У природы нет плохой погоды

   
          Художник - кандидат гражданского права,
                профессор  Жушман В.П.
                Оформил  Жушман Д.М.

    От чего так быстро меняется климат? В прошлом бывало, если заметет в ноябре, то  на весь зимний период. Всюду лежал белый пушистый снег, холодом тянуло из каждого переулка и улицы.

    А здесь - декабрь, и вдруг мокрый снег, или еще хуже. Под новый год- суточный дождь замерзающий на дорогах. Транспорт буксовал создавая аварийные ситуации. Обледеневшие деревья и кустарники стояли стеклянно- белыми.

    Телефонный звонок поднял меня в четвертом часу. Звонил дежурный горкома партии. - Гололед! Срывается доставка людей утренней смены, принимай срочные меры.

     Через оператора связи и диспетчера предприятия, я поднял нужных руководителей  цехов, предварительно переговорив с каждым. Сам, не тратя времени на ожидание дежурной машины, решил добираться городским транспортом.

     Улица встретила мелкосеющим холодным дождем. Погода стояла дурная, зябкая.
От неба до земли висел густой черно - серый туман. В нем слабо просматривались мутно-желтые расплывчатые пятна уличных фонарей. Пустынные дороги и тротуары покрылись наледью.
                Без стука в дверь
                Декабрь ко мне явился,
                Дождем ночным пролился,
                И шепотом- у всех своя стезя...

     Мои ноги раскатывались, преследовало чувство неуверенности. С трудом добравшись до остановки, я прыгаю в первый проходивший дежурный троллейбус. По хозяйски, громко хлопнув дверцами, переваливаясь как уточка с одной стороны на другую, он неторопливо покатил вниз по дороге в сторону неглубокой балки.

      Успокоенный, сидя на мягком сидении, я кажется задремал. Троллейбус съехал в низину. Буксуя, разбрызгивая массу огненных искр, он пытался подняться на встречную горку, но выдохнувшись остановился.

      Редкие пассажиры, громко высказывая  свое недовольство, потянулись к выходу. В темном мерцании редких фонарей и беспрерывного небесного орошения, горка выглядела сказочно неприступной.

      На фоне неприветливого небосвода цедящийся  душ, подхватываемый холодным ветром, превращался в крапины застывшего бисера падающего на ледяную поверхность дороги.

       В гору идти трудно, но выбора нет. Где-то впереди, в начинающем редеть сером тумане, просматривался силуэт троллейбуса. Появилась надежда.  -Доберусь до этой машины, а там как-то доеду. Но, мои надежды не оправдались...

       Впереди виден еще силуэт машины. Спешу. Но и здесь неудача, стоит в одиночестве мой спаситель опустив железные рога.
               
       Вот так и двигался я в одиночестве, а путь был не близкий. Здесь на пустынной улице частного сектора фонари - роскошь. Иду, спотыкаюсь, под ногами мокрый лед, сверху бесконечно моросящий душ. Настроение неважное, в голову лезет разная белиберда. Стараясь отвлечься, мурлычу себе под нос полюбившуюся,-

                - У природы
                Нет плохой погоды...
               
       Вспоминаю, как на Азовском море, в районе Скадовска, мы строили пионерский
лагерь на тысячу мест.    Объединение выторговало у города участок водного побережья. В течении теплого сезона колонна автомашин "Татра" ежедневно возила песок, отвоевывая у моря метр за метром.    Но в зимний период, укатанный и подготовленный к строительству участок площадью более гектара, был смыт разбушевавшимся морем. Оно не хотело, чтобы этот небольшой залив был захвачен человеком.  Весной работа по отсыпке была возобновлена и лагерь построен.

       За предприятием закреплены: колхоз Пятихатского района и поля пригородного совхоза. Рабочие шахт вынуждены: обрабатывать поля совхоза, строить дома в одном колхозе и выгульную площадку для крупно рогатого скота в другом. Выращивая в шахте грибы- выполняли план по выпуску товаров народного потребления.

