Первая

Началось все с биологии. В марте Алекс там что-то не выучил об амебах и учительница с чистой совестью вкатила ему двойку. Потом, по мере приближения окончания учебного года проклятые амебы грозили ему серьезными неприятностями со стороны родителей. Алекс попытался исправиться. Вызвался подготовить доклад. Выбирать не приходилось: оставалось только про мейоз. Что это такое Алекс не знал. Решил, пусть мейоз. Вероятно какая-нибудь разновидность инфузорий, а может быть болезнь – наподобие фурункулеза.  Все майские праздники парень героически готовился, даже похудел. Свою ошибку понял почти сразу – разобраться в этой дряни не было никакой возможности. Пришлось учить наизусть – лишь бы не сбиться, когда придется рассказывать. Просто оттарабанить, не заморачивая мозги. И не позволить этой подсушенной немолодой инфузории дожать его на вопросах.
В назначенный час Алекс гордо шагнул к доске. Немного помедитировал для успокоения. Глянул на большой аквариум у окна. Рыбки спокойно плескались, не обращая внимание на происходящее. Все нормально. Алекс старался не показывать, как в действительности дрожала душонка. Вобрал воздух, холодным взглядом окинул аудиторию – это чтобы все настроились соответствующим образом, и начал вполне бодренько:

«Мейоз – это такой способ деления клеток эукариот, при котором образуются гаплоидные клетки!»

Инфузория за своим большим столом, как и положено, не выдала никаких эмоций.
Алекс не имел ни малейшего представления ни о эукариотах, ни о гаплоидах. Зачем и каким образом они образуются – было для него непостижимой тайной. Но он продолжил напор,  заявив уверенно:

 «Мейоз отличается от митоза».

Биологичка одобрительно кивнула. Рыбки напряглись. Посмотрев строго на одноклассников, Алекс уточнил:

«При митозе образуются диплоидные клетки».

Все были ошарашены этим утверждением! Аквариумные пленники впились вопросительными взглядами в отважного докладчика. Это воодушевило Алекса на дальнейшие подвиги:

 «Главной особенностью мейоза является конъюгация гомологичных хромосом с последующим расхождением их в разные клетки».

Алекс сделал ударение на слово «конъюгация» многозначительно посмотрев на Надин, смазливую лаборантку. В ответ девушка слегка смутилась. Заметив это биологичка покачала головой и дала понять, что Алекс может продолжать дальше.

«Немецкий биолог Вайсман обосновал необходимость мейоза для поддержания постоянного числа хромосом. Поскольку при оплодотворении ядра половых клеток сливаются».

Теперь Алекс задержался взглядом на учительнице, видимо ожидая одобрения, но не дождавшись его, продолжил:

«Поскольку число хромосом в соматических клетках остается постоянным, то удвоению числа хромосом при последовательных оплодотворениях должен противостоять процесс, приводящий к сокращению их числа в гаметах ровно вдвое. Таким образом, биологическое значение мейоза заключается в поддержании постоянства числа хромосом при наличии полового процесса».

После этих слов Алекс чуть притормозил - ему ужасно захотелось хлебнуть воды. Возникла пауза. Одноклассники как безмолвные птицы на скалах только переводили взгляд с хищника на его добычу. А наш герой отлично сыграл раздумье, после которого последовала новая порция откровений:

«Мейоз обеспечивает также комбинативную изменчивость – появление новых сочетаний наследственных задатков при дальнейшем оплодотворении».

И не отступил ни на шаг и выдохнул:

«Правильно?»

Биологичка вышла из нейтрального амебного состояния, к чему Алекс внутренне был готов. Внимательно оглядела бойкого докладчика и выдала похоронку:

«Я только не поняла про оплодотворение ядра. Кто там сливается?»

