Что такое харалужные мечи?

Что такое харалужные мечи?

Какие мечи ценились на Руси особенно высоко? На этот вопрос, практически каждый, хоть немного знакомый со старинными оружейными металлами, скажет о дамасских и булатных клинках. Если же отвечающий не ловил мух на уроках литературы, а дома – не спеша и внимательно прочел «Слово о полку Игореве…», то он вспомнит и о харалужных мечах, воспетых в великом древнерусском повествовании.

Вопрос о том, чем были ценны харалужские мечи и где их изготовляли – поставит в тупик большинство любителей истории.
Патриоты Отечества пояснят,  что с конца девятого – в начале десятого века нашей эры, ковку «дамасских» мечей освоили на Руси.  При этом, знатоки сошлются на арабских авторов, писавших о оружии Русов. Процитируют хорезмского учёного Аль-Бируни который в десятом веке так описывал мечи русов: «Русы выделывают свои мечи из стали, а долы посреди них из  железа, чтобы придать им (мечам) прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Когда они (славяне) познакомились с сплавленным узорчатым металлом, то изобрели для долов плетенье из длинных проволок, изготовленных из стали и железа.   И начали у них получаться на сварных плетениях, при погружении в протравитель, вещи удивительные и редкостные. Такие, какие они желали и намеревались получить.».

Если читатель пожелает подробнее узнать о харалужных мечах, то его постигнет разочарование. Из имеющихся версий, многие являются не более чем домыслами, а оставшиеся - противоречат друг другу.

Итак, что мы имеем?
- Только то, что у других народов мира не упоминаются харалужные мечи, известные нам по тексту знаменитого «Слове о полку Игореве…», в ниже-приведенных цитатах:
1. «О ярый тур Всеволод! Стоишь ты на поле брани, сыплешь на воинов стрелами, гремишь о шеломы мечами харалужными…»
2. «С утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы, трещат копья харалужные, остриями блистающие в поле неведомом среди земли Половецкой.»
3. «Святослав грозный великий Киевский. Грозою он заставил трепетать — своими сильными полками и харалужными мечами наступил на Половецкую землю, потоптал холмы и овраги, взмутил реки и озера, иссушил ручьи и болота».

Рассмотрим несколько версий о том, что же такое харалужные мечи.

Самым простым и самым верным, на мой взгляд, но ничего не проясняющим объяснением является вариант: «Это булатные мечи».  Почему? Да потому что качественными и достойными воспевания, могли быть только булатные клинки, обладавшие прекрасной прочностью, гибкостью, остротой и красотой текстуры металла. Так называемые, римские мечи, вряд ли заслуживали высоких слов о себе, поскольку ковавшиеся из одной однородной заготовки металла, явно уступали булатному оружию и римляне одерживали победу не столько благодаря качеству своих мечей, сколько тому, что противостоявшие им кельты сражались мечами из «болотного» мягкого железа,  а такие мечи гнулись после нескольких ударов о бронзовые доспехи римских легионеров.

Часто высказывается мнение что название харалужных мечей является искаженным названием "каролингских" мечей, широко-распространенных в Европе с седьмого по одиннадцатый век. Несомненно, что такие мечи были известны и воинам Игорева полка и автору, оставившему повествование о их "непрухе" во время неудачного похода на половцев. Вот только названия "каролингов" было неведомо русам, ибо: "Сам термин 'каролингский' ('каролингов', 'меч каролингского типа') появился значительно позже - на рубеже XIX и XX столетий. Он был введен оружиеведами и коллекционерами оружия в честь династии Каролингов, которые правили франкской державой".

Существует распространенное мнение, что в основе слова «харалужные», лежит тюркоязычное слова «кар»,  переводящееся на русский язык как «чёрный».  То есть речь могла идти о мечах с чернёными (воронёными) клинками. Воронение боевого оружия широко используется и в настоящее время. Воронёный металл менее подвержен появлению ржавчины. Тёмный клинок не сверкнёт в руке крадущегося диверсанта или разведчика. 
Версия о воронёных мечах в руках Игоревых воинов является несостоятельной в силу того, что на Руси не было традиции подвергать мечи воронению. К тому же, фраза «…трещат копья харалужные, остриями блистающие…» наводит на мысль, что если блистали наконечниками харалужные копья, то так же должны были сверкать и харалужные мечи.

