Мастер-класс писать хорошую прозу. 23. 09. 2018

В.Тарасенков
 
ПРИЁМЫ НАПИСАНИЯ ПРОЗЫ


1. Откажитесь от миниатюр.
 Согласитесь,дорогой автор,миниатюры,это похоже на эпизод из кино – маленький фрагмент… И,... не более того!Что означает этот эпизод,с чем связан,о чём,собственно,речь – остаётся загадкой. И получается нечто,о некто,никчемто,как-бы.
 Когда я не знал о чём писать,я писал миниатюры.До тех пор,пока однажды не понял,что это пустая болтовня.Марание бумаги.(Марание дисплея)И стал писать о том,что меня интересует больше всего,что меня волнует и что,именно я,по этому поводу думаю.И,странно,в миниатюры это не стало умещаться.Получалось больше и толковее.Сразу же,появлялся некий зачин,тянущий за собой продолжение,развитие и концовку. В целом – повествование со смыслом.
Смысл,это текст ,содержащий мысль в образной форме.В отличие от научных формулировок,
типа «Энергия не возникает ниоткуда,и не исчезает в никуда.»
Образная форма – это конкретое действие с конкретными эмоциями и конкретными мыслями.
Типа « В ярости распахнутого пламени стремительная молодость звезды.» Имеется в виду солнце,а не попса.Тот же текст в прозе: «Пламя рвалось из костра,гудя и с треском,в яростном нетерпении заявить о себе,о переполняющем желании всего могущего и не подвластного никому существования! Горю - я есть и буду,словно кричало оно в полноте сил.»
Но,вы,конечно поняли,что это метафоры.Важное подспорье в прозе и стихах,но,пока не рассказ.
 Ну вот вам и такой текст: «Человек вышел из подъезда,сел в троллейбус и доехал до службы.Сел на стул и раскрыл бумаги.»Это называется обзорный текст.Обзор действия,но не само действие.Чтобы текст стал действием,нужно очень конкретизировать его в словах.Сделать подробным. Смотрим: «Будкин пошарил по карманам реглана – не забыл ли сигареты?В последнее время стал хронически забывать курево.Пачка «Лаки страйк» оказалась на месте и Будкин ,облегчённо вздохнув,вышел на площадку,закрыл дверь и два раза повернул ключ в замке. «Надо бы замок с четырьмя оборотами купить.»-подумал он,вспомнив о краже в квартире соседа.Будкин спустился вниз в скрипучем лифте и,распахнув тугую дверь,вышел в промозглую сырость осеннего утра.Троллейбус,как всегда запаздывал,и Будкин, нервничая,что опоздает,выкурил одну сигаретину. «Началось!»-подумал он,зная,что к вечеру будет приканчивать вторую пачку.
В троллейбусе было сыро и муторно ….» И так далее и тому подобное.Понятно?Проза-это подробно!

2.Творчество – это свобода.
 Свобода от чего?Точнее – освобождение от инстинктов.Освобождение от автоматических реакций автора на окружающую реальность.Вы,автор,уже находитесь в своей воображаемой реальности и рассказываете о своём персонаже.Но у него без вас нет ни инстинктов,ни рефлексов.Поэтому только от вас зависит,как он будет реагировать на холод,на жару,на голод,на сытость,на зло,на добро. Как он любит женщин,как ревнует к соперникам…Как и за какую футбольную команду болеет,а может,даже играет и т.д. То есть все эмоции,чувства,рефлексы-в вашей власти! И мысли и поступки.Вы,автор,ответственны за всё!(И,кстати,таким образом,Фрейд здесь отдыхает.Никакого подсознания,оказывается и нет.Автор - и бог и дьявол в одном лице вершит судьбы своих персонажей.Но не по подобию себе.Вы можете вжиться и свою полную противоположность,создавая своего человека.)Главное,чтобы всё было правдоподобно.Чтобы персонаж оказался живым,а не ходульным.
 Как этого добиться?Во-первых, логикой.Да,да,именно логически определяя,может ваш флегматик бурно негодовать на отсутствие ужина от молодой жены?Нет.Может он испытывать страх до конвульсий перед смертью?Нет.Бурные эмоции у флегматика возникнут только тогда,когда его зацепят за самое важное в его жизни,за то,что он определяет,как смысл своей жизни.Если появится угроза жизни его детям,любимой жене,женщине или матери с отцом. А так же делу всей жизни.(Учёные и художники способны убить за свои произведения и теории.)
 Таким образом вы,прежде всего,должны определить для своего героя самое важное,что важнее самой жизни.(Так у людей бывает.Самосохранение не самое важное в жизни Человека.Женщина бросится на защиту своего дитя под угрозой своей смерти не задумываясь.)
И только после всего этого вы можете интуитивно пытаться описывать жизнь вашего героя.Если хорошо вживётесь в него.Но без начальных логических установок,уверяю вас,вы не обойдётесь.Вы не Пушкин и я тоже,поэтому и холодным умом придётся пользоваться.
Но где же сюжет?

3.Сюжет от выдумки и сюжет от ситуации.

Предположим,вы,этак взмахнув неопределённо рукой,говорите : Я хочу написать что-то приключенческое.Так,чтобы читателя за уши нельзя было оттянуть!
Ну,чтобы не оттянуть,во-первых,нужно увлечь читателя,а во-вторых – не отпустить.Как?Очень просто.Для начала,позвольте,уважаемый автор,узнать где всё произойдёт?На суше,на море,в небесах,под землёй?В городе,на природе?С мужчиной,с женщиной?Днём,ночью?
Это очень важно для начала.(Увлечь) Смею предположить,в городе.Как наиболее тусовочное место.С мужчиной.Как наиболее расхожий персонаж.Лучше ночью.Как наиболее таинственное время.
Должен сразу предупредить вас,автор,что от выдумки (т.е. сразу придумать весь сюжет от начала до конца)у вас не выйдет.Не потому,что выдумка слаба,но потому,что редкие таланты способны на такой фортель.Разве что,Лермонтов,Сименон,Райнов.(Болгарский детективщик).Остальные,и Стивен Кинг,в том числе,идут от ситуации.Это значит,нужно поместить вашего героя в безвыходную ситуацию.Так,чтобы силы противника превосходили во много раз вашего визави. И далее очень просто:как он выберется из этой ситуации!
К примеру мой рассказ «По всем правилам военного искусства.» Водитель танка на учениях оказался без экипажа,без боезапаса и почти без горючего против двух полноценных танков неприятеля на учениях.И пытается уйти от преследования по лесу,по полю,по шоссе.
Но здесь мне пришлось (и вам придётся тоже) соблюсти закон (!) событий на количесво страниц.
Секрет прост : "100 страниц – событие,через 50 – следующее,дальше – 30,25,20,16 – 17,14 – 12,11,10,9..
Если до первого события в романе А страниц,то до второго А/2,до третьего А/3,А/4,А/5,А/6…А/n. (Г.Башкирова.Лицом к лицу.Москва."Детск. литература."1976г стр.124,125)
ИМЕННО ТАК РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ СОБЫТИЯ – ВЫБОРЫ В ЛУЧШИХ РОМАНАХ".Закон интереса.Что такое выборы?Это когда герой делает выбор,как ему поступить.Что выбрать,для выхода из ситуации.В итоге,посредством маленьких выходов,выйти из большой переделки победителем!
Тут есть маленькая тонкость.Читатель тем больше склонен себя отождествлять с героем,чем больше он (читатель) увяз вместе с героем в поисках выхода из заморочки.Если увяз,то читателю уже не до оценки стиля,выразительных средств,характеров и разных типичностей.
Ему просто интересно.Как раз мы этого и добивались!Увлечь и удержать.
 
