Гвоздь в сердце. Тургенев и Захер-Мазох

Каждое слово, когда-либо у нас писанное о Тургеневе, кажется нам пустым словом. Дружинин

Гвоздь  в сердце. Тургенев и Захер-Мазох.

2018 – год 200-летия И.С. Тургенева – проходит в его родном Орле скучно.   Рамка для сэлфи на фоне очертаний классика да чтение по радио самых заунывных его рассказов – вот и всё, чем мы отметились. Дом, где родился Тургенев,в Орле  давно снесли; на его месте «красуется» коричневый уродец с облезлой табличкой «улица СОлтыкова-Щедрина». Орловщина неумолимо теряет Тургенева: юбилейные празднества проводит и Москва (там утопили Муму) и соседи (Чернский район Тульской области тоже был его вотчиной). Тургеневские города – Париж и Баден-Баден -не остались в стороне. Кроме них, есть еще одна географическая точка,  связанная с наследием Тургенева. Это, извините, Львов, он же австро-венгерский город Лемберг.
- Позвольте, - возразит читатель, – Тургенев в Лемберге не был, разве что проездом по пути в Европу!
Но зато в Лемберге родился и провёл часть жизни австрийский писатель Леопольд-Риттер  фон Захер-Мазох,  чей странный мир во многом основан на творчестве Тургенева.  Критики его так и называли – «австрийский Тургенев». Это не только комплимент (Тургенев в то время был в Европе популярен), но своего рода метка. У Тургенева с Захер-Мазохом схожие биографии, близкие литературные образы. Порой они удачно дополняют  друг друга. В чем-то Захер-Мазох – австрийское альтер-эго Тургенева, его удачливый оборотень. Как и Тургенев, Захер-Мазох  любит вести повествование  от лица охотника, попадающего в незнакомое имение или пересказывающего истории случайных попутчиков. Но самой охоты (в смысле охоты на живность) в текстах  мало, зато чувствуется иное значение этого слова – охота как неудержимая половая страсть.

Неофрейдист в пристрастии мужчин к охоте (разного рода, война ведь тоже охота -на людей) обязательно увидит тщательно подавляемую месть женщине. Убить живое, дабы пустить насмарку женскую работу - рождение, обессмыслить ее существование. Именно поэтому женщин (до эмансипации) на охоте нет, но все разговоры - о них.

Захер-Мазоха считают «классиком и основоположником» мазохизма- болезненной тяги к боли и мучениям, однако мазохизм был и до него. Австрийский психиатр Крафт-Эбинг оживил забытого автора, назвав его именем модное отклонение в своей «Половой психопатологии». Но интересен он не только этим.

Именно Захер-Мазох  встраивал своих героев в то, что воображалось ему традицией русской литературы, а на самом деле являлось его интерпретацией западных текстов о России, где нравы и эпохи смешивались в чудовищный коктейль из крови и секреций. В итоге он привёл в европейскую литературу «русский миф». Представление о России как о необыкновенно прекрасной, но варварски жестокой женщине, истязающей всех, кто ее смеет любить, непредсказуемой «чёрт-бабе». Этот миф подготовил западного обывателя к триумфу фрейдизма и «достоевщины» - направлений, мало увязанных с реальным Фрейдом и реальным Достоевским, но зато въевшимися в массовое сознание.

Примечательно, что лично Захер-Мазох ни к России, ни к Украине, сейчас активно эксплуатирующей темы «исконно русских» рабства и мазохизма, отношения не имел. В России он не бывал, русского языка не знал, Тургенева читал в хороших немецких переводах. Славянская фамилия матери-Мазох – досталось ему от предков- онемеченных чехов. Единственным соприкосновением будущего писателя с «загадочной славянской душой» было его детство в Винниках подо Львовом, у няни-украинки. Его край – Галиция, страшная, как кровь, солёная, как слёзы. О себе Захер-Мазох говорил, что чувствует себя русином (этноним «украинец» тогда не был сильно распространен). По-немецки это звучало одинаково с русскими, в Австро-Венгрии часто употребляли, говоря о русинах, для краткости – «рус», не вдаваясь в детали. («Руска» улица во Львове, городок Рава-Руска и т.д.)

Понятно, что все, названное «русским» (а вернее- «руским»), страстно манило мальчика. Ведь других хороших впечатлений у него не было. Некрасивый, хилый,  недоласканный сын ненавидимого в Галиции  «силовика»,  Леопольд-Риттер фон Захер-Мазох отрадных впечатлений из детства не вынес. Только порку (а рука у его отца была тяжёлая)
 -Этим ремнём, - кричал отец в запале – я польское восстание усмирил, не то что тебя! И лупил, лупил, лупил…… Культ телесных наказаний для мальчиков и девочек был одинаков что в Австро-Венгрии, что в России. Ремень – стержень Империй, властная вертикаль.  Население делится на порющих и поротых.

