1. Экон. дипломатия как уч. дисциплина

из. сборника " Научные статьи".

Научные исследования заняли значительную часть моей жизни.
Список моих опубликованных научных трудов
на конец 2012 г. составлял по объему примерно 168 усл.печ. листов.
Не все печатные публикации сохранились. Депонированные статьи вообще сложно учитывать, т.к. разрыв между подачей материала и моментом его опубликования может быть значительным.
Мне захотелось собрать некоторые научные работы воедино. Для истории...
Хронологию соблюсти весьма сложно.
Признательна интернет-ресурсу ПРОЗА.РУ
за возможность публикации.

Федосеева Г.А., к.э.н., доц.
кафедра  МЭ и МБ
Финансовая академия при Правительстве РФ
Москва

Экономическая дипломатия как учебная дисциплина и ее роль в повышении конкурентоспособности профессионального финансово-экономического образования и реализации внешнеэкономической стратегии России в условиях инновационного развития и глобальной экономической конкуренции

Внешнеэкономическая стратегия России и ее поведение на мировой экономической арене претерпевают серьезные изменения. События августа 2008 года показали, что стратегия т.н. «пассивного» оперирования на мировом рынке и присутствие России в качестве поставщика энергоресурсов для высших этажей мирового хозяйства малоэффективна. Представления  о современной мировой экономике как о многополярной системе подвергнуты сомнению. Этот тезис явно прозвучал в выступлении министра иностранных дел РФ С. Лаврова на Генеральной Ассамблее ООН в  сентябре этого года. Совершенно очевидно, что такой стране, как Россия, необходима более активная, самостоятельная и качественно иная линия поведения на мировом экономическом и политическом пространстве и взвешенная евразийская экономическая политика. С удовлетворением отметим, что наметился явный переход от « инерционного» пути развития России к инновационному. Более того, путь инновационного развития экономики РФ, в том числе и инновационные стратегии и инициативы поведения на мировой экономической арене, рассматриваются в настоящее время как одно из приоритетных направлений развития страны.
Современный мир, как и много лет назад подвержен всевозможным кризисам, экономическим, политическим, финансовым, социальным и пр., которые, будучи локальными по происхождению,  в условиях глобализации приобретают всемирный характер. Стратегия американских менеджеров в условиях возникновения кризисной ситуации и  глобальной экономической конкуренции давно опробована на практике и действует без сбоев. Американские стратеги взяли на вооружение политику управления кризисами путем использования их с целью извлечения прибыли, как это ни парадоксально звучит, а при необходимости и искусственно создавать кризисную ситуацию, лишь бы это работало на пользу участников международного бизнеса, который приобрел в XXI веке черты глобального.
    