4.Описания – это одушевление.
Столкновение с описаниями природы,обстановки неизбежны,как чох при простуде.Вам хочется продолжать фабулу,но нужно описать где происходит событие и никуда от этого не деться.Если вы напишете,что деревья были сырые и с веток капало – это не описание.Но если изобразите,что «деревья озябли от дождя и грустно склонили ветви к земле.И падали с них прозрачные нежные капли,словно горькие слёзы…» – это будет описание. «Дома выстроились в ряд,высокомерно глядя сверху вниз на людскую суету внизу…» - это тоже описание.Всё просто : пишите о неживой обстановке,как о живой,применяя «живые» метафоры и сравнения.Одушевляйте.
Но не будьте слишком подробны до занудства.Не городите все подробности об одежде вашего персонажа,начиная от текстуры галстука с подробнейшим рисунком,цвета и покроя пиджака с количеством пуговиц и числом карманов,до состояния наглаженности брюк с потёртостями на мягком месте и застёгнутости гульфика. Не мелочитесь.Достаточно нескольких штрихов для характеристики персонажа.
«Модный пиджак сидел,как влитой на крепких плечах положительного героя…» «Не исключено,
что брюки долго и продолжительно мялись в течение нескольких лет на хилом теле учёного мужа…»
Старайтесь в начале вашего повествования быстро ввести читателя в обстановку.Вы ведь сами заметили,что не любите читать долгое начало с разными там описаниями.Лучше воспринимается обстановка совместно с действиями.Типа : «Я сидел на поручне башни и ждал автозаправщика,когда из глубины ночного леса,проваливаясь по колено в снег,вышли двое в комбинезонах…» Здесь сразу становится понятным : зима,ночь,лес и водитель ждёт заправщик.Да ещё неожиданно появляется командир с незнакомым офицером,что сулит какие-то хлопоты,подразумевающие энергичные действия.Это я из своего рассказа «По всем правилам…» привёл пример,уж не обессудьте.И дальше на вопрос где экипаж водитель в диалоге отвечает : «Анохин на сборах комтанков,наводчик пошёл за ужином,заряжающий в карауле.» Вот почему водитель окажется один в дальнейшем.Причина естественна и убедительна для читателя.Коротко и ясно.

5.Саспенс.
Напряжение.По-русски – подвешенное состояние.
Квинтэссенция психологического состояния,когда чувство опасности обостряется до судорог,когда опасность грозит отовсюду,когда неизвестно какая она – опасность,в чём выражается и кто грозит.
Пограничное состояние между безумием и смертью.
Впрочем,обычно этим и кончается. (последним) Яркий тому пример – фильмы Хичкока.Должен заметить,я не сторонник саспенса.Обречённость любого персонажа нагнетается на протяжении всего фильма и входит в противоречие с моим желанием найти позитивный выход из положения.И выхода нет до конца,и герой (героиня) гибнет или остаётся навеки напуганным,так и не выяснив причины опасности.
Ну, «Птицы» Хичкока, «Прикосновение зла», «Головокружение». «Десять негритят» Агаты Кристи.
Везде suspens нагнетается с помощью устрашения.Страх – мотор действия,с помощью которого достигается цель – зритель замирает от ужаса,трепещет от эмоций.
А,между тем,если внимательно присмотреться,позитивный финал всегда возможен.Всем известный «шедевр» Агаты Кристи «Десять негритят»,где на острове оказались все,герои - преступники могли бы избежать,почти все,гибели.Если бы после первых жертв договорились быть,ВСЕ,друг у друга на глазах.
Элементарная логика подсказала бы ,что на пустом острове казни совершает кто-то из их же группы и,поэтому нужно,чтобы все были «прозрачными» даже в отхожем месте.
Вообще,саспенс не может «оторваться» от криминальной основы.Разве что в чистой мистике,типа «Ребёнок Розмари» Айры Левина.Всё повествование автор гонит мистику и читателю в отпад хочется узнать кого же родит Розмари,а кончается банальным рождением дьявола.Разочаровывает,ибо известно,страшнее человека зверя нет.Ещё военная тема : плен,концлагерь может быть саспенсом.
Дай мне волю,я бы всех этих саспенсников (НЕ в их числе вы,уважаемый читатель) назначил младшими помошниками старших выгребальщиков в ассенизационных обозах холерных бараков!

6.Замахнитесь повыше.
Не робейте глобальных тем.Только не пишите,ради бога,о политике.Почему?Кто-нибудь читает Солженицина?А ведь хороший писатель.А Абрамова?И тоже неплохой автор.
Политика преходяща и,время проходит,тема не актуальна.Сл.не интересна. Лучше писать о том,что никогда не надоедает.(Ну,о любви,конечно же,о любви,дорогие женщины)Не надоедают темы умные и … приключения.Вспомните,уважаемый автор,чтобы переплыть быструю реку и попасть в нужную точку,что нужно?Брать выше по течению!Река снесёт.Так и вы,берите выше тему,замахнитесь на роман,жизнь снесёт!И тогда вы узнаете кто вы : рассказчик,повествователь или романист.Приключенец или психолог.Философ или бытописатель. Своя тема – это важно.
Только соблюдайте особенности пола.Не уподобляйтесь «Дому-2» Передача,гле пацаны вместе с девушками занимаются выяснением отношений!Достойное занятие для мужского пола?Мужик,выясняющий отношения,(а она сказала,а он сказал,ах.ах,и она что,а он что) безвозвратно теряет в мужественности! Мужчина выражает себя вдействии. Образно,мужчина должен быть в пути.Женщина,чаще всего в позиционных отношениях.(То самое – а он что,а я что)Мужик должен заниматься делом.В высоком смысле.А в «Доме-2» пацаны лишены этой возможности,варятся в собственном соку и по-женски выясняют и выясняют…Им там просто нечего делать,потому постоянный зритель – женщины!
Как говорит Стивен Кинг,соблюдайте особенности пола и тогда вас будут читать все – и мужчины и женщины.(И что особенно хорошо,женщины вас,автор, будут любить!)
Мужчины идут от логики,женщины от эмоций.