И все, что он любил, тоже обрачивалось в «русскую обёртку». 1-е осмысленное влечние к женщине юный Леопольд испытал к своей дальней родственнице, графине Зиновии, особе властной, избивающей своих любовников (а так же законного мужа).  Графиня обожала «русские меха» - то бишь соболей. Леопольд прятался в ее необъятных шкафах и страстно нюхал таинственные шкурки, пахнущие сибирским морозом, кедровыми шишками и …. Красотой. Леопольд поклонялся идеалу вечной женственности (чисто немецкое явление, между прочим), облеченной в сияющие русские меха. Графиня однажды застукала Леопольда в шкафу с соболями и выпорола прямо в спальне на роскошном ковре. Нет, мальчик соболиный мех не стриг и не выщипывал – он подглядывал.
Русский мех, русская боль, русское наслаждение – все совпало у Захер-Мазоха, все аккуратно разложилось по своим местам. И отразилось в текстах. Пусть современному читателю покажется странным, что многие герои Захер-Мазоха носят фамилии,  напоминающие  русские аристократические, названия местностей так же переданы им на русский манер, хотя действие их разворачивается в Восточной Галиции, среди украинцев, поляков, немцев и евреев. Кроме немецкого языка, австрийского у Захер-Мазоха порой  только денежные единицы и меры  – меры весов и денежные единицы. Расплатись герой в корчме рублями и не мерь землю ланами, никто б и не заметил нестыковки – антураж и мысли вполне русские.

Биографии Тургенева и фон Захер-Мазоха словно списаны с одного источника: аристократическое происхождение, родительский деспотизм, одинокое детство с множеством табу, юность под влияние немецкого мистицизма и немецкой философии. Мать Тургенева отличалась странностями и под настроение могла весьма жестоко расправляться с крепостными. А под настроение – облагодетельствовать. Сына Ванечку она то необычайно баловала, то сурово отталкивала, создавая сложную систему страха и подчинения. Сын ее любил. И боялся. Боялся сильнее, чем любил. Семейная атмосфера в Спасском-Лутовинове здорово напоминала тоталитарную секту, где никто и не надеялся избежать наказаний.

В 1860-е годы Тургенева много переводят в Европе. Известно, что Захер-Мазох держал дома 1-й немецкий перевод (Авг. Видерта и Авг. Больтца) «Записок охотника», откуда почерпнул многие детали для своего творчества. Что у Тургенева – не на 1-м плане, Захер-Мазох замечает и развивает. Например, упомянет мимолётный персонаж, что любил крепостную девушку и заказал ей атласную шубку с меховой оторочкой –  этот наряд потом всплывёт в коронном романе Захер-Мазоха «Венера в мехах».  Появившийся незадолго до создания Захер-Мазохом  этого романа немецкий перевод «Переписки» Тургенева явно «Венере…»  параллелен. У Тургенева герой одержим страстью к испанской танцовщице (по одной из линий предки Мазоха вышли из Испании), одетой в тигровую кожу (в кожу, не в шкуру!) Кожа, известно, один из атрибутов садо-мазохистских игрищ. Или - злющая «метреска» (любовница) барина в «Малиновой воде» - фигура боковая, но необычайно важная для Захер-Мазоха. Фантазия допишет между строк…. А Зинаида из автобиографичной повести Тургенева «Первая любовь» (немецкий перевод 1864г.) – настоящая строгая госпожа для своих воздыхателей (эпизод с уколом булавкой) и одновременно – мазохистка в отношениях с отцом героя (она целует след его хлыста на своей руке).

Знал Леопольд и о частной жизни Тургенева, перемолотой сплетницами всей Европы. О его  многолетнем пребывании в доме Полины Виардо при ее муже, в странном статусе «друга семьи», когда ни французский «menage a troi», ни уж тем более «шведская семья» в моду еще не вошли. Самой цитируемой жёлтой прессой фразой Тургенева стало «счастлив я лишь в те редкие минуты, когда она своей божественной ножкой наступит мне на лицо». Признание в частной переписке, которое он не собирался обнародовать, идеально подошло бы и Захер-Мазоху……

Два Тургенева, российский и австрийский, лично вроде бы не пересекались. Однако, на пике славы фон Захер-Мазоха, Тургенев попросил прислать ему портрет Леопольда и остался им крайне недоволен. Прошёлся ядовито по внешности автора "Венеры.."  Мол, как этот несимпатичный господин смеет утверждать, будто любил женщин не ниже баронесс? Подсознательно читаем: видел в нем двойника. Опасался. Улавливал в его романах свои отголоски.

