на чердаке.
К крыльцу, от калитки, ведёт дорожка из серого камня. Дом строил ещё дед Степана и с тех пор мало что изменилось. Только шифер на крыше, местами уже замшелый, поменяли на черепицу.
В саду растёт несколько яблонь и слива. Яблоки бабушка архитектора сушит, а зимой варит из них вкусный компот, а плоды одной из яблонь сохраняются свежими до зимы.
Грядка - всего одна, для выращивания лука и укропа. В глубине сада - скамья у большого камня-валуна, его не смогли сдвинуть с места, когда строили дом, поставили рядом скамейку, а камень стали использовать, как столик. На этой скамье Степан любит посидеть весенними вечерами с чашкой чая, послушать пение соловья, полюбоваться звёздным небом и обликом дома при свете луны.
За скамейкой - кусты сирени и смородины. Под кустами цветут, сменяя друг друга ландыши, незабудки и хризантемы, похожие на лиловые звёздочки.
По деревянному забору вьётся девичий виноград - каждую осень его листья становятся пурпурно-красными. Фонарей в саду нет, лишь окна дома мягко светятся изумрудным светом сквозь плотные, зелёные шторы на первом этаже, и голубые в мезонине.
В лунные летние ночи шелестит листвой большая берёза над крышей... Иногда из трубы струится сизый дым. Дом давно подключен к центральному отоплению, но сохранилось две печки. Степан заменил старые дверцы печей на новые, с огнеупорным стеклом, и если печи топят - вечером и ночью окна словно переливаются зелёно-голубыми всполохами, как северное сияние.
Архитектор путешествовал по миру, знал, что его дом не единственный дом "с душой и лицом". Он мечтал проектировать и строить такое жильё на радость людям, но не мог понять, в чём секрет...
Проекты у него получались добротными. Дома, которые возводили по ним строители, выходили красивыми, но чего-то важного в них не хватало.
Как-то весной, друг Степана, по профессии биолог-охотовед, по имени Олег, попросил спроектировать для него дом и помочь выбрать участок для строительства.
Весенней ночью сидел архитектор на скамье у своего дома, обдумывал просьбу друга, и в лунном свете увидел огромную птицу. Степан прежде не встречал таких гигантов среди птиц, ни ночью, ни днём.
Огромная птица подлетела - размах её крыльев был шире, чем скамейка, тихо опустилась на камень и проговорила: "У-у-хху! Что, не спится?"
Архитектор удивлённо спросил: "Кто это со мной говорит?"
- Я, говорящий Филин. У-хху! Но говорить я могу всего одну ночь в году - сегодня как раз такая ночь, вот и решил побеседовать с кем-нибудь. Как тебя зовут?
- Меня зовут Степан. А как ты оказался здесь? Я читал, что филины живут в лесу!
- У-хху! И я жил в небольшом лесу, но недавно там появились люди, построили дома. А сегодня я, как всегда, спал днём... У-хху! Я всегда сплю днём... Так вот - меня обнаружили мальчишки и стали кидать камни, я чудом улетел и спасся! До этого на меня днём нападала стая ворон, но от них спрятаться было легче, чем от злых ребят... Я больше не могу жить в том лесу - это опасно, постараюсь найти новый лес, где в меня не будут кидать камни. При свете солнца я беззащитен, увы! А ты, Степан, отчего такой печальный? У..у - хху!
- Я архитектор и есть у меня мечта - создавать дома у которых будет душа. Я стараюсь, но у меня ничего не выходит... А почему мальчишки кидали в тебя камни? Разве ты причиняешь зло людям?
- У-хху! Я не сделал людям ничего плохого... Совсем ничего, наоборот - ловил мышей по ночам больше, чем коты и кошки... Иногда пугал своим голосом людей. Они считают, что это нечистая сила смеётся в лесу, а мне грустно наблюдать за ними... Люди почему-то не хотят знать больше о тех, кто живёт рядом с ними: о птицах, насекомых,, рыбах, растениях... Ух-хху! Я многое видел и много знаю...
- Может подскажешь мне - что я не так делаю? Почему мои дома не выходят такими, какими я их задумываю и рисую на бумаге?
- Ух-хху! Тебе надо просить совета у Ночного ветра, Лунного света и Тишины, только они ведают, как вдохнуть душу в дом.
- Как же мне попросить у них совета? На каком языке?
- Тебе повезло. Именно этой ночью - один раз в году я могу быть переводчиком и узнать всё, что тебя интересует! Ух-хху!
В это время подул лёгкий ветерок, зашелестела листва березы, лунный свет стал ярче и Филин замолк на несколько минут... Затем ветер стих, луна скрылась за облаком и наступила тишина...
- Ух-хху! Ну, усаживайся поудобнее, я дословно передам тебе слова Ветра, Лунного света и Тишины... И тихим, курлыкающим голосом Филин начал говорить:
"Ух-хху! Степан, слушай внимательно!
Душа дома не зависит от его архитектуры, размеров и возраста. Неважно, сколько в нём этажей и из какого материала он построен. Не имеет значения, какой формы его окна и светятся ли они по ночам. Вдохнуть или нет жизнь в дом, решаем мы: Ночной ветер, Лунный свет и Тишина. Мы проверяем, что за жильцы проживают в доме, есть ли постройки по соседству. Какого размера деревья растут рядом, видны ли ажурные тени от ветвей на доме в лунную ночь, как шелестят их листья и скрипят ли стволы при ночном ветре... Ух-хху!
Лицо у дома может быть прекрасным, нелепым, строгим, беззаботным, хитрым, злым, интеллигентным... Перечислять можно долго... Одинаковых лиц у домов не бывает. Одинаковыми могут быть только безликие здания, у которых нет души!
Ух-хху! Иногда мы - Тишина, Лунный свет и Ночной ветер, решаем вдохнуть душу и подарить лицо дому, в котором никто не живёт. Это может быть охотничий домик в лесу или замок в горах, заброшенный Храм с одиноким Ангелом, беседка в саду или обычная деревенская изба.
Нам помогают растения: ели, кипарисы, виноградная лоза, яблони, кусты жасмина и сирени, плети хмеля и заросли лимонника, плющ, папоротники, мхи... Ландыши, резеда, лаванда, розы, душистый табак - добавляют очарования образу оживающего по ночам дома...
Свою лепту вносит ночной дождь, росы и туманы по утрам и вечерам, снежная позёмка в морозный, звёздный вечер и лай окрестных собак... Ух-хху! Ух-хху!
По весне слышны звонкие соловьиные трели, или кваканье лягушек в луже, голоса кукушек, зазывающих свою пару, стрекот кузнечиков и жужжание голодного комара, шуршание ежей,, вышедших на ночную охоту, уханье филина, Ух-хху! Ух-хху, или плач павлина, серенады котов, журчание ручья...
А ближе к осени, в ночные часы, вокруг дома царит Тишина... Лишь звонко капает вода с крыши после дождя...
Художники и фотографы мечтают найти и запечатлеть такие здания, но они ищут их днём, а дома оживают только после захода солнца.
Каждый человек может лунным вечером выйти, посидеть на лавочке и взглянуть на своё жилище. Многие имеют дар видеть лица домов, но просто об этом не знают. Дом с душой научит своих жильцов общаться со звёздами, с луной, ветром, деревьями, цветами, тишиной... И станет настоящим товарищем для ночных посиделок, при условии, что они с ним сойдутся характерами...
Вот и весь секрет, Степан! Внимательно наблюдай за природой, слушай своё сердце и стремись к гармонии! Ух-хху!"
Архитектор выслушал и поблагодарил Филина, условился с ним встретиться и поболтать ровно через год, если лес, в который он переселится - будет неподалёку от дома Степана.
В этот момент Степан проснулся...оказалось, что он уснул на скамейке, а разговор с Ветром, Лунным светом, Тишиной и Филин - переводчик ему приснились! Но архитектору было неважно, сон это был или явь, главное, теперь он знал, что нужно делать! Не просто придумывать дома, а гармонично вписывать их в окружающую природу!
Вскоре он начал проектировать дом для своего друга - охотоведа Олега и его жены Ольги. Вместе они подобрали место на опушке ельника, у небольшого пруда с белыми кувшинками... Архитектор выбрал место и придумал дом, следуя советам Ветра, Лунного света и Тишины, которые для него озвучил Филин во сне.
***
Прошёл год. Небольшой, двухэтажный домик охотоведа уже выстроен из тёмного кирпича под остроконечной крышей, его цоколь и углы украшены бледно-вишнёвым камнем, это окаменевшие водоросли давно исчезнувшего с лица земли древнего моря. Летними днями дом отражается в пруду целиком, вместе с большой елью у крыльца, а ночами оживает и сияет полукруглыми окнами сквозь жёлтые шторы... Отражение окон в воде шевелится при малейшем дуновении ветра или движении рыб...
Зимой из пруда получается отличный каток и мальчишки из соседней деревни катаются на коньках.
Про удивительный домик у леса узнал фото-художник. Он договорился с хозяевами, Олегом и Ольгой и приезжал каждый месяц: зимой, весной, летом и осенью, чтобы сфотографировать дом в разное время года и в разное время суток: на фоне рассвета, заката и звёздного неба. В полнолуние, метель и осенний туман.
Фотограф изготовил настенный календарь. На двенадцати его листах - тот самый охотничий домик, который придуман Степаном по советам Ночного ветра, Лунного света и Тишины.
Календарь этот стали покупать люди не только в России, но и в других странах, а Степан теперь - знаменитый на весь мир архитектор.