7.Не рисуйте лиц персонажей.
Сколько не давай подробностей лица того или иного персонажа,читатель,всё одно по своему представляет его.Если конечно персонаж не Эркюль Пуаро или Шерлок Холмс,где особенности лица играют важную роль.Чаще всего вообще не имеют значения.Лучше отдать «лицо» воображению читателя.Вообще без лица персонаж не останется.Читатель непроизвольно его себе представит,или похожим на своих знакомых,или нарисует в воображении из случайных черт – в своей жизни мы столько лиц перевидели.
Да и какой смысл подробно изображать?Вы же знаете,что чаще всего облик не совпадает с сутью.Лицо преступника скрывает за собой добрейшего человека,а лицо светлого ангела – закоренелого маньяка,За некрасивой женской внещностью,вдруг открывается прелестная женщина и наоборот.НО,не всегда,не всегда…
Если,конечно,хотите работать на контрасте,то обязательно дайте образ лица,или на полном соответствии лица и души.Но это редко встречается и,значит,лёгкое сомнение у читателя останется.А у нас задача,чтобы читатель нам безоговорочно верил.Вот мотивы поступков,реакций,непроизвольных эмоций,должны быть категорически правдоподобными,естественными.Как?Очень просто.Есть одно хорошее правило : не объясняйте большим то,что можно объяснить меньшим!
 Не призывайте в помощь бога,чтобы объяснить причину молнии,грома.Не мотивируйте маньяка ненормальностью безумия – это просто одичание до уровня первобытных людей,когда они поедали своих врагов.Не объявляйте добро глупостью человека,ибо доброта человеческое качество,отличающее нас от животных.(И потому,что добро-созидание,зло-разрушение.)Не заставляйте вашего героя быть жадным,если ему деньги по-фигу,И не делайте его альтруистом,если он жаден до опупения.И,наконец,не потому женщина вас полюбила,что у вас масса достоинств,но оттого,что полюбила.(Женщины необыкновенные существа – любят и мерзавцев)
Причины,мотивы даже малейших побуждений должны быть простыми,ненавязчивыми.

8.Проза и поэзия.
Как вы думаете,почему нет поэзии-фантастики?Поэзия сама по себе фантастика!Возьмите любой стих и увидите сами. «Я помню чудное мгновенье/Передо мной явилась ты/Как мимолётное виденье/Как гений чистой красоты.» В прозе это звучит так: Не могу забыть то мгновение,когда,вдруг,увидел тебя. В кружении вальса ты повернула голову и взглянула на меня,стоящего в стороне и… Я никак не мог ибавиться от ощущения,что ты мне привиделась,что такая ты,невозможна!Но вновь я тебя увидел и понял,нет, не привиделось. Красота твоя так чиста,так прекрасна… Словно гениальность!
В прозе звучит приземлённо,многословно и без блеска.Фантастическая гиперметафоричность Пушкина с блеском той самой гениальности передаёт чувство к женщине.
Вывод : эмоции пища поэзии.
Проза ближе к реальности,к мысли,к анализу происходящего,к логике.Чтобы писать прозу нужно уметь думать.И думать умело и хорошо.Уметь думать - это уметь задавать себе вопросы.Чтобы уметь задавать вопросы нужно иметь пространственное мышление.Как физиологическое(уметь ориентироваться в пространстве),так и логическое(уметь не теряться в пространстве вопросов и ответов.)
Всё тренируемо.Координация тела – в движении,в спорте.Координация мысли имеет основу в зрительной памяти.Если вы научитесь хорошо запоминать элементарные : маршрут движения в незнакомой местности,отличие одной марки машины от другой и безошибочно узнавать проехавшую мимо один раз,мелкие детали чужой квартиры,сколько предметов лежало на столе и какие и как,то дальнейшее развитие вас,как мыслителя обеспечено.Тогда вы сможете задать себе вопрос : а зачем на внутренней поверхности крепостных русских стен сделаны аркообразные ниши?Не с внешней атакуемой,а с внутренней.И дадите себе ответ :для того,чтобы защитники города могли укрыться от летящих обломков с крепостной стены
во время боя.
Даже это пример может вас удивить.Все ли вы заметили эти укрытия?И задались ли вопросом?Ведь фортификационные сооружения не имели ничего лишнего,и тем более,никаких финтифлюшек для красоты!
Умейте замечать детали.Тогда проза будет убедительна.

9.Серийные романы.
Как они пишутся?Очень просто.В первой книге вы даёте прошлое главного героя (героини),как он (она)начал заниматься детективной деятельностью,сколько раскрытий преступлений,каково положение дел в настоящем,как выглядит он (она),достоинства,слабости (невинные и т.д.).Далее следует занимательное ракрытие некоего преступления.(не слишком жестокого и без социальной окраски,желательно)Рассказ лучше всего вести в полушутливой форме,чтобы не загружать читателя.Ведь читателю и так хватает своих проблем и ему нужно отдохнуть.
 У вас уже есть все + персонажи,которые будут из книги в книгу переходить в неизменном составе.Если ещё нет,то следует заготовить их заранее.И,конечно,главный герой (героиня),способный к нетривиальному мышлению и … обычный человек со всеми нашими слабостями,такой же,как мы.(Обязательное условие!Тем и привлекает он (она),что такой же.) А минус персонажей мы будем выдвигать по ходу дела из книги в книгу.
Далее во второй книге и последующих остаётся только упоминать о характерных чертах вашего героя (героини) и гнать фабулу.Причём,можно просто варьировать,слегка переиначивать один сюжет,слегка модифицируя оный и вас уже будет новая книга.К примеру,два-три романа о ворах-карманниках,два-три об убийцах,о маньяках,о мошенниках,о кидалах,о эксбиционистах,о ревнивцах,о наркоманах,о киллерах… Но не о военных преступлениях,не о революциях,не о верхушке власти.(Это табу.Здесь всё слишком серьёзно и,ведь не пропустят издатели.Без всякой цензуры официальной «зарежут» ваш роман.)
Серийные романы – как серийные убийцы обладают рядом типичных признаков,которые,если соблюсти,обеспечат вам успех в раскрытии и издании.(смотри выше)
Таким образом,самым трудным у вас окажется первый роман,первая книга.А дальше писать – не переписать,лет на десять,как минимум,хватит.