Алекс решил стоять на смерть. Промотал в мозгах пленку, мельком глянул на бумажку, и снова слово в слово повторил первоначальную фразу.  Знать бы, что не там поставил ударение в этих проклятых ядрах половых клеток! Торжествующий палач решил добивать окончательно и забросал словно чугунными ядрами новыми вопросами.
Алекс держался героически, постоянно отсылая всех к немецкому биологу Вайсману, которого одарил титулом «прогрессивный», так что умудрился ничего не ответить по существу. Когда биологичка настаивала, начинал снова как мантру повторять заученный текст:

«Я же сказал, что мейоз отличается от митоза…»

Упертая дознавательница, почуяв вкус жертвы, лишь вошла в раж. Напряжение возрастало.  Биологичка предложила уточнить какие-то вещи не плакате - Алекс совершенно не понял о чем его спрашивают. Что нужно? Но и теперь перед неминуемым фиаско парнишка не сдался:

«Я могу лишь на конкретном примере. Как это в жизни происходит».

В поисках подмоги парень жалобно посмотрел на Надин, чем еще больше смутил девушку. Лаборантка закрыла лицо руками и под смешки выбежала из класса…
От негодования биологичка издала хорошо слышимое рычание. Алекс понял, что это конец всем его титаническим стараниям. Дальше что-либо объяснять про мейозные хромосомы стало бессмысленно. Он, хотя и пытался, но проиграл.
Придирчивая учительница оценила старание Алекса жирной твердой как сталь тройкой, которая отправилась в кампанию к двойке, окончательно похоронив надежду на положительный результат по итогам за год. Алекс едва не заплакал от  обиды:

«Я готовился…»

Злобная экзекуторша закатила глаза и замотала головой. Это только усилило эффект. Класс одарил Алекса громогласным гоготаньем. Что с них возьмешь? Глупые птицы. Но даже рыбы разочарованно помахали плавниками из своего аквариума...
И вот, когда казалось ничто уже не поможет, неожиданно забрезжила надежда на спасение – спустя несколько дней эта самая змея очкастая, сушеная инфузория и бескомпромиссная гестаповка,  предложила ему поехать на туристический слет. Вероятно, все же сжалилась. Дала шанс. Редчайший случай в биологии для отряда хищных. Решила, что не стоит портить парню жизнь по причине хронического непонимания хитросплетений отношений клеток в процессе их оплодотворения. Пусть Алекс и не способен постичь тайны конъюгация гомологичных хромосом, но ради хорошей оценки готов рыть землю. А биологичка как раз отвечала в школе за туристическое направление и готовила команду по спортивному ориентированию.
Так Алекс попал на слет. Оказалось, что не все так сложно. Держись правильного направления и шагай напролом через болота, ручьи и разные там колючки. Где-то прояви смекалку, отбивайся от комаров, не бойся змей (ха-ха!) и пауков, дойди до финиша!  Парень расстарался по полной. Бросился на штурм природы наперегонки с птицами и рыбами, и вообще всем живым.  Попадись ему на дороге медведь и тот бы посторонился! Так что, к великому удовлетворению биологички сходу выиграл городские соревнования по спортивному ориентированию. На пьедестале Алекс стоял грязный как йети, весь мокрый до нитки, в репейнике и с большой деревянной медалью на груди! Это стала его первая награда, которая обеспечила последующие успехи в биологии.
И наша инфузория неожиданно преобразилась! Ей тоже перепала частичка славы. Стараниями настырного ученика школьный туристический клуб оказался лучшим в городе. Биологичка прислонилась к подиуму вся такая спортивная, в облегающем трико и крутых кроссовках. И в общем, оказалась ничего даже.  Не такая страшная и засохшая, как представлялась до этого. Даже поцеловала мальчишку на радостях! А еще благодарная – по ее предмету Алекс получил итоговое «отлично» (мейозные и митозные хромосомы плакали!). И вместе с этим обрел увлечение на всю жизнь!
Так начинался его путь на ММБ.

4 ноября 2018.

ММБ- Московский марш-бросок, популярные соревнования по спортивному ориентированию.


Рецензии
Хорош написали, читал и улыбался!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   05.11.2018 19:29     Заявить о нарушении
Спасибо Владимир! Очень приятно!

Юрий Николаевич Егоров   05.11.2018 19:33   Заявить о нарушении