Солнце в богомазовских картинах
Восемь лет назад в с.Улёты прошла первая персональная выставка начинающего художника, одного из самых, пожалуй, старательных и одаренных учеников художественного отделения ДШИ Саши Богомазова. Ходили тогда люди по залу и диву давались: совсем юный парнишка писал картины уже довольно умело, картины, что называется, цепляли.
И вот сегодня, проходит его вторая выставка. Кстати, она немного юбилейная: уже пятая. Преподаватель художественного отделения Марина Владимировна Зезина считает, что райцентр - не то место, где не может быть выставок. И с удовольствием их проводит. И что самое приятное: люди на них активно ходят, восторгаясь успехами своих земляков.
Искусство живописи очень честное, если можно так выразиться. На сцене можно спеть под «фанеру», и сорвать аплодисменты. С живописью этот номер не проходит. Для того, чтобы у картины восторженно замер зритель, нужно работать. И сама по себе работа - еще не факт, что картиной будут любоваться. Ведь именно тут и проявляется то, о чём порой говорят: «Господь его в макушку поцеловал» (так сказала одна из почитателей Сашиного таланта в этот день). Наверное, есть тут и провидение Божие. И может сама фамилия позвала Сашу в этот мир – мир живописи, ведь исстари богомазами на Руси звали иконописцев, художников.
В общем, на сегодняшней персональной выставке Саша не просто «Саша», а Александр Юрьевич, не ученик, а уже преподаватель нашей районной «художки». Окончив отделение живописи в Краевом училище искусств г.Читы, проучившись там 4 года, он возвращается в Улёты. Годы эти показались долгими. Саша застенчиво улыбается: «Не нравится мне в городе, в коробках этих каменных. Домой хотелось в свои излюбленные места».
Перед началом выставки «украла» его у начинающих подходить зрителей, чтобы чуть-чуть поговорить о его творчестве.
- Родился, учился, ходил в школу я в Улётах, - начинает Саша. – С младших классов пошел в художественное отделение нашей ДШИ.Первые четыре года учился у Оксаны Александровны Рябзиной, а затем у Марины Владимировны Зезиной. Не скажу, что прямо с малолетства тянулся к рисованию. Но годам к 14 пришло осознание, что это моё. Мне нравилось, что у меня получается, нравилось искать какие-то варианты цвета, технику письма.
Больше всего люблю писать пейзажи. Портреты получаются хуже, - скромничает он - Из времён года больше люблю писать весну, момент пробуждения природы.
Есть и любимая картина –«Березы в лучах заката»
- А почему не остался в Чите?
- Да не люблю я город. Мне там плохо от всех этих коробок, - признаётся он. – Здесь, в какое окно не выгляни, мои любимые пейзажи, яркие краски, садись и пиши. В городе у меня так не получается. Натура не та.
В Улётах я работаю с прошлой зимы. Доучил класс, который мне дали, а в этом году дали уже свой Дети все разные, но есть и способные, хочется им передать свои навыки.
-А почему предпочел традиционную манеру подачи пейзажа, реалистичную? – задаю я вопрос, который вечно меня мучает.
- Есть, конечно, те, кто ищет новые формы подачи, но мне больше нравится именно такая, - рассказывает Саша. (Я не великий знаток живописи, но убеждена , что в кубизм и абстракционизм впадают те, кто не просто не умеют правильно передать ощущение от той гармонии, что есть вокруг нас).
А потом мы вышли в фойе СДК «Ингода», где была развернута экспозиция его картин. Уместно тут сказать, что всё утро я крутилась по улицам, окраинам райцентра, и не могла наглядеться на наши места. И в это солнечное утро я считала, что Осень – самый талантливый художник! Правда, картины Осени сколь удивительны, столь и недолговечны.
А здесь, в зале выставки, становится понятно: Осень - не самый талантливый художник. Недолговечны ее картины, и охра и бронза осыпаются даже с самых роскошных полотен. А в зале на стендах – то, что останется нам всем надолго. И моя любимая осень, и Сашины вёсны, пронизанные солнцем, с трогательной и беззащитной веточкой багульника. И царапнувший по сердцу старик возле неказистого жилья, щемяще одинокий и ненужный, как металлолом сзади за ним. И очаровательная незнакомка, смело глядящая нам всем нам в глаза. (Не увидела здесь «неумелости», о которой скромно говорил Саша).
Зрители с восторгом узнавали свои любимые места- березы за мостом, и сам мост – зимой, осенью. Узнавали и восхищались, что самый привычный сердцу вид вдруг оказался на полотне.
Узнаваема и федеральная трасса между Черемхово и Татаурово. Там действительно очень пейзажное место: красиво и утром в туманном одеяле, вяло сползающем с реки, и вечером, когда закат раскрашивает в причудливые краски и реку, и небо. И, конечно, настоящий художник не мог проехать мимо такой красоты просто так. Наверняка, во время своих ещё студенческих поездок заметил этот чудесный уголок, и воплотил его на холсте. И люди с удовольствием фотографировали и полотно, и фотографировались сами, на фоне этой удивительной красоты.
Александр прав. Городские пейзажи смотрятся у него сурово и аскетично, а вот наши, сельские, дарили столько радости взгляду, что я просто поразилась, как не стал читать свои стихи Владимир Васильевич Пищугин, который вышел поздравить молодого автора с персональной выставкой: - Такие картины нужно брать в иллюстрации для публикации в книгах, - порекомендовал он, и попутно обратился за помощью в издании своей книги, где рассказал о наших сельских самородках-художниках.
«Праздник удался» - только так можно сказать об открытии выставки. И живописца, и его учителя М.В.Зезину, все тепло поздравляли. Книга отзывов о выставке пополнялась и пополнялась новыми записями, а почитатели Сашиного таланта делились своими впечатлениями, стоя рядом с ним, поздравляли, дарили цветы.
И Сашины «Березы в лучах заката» никого не оставили равнодушными. Еще и солнышко с улицы так падало на картину, что, кажется, что березовые свечи вот-вот просто загорятся неярким тёплым светом от наших солнечных забайкальских щедрот, и будут дарить свет Улётам, виднеющимся на заднем плане картины.
А еще мне показалось, что все картины освещены не только солнцем, но и теплом улыбки Саши. Она у какая-то по- детски светлая и чистая, очень напоминает улыбку его мамы. К великому сожалению, её уже нет, но уж совершенно точно где –то там, наверху, она радовалась успехам своего Саньки .
Дай Бог, Саша, чтобы не замутили твой чистый и добрый талант мутные житейские волны. Я верю, что это – начало большого пути в живописи, и все улётовцы еще будут гордиться, что приходили на твои первые выставки.
Елена Чубенко
Свидетельство о публикации №218100200208