10.Работа над текстом.
 О чём писать вы знаете,но никак не идёт первая фраза.А вы упёрлись и хотите именно с первой,с начала,чтобы,как вам кажется,последовательно и методично глава за главой всё и написать,сотворить.
Позвольте спросить: А зачем?Зачем,какого чёрта вам надо последовательно?Это вы АВТОР!И как вы всё напишете – это ваша кухня,ваш секретный метод.Ведь у вас уже есть пара-тройка фраз ваших героев,которые они скажут где-то в середине вашей эпопеи.Да ещё маленький эпизод,ну почти готовый –прям сам просится на бумагу.Вот с них и начните!И запал уложится в удачную форму изложения и прочувствуете фактуру вашего замысла,то,что называется «я здесь живу».
И так – по кусочку,с седьмого прыжка на пятую попытку,выдайте весь роман,рассказ,повесть…И ночь уйдёт,и две…И месяц,и год… И наконец вы приступите к редактированию и правке.Попросту-расположите всё так,как вы считаете нужным и уберёте всё лишнее.Как говорил Экзюпери,совершенство-это не когда нечего больше убрать,но когда больше нечего добавить.
Ну и,конечно же, у вас будут заклинивания,затыки.Не можете найти нужных слов и весь киндык!Что делать?Пишите первые же попавшиеся слова,только,дай бог,не забыть что хотите сказать,а как – это дело второе,поправите потом.Главное,чтобы уже что- то,пусть смутное, уже есть на бумаге (или на мониторе.Кому как.)Если есть от чего отталкиваться,можно далеко прыгнуть.И,к тому же,бывает и так,что было написано с первого необдуманного замеса,оказывается на удивление удачным – это вы следующим утром или через дней несколько с удивлением поймёте.
Обдумывание дело хорошее,но дело начинает двигаться,хоть и через пень-колоду,тогда,когда вы начнёте писать.Гладко пишут только графоманы.У них что ни слово,то шедевр.А у вас,трудяги писатели варево со многими компонентами.Не пересолить бы,не пересластить,да не переборщить.А даже если и так – у вас есть уникальная возможность всё исправить и даже всё перечеркнуть,и . . . начать всё с начала.Это кайф!Вы ВЛАСТИТЕЛЬ своих творений и пока пишете,не отдали на суд читателя,вы можете и жизни лишить ваше произведение .Поэтому:в работу,пишите и обрящете.Не ждите вдохновения в прозе-оно приходит по ходу дела.Со стороны приглядится – а серьёзно ли вы взялись за дело?И приходит.
Муза – женщина капризная,взбалмошная.Но… хороша собой!Как Очаровательная Леди!

11.Главный герой всегда должен быть одним главным.
Не много и все главные,но один главный герой.Почему и зачем?Всё просто.
Только тогда читатель переживает все события,как свои,когда весь сочувствует персонажам.А если повествование ведётся от первого лица,или от третьего,но от того,через восприятие которого весь сюжет и передаётся (и только от того),то читатель всё внимание концентрирует на его восприятии.И ощущает себя главным героем. В таком случае успех гарантирован.
 Если же все персонажи равноценны и автор не выделяет одного,то читателю приходится переключаться с ощущений и мыслей одного на другого персонажа,а там на всех остальных и вживания не происходит.Читатель остаётся в стороне.Ну и что же с того,что вашему герою плохо?Ну и что же с того,что чудная девушка попала в передрягу?Я читатель ,я в стороне,и что там у ВАС происходит,интересует меня постольку-поскольку.Интереснее следить за мыслью детектива,чем переживать за постороннего человека.ЗА ВСЕХ НЕ НАПЕРЕЖИВАЕШЬСЯ! Ясно?
Вот когда читатель незаметно втягивается,сначала в выборы-ситуации,и только затем начинает ощущать себя в предлагаемых обстоятельствах,вот тогда он начинает переживать,жить в вашем произведении!
Будто это он там,будто это он думает,сражается,возражает,действует,спасается,превосходит по уму и побеждает.И тогда вы,через союзника читателя,сможете вложить в голову этого союзника ваши мысли по-поводу мироустройства или нюансы отличия доброго зла от злой доброты.Заставить думать читателя-вот основная задача автора. Думать по большому счёту.И чувствовать.Не верьте,что читатель устал и не хочет загружаться думанием.По сути,бытовые думы-это не мышление,это-рациональное распределение времени для выполнения неких обязанностей. (По работе,по дому,по быту.)Настоящее мышление содержит в себе самоощущение,идентификацию себя в окружающем,как человека с собственным мнением по любому поводу.Возвышение до разумного существа,а не рефлексирующего автоматически.
Но сделать это нужно, втянув читателя в увлекательный мир вашего произведения.Вот тогда ваше творение будет помниться долго и цениться выше многосерийной лабуды.

12.Фантастика и фэнтэзи.
Настоящая фантастика отличается от фантазирования одной маленькой особенностью,которая позволяет ей (scientific fiction),быть искусством.Это – обоснованность фантастики на данных науки,её теориях и экспериментальных данных.Остальное – брехня.Брехня искусством быть не может.
Настоящая фантастика –это Бредбери,Азимов,Шекли. . . Да что там перечислять.Вся фантастика шестидесятых годов прошедшего века.Почему?Всё просто.Они не отходили от науки.
Отчего же я так уцепился за науку,что всё остальное готов не замечать?Основываясь на науке,фантасттика получает уникальную возможность экстраполировать,прогнозировать всевозможные ситуации и состояния в будущем.Т.е. в реальном времени показать что из этого может выйти.Кроме того, демонстрируется образец научного мышления,известные факты и гипотезы.Таким образом,читатель ненавязчиво пропитывается научным мышлением,получает какие-то достоверные знания и настоящие гипотезы,существующие в учёном мире.
Даже пацан десяти лет может из фантастики узнать,что скорость света 300000 км/сек. в пустоте,ещё не добравшись до девятого,десятого,одиннадцатого класса.И что перепрыгнуть эту скорость не дано никому по Энштейну.(Масса тела при этой скорости достигает бесконечности и требуется бесконечная энергия для её преодоления.)Однако в фантастике её преодолевают,но демонстрируют возможные пространственно-временные эффекты.Но не с бухты – барахты перескакивают и пошло-поехало воюют с НЛО.Или через дыру-врата прыгают в иные пространства и опять там воюют с монстрами.Или тролли и волшебные палочки –гиперсинтезаторы,как в незабвенном Гарри Потере (Штопоре).
Да и какая это фантастика,когда муравья увеличивают до размеров слона и вот вам чудо-юдо,угрожающее всему несчастному человечеству…Профанация!Когда звездолёт летит в космосе и слышна работа ракетных реактивных струй,вырывающихся из сопел!Ведь он летит в пустоте,а в пустоте звук не распространяется.
А между тем,Айзек Азимов в своих рассказах роботов установил три закона роботехники,до сих пор используемых и признаваемых кибернетиками. Робот не может причинить вред человеку,Робот должен повиноваться всем приказам человека,кроме случаев,противоречащих Первому Закону,и робот должен заботиться о своей безопасности в мере,не противоречащей Первому и Второму Законам.
Ну как?Но Азимов всё же учёный и потом фантаст.Кстати,все “те” фантасты,как правило были учёными.
Каков уровень,а?И ещё,кстати,все изобретатели на курсах изобретателей (были и такие,пока всё не гавкнулось) обязаны были читать научную фантастику с целью расковать мышление.Думаю,читай они фэнтэзи,далеко бы они ушли,щас вам.
И подумайте,можно быть уверенным,что ни в чём нельзя быть уверенным.Если это утверждение истинно,то,тем самым,ложно.

