Праведный верою жив будет

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1).

 Вера – это то, чего не видим, или умом не постигаем, но веруем, что так и есть. Так, мы не видим Бога (хотя из создания мира познаем Его, но познание это, как несовершенное, вера совершает, и так более от веры, нежели от разума познаем), но веруем, что есть Бог, есть Един.

 Не постигаем умом, как Бог един естеством, но троичен в Лицах, но веруем, наставляемые Словом Божиим. Не видим Христа, Сына Божия, вечной жизни, небесного царствия, но веруем в них.

 Не постигаем умом воскресения мертвых, в святейшей Евхаристии Тела и Крови Христовой, но вера утверждает нас в том.

 В этих и прочих тайнах Божиих разум вере должен последовать, а не вера разуму, то есть познание их не от разума зависит, но от веры, и не потому веруем, что познаем, но потому познаем, что веруем. Итак, познание их плод не нашего разума, но веры, которая утверждается на твердом основании святого Божия Слова, истине и всемогуществе Божием.

Это предлагается с той целью, чтобы не испытывать умом того, что требует одной веры, но «пленять всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:5). Ибо известнейший знак неверия – вопрошать о тайнах Божиих: как это может быть?

*********************************************
 Поэтому святой Иоанн Златоуст учит: «Там где вера, не нужно испытание. Где не подобает испытывать, какая нужда в испытании? Испытание веры разорительно. Ибо испытывающий не обретет». (Беседа 1-я на первое Послание к Тимофею).
*********************************************

 Ибо если бы мы умом постигали, то не нужна была бы нам и вера. Вера там нужна, где ум наш не постигает. Но этой веры, то есть познания только верой святых тайн и православных догматов, недостаточно для спасения, как о том будет сказано ниже.

     НАЧАЛО ЕВАНГЕЛЬСКОЙ СПАСАЮЩЕЙ ВЕРЫ :

 Сказано выше, что собственно дело закона – обличать, немощь показывать и гневом Божиим устрашать и осуждать законопреступников. Дело же Евангелия – немощь врачевать, Христа-Врача показывать, утешать, страх отнимать и благодать Христову обещать.

 Поэтому нужно, чтобы евангельская вера в сердце зачалась. Нужно из закона познать немощь свою, гнев Божий, проклятие, суд и осуждение, следующее грешникам, почувствовать в сердце. И так вера в сердце, этим страхом, как огнем, очищенном и предуготованном, от Духа Святого зачинается. Ибо эта вера – дар Святого Духа.

 Поэтому святой Предтеча, уготовляя путь Христу, Сыну Божиему, Который должен был выйти с Евангелием Своим, начал проповедь свою от закона, которым обличал грехи человеческие, и судом Божиим устрашал их сердце. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10).

 Потому и вопрошали его народы: «Что же нам делать?» (Лк.;3:10,;12,;14). Так и в Деяниях Апостольских пишется, что народ, после проповеди апостола Петра, в которой он доказывал, что распятый Иисус – Мессия Христос, Отцом обещанный, и добавил: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян.2:36), – услышав, умилился сердцем и сказал Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братия» (Деян.2:37)?

 Узнали свой грех, почувствовали от этого и гнев Божий, и так совета просили: «Что нам делать, мужи братия? Итак, охотно принявшие слово его, – как там же пишется, – крестились» (Деян.2:41). Так закон предуготовляет путь к Евангелию и ведет ко Христу, Который в Евангелии открывается как Врач немощных, Утешитель печальных, Спаситель грешных, Надежда отчаявшихся в себе и своих силах.

 Отсюда следует, что спасающая евангельская вера – это не что иное, как утешительное восприятие Евангелия, в сердце соделоваемое Святым Духом, или это сердечное упование и несомненная надежда на благодать Божию, даром, ради Христа обещанную, то есть надежда на отпущение грехов и вечную жизнь.

 Поэтому начинающий веровать может быть уподоблен немощному, который, видя свою неисцелимую болезнь, желает и ищет искусного врача. Так грешник, видя через закон свою греховную немощь, от которой своей силой никак не может освободиться, желает и ищет врача, который бы смог его от той немощи освободить. Такой Врач открывается ему в Евангелии – это Христос, к Которому он прибегает, ищет от Него исцеления, и милостиво исцеляется.

 Еще уподобляется плененному, который ищет избавителя. Так грешник, плененный дьяволом, от которого избавиться своей хитростью и разумом никак не может, ищет и желает избавителя, и такой Избавитель представляется ему в Евангелии – Христос, Который Сам говорит: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.;8:36), – и признавая Его за Избавителя своего, освобождается от ига дьявольского.

 Опять же уподобляется убегающему от страха и ищущему безопасного места и защиты. Так грешник, желая убежать от страха Суда Божия, осуждения и ада, ищет защиты и безопасного места, но не находит, ибо никуда невозможно укрыться от Суда Божия. Такое место убежища открывается ему в Евангелии – Христос, верою в Которого безопасно скрывается от суда Божия и гнева, грядущего на всю вселенную.