       Руководители шахт как могли сопротивлялись этим решениям, план по добыче железной руды никто не корректировал. Мы были в поиске удобоваримых вариантов.
       Руководство: района, города, области, поочередно дергало руководителей предприятий с отчетами шефской помощи селу. И не дай бог...!!!
       Осень. На полях осталась не убранной одна морковь. Я возвращался домой с очередного совещания, проводимого в подшефном колхозе.

       Наша машина бежала по мокрому, темному покрытию дороги разбивая ночную тьму яркими фарами. Холодный ветер срывал с деревьев последнюю листву. Асфальт казался бесконечной мокрой, черной  лентой. Впереди однообразная картина. Сидя рядом с водителем по имени Владимир, успокоенный, согревшись, я  задремал.
      
       Сквозь дремоту слышу,- ты смотри, что творится! Открыв глаза смотрю. Ничего нового нет. В свете фар, на асфальте после дождя блестят опавшие листья.
-Что же,-говорю,- здесь необычного, только напрасно мне сон перебил.
- А Вы, присмотритесь внимательнее. Я протираю глаза. Может что-то не заметил.
Да нет же. -Извини,-говорю,- ничего необычного, кроме опавших листьев, я не вижу.

       Казалось, при порывах ветра, листочки  приподнимались. Они словно не хотели мириться с тем ,что бы их бил безжалостный ветер и давили колеса машин.
- Подождите!- взволновано говорит Володя,- разве Вы не видите?  Это же по дороге бегут мыши!

       От неожиданности, я кажется окончательно проснулся. Напрягая зрение смотрю вперед. Да! Перед нами и вокруг тьма мышей. Это был какой-то великий, мышиный поход. При дуновении ветра, они как собаки, подняв хвосты торопливо бежали по всей ширине дороги. Сколько их было? Тьма, несчетное количество. Жутко и неприятно  было ехать по дороге...
      
       Вспомнился мне страшный случай произошедший в Скадовске. В летнее время
  там отдыхала масса детей. В зимнее- прижились лебеди, прилетавшие с северных районов.
       Но эта зима оказалась для них роковой. Мокрый снег, дождь, злой холодный ветер превратили поверхность земли в ледяную корку, прибрежные воды обледенели.
От суточных дождей бедные птицы промокли. Затем ударил мороз. Гордые птицы были не в силах сопротивляться явлениям природы. Морозная темная ночь была для птиц катастрофой. Они вмерзли в лед.

       Утром, спасая уцелевших птиц, люди подняли тревогу. Это была трагедия. По всему побережью валялись замерзшие красавцы, а злой безжалостный ветер гонял по побережью лебяжий пух.
 
       Вот так, вспоминая что-то приходящее на память, я двигался в сторону предприятия.
       На мне было пальто, его верх выполнен из плащевки, внутри- меховая подкладка и костюм.  Идти пришлось долго. От быстрой ходьбы было невыносимо жарко. А сверху сыпалась резкая, колкая как шипы, мокрая изморозь. Моя одежда промокла насквозь. Плечи пальто и костюма промокли до тела.

      В кабинете одежду пришлось разбросать на батареях. Набросив на плечи старый рабочий пиджак, я бросился к телефону.
      А здесь уже кипела жизнь. Пытаясь противостоять природным явлениям, авто транспортники запускали моторы дорожных машин.

     Решением Горисполкома было запрещено использование соли для посыпки дорог. Отсев и мелкий щебень мгновенно вмерзали в ледяную корку. Пытались нарушить ледяной покров тяжелым бульдозером, бесполезно. А время летело и час перевозки приближался.

      Пришлось дать команду на посыпку дороги смесью соли и отсева. это было единственным нашим спасением, К началу утренней перевозки, проблема была решена.


    


Рецензии
Интересный рассказ, непросто все в нашем государстве... Лебедей жаль, природа проигрывает против людей. Дороги как были , так и остались проблемой. С уважением,Виктория.

Виктория Романюк   18.02.2022 16:00     Заявить о нарушении
Спасибо Виктория.
Вы правы, проблем у
нас много.

Виктор Костылев   19.02.2022 16:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.