Итак, обсудим альтернативный вариант, что «харалужные» мечи это мечи сверкающие.  Хорс, в славянской мифологии бог Солнца, хранитель светила. Имя «Хорс» происходит от корня «хор», обозначает «круг», «окружность», что так же отражается его связь с солнцем.  «Луж» - «луженые», означают «покрытие» - «покрытые». Следовательно, «харалужные» мечи и копья можно рассматривать как мечи «покрытые Хором» - «светом» или «сверкающие на солнце».  Вполне возможна и религиозно-идеологическая подоплёка названия мечей.
- Немец Вундерер, путешествовавший по Руси позже 1581 года, описал изображение Хорса близ Пскова: "Корс (то есть Хорс), который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой - огненный луч". 
Можно предположить что автор «Слова о полку Игореве…», называя мечи харалужными, хотел сказать что в руках русских воинов были божьи мечи – мечи данные богом Хорсом и сражались однополчане с божьей помощью – с помощью Хорса. 
Вот только опять неувязочка…
Тогда бы мечи назывались не «харалужными», а «хоролужными»
Упоминает ли автор «Слова…» непосредственно о Хорсе?
- Упоминает.  Вот цитата:
«…Всеслав-князь … из Киева достигал до первых петухов Тмуторокани. Великому Хорсу волком перебегал дорогу. Ему в Полоцке позвонили к ранней заутрене у святой Софии в колокола, а он в Киеве звон слышал…». 
Уважаемые читатели, давайте отвлечемся на мгновение от темы статьи и вдумаемся в смысл цитаты… Автор «Слова …»  был, несомненно, талантливым художником литературного сказания. Так и представляется как вездесущий неутомимый, скорый в передвижении князь Всеслав скачет из северного Полоцка и южный Киев-град, пересекая дорогу солнечному диску, плывущему по небу от восхода к закату, с востока на запад.  Автор, так тщательно работавший с каждой фразой своего «Слова о полку Игореве…» не мог не обратить внимание на то, что Хорса он именует Хорсом (через звук «О»), а мечи называет харалужными (с использованием звука «А»).
Русь, времён написания «Слова…», велика и обширна. Много в ней племён и народов. Если в наше время волжане «окают», а москвичи «акают» во время разговора, то и наши далёкие предки могли так же «акать» или «окать» в удалённых княжествах и городах.  Автор слагал слово не смесью говоров, а на «правильном литературном старорусском» языке – не «акая», не «окая», не «якая» и не «цекая». Следовательно, в понимании автора и его современников, имя Хорса должно писаться через «О», а название харалужных мечей произноситься с двумя звуками «А», ибо они так традиционно и правильно произносятся и пишутся. Таким образом, закрадывается сомнение в том,  что название мечей, несмотря на их сверкание и блеск, произошло напрямую от имени Хорса.

Может быть харалужские мечи не имеют ничего общего со славянской мифологией и являются завозным товаром, произведенным в чужедальних краях?
Где первоначально зародилось и развилось производство булатного оружия?
- «Древняя металлургия железа и стали окончательно сложилась в эпоху Ахеменидов (VI—IV вв. до н. э.), когда крупные мастерские, производившие много булатного оружия, были организованы в восточных афгано-индийских сатрапиях Персидской империи в Хорасане, Герате, Мультане и в североиндийской провинции Синд».
Вполне возможно, что на Русь, с персидскими купцами, изредка попадали дорогие иноземные Хоросанские мечи. Но вряд ли они были столь доступны, чтобы ими массово вооружались простые русские ратники, а копьеносцы насаживали на древки булатные наконечники, выкованные в далёком городе Хоросане, названном в честь солнечного индо-европейского божества Хороса.