Как художник цвет уральской тишины создал

Решил художник нарисовать уральскую тишину, да призадумался, какую краску выбрать?
Стал узнавать мнение у своих друзей, родных и соседей, жителей Урала.
Тишина лесника оказалась цвета лишайников на гранитных скалах, а ещё: мокрых еловых веток, седых мхов, коры, хвойного опада и шляпок грибов.
Тишина, по мнению рыбака, имеет цвет жёлтых берёзовых листьев и туч, отражающихся на водной глади.
Геолог считает, что тишина настоящая бывает только в пещере, глубоко под землёй, а цвета она чёрного.
У ювелира тишина имеет цвет камня, на который он смотрит, придумывая ювелирное изделие или сувенир. Вглядывается в аметист - тишина сиренево-фиолетовая, а в горном хрустале - цвета льда тающего.
Тишина влюблённого - сине-чёрная, усыпанная созвездиями и красно-белая, цвета ягод рябины у заснеженного крыльца.
Тишина школьника - молочно-белая, прохладная, цвета осеннего тумана по утрам.
Тишина садовода - цвета перекопанной земли, последней чайной розы, тронутой ночными заморозками и цвета дыма от тлеющей листвы.
Тишина пенсионера оказалась прозрачная, как стекло, серая, как пуховые носки, а ещё цвета лимонного деревца на подоконнике и снежинок за окном...
Взял художник краску цвета лишайников, гранитных скал, мокрых еловых веток, осенних листьев берёзовых, аметистов, тьмы пещерной, звёздного неба и ягод рябины, осеннего тумана, вскопанной земли и дымка, чайной розы в инее и козьего пуха, добавил каплю лимонного оттенка и цвет снежинок с блеском оконного стекла, хорошенько перемешал эти краски на палитре и получился цвет уральской тишины, не похожий ни на один цвет в мире!

Про астры

Слово астра означает звезда, а если верить древней легенде, первый цветок вырос из космической пылинки...

****
В глубине сада находилась клумба, на ней росли астры разных цветов и оттенков.
Их высадил садовник в конце весны, маленькими ростками. Постепенно они напитались сил от солнца и дождей, к середине лета расцвели и клумба стала похожа на разноцветный ковёр.
Цветы начали спорить, какие из них самые красивые?
Жёлтые, красные и оранжевые хвалились тем, что в пасмурный день дарят радость людям и напоминают о солнце.
Бордовые и розовые астры считали самыми прекрасными себя, потому, что они больше других нравились садовнику. Именно их он выбирал для букетов.
Фиолетовые, синие и голубые гордились, что в жаркий день на них приятно смотреть, ведь эти цвета навевают воспоминания о прохладе, о водной глади, морских волнах.
А белые астры, высаженные по краю клумбы, скромно молчали и не имели желания меряться красотой со своими разноцветными сёстрами.
Спор продолжался, пока на сад не опустились сумерки... Астры, под покровом вечера, постепенно начали исчезать из виду.
Вначале стали невидимками фиолетовые и синие астры... Затем бордовые, а следом за ними малиновые и красные... Ещё какое-то время виднелись, и даже продолжали спорить, голубые, розовые и жёлтые, но вскоре слились с темнотой и они.
Белые астры оставались видны, а когда стемнело, начали сиять в лунном свете, словно звёздочки, спустившиеся на землю.
***
Разноцветные астры уставали от дневных споров и, укрывшись темнотой, спали до рассвета. Белые - днём дремали, а ночью сияли в темноте и вели дружеские беседы со звёздами на небе.
И так продолжалось весь август, сентябрь и октябрь...
Споры разноцветных астр становились всё короче, ведь дни с каждым днём уменьшались. А белые астры сияли всё дольше. Это происходило потому, что ночи становились длиннее.

