Как сохранить семью

 

Я вспоминаю давнюю встречу в поезде и с высоты прожитых лет задаюсь вопросом: «Может, Нина была права?»

Поезд отправлялся поздно вечером. Несмотря на последние дни декабря, было тепло, совсем не по-зимнему.
Перрон освещали яркие фонари, а за ними давящая темнота, на фоне которой вдруг стали неторопливо падать и искриться хлопья первого снега. Я стояла под навесом и любовалась завораживающей зимней феерией, но подошёл поезд, и пассажиры ринулись занимать свои места.

В моем купе уже сидели два пассажира.
Я мечтала об одном: скорее приготовить постель и предаться сну. Пассажиры, видимо, муж с женой, примерно шестидесяти лет, сидели на нижней полке в ожидании проводницы. У меня был билет на верхнюю полку.
Проводница, проверив билеты, раздала нам постельное бельё. Мужчина тут же вышел, дав женщинам возможность переодеться. «Догадливый»,  - подумала я. Вернувшись в купе, он предложил мне своё место внизу, за что я была очень благодарна, отметив благородство поступка.
Я стала готовиться ко сну, а они, приглушив свет сидели рядышком и о чём-то тихо беседовали.
Засыпая, я слышала нежное обращение мужа к жене: «Ниночка! Принести чаю, тебе удобно, занавесить окно?»... и что-то ещё, но я уже не улавливала что.

Утром, проснувшись, увидела следующую картину: мужчина сидел у ног жены, ожидая её пробуждения. Женщина наконец зашевелилась и открыла глаза.

- Ниночка! Как тебе спалось, дорогая? Ты не скучала без меня? Я скучал… - улыбаясь, он наклонился к ней и стал целовать в щёки.

Он сидел в полуоборота ко мне, да и теплый взгляд женщины направленный на мужа, давали мне возможность, исподволь, наблюдать за необычной идиллией двух немолодых супругов и рассматривать их.
Судя по акценту и внешнему виду, они были выходцами из одной из бывших южных республик. Оба - невысокого роста, полноватые, лица – приятные. У него - седеющие чёрные волосы, у неё – густые каштановые, без единой сединки, разметавшиеся на белой подушке.

Я поднялась с постели и сразу услышала от них:
- Доброе утро!
- Доброго утра! – ответила я.

После утренних туалетов мы познакомились и устроили совместный завтрак. Резо, так звали мужчину, по-прежнему был очень внимателен к своей Ниночке, но и мне досталось чуть-чуть заботы как попутчице - он принёс чай всем троим.
Что примечательно: у него не было и намёков на заигрывание со мной даже тогда, когда жена выходила из купе, хотя я была моложе её лет на двадцать пять.
Навещая часто родителей, я насмотрелась, как иногда мужчины грубо обращаются с жёнами в присутствии молодых женщин. Резо был не из тех, что очень подкупало.
Мы пили чай с чудесным вареньем из инжира, которое я пробовала впервые.
Известно, общая трапеза в дороге сближает людей и располагает к беседе. Они о чем-то спрашивали меня - я что-то отвечала. А мне не терпелось узнать у Нины как она познакомилась с Резо и как умудрилась быть ему любимой и желанной столько лет.
После того, как Резо вышел проветриться в коридор, я тут же задала ей этот вопрос. Она задумчиво улыбнулась и без всякого жеманства принялась рассказывать:

- Я окончила Ставропольский педагогический институт и получила распределение в один из городов Грузии. Преподавала в школе русский язык и литературу. В школу ходила пешком, так как жила недалеко, снимая комнату. Однажды по дороге из школы навстречу шёл симпатичный парень, который не сводил с меня глаз. Я прошла мимо, но оглянулась -  он стоял и смотрел мне вслед. После этого дня мы стали часто сталкиваться, по-видимому, он жил на этой же улице. При встречах всегда улыбались друг другу. Вот так и познакомились. И завертелась у нас любовь… Год встречались, и Резо начал поговаривать о женитьбе. Он окончил строительный техникум, работал прорабом на стройке. Я его полюбила и была согласна связать с ним свою судьбу, но нас останавливало одно препятствие - моя национальность, славянская. Видимо, родители не хотели для сына такого варианта. Но Резо проявил настойчивость и однажды пригласил к себе домой - познакомиться с родителями. Они приняли меня всё же приветливо, с интересом рассматривали и спрашивали о моей родословной. Узнав, что у меня высшее образование и работаю учительницей, а также наведя справки у хозяйки, где я жила, вскоре благословили нас. Думаю, для принятия такого решения у них на первом месте были не моя красота, чувства и  «рукастость», а высшее образование и работа учительницей: в то время при выборе достойной невесты для сына у них определяющим и считались образование и воспитанность.
Сыграли нам большую пышную свадьбу, и стали мы жить в доме с родителями мужа, правда, вход был отдельный. Резо постарался.
Жили мы дружно, я легко и с удовольствием овладевала всем, чему учила меня свекровь. Приняла все их национальные правила и традиции. На примере его родителей строили модель семьи. Троих наших детей помогали растить родители Резо. Любовь грузинских мам и бабушек не знает границ.  Меня все называли Нино, кроме Резо: его я сразу попросила называть Ниной – по-русски.