13. Интонация слова.
В Японии – японцы,в Польше – поляки,во Франции –французы . . .Американцы,британцы,испанцы,монголы…. И только в России – россияне. Странно. Не японяне,не франциане,не американе.Но мы-«яне»
По логике,должны быть – российцы.Впрочем,оставим сей казус спецам академии наук.Они видно так посоветовали.Знатоки!
На самом деле,конечно же – русские.Но дипломатия,дипломатия…Польстить надо всем жителям…
Инопланетяне,островитяне!
Вы, конечно,заметили,что в нашем русском языке нет никаких артиклей.Этих подпорок слов для обозначения рода существительного. Типа der,die,das в немецком. В английском,сами знаете,тоже.
У нас род определяется окончанием слова.Окно – оно,погода – она,гром – он.Естественно и без лишних обязательных обозначений.Отсюда и совершеннейшая необязательность расположения слова в предложении.(Сравните тот же немецкий.В нём обязательно существительное первое,сказуемое –второе.Иначе предложение становится абсурдным.)У нас же,куда ни поставь слова,всё равно со смыслом.Лишь меняется интонация предложения.
Читайте: Я пишу прозу,Прозу я пишу,Пишу я прозу.Теперь развернём:Что ты делаешь?Я пишу прозу.Тот же вопрос и в ответ уже слышится «Отстань,прозу я пишу.» И третье: «Пишу я прозу,купил бы розу.На память девушке одной,чтобы осталась та со мной.»
Разница есть? Ещё какая, и без озвучивания голосом.Простым написанием слов рождается чудо.Интонация!Хорош все же русский язык,чёрт возьми!
Так что не только информационная чёткость у вас из под пера выходит,но приглядывайтесь ,
какая интонация получается.Это оружие посильнее будет,чем ясность изложения.
К примеру: «…Но ромашки беспечно себе и наивно смотрели по сторонам,и злой пульс не мог ничего поделать!..» Изменим расстановку: «Наивно и беспечно себе смотрели ромашки по сторонам,и не мог ничего поделать злой пульс.» Уже не так беспечно и наивно получается.А если слова заменить? «глупо и беззаботно смотрели ромашки по сторонам,и ничего не мог злой пульс.» Действительно полная глупость получается.
Вот таков он – русский язык.Язык русский – таков он.Русский язык – он вот таков.

14. Диалог.
Диалоги можно создавать вообще не сопровождая реплики комментариями. Вот пример,извините за большую цитату:

«… - О чём они?О девушке?
 -Не знаю,док.Но эти случайные втречи мне действуют на нервы.В такой близости может
 произойти взаимогашение сигналов управления.
 -Разве они на одинаковых волнах?
 -На одинаковых,мадам,на одинаковых.Но у мужчины и женщины частоты идут на противо-
 фазах.И, в непосредственной близости,может произойти нейтрализация.Как следствие,
 объекты выходят из подчинения.
 -В таком случае-это ваше взаимотушение произошло ещё в городе.
 -Взаимогашение,доктор.
 -Не важно!Я,как робопсихолог… Как специалист,я усматриваю наличие человеческого
 сознания у этих…людей.Да,да-людей!А эксперименты на людях запрещены конвенцией.То,что
 сейчас происходит–антигуманно!И мой долг,как врача,как человека,наконец, прекратить
 это издевательство!Прекратить немедленно!
 -Что?Прекратить?Но как вы себе это представляете?Неужели вы думаете,доктор,что я
 вот сейчас выключу аппаратуру и они смогут идти на все четыре стороны?Они смогут,как
 все мы,продолжать жить как ни в чём не бывало?
 -Н-не знаю… Но,хотя бы,дайте команду на возвращение.Прекратите операцию.Это,ведь в
 ваших полномочиях.Прекратите принудительное манипулирование людьми!Я вправе зап-
 ретить и запрещаю продолжать это постыдное действо!Оно преступно!
 -Как много эмоций,как много праведного гнева!Вы раскраснелись… Вам к лицу румянец,
 мадам!
 -Перестаньте кривляться,Дювайл!Я вынуждена принять меры…
 -Спокойно,спокойно,мадам!Не приближайтесь к аппаратуре!…Я же сказал не двигайтесь!
 Поставьте стакан на место!…
 -Пустите меня!Уберите руки!… Я разобью это ваше электронное изуверство!…
 -Да сядьте же на место,доктор!Успокой-тесь!Вы принудили меня применить си-лу!Вот
 так!
 -Негодяй!Интеллектуальный мерзавец!Вы ответите вместе со своими генералами по-
 дельниками за всю сотню изувеченных людей!Издеваться над Россом и заставлять его
 исполнять ваши чёрные замыслы я не позволю!Я найду на вас управу!
 -Мадам!Выслушайте же меня наконец.Вы не понимаете!Ваши требования-это гибель
 Росса!Окончательная!
 -Неправда!Ложь!Достаточно прекратить ваши излучения и он станет нормальным челове-
 ком.Ваша электроника будет только помогать ему!Вы негодяй,Дювайл!
 -Никто не позволит мне отключиться от вашего Росса!Меня просто уволят, и другой
 кибернетик займёт моё место!И будет управлятьРоссом,как роботом.Но,даже если
 вы сумеете доказать факт использования биороботов,Росса и всех остальных роббиков
 просто уничтожат,чтобы замести следы.Всех! Наше ведомство не любит огласки.Тем
 более,когда дело касается стратегической безопасности страны.
 -Боже мой!Ну почему подлецы всегда прикрываются стратегической или любой другой,но
 безопасностью страны!Какими-то национальными интересами!И тут же уничтожают людей,
 безопасностью которых якобы озабочены!Негодяи,мерзавцы,вивисекторы!Немедленно вы-
 пустите меня отсюда!
 -Мадам!
 -Я ни секунды больше здесь не задержусь!… Как открывается ваш кодовый замок?Но…
 Сюда кто-то хочет войти.Очень хорошо.
 -Тише,доктор!… Это начальство!Доктор,прошу вас… Господин генерал,докладываю:Идёт
 плановое выполнение операции.За время моего дежурства никаких происшествий не
 произошло.
 -Вольно.Дювайл я вами доволен!
 Мадам,прошу вас занять своё место.Наступает заключительная часть операции.
 -Я ни секунды здесь не останусь,генерал!
 -Маржолен!Как должностное лицо,облечённое ответсвенностью за данную операцию,я
 должен посвятить вас в некоторые подробности…
 -Нет!
 -Дело касается вашей десятилетней дочери…»

(«ПУТЬ» -роман. В.Т.)
 
Здесь автору пришлось поднапрячься,чтобы передать и действие каждого из участников диалога,и ситуацию,и соответствующие слова каждого,и эмоции. И всё это в чистом ,без комментариев, диалоге.
Это достаточно трудно,уверяю вас.Но и позволяет понять,что персонажи употребляют разные слова в разных ситуациях.Состояние разгневанности влечёт за собой и гневные выражения (и «крепкие» тоже).
Как не помню кто сказал: Интеллигентный человек не тот,кто не употребляет «выражения»,но тот,кто употребляет их уместно и в нужный момент.
Вообще,диалоги хорошо тренируются в таких,без комментария,методах.Но,конечно,всегда так
передавать диалог не нужно.Это хорошо в пьесах,драматургии.В просто прозе годится иногда,как разовый приём.
Обычно,по всеобщему мнению,чрезмерные комментарии используются авторами из-за боязни,что читатель не поймёт,с какой эмоцией говорит персонаж. «Подите вон!-с гневом и возмущением произнесла графиня.»Или с лаской в голосе? Может и с лаской,но здесь важен контекст.В какой ситуации это говорится.Но если,всё же,с гневом,то «возмущение» здесь ни к чему.И,даже, «с гневом» не нужно,если мизансцена «острая».
Лучше всего не акцентировать дополнениями автора разговор.Читатель у нас умён и поднаторел в чтениях,так что понимает многое и без автора.Самое подходящее это «сказал», синонимы
 ответил,сообразил,всполошился,вздохнул.оборвал и т.д.Но лучше НЕ «сказал с железным звоном в голосе,с математической точностью распорядился,проскрежетал,упивался,
словно кровью,с мрачноватой хмуростью ответил»Смешно.
Не давите на читателя.