Вскоре астры начали увядать. Только белые цветы по ночам были всё также прекрасны, следы их увядания скрывала темнота.
В один из погожих дней, садовник собрал семена со всех цветов. А в ноябре выпал снег и укрыл клумбу белым покрывалом.
***
В следующем году, с середины лета, астры снова затеят разноцветный спор и продолжат выполнять свою маленькую миссию на Земле - названием, цветом и формой будут напоминать людям о звёздном небе.


Про сад в зелёных тонах

Сказочно красивый сад расположен у Восточных склонов Уральских гор, неподалёку от озера, окутанного хвойным ароматом сосен и елей. У берегов озера вода всегда холоднее, чем в середине, потому что его питают десятки речек и ручьёв, берущих начало в ледяных горных ключах и родниках. На берегу одного из ручьёв, впадающих в то озеро и расположен этот необычный сад.
От дороги сад отделяет, позеленевший от времени, кованый забор с калиткой. К дому ведёт дорожка из уральского змеевика - камня зелёного цвета, его ещё называют серпентином, а легенда гласит, что камень этот - окаменевшая шкура Великого Полоза, хранителя золота и самоцветов уральских.
Место у входа - довольно тенистое и влажное - по обочинам и между камней растёт изумрудный мох. Дальше дорожка пролегает вдоль небольшой рощи из высоких кустов ирги с замшелыми стволами и ажурного папоротника, затем - поворот налево, в аллею из туй, которая заканчивается у крыльца дома.
Дом - на удивление маленький, всего с двумя окнами, очень добротный, с флюгером на крыше. От цоколя до черепицы - в болотных, оливковых и фисташковых тонах. За домом видна крона огромной, по сравнению с домом, рябины...
Сад похож на иллюстрацию к сказке про "Изумрудный город".
Более тёплую, южную половину занимает полянка из злаковых трав и подорожника. Вокруг - виноградная лоза на деревянных подпорках, со светло-зелёными гроздьями сладких ягод.
Здесь же расположены баня, будка для дворняги Черныша и теплица, крытая стеклом, её цоколь тоже облицован змеевиком - видимо, любимым камнем Художника, создавшего сад... У теплицы пузатая бочка из потемневшей лиственницы с дождевой водой. Вторая бочка-купель стоит у входа в баню. Банька выглядит незатейливо - почти чёрный сруб с дверью на кованых петлях, замшелой крышей и слюдяным окошком. У крылечка груда камней для парилки - некоторые из них сверкают на солнце.
Камней много в здешних лесах - от небольших булыжников кварца до гранитных валунов, величиной с трактор.
За баней подпорной стенкой из булыжников огорожена компостная куча с зарослями тыквы.
По одному краю сада растут большие туи, как стена, отделяющая его от соседей. С другой стороны - ручей, граничащий с сосновым бором. На опушке, давным-давно, Художник высадил несколько ёлочек, они выросли и стали огромными, пушистыми великанами.
Ели растут на берегу ручья, бегущего по склону вниз, к озеру. Летом ручей почти пересыхает и о нём напоминают лишь затянутые мхом берега под еловыми лапами да почерневшая деревянная лодка.
Там же, на берегу, стоит кованая беседка с крышей из черепицы болотных оттенков. Сама беседка, от времени покрылась патиной и теперь ажурная ковка кажется зелёноватой.
В беседке пол, столик и скамейки окрашены оливковый цвет, на столике - шахматы, всё из того же змеевика. Их вырезали уральские камнерезы. С одной стороны шахматной доски - фигуры из светлого камня, с другой - из тёмного.
В цветниках, вдоль дорожек - вечнозелёные, разлапистые можжевельники, поздние, салатовых оттенков тюльпаны и прозрачные соцветия - шарики декоративного лука, похожие на залпы праздничного салюта.
Журчит у беседки вода в фонтанчике, его чаша из светлого змеевика, с тёмными пятнами и прожилками.
В самом тенистом уголке сада развешаны зеркала разных форм и размеров. В ясный день, это место наполнено солнечными зайчиками, в зеркалах отражается зелёный цвет, который словно оживает и переливается и от этого сад кажется гораздо больше, чем на самом деле.
Это сад иллюзий и оптических обманов... Зелёная дорожка, ведущая к теплице, незаметно сужается и от этого кажется длиннее, камень сливается с растениями так, что границы между ними почти неразличимы и трудно понять - где кончаются травы и начинается камень... Растения и живущие в саду ящерицы словно исчезают на фоне змеевика. При дуновении ветра, на камне, переплетаясь с его природным рисунком - оживают причудливые тени от ветвей и кованых завитков. А после дождя, к игре цвета и теней, присоединяются прыгающие по дорожкам лягушки.
Лесные птицы, прилетают пить воду из фонтанчика, они же наполняют сад своим пением летними днями и ночами.