Один раз Захер-Мазох прямо развивает образ, едва набросанный Тургеневым – это сектантская «богородица» в «Богородице» (текст известен  так же под названиями «Мардона» и «Пророчица») 1880г. Если аналогичная  особа у Тургенева –Евлампия из «Степного короля Лира» ведёт за собой адептов-хлыстов в российской глубинке, то у Захер-Мазоха действо разворачивается среди духоборов в галицком местечке Тарговица Польна (ныне Ивано-Франковская обл. Украины). Видно, что Захер-Мазох ей очарован. Незадача – «богородицы» характерны для другой секты – хлыстов, родом как раз из тургеневской Орловщины. Но в Галиции хлыстов никто не знал, зато гораздо раньше (посл.четверть 17-18вв.) проявлялись секты подобного типа, с живыми людьми-реинкарнациями одновременно пророков, Христа и Девы Марии. Саббатианцы, затем франкисты. В народных преданиях всплывала «Чистая Госпожа» Ева Франк, дочь и самозваная «богиня» ересиарха Якуба Франка, уроженца Галиции. Мардона – ее новый аватар, но она страшнее. Мазох посвятил  Мардоне 200 страниц.

Имя опутанного ею героя – Сабадил – отдаёт Востоком. Мардона, впрочем, тоже имя двойственное – «мар» на арамейском языке означает «господин», «донна» по-итальянски – «госпожа». Господин и госпожа в одном лице. Трансгендер. Как не вспомнить мучительницу Салтычиху, высочайшим указом лишённую пола и  называемую в ужасе «оно»? Женщина здесь выходит за социальные рамки и перерастает свой якобы слабый пол. Она сильнее всех. Она даёт жизнь и она же эту жизнь отнимает. Финал «Мадоны» ужасен – она велит прибить Сабадила заживо к кресту и после долгих истязаний самолично вбивает ему в сердце гвоздь.

Кстати, имитации распятия более характрна для экзальтированных католиков. В российских сектах были распространены иные виды мучительств – хлыстование, поедание кусков тела «богородиц», кастрация и т.д.

В дальнейшем Захер-Мазох выпустит сборник про секты России, о которых он мало что мог знать. Но это- редкий случай, когда интуитивное «чувствование» изображаемого предмета помогло автору. Клюква клюквой, а в России его изыскания приняли всерьёз (ибо своих было мало, секты – тема тёмная) и даже рекомендовали к изучению в Духовной Академии (sic!)

В Орле так и не сумели развить тургеневский бренд, даже юбилейная символика для сувениров (канцтовары, посуда, зонты) осталась в теории. На память приходит разве что попытка секс-шопа «Полина» )): Ни плюшевых Муму с канатом на шее, ни футболок с игривыми надписями вроде «муж не помешает» или «классики тоже были под каблуком» турист в Орле не найдёт.

Львов, наоборот, раскрутил своего уроженца Захер-Мазоха, хотя ни дома его, ни праха там нет. Депутаты не раз порывались закрыть флагман львовского туризма – кафе «Мазох» за безнравственность, однако редкий гость уезжает оттуда без плётки или шипастого ошейника )): Интимные места у памятника писателю истёрты потоками туристов, хотя установили его не столь давно. Не зарастает, короче, мазохистская тропа…. Всеевропейский слёт мазохистов, конечно, тоже там. Только во Львове где ж еще!  Разумеется, ни о каком подражании Захер-Мазоха российскому коллеге не упоминается.

Родство фон Захер-Мазоха с Тургеневым заметила еще дореволюционная критика, но подробно за эту тему взялись лишь в наше время. Меня очень вдохновили исследования Полубояриновой http://ec-dejavu.ru/m/Mardona.html

Что осталось от тургеневских мест сейчас? Как Тульская область пытается раскрутиться "бренд" Тургенева? https://www.kommersant.ru/doc/3791891


Рецензии
Спасибо, уважаемая Юлия, очень интересная статья, зелёный респект!

Евгений Космос   07.06.2019 16:56     Заявить о нарушении
Таких полно. Не хер, Нахер, и Захер - Мазох.

Вспоминаю песенку:

Зубки мои зубки
Корни мои корни
За хер меня дерни

Черный Маг   26.06.2019 12:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.