15.Талант и бездарность.
Что вы хотите писать:Талантливое или покупаемое?
В чём разница?Всё просто. Одни произведения отличаются от других,как солнце от костра.
Серии детективов создаются по единой схеме:Преступление и расследование.Но это ещё не признак бездарности.Как говорил Чехов(не ручаюсь дословно): «Все талантливые произведения куда-то зовут,влекут,волнуют и долго ещё не дают успокоиться.»Ну а бездарные мгновенно забываются,хоть и кажутся интересными.Талантливое,даже по схеме детектива,заметно своей индивидуальностью,неповторимостью,стилем.
Есть один хороший признак бездари:хитрость.Хитрость в исполнении,в выборе темы,в литприёмах,в стандартности.В чём отличие ума от хитрости?Хитрости нужен,как правило,хотя бы ещё один человек(лучше больше),для того чтобы обмануть,перехитрить в чём бы то ни было.Ведь хитрость это обман,не так ли?
Уму не требуется обязательное присутствие другого человека для размышлений.Чтобы думать над загадками природы достаточно одного человека.И в жизни одни поступают умно,другие хитро.
Прежде всего решите для себя-ради чего пишете.Если ради успеха и денег,то неизбежно скатитесь на излюбленные обывателем темы и,конечно же,на стандартные приёмы чтива.А так же,на серийные романы.Почему?Да потому, что другого этот читатель не читает,не хочет,не может читать.Не научился.Ну и легче писать сериалы,быстрее и сл. денежнее.
Если же вы решите писать ради искусства,ради совершенства,ради неповторимой индивидуальной реальности,то серийность вам будет не по вкусу.Настоящий талант хочет и может попробовать выразить себя во многих жанрах и темах.И ему наскучивает разрабатывать одно и то же.Таланту есть что сказать.
Я часто слышу «по ящику» в «Тем временем», «Апокрифе» Ерофеева,как удивляются культурологи,дескать,почему в тоталитарном советском режиме рождались Нобелевские произведения(«Тихий дон» хотя бы),а сейчас при демократии,ни фига? Они не дотумкают,что,если в государстве официальной политикой не провозглашается культ денег,то мозги у людей свободны от корысти,и люди обращаются к вечному,к исскусству,науке!Мы же были самой читающей страной в мире!
И наоборот,думаешь о деньгах,получай чтиво,лепишь чтиво!Фуфло!
Определитесь,уважаемые авторы,для чего вы пишете.

16.Оригинальность.
А что вы,автор,ответите на вопрос:Как дела?Как жизнь?
Обычно отвечают,вспомните,или «Дела идут,контора пишет.» или «Жизнь бьёт ключом,и всё по голове.»«Дела у прокурора,а у нас делишки.» Весёлые женщины отвечают,что?Как дела? «Ещё не родила.»
Как видите,стандарты,шаблоны .Первое,что приходит на ум.Почему?Потому что в основе стандартов и шаблонов лежит основополагающий биологический принцип : минимум средств для максимума возможности.Принцип экономии сил.Почему собаке не нужна пятая нога?Потому что ей достаточно и четырёх,чтобы получить максимум : выживать,жить!Пятая нога ничего бы не добавила,но только,скорее,мешала.
Трёх,конечно,мало.
Так и в ответах на «как дела»Всерьёз отвечать?А кому это интересно?Только родным и близким.Так они и спрашивают не ради формальности.
Вот и слышишь в ответ стандарты и шаблоны,когда отвечающему самому надоедает отвечать без претензий «Нормально,хорошо,в порядке» или на обезъяний манер «Ноу проблем,о кей,вау класс,супер»
Можно и оригинально,не стандартно : Как дела? «Невозмутимо,периодически,в порядке очереди,самопроизвольно.»Почему оригинально?Потому что,приходится чуть напрягаться для забавной выдумки.
Стоп!Вот здесь ответ и есть: Чтобы стать оригинальным нужно подумать,напрячь мозги чуть-чуть и сказать отличающееся от стандартов другое слово. Но для этого нужно хорошо знать стандарты и шаблоны,знать что не говорить,не писать.И придумать своё.Стивен Кинг говорит,что нужно читать плохую прозу,чтобы знать как не надо писать. А как надо?Прежде всего, нужно напрягать мозги.
У кого есть дети,те знают,что детские перлы оригинальны и … талантливы.У них ещё не заштампованы головы.Я,например, на море слышал,как мальчишка спрашивал у отца «А почему море такое расплывчатое?» Все дети талантливы. В чём секрет оригинальности,таланта?А нет никакого секрета.Последние данные науки говорят,что от природы человеческий мозг изначально талантлив.Способность к произвольному изменению окружающей среды заложена с момента рождения.И только воспитание,навязывание шаблонов поведения,приличия,пользования столовыми приборами,чтения,гигиены и т.д. приводит к привычке к шаблонам и стереотипам.Как видите,положительные качества оборачиваются отрицательными издержками.А вот у Эйнштейна как то спросили,мол,как вы смогли открыть теорию относительности?
Вопреки теории Ньютона. Эйнштейн ответил,что все знали,что этого нельзя делать,а я не знал и сделал.
Вообще таланты отличаются способностью идти ВОПРЕКИ. Для них нет авторитетов,они всё подвергают сомнению.И,уж конечно,среди них нет ни одного льстеца,подхалима.Потому и неуживчивы с начальством и апостолами науки,искусства.Трудные характеры,трудные судьбы.А как иначе?Начнёшь льстить,лизоблюдствовать,подставлять спину и потеряешь независимость взглядов и… талант пойдёт на убыль.Холуём станешь. Несовместимые понятия-холуй и талант!
Компромиссы в таланте исключены,хитрость исключена,подлость тоже.Обязательные качества : ум и непохожесть!(Кстати то,за что талантливых мужчин любят умные женщины.За силу.Силу таланта!)
Мыслите и пишите оригинально,авторы!Для этого нужно лишь чуть напрячь мозги.