***
Осенью сад выглядит почти также, как и летом, лишь листва рябины за домом окрасилась в оттенки охры, и появились на ней гроздья оранжево-красных ягод... А ещё в саду тихо - нет пения птиц, но в осенней тишине звонко журчит ручей. Воздух словно прозрачнее, а запах хвои - сильнее.
Отцветают салатовые гладиолусы на фоне тёмной зелени можжевельников. Почва под туями и виноградной лозой уже укрыта слоем торфа - постепенно идёт подготовка растений к суровым морозам.
После захода солнца и по утрам всё чаще сад спрятан в облаке из густого тумана.

***
Зимой сад спит под снегом, но дорожки чистят до камня, поэтому сугробы вдоль обочин кажутся зеленоватыми...
Всё также хороши хвойные растения, они заметно подросли за этот год. Гроздья рябины алеют на фоне вечнозелёной стены из туи. Над черепичной крышей поднимается дым из трубы...
Шахматы из змеевика, как и прежде, украшают кованую беседку, припорошенную снегом... В сад прилетают сойки - их синие крылья кажутся ярче, чем летом.
Вечереет рано, стёкла фонарей выполнены в технике витража из разных оттенков зелёного цвета. Летом это почти незаметно, а зимой, на фоне белого снега - фонари выглядят контрастно и загадочно. В морозную ночь над садом купол из звёзд... В городе сложно разглядеть созвездия, небо меркнет от иллюминации улиц, перекрывается небоскрёбами, а в индустриальных районах - затянуто дымом от заводов и фабрик.

***
Ранней весной расцветает огромное количество жёлтых крокусов... Одна часть сада сияет шафрановым светом, словно там полыхает пламя, а над озером плывет сизый дымок от костра с прошлогодними листьями.
Часть дорожки - под водой, оттого, что вышел из берегов, ставший полноводным от растаявшего снега ручей. Лодка лежит в метре от воды, иначе её унесёт быстрым течением к озеру. В лодке греются на весеннем солнце две серые сибирские кошки.
Вокруг беседки царит буйство красок... Цветы дружно растут, переплетаясь семейками - жёлтые с синими, фиолетовые с белыми.
Цветы настолько яркие, что прошлогодняя пожухлая трава не заметна.
Кое-где ещё остаётся снег и на его белом фоне это многоцветье кажется чудесным сном.
Крокусы размножаются, образуют луковицы-детки, с каждой весной цветочные поляны становятся всё более прекрасными. Но, ближе к лету сад вновь превращается в зелёный мираж и хранит в секрете свой разноцветный, весенний образ.

***
Сада, описанного в этом рассказе, не существует. Пока он живёт лишь в воображении садовника из городского парка.
Ему хотелось бы разместить сад своей мечты в знаменитых Бажовских местах у реки Чусовой, но, ныне рядом с теми заповедными землями растут мусорные свалки... Поэтому сказочный сад задуман вдалеке от большого города, у чистого озера, затерявшегося в горах Урала.
А может, когда-нибудь, фантазия станет былью, садовник откроет скрипящую, замшелую калитку и пройдёт по дорожке из змеевика в свой сад - зелёный мираж на фоне голубого озера и неба...
Зелёный и голубой... Любимые цвета Художника, создавшего планету, которая из космоса кажется зеленовато-голубой.


Рецензии
А я и правда поверил, что есть такой чудесный сад. Уж больно правдиво и сочно описаны растения, журчание ручья и дом с миротворными окнами. Благодать. Прогулялся по саду и вправду отдохнул душой и сердцем. Спасибо, Наталья.

Александр Григ Дорофеев   09.07.2019 20:53     Заявить о нарушении
Сердечно благодарю, Александр! Рада, что понравился мой сад.)
С уважением к Вам и Вашему творчеству, Наталья.

Наталья Крылаткова   09.07.2019 21:06   Заявить о нарушении