Солнце в богомазовских картинах

      
    Восемь лет назад в с.Улёты прошла первая  персональная выставка начинающего художника, одного из самых, пожалуй,   старательных и одаренных  учеников художественного отделения  ДШИ  Саши Богомазова. Ходили тогда  люди по залу и диву давались: совсем юный парнишка  писал картины уже довольно умело, картины, что называется, цепляли.   
      И вот сегодня,  проходит его вторая выставка.  Кстати, она немного юбилейная: уже пятая. Преподаватель художественного отделения Марина Владимировна Зезина   считает,   что райцентр - не то место,  где  не может быть выставок. И с удовольствием их проводит.  И  что самое приятное: люди на них активно  ходят, восторгаясь успехами своих земляков.   
      Искусство  живописи  очень  честное, если можно так выразиться.  На сцене можно спеть под «фанеру», и сорвать аплодисменты.  С живописью этот номер не проходит.  Для того, чтобы  у картины  восторженно замер зритель, нужно работать. И сама по себе работа - еще не факт, что картиной будут любоваться.  Ведь именно  тут  и проявляется то,  о  чём порой говорят:  «Господь его в макушку поцеловал»  (так сказала одна  из почитателей  Сашиного таланта  в этот день).  Наверное, есть тут и  провидение Божие.  И может сама фамилия позвала Сашу в этот мир – мир живописи, ведь исстари богомазами на Руси звали иконописцев, художников.
  В общем,  на сегодняшней    персональной выставке  Саша  не просто «Саша»,  а Александр Юрьевич,  не ученик, а уже  преподаватель нашей  районной «художки». Окончив   отделение живописи  в  Краевом училище искусств г.Читы,  проучившись там 4 года,  он возвращается в Улёты.  Годы эти показались долгими.   Саша  застенчиво улыбается: «Не нравится мне в городе, в коробках  этих  каменных. Домой хотелось  в свои излюбленные места».
  Перед началом выставки «украла»  его у начинающих подходить  зрителей, чтобы   чуть-чуть поговорить о его творчестве.   
   - Родился, учился, ходил в школу  я в Улётах,  - начинает Саша. – С младших классов пошел в художественное отделение нашей ДШИ.Первые четыре года учился у Оксаны Александровны  Рябзиной, а затем у  Марины Владимировны  Зезиной.  Не скажу,  что прямо с малолетства тянулся к рисованию. Но  годам к 14  пришло осознание, что это моё.  Мне нравилось,   что у меня получается, нравилось искать какие-то варианты цвета, технику письма.
Больше всего люблю писать пейзажи. Портреты получаются хуже, - скромничает он   - Из времён года больше люблю писать весну, момент пробуждения природы.
Есть и любимая картина –«Березы  в  лучах заката»   
- А почему не остался в Чите?
- Да не люблю я город. Мне там плохо от всех  этих коробок,  - признаётся он. – Здесь, в какое окно не выгляни, мои любимые пейзажи,  яркие краски, садись и пиши.   В городе  у меня так не получается. Натура не та.
В Улётах я работаю с прошлой зимы. Доучил  класс, который мне дали, а  в этом году дали уже  свой  Дети  все разные, но есть и способные, хочется им передать  свои навыки.
-А почему  предпочел традиционную  манеру  подачи пейзажа, реалистичную? – задаю я вопрос, который вечно меня мучает.
- Есть, конечно,  те,  кто ищет новые формы  подачи, но мне больше нравится именно такая,  - рассказывает  Саша. (Я не великий знаток живописи, но убеждена , что в кубизм и абстракционизм  впадают те, кто не  просто не умеют  правильно передать ощущение от той гармонии, что есть вокруг нас). 
 А потом мы вышли в фойе  СДК «Ингода», где была развернута экспозиция его картин. Уместно тут сказать, что всё утро я  крутилась по улицам, окраинам райцентра, и не могла наглядеться  на наши места. И в это солнечное  утро  я считала, что Осень – самый талантливый художник!   Правда, картины  Осени сколь  удивительны, столь и  недолговечны. 
      А  здесь,  в зале выставки, становится понятно:  Осень - не самый  талантливый  художник. Недолговечны ее картины, и охра  и бронза   осыпаются   даже  с самых роскошных полотен. А  в зале  на стендах  – то, что останется  нам всем надолго.  И  моя любимая осень,  и Сашины вёсны, пронизанные солнцем,  с  трогательной и беззащитной веточкой багульника. И царапнувший по сердцу  старик  возле неказистого жилья, щемяще одинокий и ненужный, как металлолом сзади за ним. И очаровательная незнакомка, смело глядящая нам всем  нам в глаза.  (Не увидела  здесь «неумелости», о  которой скромно говорил Саша).
   Зрители с восторгом узнавали свои любимые места- березы за мостом, и  сам мост – зимой,  осенью.   Узнавали и восхищались, что самый  привычный сердцу  вид вдруг оказался на полотне.
 Узнаваема и федеральная трасса  между  Черемхово и Татаурово. Там действительно очень пейзажное  место: красиво и утром в туманном  одеяле, вяло сползающем с реки, и вечером,  когда закат раскрашивает в причудливые краски и реку, и небо. И, конечно, настоящий художник не мог  проехать мимо такой красоты просто так. Наверняка,   во время своих ещё студенческих поездок  заметил этот чудесный уголок, и воплотил его на холсте.  И люди с удовольствием   фотографировали и полотно,  и   фотографировались  сами,  на фоне этой удивительной красоты.
 Александр прав. Городские пейзажи смотрятся  у него сурово и аскетично,  а вот наши, сельские,   дарили столько радости взгляду, что я просто поразилась,  как  не стал  читать свои стихи Владимир Васильевич Пищугин, который вышел поздравить молодого автора с персональной выставкой: - Такие картины нужно брать в иллюстрации для  публикации в книгах, -  порекомендовал он, и попутно обратился за помощью  в издании своей книги, где рассказал о наших сельских самородках-художниках.
   «Праздник удался» - только так  можно сказать об открытии выставки. И живописца,  и его учителя М.В.Зезину, все  тепло поздравляли.   Книга отзывов о выставке пополнялась и пополнялась новыми записями, а почитатели Сашиного таланта делились своими впечатлениями, стоя рядом  с ним, поздравляли, дарили цветы.
     И Сашины «Березы в лучах заката» никого не оставили равнодушными. Еще и солнышко  с улицы  так падало на картину,  что, кажется, что березовые свечи вот-вот просто загорятся неярким тёплым светом   от наших  солнечных забайкальских щедрот, и будут  дарить свет  Улётам, виднеющимся на заднем плане картины. 
     А еще мне показалось, что все  картины освещены не только солнцем,  но и теплом улыбки Саши. Она у  какая-то по- детски светлая и чистая, очень напоминает  улыбку его мамы.  К великому сожалению, её  уже нет, но уж совершенно точно где –то там,  наверху,  она  радовалась успехам своего Саньки .
 Дай Бог, Саша, чтобы не замутили твой чистый и добрый талант  мутные  житейские волны. Я верю, что это – начало большого пути  в живописи, и все  улётовцы  еще будут гордиться, что приходили на твои первые выставки.   
 Елена Чубенко


   


Рецензии