17.Талант против патологии.
Вы,конечно,знаете,что у нас преобладает мнение о ненормальности талантливых людей.Если талант,то где-то у него что-то в психике не так.И приводят пример Ньютона(шизофреник.),Фрейда(шизофреник),Достоевкого (эпилептик).
Ньютон,хоть и шизик,но его теория имеет под собой математическую базу.А против математики не попрёшь и поэтому его теория верна.Вот о теории Фрейда этого не скажешь.Математической базы нет и поэтому психоаналитики толкуют состояние людей как бог на душу положит.Можно так рассудить,можно-этак.Весь Фрейд основан на рассуждениях вокруг психики да около.Точности,до абсолютности-никакой.Да и какая тут диагностика,если все эти психиатры психологи до сих пор не знают,как работают мозги!Вот и приняли теорию сумасшедшего Фрейда,вполне бесталанную и примитивную.Зацикленность на сексе вполне маниакальна.
Значит полнейшая бездарь,глупость,тупость,серость,не способность-это норма?Это норма,когда мозги не варят и в голове с кадидатской диссертацией полнейшая мешанина из предубеждений и амбиций.А создать нечто талантливое кишка тонка!
Интересно,а почему до сих пор никто не провёл статистическое количественное сравнение совершенно здоровых талантов по отношению к нездоровым?Уверен,здоровых значительно больше.Один наш Ломоносов чего стоит!Абсолютно нормальный гений и,к тому же,отменно физически был силён.А Шолохов?Нормальный.А Булгаков?А Чаплин?А Эйнштейн?А наш Ландау?Можно не продолжать.Здоровых гениев и талантов больше во много,чем с патологией психики.
Так почему же преобладает противоположная точка зрения?Потому что примитивными легче управлять.
С помощью рекламы,кстати,тоже.И потому,что всякая бездарь чувствует своё ничтожество от одного только присутствия таланта рядом.И злобная зависть (основное качество любой бездари) толкает тупаря на любое уничтожение таланта,осквернение подозрениями и охаиванием как угодно!Мол,это не он написал,у него же нет образования,а у нас по нескольку и звания,а ничего такого не можем.Шолохов,дескать,плагиатор.(Кстати,в Швеции лет двадцать назад провели компьютерный анализ текстов Шолохова и однозначно подтвердили,что Тихий дон его-Шолохова произведение!)Бездари виноваты в гибели гения Пу-
шкина.И сколько ещё на их холуйском счету жертв настоящих талантов,гениев.
Не прогибайтесь,авторы.Прогибание-это удел бездарей!

18. Психологическая проза.
 Чехов говорил: «Люди просто сидят,обедают.А в это время рушатся их жизни.»
Для примера возьмём короткий рассказ Чехова «Злой мальчик». Иван Иваныч (так у Чехова) Лапкин и Анна Семёновна,оба молодые люди встречаются возле реки,якобы для рыбной ловли.И даже стали ловить,но Лапкин использует формальный повод для признания в любви.И всё,вроде
бы,идёт хорошо: и признание получается и рыбка ловится. Но тут возникает конфликт.Брат девушки-гимназист, вдруг оказывается рядом в воде (очевидно купался) и видит целующуюся пару.И… пользуется фактом для шантажа.Он обещает рассказать родителям девушки о поцелуях. Налицо обладание информацией используется для получения выгоды : братан требует рубль за молчание.Лапкину приходится идти на уступку-рубль дан.Оборона,в виде призывов к благородству и порядочности,не действует.Но на этом шантаж не прекращается.И в течение нескольких месяцев брат терроризирует парочку,получая краски,мячик,запон-
ки с собачьими мордочками и т.д.Почему ему это удаётся?Потому что парочка разлучаться не собирается (любят друг друга) и,для сохранения любви,идут и идут на уступки гимназисту.Это вынужденные уступки.Нужно сохранить тайну.Которую знает брат и который грозит раскрыть тайну,обладая информацией и бесконечно ею пользуясь.Конфликт длится долго и всё более накаляется.Читатель об этом догадывается по косвенным признакам данным Чеховым в виде фраз-намёков.И в момент кульминации,когда кажется,всё развалится у влюблённых,происходит развязка-компенсация.Информация обесценивается и становится нулевой.Иван Иваныч делает официальное предложение и получает благословение родителей невесты на брак.Тайное становится официально разрешённым и не содержит нужной скрытности.Шантаж исключён,но об этом ещё не знает шантажист.Оба влюблённых ищут негодяя и находят в саду.И оба дерут за уши брата с нескрываемым наслаждением.Реванш взят.
В рассказе,хоть и маленьком,но рассказе (не миниатюре),ничего,катастрофального и требующего необыкновенных физических усилий,изворотливости,не происходит.Всё построено на обладании информацией и попытке её скрыть.
В отличие от осросюжетных сочинений,в психологической прозе действия,как такового,нет.Сидят,обедают… Но кто-то что-то скажет и… начинается полная напряжения драма. Типа,сын-студент пятого курса говорит: « Мама,папа я бросаю университет,иду зарабатывать деньги в ЧП. Или открываю своё дело.» Что тут начнётся!Валерьянка маме,сто грамм папе,одобрение сестры,осуждение карьеристов друзей,поддержка его девушки и т.д. Роман,не меньше,выйдет у вас из под пера.
Но почему эта маленькая фраза вызывает такой большой ажиотаж?Потому что возникает конфликт.Вот тут,обозначив конфликт,вы,автор и должны расставить,что называется,все точки над i.Нужно выдать мотивировки папы с мамой,(надежды и чаяния.)сестры,(деньги для мужика всё,чем коптеть в хорошей профессии.),друзей-карьеристов(тут много всего:от зависти к способностям до категорических амбиций).И взаимодействия-противодействия между этими сторонами конфликта.И всё это без силовых действий.По большей части,в процессе фраз,утверждений,уходов приходов,заявлений,протестов и логики разных сторон.
 Психологическая проза более выразительна в пьесах,драме – на театральных подмостках,вследствие ограниченности сценического пространства.Ну и в литературе,разуме-
ется.
Должен подчеркнуть,класс писателя более всего виден в умении увлечь читателя там,где «ничего» не происходит.Это значительно труднее,чем в перестрелках,мордобое и скоропостижных постельных победах.
Ну и здесь,конечно, не обойдётся без категорий мужественности и женственности.Соотве- тственно персонажам. «Мужественность оперирует преимущественно правом разума,физической силы и логики. Женственность – правом непосредственных побуждений вопреки логике,разуму и физической силе.
Женственности свойственна склонность не распоряжаться инициативой,а пользоваться ею,но не так и не для того ,для чего она предоставляется..Мужественность тяготеет к борьбе за цели в настоящем времени,а женственность – к борьбе за будущее,не слишком отдалённое.Мужественность требует логики общеобязательной и,сл. претендующей на объективно обоснованные исходные положения.Склонность к полной и окончательной ясности во взаимоотношениях – черта,характерная для мужественности.Склонность к позиционной борьбе обнаруживается в пренебрежении к деловой конкретности высказываний и в повы-
шенном внимании к тому,куда партнёр клонит – какие обобщения он подразумевает.Женщины видят не смысл произносимых речей,но то,как эти речи и слова произносятся.
Пауза,жест,интонация могут играть решающую роль.»(П.М.Ершов. Режиссура,как практическая психология. «Искусство» Москва.1972г)
Если вы,автор,умеете писать в пространстве «сценическом» так,что оторваться нельзя – вы классный писатель психологической прозы.