Отметим, что развитие процессов глобализации в начале XXI века сопровождаются усилением глобальной экономической конкуренции на всех уровнях. Как известно, конкуренция « ни чиста, ни совершенна» и, учитывая этот факт, необходимо подчеркнуть роль государства в продвижении и защите национальных ин¬тересов на мировом рынке. Всесторонняя государственная поддержка в различных формах является важнейшим условием успешной ми¬рохозяйственной деятельности национальных компаний и стра¬ны в целом. Опыт США, которые уже давно определились со стратегией и тактикой оперирования на мировом экономическом пространстве показывает, что концепции т.н. «hard power» и сопутствующая и отнюдь не противоречащая ей «soft power» по-прежнему актуальны и применяются данной страной  без каких-либо ограничений. Идет ли речь о  подмене рыночных принци¬пов хозяйствования или лишь о повышении конкурентоспособности на¬циональных производителей, работающих в агрессивной ры¬ночной среде, зависит от применяемых при этом средств поддержки бизнеса со стороны государства.
Несомненно, особое значение в условиях развернувшейся глобальной конкуренции, принадлежит инновационным ресурсам и разработке инновационной стратегии развития национальной экономики любой страны. В этих условиях ставка России на инновационное развитие представляется вполне оправданной и единственно верной. Инновации охватывают все сферы деятельности современного общества – экономическую, информационную, образовательную, культурную, научно-исследовательскую, социальную и пр. области.  Именно инновации позволят сделать необходимый рывок и превзойти основных конкурентов. Конечно, международное сотрудничество по-прежнему актуально, но необходимо учитывать возможность, в случае необходимости, своевременной смены стратегических партнеров. Выбирая инновационный путь развития , следует учитывать, различные виды возможных инноваций. Конкурентные преимущества могут скрываться в использовании инновационных методов организации производства той или иной компании, включенной в мирохозяйственные связи, в том числе по степени диверсификации источников сырьевого обеспечения и производственным мощностям, объемам и темпам развития, структуре и качеству продукции. Использование управленческих инноваций предполагает преобразования в области организации труда и работы с персоналом, актуализируя вопрос изменения статуса кадровых служб предприятий и переноса акцента с  обеспечения учета кадров на деятельность по повышению качества персонала. С этой целью целесообразно создание на предприятии, вовлеченном в мирохозяйственные связи, специального подразделения по управлению персоналом с наделением его функцией материальной мотивации (управление оплатой труда и штатным расписанием). Что касается технологических инноваций, то они, несомненно, перспективны в следующих направлениях: наращивание производственной мощности предприятий, техническая модернизация всех составляющих хозяйственного комплекса страны. Однако, наибольшее значение в обеспечении роста конкурентоспособности отдельного структурного звена экономики любой страны- предприятия, фирмы, компании, независимо от формы собственности, придается продуктовым инновациям, которые предусматривают, в частности, переработку отходов и расширение ассортимента за счет освоения производства продукции смежных отраслей.  И, наконец, в плане обеспечения большей степени конкурентоспособности национальных производителей, вовлеченных в мирохозяйственные связи и международный бизнес, играющих на современном глобальном экономическом пространстве, следует назвать реализацию ими комплементарных инновационных бизнес-проектов.

Но в любом случае, укрепление глобальной, международной и национальной конкурентоспособности страны и ее хозяйствующих субъектов зависит, во многом, от проводимой государством внешнеэкономической (продвижение экспорта, улучшение ус¬ловий доступа на внешние рынки, привлечение зарубежных ин¬вестиций, технологий, ноу-хау и др.) и внутриэкономической (содействие НИОКР, техноло¬гическому развитию, инновационной деятельности и др.) политики.
В этом контексте особая роль принадлежит экономической дипломатии, которая призвана формировать благоприятную внешнюю среду для практического реше¬ния задач повышения конкурентоспособности. Разработку и использование нестандартных мирных подходов к обеспечению реализации национальных интересов на мировом экономическом пространстве средствами экономической дипломатии вполне можно  считать инновационным путем, способствующим  успешному участию национальных производителей в международном бизнесе.  Несомненно, подготовка высококвалифицированных специалистов, способных продвинуть и отстоять национальные интересы страны на мировой экономической арене приобретает важное значение.
             
Экономическая дипломатия, как научная и учебная дисциплина, пока еще не сформировалась окончательно. Хотя проф. В. Щетинин, одним из первых в России,  попытался дать определение экономической дипломатии и оформить ее как учебную дисциплину. В его трактовке экономическая дипломатия представляет со¬бой « … сплав экономики и политики, доведенный до уровня при¬нятия и реализации управленческих решений, с помощью и при посредстве которых осуществляется сотрудничество и соперни¬чество в современном мире, определяются формы и методы развития и совершенствования рыночной экономики, становящей¬ся важным фактором общественного развития и решения клю¬чевых проблем экономического и социального прогресса»1.

Исходя из сути   «дипломатии» вообще, которая определяется как: «средство осуществления внешней политики государства, пред¬ставляющее собой совокупность невоенных практических меро¬приятий, приемов и методов...», а с другой стороны, как  «официальная деятельность по осуществлению целей и задач внешней поли¬тики государства, защите прав и интересов государства, его уч¬реждений и граждан за границей»2, можно сформулировать определение эконо¬мической дипломатии, которая в широком      смысле         представляет     собой     средство        реализации  внешнеэкономической политики государства и официальную деятельность по осуществлению ее целей.
 
