Смирение

По учению св. отцев – подвижников и светильников христианского благочестия, первым из всех «христианских добродетелей является смирение. Это та добродетель, без которой не может быть приобретена никакая другая, и без которой немыслимо духовное совершенствование христианина. Сам Христос Спаситель Свои новозаветные заповеди блаженства начинает заповедью о смирении: «блажени нищие духом, яко тех есть царство небесное!..»

Нищими – в обычном значении этого слова – мы называем тех людей, которые ничего не имеют и просят помощи у других. (Такие нищие – отнюдь не всегда «блаженны» ибо среди них есть воры, и пьяницы, и обманщики, и т. д.). Христианин же (всякий – и нищий, и богатый) должен сознавать себя нищим духовно – т. е. видеть, что в нем нет ничего своего доброго. Все доброе в нас – от Бога. От себя же мы прибавляем лишь зло: себялюбие, прихоти чувственности, и греховную гордыню. И это должен помнить каждый из нас. Ибо не напрасно сказано в Свящ. Писании: «Бог гордым противится, а смиренным подает благодать.» И, как уже мы сказали, без смирения невозможна и вообще никакая другая добродетель, ибо совершая ее не в духе смирения, человек непременно впадает в богопротивную гордыню и отпадает от милости Божией...

Рядом с искренним глубоким смирением у христианина должен стоять духовный плач, о котором говорится во 2-й заповеди блаженства. Кто не знает того, что смирение у человека часто бывает неглубоко и обманчиво. Мало того – не без причины создалась поговорка «смирение (уничижение) паче гордости.» Часто человек, казалось бы, смиряется, осуждает себя. Но, оказывается, что это было не глубокая, постоянная настроенность и переживания души, а поверхностное, неглубокое чувство.

Святые отцы-подвижники указывали на один прием, по которому узнается искренность и глубина смирения. Именно: начни в лицо укорять человека за те самые грехи, и в тех самых выражениях, в которых он сам «смиренно» осуждает себя. Если его смирение искренно – он выслушает упреки без гнева, а иногда и поблагодарит за смиряющее вразумление. Если же истинного смирения у него нет – он не вынесет упреков и рассердится, ибо от этих упреков и обличений его гордыня встанет на дыбы...

И вот, Господь говорит: «блажени плачущи – яко тии утешатся...» Иными словами – блаженны те, кто не только скорбит о своем несовершенстве и недостоинстве, но и плачет об этом. Таким образом, под плачем здесь прежде всего разумеется духовный плач – плач о грехах и, в связи с этим, – об удалении от Царствия Божия. Кроме того, среди подвижников христианства много было и таких, исполненных любви и сострадания, которые плакали о других людях – об их грехах, падениях и страданиях. Но и вообще не противно духу св. Евангелия под плачущими понимать также – всех скорбящих и обездоленных людей, если они свою скорбь принимают по-христиански – смиренно и покорно.

 Они поистине блаженны, ибо утешатся, будут утешены Богом любви. И наоборот – те, кто в жизни земной ищет и добивается лишь утех и наслаждений, – они отнюдь не блаженны. Хотя они сами себя считают счастливцами, и другие их считают таковыми, – но по духу Евангельского учения они несчастнейшие люди. Именно к ним относится грозное предупреждение Господа: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо вы взалчете, горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете...» (Лук. 6:24–25).


Когда человек исполнен смирения и скорби о своих грехах, он уже не может мириться с тем злом греха, которое так загрязняет и его самого и других людей. От своей греховной испорченности, неправды окружающей жизни он стремится уйти к правде, к святости и чистоте. И этой Божией правды, ее торжества над человеческими неправдами – он ищет и желает и сильнее, чем голодный хочет есть, или жаждущий -этом и говорит нам 4-я заповедь блаженства, связанная первыми: «блажени алчущий и жаждущий правды, ибо они насытятся....»

 Когда насытятся? Отчасти уже здесь, в земной жизни, в которой эти верные последователи Божией правды временами уже видят начатки ее торжества и победы в действиях Промысла Божия и проявлениях Божия правосудия и всемогущества. Но вполне их духовный голод и жажда насытятся и утолятся уже там – блаженной вечности, на новом небе и новой земле, «в них же правда живет» (2Пет. 3:13).

митрополит Филарет (Вознесенский)




Рецензии
Добрый вечер! Вы знаете, всё, что я, в глубине души, пыталась понять, вдруг стало ясным. Спасибо. Мира Вам!

Устинья Ковалёва   12.12.2018 20:50     Заявить о нарушении
Я очень рада. Спасибо Господу и митрополиту Филарету :)) А Вам всего хорошего!

Георгиевна   12.12.2018 21:41   Заявить о нарушении