19.И снова о миниатюрах.
Многие из вас,авторы,потому пишут миниатюры,что их легко читать.Короткие – их легко пробежать глазами читателю и тут же быстренько набросать отзыв. Но это путь наименьшего сопротивления.И вам,авторы,можно не особенно напрягаясь,вроде как,создать некое произведение,и читать вам самим других,не лень.Ведь,признайтесь,читать других авторов не хотите,особенно длинную чью-то прозу.Своя,она всегда кажется лучше других и тратить время на чтение чужой прозы,как-то не хочется.В этом и ошибка! И сами привыкаете к облегчённым вариантам написания (девальвируете) и других приучаете писать легковесно по верхам.
Заметьте,даже Чехов не называл свои маленькие рассказы миниатюрами. Называл «короткий рассказ» или «новелла».Чем же короткий рассказ отличается от миниатюры? Всё просто.В рассказе ВСЕГДА присутствует сюжет.Т.Е. завязка,кульминация и развязка.Ваши же миниатюры чаще всего не содержат этих необходимых компонентов,Если точно,то это зарисовки.Некие наброски,могущие быть в рассказе или повести,как отражение состояния героя,или обстановки,ну и как описание пейзажа.Тот минимум действий,которым вы,авторы,соизволите разбавлять свои зарисовки настолько минимален,что воспринимается
как чужеродное тело в изящной вязи ваших обобщённых писем.Кусочек диалога,кусочек разговора,кусочек физического взаимодействия.А в остальном общие изложения происходящего.
Хотите пример?Ради бога… вот вам в вашем стиле переложение в миниатюру.
«В сыром Петербурге бедный студент Раскольников мучается над важным для себя вопросом.В мрачной облупленной каморке,где он живёт,холодно и сыро,и есть нечего.Но Раскольникова нимало не трогает отсутствие пищи. «Имею ли я право?-думал он.- Имею ли право совершить поступок,преступить,или я букашка,ничтожество?!»Он ходил из угла в угол тесной тёмной каморки и решал… и не мог решиться!
«Имею ли я право убить,убить старуху процентщицу,чтобы затем,обретя средства,облагодетельствовать человечество!?Помочь сирым,убогим?Детям и бедным больным теми ассигнациями – старухиными.Убить эту пыль ничтожную,чтобы спасти многих…»Так он думал,мучился и,наконец решился!…»
Ну,продолжать не стоит. Таким «высоким стилем» миниатюр можно в двух страницах ИЗЛОЖИТЬ весь роман Достоевского «Преступление и наказание.»
Ещё раз повторяю:проза-это очень подробно!(пункт1)Не изложение,но конкретность!И сюжет,сюжет.
Не ленитесь,авторы,не скатывайтесь на упрощённые варианты.Простота хуже воровства,как известно.
Трудитесь!!

20.Подробности и детали.
Ну,вы,конечно понимаете,что без подробностей и деталей ваше творение не сможет существовать.Но чем отличаются они друг от друга и чем хороши? Хороши тем,что детали-это святой дух прозы.Только святой дух из мёртвых слов творит живую материю литературы.Я,выше,уже не раз повторял-проза это подробно.Хотя,никак не имел ввиду нагромождение подробностей ; скорее,череду последовательного рассказа,позволяющего читателю ощутить сиюминутность происходящего.Для этого нужно,чтобы подробность превратилась в деталь.А деталь-это штрих,казалось бы,незначительный,но но убедитель-
ный,после которого читатель верит,верует вашему рассказу.У меня есть отзыв по рассказу ,где читатель спрашивает "в каком году происходило это родео на танках". ("Танки-вперёд" Бывший "По всем правилам военного искусства.") Человек поверил так,что думает,будто это происходило на самом деле.Однако,без придумок в рассказе не обошлось.А всё потому,что у меня там есть очень убедительные детали.
Например,в начале рассказа убедительный диалог водителя с командиром,естественно переселяющий читателя в ночной зимний лес происходящих учений.
"-Так,Резков,дорогу к Воробъёвке ты знаешь.
 -Ну,знаю.-насторожился я.
 -"Ну,знаю."-передразнил взводный..."
Деталь рисующая и отношения между старослужащим и комвзвода,и неуместность,в данной ситуации,вольного ответа водителя.Чуть позже офицер одёрнет сержанта.Так и бывает на самом деле в армии.Деталь?Деталь.И большего уже не требуется,поскольку необходимые подробности заключены в одной фразе.
Или фраза-описание ночной дороги:
"... Выехал на большое заснеженное поле,РАССЕЧЁННОЕ надвое просёлочной дорогой...."
Деталь-подробность,но уже рисунок.И,читатель,уже там-на этой заснеженной ополовинееной дороге.И луна,и снег,и танк,и рёв мотора....
Деталь должна быть штрихом,мазком художника.Чтобы в одном слове,фразе было много информации,плюс эмоционального воспрятия происходящего с главным героем.
Вот : "... Но в этот момент противник зажёг фару... И я почувствовал себя ОБНАРУЖЕННЫМ в слепящем свете,словно прозревшего танка..."
В процессе погони происходящее претерпевает изменения вместе с изменениями состояния героя, и меняются и детали."Водила" воспринимает противника,как уродливую и где-то смешную угрозу:
"...Первый из "Северных" уже уже показался на верхушкехолма,задрав нос,и глупо ТАРАЩИЛСЯ в звёзды фарой..."
И снова очень точно.Противника иначе никто не воспринимает,особенно когда удаётся уходить от погони.
Постоянные изменения в сознании героя,эмоциональном состоянии обязательны так же,как и в реальности.
"...Длинный ряд телеграфных столбов ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМИ знаками тянулся вдоль... вала снега!Не заметил,как берёзы "погасли" в темноте и вот впереди-шоссе.Не ощутил радости от этого..."
Одно состояние,но тут же другое:
" Легко,с рёвом и лязгом,моя лайба рванулась по асфальту!
-Вот это прыть!-удивился я..."
И нужна некая кульминация,в момент основного решения в вашем рассказе.Обычно-это критическая ситуация,кризисная:
"...Мотор нехорошо заныл,сбавляя обороты... Я уже ...понял в чём дело,догадался сразу,едва услышал этот задыхающийся звук в моторе... Понял,... поверив удаче,и вот она исчезала в ОБЕССИЛЕВШЕМ двигателе.
Ещё метр,два,и двигун умолк.Лишь центрифуга масляного фильтра в трансмиссии,с высоких нот переходя на низкие,басовито замедленные,одиноко,последним звуком заглохшей мощи,несколько секунд оживляла глухую тишь в машине..."
Это необходимая,уже техническая деталь,позволяющая читателю и понять в чём причина и ощутить себя технически подготовленным.
И хоть герою,чтобы выручить батальон пришлось сдаться-топлива не осталось,он не проиграл.И то,что противник ещё этого не понял, это лишь придаёт больше драматизма.И главный герой выиграл эту гонку:
"... подъезжали,... обходя меня с флангов,победно задрав стволы орудий..."
Детали-это художественные подробности.
Если они у вас получаются-вы хороший писатель.
На этом,уважаемые,авторы,закончу я этот мастер-класс.
Но будут и другие... Не надейтесь,что я вас оставлю в покое.


Рецензии
Благодарю за это пособие. Хорошие советы...
С уважением Иван Цуприков

Иван Цуприков   12.10.2018 02:31     Заявить о нарушении