Проблемам развития теории и практики экономической дипломатии в России занимаются такие профессионалы в этой области, как А.Е. Лихачев, Иванов И.Д., Ешкин Л.В., Жизнин С.З., Лощинин В.В., Лавров С.В.. Богучарский М. Е.. Весьма интересны в историческом плане и убедительны факты, касающиеся истории и механизмов формирования экономической дипломатии, становления современной системы международных торгово-экономических связей, приведенные французским специалистом в области экономической дипломатии Карроном де ла Каррьер Г..  Автор анализирует отдельные аспекты работы дипломатов-экономистов различных стран (3). Конечно, не все предложения, выдвинутые Карроном де ла Каррьер Г., применимы к условиям и практике международных переговоров России по экономическим вопросам, но разнообразный фактический материал делает  данный труд весьма интересным с исторической и с практической точек зрения.

    Всемерное развитие институтов, инструментов экономической дипломатии и организация образовательного процесса в ВУЗ-ах для подготовки соответствующих высококвалифицированных специалистов для России в настоящее время весьма актуальны и в плане реализации национальных интересов, среди которых, по словам главы российского МИДа С. Лаврова , "безопасность страны - как ее границ, так и изнутри", "укрепление государства", "экономическое развитие". Практически во всех основополагающих документах, в т.ч.  в официально принятой  "Концепции внешней политики", говорится о важности обеспечения благоприятных условий для экономического развития страны и проводимых  в России реформ. Конечно, это касается не только деятельности российского МИДа в экономической сфере. В начале XXI века круг ведомств и государственных руководителей, вовлеченных во внешнеэкономические дела страны весьма широк. Однако, ряд весьма важных международных вопросов в экономической области решаются с большим трудом. В частности, весьма показательна история с дискриминационной в отношении России  поправкой Джексона-Вэника в торговом законодательстве США.  В течение почти пятнадцати лет на каждом российско-американском саммите говорили об отказе от «холодной войны» в двухсторонних отношениях, звучали обещания американской стороны об  отмене пресловутой поправки. До августа 2008 года, несмотря на наличие  поправки Джексона-Вэника, которая весьма существенно затрудняла экономические отношения стран, бесспорной победой двухсторонней дипломатии в российско-американских отношениях все же можно было считать прекращение «холодной войны». Бывший и президент СССР М.Горбачев в сентябре 2008 г. даже получил премию Свободы из рук Буша-старшего за содействие в окончании «холодной войны» в мире.        Но современная       позиция     США       по ситуации на Кавказе, в Грузии, Южной Осетии и Абхазии осложнила российско-американские  отношения и дала повод говорить о возобновлении «холодной войны» между двумя странами.

Актуальность развития институтов, методов, новейших инструментов и образовательного процесса по подготовке квалифицированных специалистов в области экономической дипломатии для России в начале XXI века обусловлена  также и стремлением нашей страны, несмотря на проявление элементов «холодной войны» и развязанную странами Запада и бывшими союзными республиками информационную войну,  полноценно интегрироваться в мировую экономику и присоединиться ко Всемирной торговой организации (ВТО). Считается, что Россия уже пропустила благоприятную возможность присоединения к ВТО в 2003 году, и, если в ближайшее время страна не достигнет договоренности со станами-участницами, то вопрос о присоединении РФ к ВТО может быть отложен на неопределенный период.  Несомненно, в 2008 году процесс присоединения России к ВТО еще более осложнился. Вполне очевидно, что нелегкие переговоры с ЕС и ведущими зарубежными странами по вступлению России в ВТО затянулись. Это подтверждает необходимость более четко сформулировать и реализовать принципы целенаправленной торгово-экономической стратегии и, возможно, уделить больше внимания процессу образования в области экономической дипломатии и подготовке специалистов, способных виртуозно продвигать национальные интересы страны на мировой экономической арене (4).

До сих пор поражает факт чрезмерной  привлекательности для России наращивания экспорта нефти, газа и других сырьевых ресурсов. Конечно, понятна мотивация бизнеса воспользоваться благоприятной текущей конъюнктурой мирового  рынка энергоресурсов, однако по размерам разведанных запасов, в частности, нефти, Россию весьма сложно отнести к лидерам мировой экономики.  «Промышленно-развитый поставщик сырья» или « сырьевой придаток мировой экономики» - так в кулуарах называют нашу страну. Более того, очевидны попытки России сделать торговлю нефтью и газом материальной базой для развития экономических отношений, в частности, со странами ЕС,  США и ближним зарубежьем. Другими словами, т.н. энергетическая дипломатия набирает силу. В частности, российский  специалист С.З. Жизнин сформулировал стратегию и тактику поведения участников переговорного процесса с позиции энеогоресурсов 1.  Конечно, подобная стратегия применяется и в странах ЕС (5) , однако, «неравновесность» положения стран ЕС ( в составе 27)  и России и степень  влияния на ситуацию в мире позволяют предположить, что этот факт обуславливает возможность критики энергетической позиции  РФ со стороны руководства ЕС и других стран.