Если же харалужные мечи производились не в Хоросане, а в каком либо Харалуге? Есть ли где  селения или урочища носящие название «Харалуг»?
- Есть. Хараужные берега упоминаются в «Задонщине»: «Доне, Доне... прошелъ еси землю половецкую, пробилъ еси берези хараужныя…».
В современном литературном переводе фраза озвучена так:  «О Дон, Дон, быстрая река! Прорыл ты каменные горы и течешь в землю Половецкую».
Почему у переводчика «хараужные»  берега стали «горами каменными»? Скорее всего, переводчик, знакомый с текстом «Слова…» помнил о воспетых харалужных мечах, считал их чрезвычайно крепкими, а поскольку берега не могут быть «булатными», в переводе появилась фраза про каменные горы.  Впрочем,  возможно, во времена написания «Задонщины», слово «гора» могло произноситься и писаться как «хора». В этом случае, «хараужные» берега, несмотря на созвучность слов,  не имеют никакого отношения к харалужным мечам, а означают «гораужные», то есть – высокие гористые берега. Или «солнечные», «освещенные солнцем» берега, если вспомнить о возможном искажении имени Хорса. 

В версию что в «Задонщине» идет речь о берегах возле некого исчезнувшего и  забытого, стоявшего у Дона,  древнерусского города металургов и кузнецов «Хараужа» или «Харалуга»,  верится слабо. Скорее всего, не было в истории такого города,  а вот село Харалуг было и существует.  Только не на Дону, а на Украине, в Корецком районе Ровненской области.

О результатах поездки в Харалуг, совершенной в 2010 году, подробно рассказал Владимир Свитящук в своей статье: «Где ковались мечи харалужские?».
Не буду пересказывать содержание весьма интересного текста, в котором подробно говорится о,  практически не изученном, историческом месте.
Большинство артефактов, рассказывающих о прошлом Харалужья, являются случайными находками местных жителей. Неолитические каменные ножи и скребки дополняются сверлеными каменными молотками, каменными символами бога-солнца, следами грандиозных рудных разработок и многочисленных железо-плавильных печей.
К сожалению, очень часто, обнаруженные печи не изучались археологами, а просто уничтожались трактористами во время проводившихся дорожно-строительных, мелиоративных и сельскохозяйственных работ.
 Анализы состава руды, плавильных шлаков и металлических заготовок на содержание вредных примесей в виде серы и фосфора – весьма противоречивы.  От ничтожно-малого, до весьма существенного.
Выявлено наличие легирующих элементов, которые способствуют повышению качества получаемого железа. Это марганец и магний, титан и никель, кобальт и ванадий, хром и медь, свинец и цинк; а так же – обширный ряд  редкоземельных элементов - бериллий, барий, иттрий, иттербий и цирконий.
Владимир Свитящук считает, что «… наличие такого большого количества легирующих компонентов позволяло древним кузнецам-металлургам получать железо довольно высокого качества по тем временам. После многоразовой проварки и термической обработки оно приобретало высокую ударную вязкость в сочетания с твердостью. Оружие, изготовленное из такой стали, при ударе не крошилось и быстро не тупилось. Сабли, мечи, копья, выкованные зализницко-харалужскими мастерами, должны были пользоваться большой известностью.  Нетрудно предположить, что к началу XII века, ко времени создания «Слова» Зализницко-Харалужский железоделательный промысел был одним из основных центров по массовому изготовлению оружия в Древней Руси…».
Не могу полностью согласиться с выводами Свитящука. Полагаю, что Харалужье имело узкую специализацию - было центром выплавки металла, который продавался и вывозился из Харалужья, в виде железных заготовок.
К такому мнению подталкивает то, что в Харалужье найдено большое количество плавильных домниц и не обнаружено следов кузнечного производства.  Не найдено никаких кузнечных заготовок, бракованных поковок или готовых мечей, ножей, наконечников копий и стрел.
Из вывозимого харалужского металла, харалужные мечи могли коваться в любом городе Руси, имевшем торговые связи и умелых кузнецов.  О правильности или ошибочности этого предположения может сказать только наука, после проведения  необходимых масштабных археологических исследований в районе села Харалуг.

Так что же такое и какие они - харалужные мечи? Ответ на этот вопрос, столетиями мучающий историков, металлургов и филологов, можно получить весьма быстро, просто и с незначительными финансовыми затратами.
- Это мечи, хранящиеся в музейных и частных коллекциях, при химическом анализе которых выявится безусловная взаимосвязь с харалужскими рудами. 

В.Антонов           Tverseed@mail.ru             4.10.2018 г.


Рецензии