Тут в купе вошёл Резо, и Нина прервала свой рассказ.

- Вот, Резо, рассказываю соседке, как я оказалась в Грузии и как мы с тобой познакомились…
- Это хорошо: в разговорах быстрее поездка пройдёт и скучать не будешь, - поддержал он супругу. – А мне пора на своё место – отдохнуть, ты не против, Ниночка?
- Что ж, давай отдохнём, - поддержала она мужа.

Резо легко взобрался на верхнюю полку, а Нина подмигнула мне, мол, продолжим разговор позже, и также прилегла. Они отдыхали, а я «переваривала» жизнь Нины.
Судя по рассказу, все у неё сложилось хорошо, но меня по-прежнему интриговал ответ на главный вопрос, который я задала Нине ранее. «Ну ничего, подожду – целые сутки впереди».

После обеда Резо опять вышел в коридор - полюбоваться русскими красотами за окном. А я повторила Нине интересующий меня вопрос.

- Да не умудрялась я – жила так, как живут все семьи. У грузин семья считается самым главным в жизни. Мужчины не женятся с бухты барахты: они очень тщательно подбирают себе спутницу и обязательно советуются с родными и близкими людьми.  Создав семью, всегда несут за неё ответственность, и разводы случаются очень редко.
- А как же известный «темперамент грузинских мужчин»? Что, они все верны жёнам? Или один Резо такой? – не поверила я традиционному ответу учительницы литературы.
- Да что ты!.. – махнула рукой Нина, - и он был не святой. Всё зависит от того, как жены к этому относятся.
- И как жены воспринимают измены мужей? – приподнялась я, вся во внимании.

- Понимаешь, когда муж относится к жене с глубоким уважением, ценит как мать его детей, холит её, заботится о материальном  благополучии семьи, защищает как настоящий мужчина, то в семейной жизни – это главное!
Он старается не загружать жену работой и не позволяет переутомляться: «Если супруга будет уставать, то какой толк от неё в постели? И если я не буду её ублажать – она на других станет смотреть? Я такого не потерплю!» - вот такая у них философия.  Поэтому жена всегда чувствует себя желанной. Как не уважать такого мужа? А измены… измены тоже бывают разные. Если муж иногда осчастливит молодую красивую женщину «на стороне», которая очень хочет этого, то зачем жене из этого делать трагедию? Он что, должен убегать от неё из-за страха, что жена узнает? Он что, не мужчина и не должен смотреть на красивых девушек? Он сделал своё мужское дело и забыл о ней. Другое дело, когда заводят любовниц и создают другую семью. На такое жены не могут закрывать глаза, бывают скандалы, и до развода доходит.

Приоткрылось купе, показалась голова Резо:

- Резо, дорогой, погуляй ещё немного, у нас тут женские секреты, - замахала руками Нина. Она не хотела, чтобы муж услышал не предназначенное для его ушей.

- Я хочу тебе сказать, - обратилась она ко мне полушёпотом, - Резо - настоящий мужчина: я довольна своей жизнью как женщина, жена, - у Нины потеплели и заискрились глаза...
После короткого молчания, она продолжила:
- После печальных событий в Грузии мы переехали на мою родину - Северный Кавказ, но сохранили грузинскую модель семьи и, надеюсь, научили этому детей. У нас замечательные дети и внуки. Старший сын остался в Грузии, средний живет с нами, а дочь - в Минске, вот едем к ней в гости.

Посмотрев на себя в зеркало и поправив волосы, она вышла к мужу. Дверь осталась открытой.

Во всём облике Нины не было торопливости, суеты, светлое незагорелое лицо и плавные движения белых рук выдавали в ней ухоженную светскую женщину. А то, как предугадывались её желания и удивительная внимательность Резо к ней, изумляло меня.
Они стояли у окна, взявшись за руки, мило беседовали.

В истории Нины мне тогда не всё было понятно и приемлемо, но я не решалась с ней спорить.
На прощанье она подарила мне баночку инжирового варенья.


Рецензии
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.