Попытки России сделать торговлю нефтью основой российско-американских отношений в целом наталкиваются на весьма сдержанное отношение со стороны американских фирм, которые  заинтересованы не в покупке российской нефти ( учитывая ее высокую цену на мировом рынке), а в участии в разработке российских нефтяных месторождений и ее добыче.  Официальные лица США в целом демонстрируют энтузиазм. Однако, учитывая спад и кризис в американской экономике, рост стратегических запасов нефти, сделанных американским правительством и заявление о начале интенсификации процесса разработки собственных сланцевых месторождений нефти, эти действия служат больше тактическим целям - давлению на рынок в пользу снижения цен на энергоресурсы в духе биржевых "брокеров-медведей".  К сожалению, Россия, сама того не желая, своими действиями в области энергетической дипломатии способствует успешной нефтяной игре США. Впрочем, оказались весьма проблематичными и финансовые вливания России в размере более 70 млрд.долл. в американскую экономику.  По оценкам специалистов, "игра на повышение" путем поиска лучшего взаимопонимания с ОПЕК и мировыми  экспортерами газа также пока не выгодна для России. Но визит Ангелы Меркель в октябре 2008 года в Москву и подписание соглашения с Германией о совместной разработке российских нефтяных месторождений свидетельствует о том, что Россия по-прежнему делает ставку на «нефтяной ресурс». А визит премьер-министра Украины в Москву Ю.Тимошенко в разгар дипломатических баталий с Украиной за присутствие российского военного флота в Крыму и согласие украинских лидеров перейти в расчетах с РФ за российский газ на мировые цены ( на текущий момент Украина покупает российский газ по ценам в три раза ниже мировых) говорит о том, что «энергетическая составляющая» внешней политики России весьма существенна. Все эти факты свидетельствуют о необходимости для России совершенствования стратегии, тактики и методов осуществления экономической дипломатии.
Совершенно очевидно, что в настоящее время именно виртуозная, продуманная  экономическая дипломатия помогает многим странам в решении своих национальных задач и реализации национальных интересов не только в сфере международной торговли. Например, КНР сделала ставку на экономическую дипломатию при ведении торгово-экономического диалога с США. При этом КНР удалось добиться положения, когда политические разногласия между странами отошли на второй план. Более того, по контрасту с неудачной попыткой России в течение многих лет добиться отмены поправки Джексона-Вэника в торговле с США, успех китайской экономической дипломатии ознаменовался провалом в Конгрессе США попытки лишить КНР режима наибольшего благоприятствования из-за известных "тяньаньмэньских событий".  Кроме того, в настоящее время, именно торгово-экономические интересы оказывают преимущественное влияние на формирование позиции США по отношению к Тайваню, а Вьетнам в поисках экономической выгоды «готов забыть» последствия жестокой войны с США и видит в них важного стратегического партнера. Приведенные факты показывают, что проводимая государством внешнеэкономическая политика должна содержать четко сформулированную стратегию и тактику  и отражать экономические интере¬сы государства и страны в целом, а также национальных компаний  и отдельных хозяйствующих субъектов, непосредственно занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

   Таким образом, эффективная экономическая дипломатия весьма актуальна в современных условиях и представляет собой совокупность организационно-правовых инстру¬ментов и действий во внешнеэкономической сфере с учетом национальных интересов, а также скоординированное взаимодействие государственных и негосударственных структур в целях обеспе¬чения устойчивого развития страны и ее экономической безо¬пасности в условиях глобализации (6) .  Следовательно, основной целью экономической дипломатии с общегосударственных позиций можно назвать обеспечение устойчивого раз¬вития и экономической безопасности страны, значение которых в условиях глобализации непрерывно растет.