 Опять же уподобляется малому отроку, который нагим стоит перед матерью своей и просит одеяния. Так грешник, лишенный одежды правды и спасения, стоит и ищет прикрытия наготе своей, но не может найти. Такая одежда, одежда оправдания, открывается и показывается ему в Евангелии. Это правда Христова, которую верою даром приемлет, и прикрывается нагота его и срамота.

 Христос, Сын Божий, представляется нам в Евангелии как ВРАЧ, ибо врачует немощи наши.

 Представляется нам как ИЗБАВИТЕЛЬ И ИСКУПИТЕЛЬ, ибо Кровью Своею искупляет и избавляет нас, верующих в Него, от дьявола, греха, ада и прочего бедствия.

 Представляется нам как ГРАД И МЕСТО ПРИБЕЖИЩА И ХОДАТАЙ , ибо прибегая к Нему с верою, спасаемся от гнева Божия, и «мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа» (1Ин.;2:1; Рим.;8:34).

 Христос представляется нам в Евангелии как ОПРАВДАНИЕ НАШЕ , ибо Его правдой прикрываемся и оправдываемся, чтобы не явиться нагими и скверными перед святейшим Лицом Божиим, о чем ниже будет сказано яснее.

 Потому Сам Христос о Себе говорит: «Отец Небесный послал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк.;4:18).

 Из этого видно:

1) Что никто не может оправдаться перед Богом и спастись без Христа и помимо Христа, но только – верою во Христа, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись», – говорит апостол (Деян.4:12). Ибо никто не может от дьявола, греха, проклятия законного и от ада избавиться без Христа, и это все в кратком слове Христовом заключается: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36).

2) Не может быть истинного покаяния без познания, ощущения и признания своей немощи, греха, бедности и окаянства, и все из закона и проклятия законного познается и ощущается. Поэтому всякий, желающий истинно каяться, должен вникнуть в закон и поставить совесть свою перед законом, и рассмотреть, в чем ее закон обличает, уязвляет и утесняет. В такой тесноте, то есть чувствуя законное проклятье и гнев Божий против содеянных грехов, верою прибегать ко Христу и искать милостивого избавления от гнева Божиего и казни, последующей гневу.

3) Не может быть истинной евангельской веры без познания, ощущения и признания своей бедности и окаянства. Ибо, чтобы почувствовать евангельское утешение, нужно прежде страх и печаль иметь, что бывает от познания своей бедности и окаянства. Ибо утешение – это утешение печальных, а не веселых. А где чувствуется живое утешение через слово Евангелия, там и вера имеет свое место. Ибо вера евангельская не может быть без утешения, как ниже будет сказано.

4) Как нужна проповедь святого закона Божиего, чтобы бесстрашные в страх пришли, очнулись и спасительную печаль возымели, так нужна и проповедь Евангелия, чтобы сердца, страхом гнева Божиего сокрушенные, веру восприняли и живое утешение в себе почувствовали. Это необходимый долг пастырей стада Христова.

5) Из этого видно, почему надменные мнимой своей правдой не нуждаются в Евангелии и не принимают его, ибо не познают и не признают своей немощи и окаянства. Напротив того, для явных грешников это удобнее, ибо они видят свою бедность и окаянство. Поэтому написано, что «приближались к Нему (Христу) все мытари и грешники слушать Его». Напротив того, «роптали на Христа «книжники и фарисеи», мнимою своею святостью надменные, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лк.;15:1–2). Ибо кто своей немощи не видит и не признает, тот и врача не ищет, но ищут его только больные, которые болезнуют сердцем, имеют сердце, уязвленное стрелой греха и печали. Ибо «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», – говорит Христос (Мф.;9:12).

6) Святая евангельская вера имеет свое место в сердце. Как грех, страх и печаль сердце занимают и сокрушают, так и благодать Христова, которая грех, страх и печаль отнимает, а надежду и утешение соделывает, – в сердце верою вселяется. Поэтому каждый должен стараться веру иметь в сердце, а не только в разуме и на языке. Вера эта удобнее познается от свойств и действий своих, которые в следующем пункте объяснятся.

Святитель Тихон Задонский "Об истинном христианстве" Книга 2

http://www.proza.ru/


Рецензии
Интересно написали, прочитала с удовольствием!

Ольга Сангалова   25.11.2018 13:55     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове, только это не мне, а Тихону Задонскому нашему святому, жившему с 1724- по 1783 г.

Епископ Русской православной церкви, епископ Воронежский и Елецкий, богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века. Канонизирован Русской церковью в лике святителей, почитается как чудотворец.

Всех благ !

Георгиевна   25.11.2018 15:58   Заявить о нарушении