 Кроме этого, целями экономической дипломатии, на наш взгляд, являются:    за¬щита   национальных   интересов   страны на мировой экономической арене, обеспе¬чение ее внешнеэкономической безопасности, предотвращение  внешних угроз для обеспечения  сбалансированного развития экономики страны, недопущение  нарушения или предупреждение конфликтного развития  внешнеэкономических связей или угрожающего жизни населения состояния окружающей среды, обеспечение потребно¬стей страны за  счет внешнеэкономических связей в жизненно важных сферах деятельности,  поддержание  ста¬бильности на внутреннем рынке. Это может выражаться, в частности,  в беспе¬ребойном  снабжении населения продовольствием и медикамен¬тами, предприятий — ресурсами, необходимыми    материалами и технологиями,   в    поддержании    нормальной, некриминальной и неагрессивной  конкурентной среды. Роль экономической дипломатии не ограничивается принятием срочных мер в случаях возникновения форс-мажорных для экономики страны обстоятельств.

Главной задачей экономической дипломатии, на наш взгляд,  является также  обеспечение для страны и ее предпринимателей выгодных условий для международного экономического взаимодействия. В идеале это должно способствовать повышению прибыльности, обеспечению непрерывности  и безопасности осуществляемых внешнеэкономических операций страны в целом и росту уровня и  качества жизни ее населения. Исходя из вышесказанного, представляется особенно важным  поиск компромисс¬ных решений на основе встречных уступок при  условии, что взаимная       выгода партнеров по переговорам от этих уступок больше, чем сами уступки. Конечно, усиление экономической взаимозависимости стран в условиях глобализации вынуждает правительства иногда прибегать к средствам экономической дипломатии для решения и внешне¬политических задач, особенно в периоды, когда с помощью традиционных дипломатических средств не удается найти взаимоприемлемого решения.

Несомненно, эффективность экономической дипломатии и, соответственно, внешнеэкономической деятельности страны в целом и ее предпринимателей, в частности, зависит от наличия четкой государственной внешнеэкономической стратегии. В ней должны быть ясно   сформулированы  общие цели,  конкрет¬ные     задачи и стратегические     направления развития внешнеэкономической деятельности, указаны приоритеты в товарной и географической   структуре внешней  торговли,  направления  и       наиболее
желательные формы ин¬вестиционного сотрудничества. В условиях рыночной  (капиталистической) экономики ориентация бизнеса исключительно на получение максимальной прибыли кажется вполне логичной. Однако, в реальной практике это не совсем так. Поэтому поддержка интересов частного бизнеса на мировом  рынке – особый раздел в искусстве экономической дипломатии.

      Инструменты и методы современной экономической дипломатии весьма разнообразны — от тради¬ционных деловых переговоров до прямого лоббирования нацио¬нальных интересов на глобальном рынке и проведения соответствующей, продвигающей нужное решение в практику и формирующей общественное мнение, информационной политики.      Методы экономической дипломатии предполагают также использование инструментов традиционной дипломатии: ноты и заявления, консультации и обсуждения, обмен мне¬ниями, в том числе в неофициаль¬ном порядке, визиты и встречи, участие в работе международных экономических организаций и пр.. В мире практически сформировался механизм экономической дипломатии, состоящий из всех известных приемов и методов, который ис-пользуется для достижения договоренностей с другими страна¬ми о взаимных уступках на двусторонней и многосторонней основе. Одним из специфических аспектов экономической дипломатии является мастерство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования конфликтов в экономиче¬ских отношениях, поиска компромиссов и взаимоприемлемых договоренностей, заключения соглашений в той или иной фор¬ме, предусматривающих расширение внешнеэкономического сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды, насколько это возможно в условиях глобальной конкуренции. Однако, взаимной выгоды, как известно, можно добиться  преимущественно только путем взаимных уступок. Поэтому именно осознанные взаимные уступки выступают важным средством достижения компромисса в любых ситуациях и приобретают особое значение в условиях глобализации и глобальной конкуренции, нацеленной на достижение глобального превосходства. 
Во многом эффективность эко¬номической дипломатии зависит от  достигнутого страной уровня экономического развития, от степени индустриализации ее экономики и развития научно- производственной базы, от наличия необходимых фи¬нансовых, человеческих, информационных и других ресурсов. Собственно, эти факторы и определяют весомость выдвигаемых страной требований. Однако и сама экономическая дипломатия в последнее время все более и более становится весьма важным фактором роста конкуренто¬способности страны. Другими словами, в современных условиях всеобщей глобальной конкуренции практически нет союзников.  Полномасштабная глобальная конкуренция изначально предполагает т.н. « схватку», в которой выигрывает сильнейший. Она реально ухудшает отношения, практически исключает полноценное сотрудничество, но улучшает покупательский климат и обостряет сбытовой инстинкт и тягу быть лучшим и сильнейшим, стимулирует волю к выживанию в сложных условиях мирового рынка. Собственно, глобальные конкурентные игры на современной мировой экономической арене чем-то напоминают бой древнеримских гладиаторов, слегка замаскированный духом соревнования и легитимной целью – создания стратегических альянсов партнеров по бизнесу, которые в любой момент в случае изменения их целей и малейшего нарушения  их интересов могут превратиться в самых ярых конкурентов. А это значит, что участвующие в подобной современной конкурентной игре должны постоянно находиться в политическом и экономическом тонусе и напряжении, отслеживая маневры своего партнера-конкурента. В условиях глобальной конкуренции весьма актуальны стратегические рекомендации Н. Макиавелли и представляется особенно перспективной активная, иногда даже агрессивная по форме экономическая дипломатия с целью: проникновения и захвата перспективных мировых и региональных рынков. Именно поэтому практически все страны мира стремятся укрепить свои институ¬циональные и организационные структуры для поддержки внешнеэкономической деятельности и лоб¬бирования интересов отечественных компаний за рубежом.

Напомним, что конкуренция « ни чиста, ни совершенна». Но, несомненно, существует «точка перехода» от состояния конкуренции к подобию сотрудничества. Именно эту « точку» пересечения интересов, основанную на взаимных уступках в решении своих или общих проблем и необходимо найти в процессе дипломатических переговоров на экономической почве. В частности,  при обсуждении глобальных, общих для всего человечества проблем на межнациональном уровне, в рамках международных организаций, на международных встречах глав-государств, особенно, на встречах «Большой восьмерки» упоминаются такие категории, как «глобальное парт¬нерство» и «глобальный потенциал».  Это выводит дипломатию и экономическую дипломатию в частности на качест¬венно иной уровень развития и значимости, который характеризуется расширением возможностей и повышением  ответственности за решения общемировых задач.

Статус экономической дипломатии в  системе государственной власти практически всех стран, в том числе и России, высок и  непрерывно  повышается, существенно расширяются функции и улучшается ка¬чество работы, повышается виртуозность и профессиональный уровень персонала. Во главе подобных структур, как правило,  находятся руководители высокого уровня, имеющие богатый опыт дипломатической работы и хозяйственного управления, хорошо понимающие цели и задачи страны и ее предпринимателей.  С целью проведения более активной и эффективной  внешнеэкономической стратегии России, в условиях взятого курса на ускорение инновационного развития экономики страны, представляется необходимой  целенаправленная подготовка и соответствующее образование молодых квалифицированных, профессиональных кадров со специализацией в области экономической дипломатии, для выполнения столь сложной и деликатной работы по продвижению национальных экономических интересов РФ на мировом рынке в условиях глобальной конкуренции. « Крупномасштабное производство виртуозных гладиаторов-дипломатов», способных эффективно отстаивать интересы страны и ее предпринимателей на глобальной экономической арене можно считать важным направлением  международного финансово-экономического образования и фактором успешной реализации инновационной стратегии развития России.


  1 Щетинин В. Экономическая дипломатия. М., Международные отношения,  2000, с. 15
2 Дипломатический словарь. Т. 1. М., Международные отношения,  1984, с. 327.
 3. Каррон де ла Каррьер Г. Экономическая дипломатия. Дипломат и рынок. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003, с. 145.
4. С.З. Жизнин. Основы энергетической дипломатии. Учебник в 2-х томах.
М.: МГИМО, 2003, 318 с.
5. Богучарский М. Е. Энергетическая дипломатия Европейского Союза.  Диссертация на соискание ученой степени кандидата  политических наук. М.: МГИМО ( Университет) МИД России, 2005 г.
6. Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России. Новые вызовы и возможности в условиях глобализации. М.: ЗАО « Издательство « Экономика», 2006, с. 124.

08 06 2011


Рецензии