История Тамани часть 45

В феврале 1854 г. общественность Тамани обратилась к атаману Я.Г. Кухаренко с прошением о постройке новой церкви. «Стоявшая в Тамани приходская каменная Свято-Покровская церковь, построенная ещё при начале поселения Черномории, от долгого существования, при всём частом поддержании её починкой, пришла в совершенную ветхость, и без капитальной перестройки существовать не может. Между тем, перестройка таковой может продолжаться столько времени, сколько и сама постройка новой, и на всё это время, с одной стороны, должно приостановиться богослужение по неимению здесь другой церкви, а с другой, нет помещения для хранения церковной утвари. Церковь окружена сыпучим песком, занесшим всю ограду оной, что угрожает и самой церкви, и чего отвратить нет никакой возможности». Станичники хотели построить новую церковь ещё в 1842 г. Однако за 10 лет было собрано лишь 5000 руб. серебром, в то время как сметная стоимость составляла 33 тыс. руб. И всё же казаки, на свои средства, начали возведение храма Вознесения Господня и строили его 38 лет. Только в 1880 г. церковь была освящена. До этого времени Свято-Покровский храм не прекращал свои службы. С 1885 г. высокий Вознесенский собор с позолоченными куполами становится главным на Тамани. К тому времени станица начала обновляться, оживала торговля, возникли небольшие производства, увеличилось число приезжих и временных рабочих. Белокаменный храм зачаровывал своим великолепием. С устремленной ввысь красивой колокольней он вознесся над Таманью, как залог её грядущих достижений.

Собор Вознесения Господня на определённое время отвлёк на себя значительную часть прихожан станицы. За ним числилось 175 десятин земли. В последние годы её арендовали за 1575 руб. 50 коп. Церковные документы на землю имелись с 1796 г. За время длительного строительства собора казачество не раз прибегало к помощи Атаманов Войска. Одно из таких прошений в феврале 1854 г. подписывалось: отставным подполковником Семёном Лисевыцким, отставным войсковым старшиной Семенякой (далее следовала 31 подпись станичников). А вместо них - неграмотных с рукоданной просьбы подписывал урядник Марк Корецкий. В августе 1936 г., по указанию богоборческой власти, Таманский храм Вознесения Господня был взорван. Старожили станицы Волошина и другие, рассказывали автору некоторые подробности этой изуверской акции. «Нехристя, который перед взрывом взобрался наверх и стал ломать крест, силы небесные сбросили наземь, и он разбился. "Какое-то время (месяц-полтора) церковь продолжала лежать в руинах и мы, школьники, - продолжала вспоминать Волошина, ходили из школы домой по ним, собирая остатки святой утвари". Церковный камень вывезли в Вышестеблиевскую, где он был использован при строительстве кинотеатра. Пожилые жители этой соседней станицы также рассказывали, что в него практически никто не ходил. На месте, где стоял Вознесенский храм (престолом на восток) даже до настоящего времени можно разглядеть его фундамент. Теперь здесь расположен сквер, в земле которого, со слов станичников, в период войны хоронили немецких солдат.

Территория сквера теперь застроена различными объектами, в том числе и коммерческими. Поистине, наступил период расцвета «золотого тельца». Буквально в нескольких шагах от места, где был вход в красавец-собор, издавна находился общественный туалет. Его, правда, перенесли несколько левее, в связи с постройкой в 2014 г. гостиницы «Александрия». Святое место продолжает оскверняться, а можно было бы давно поставить небольшую часовню. Уместно отметить, что место, где стоял храм Божий, пусть и разрушенный, всё равно продолжает сохранять атмосферу благочестия и духовной чистоты. Давайте же не будем забывать свои корни, свою историю, ведь туда, куда люди продолжают идти сегодня отправлять естественные надобности, выносить мусор и т. д., наши предки ходили молиться. В 2009 г., выступая с трибуны, установленной на берегу моря по случаю празднования дня станицы Тамань, теперь уже бывший, губернатор Кубани А.Н. Ткачёв, заверял жителей, что храм Вознесения Господня будет восстановлен и через три года откроет верующим свои двери. Увы, не судьба! В 1890 г. Покровскую церковь ремонтировали на общественные средства. С трёх сторон вместо обветшалого навеса к церкви пристроили небольшие притворы, что придало ей крестообразную форму. Храм по-прежнему остаётся одноэтажным, с фонарём вместо купола. Ему принадлежал завещанный умершим священником Фёдором Щебуткиным саманный дом в Екатеринодаре (угол улиц Рашпилевской и Длинной д. № 104). Покровской и Вознесенской церквям совместно принадлежал по завещанию участок умершего сотника М. Островского в 215 десятин (удобной земли 128 дес.).

С 1906 г. он был сдан в аренду на 12 лет по 1650 руб. в год. Состав таманского причта: 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика. Причтовой земли удобной для хлебопашества чуть более 132 десятин. Один священник проживал в саманном церковном доме, завещанном сотником М. Островским. Другой - помещался в построенном на церковные деньги доме, в сумме 3939 руб. Диакон - жил при церковно-приходской школе. Псаломщики получали от церкви по 60 руб. квартирных. Министерских училищ имелось уже два одноклассных и одно двухклассное. Жалование законоучителей составляло в первом случае по 60 рублей, в 2-х классном - 150 руб. В церковном здании, стоимостью 4500 руб. помещалась одна приходская школа. Население (ц. д.): 4408 д. (хлыстов 65). Население (ст. ком.): 7702 д., 1103 дв. Рождений - 318, браков 32, смертей 138. Покровская церковь продолжала играть значительную роль в духовной жизни станицы и близлежащих поселений, но всё же она постепенно ветшала. В 1908 г. здесь побывал директор кубанского музея имени Е.Д. Фелицына - К.Т. Живило. Его сердце облилось кровью от увиденного, и он обратился к войсковому правительству. «Как могло случиться, что целое Кубанское казачье войско забыло свои святыни?.. Ведь этот храм выстроен первыми пришедшими сюда казаками, вступившими на дарованную им землю». Войсковое начальство не оставило без внимания это обращение и нашло деньги на ремонт Покровской церкви. В 1911 г. большой знаток своего дела инженер-архитектор И.К. Мальгерб составил проект реставрации архитектурной ценности - старинной Покровской церкви, в котором постарался приблизиться к первоначальному её облику.

Ремонтные работы начали сразу и, когда сняли верх - стало понятно - стенам грозит разрушение. Пришлось разобрать их полностью до самого низа. В итоге выяснилось, что под церковью оказались старые фундаменты, совершенно не соответствующие разобранной постройке. Эта находка в связи с отзвуками старины, туманными преданиями и историческими намёками подтвердила факт возведения черноморцами церкви на готовом фундаменте, на месте бывшей турецкой мечети. Пришлось отстраивать прямоугольное здание заново, из нового материала. Взамен деревянных столбов вокруг храма установили красивые бетонные колонны, вместо главы - световой фонарь. Обновлённая святыня теперь достойно сочетала в себе традиции русского зодчества эпохи классицизма и характерные черты античной архитектуры - получила вид древнегреческого храма. В 1910 г. Ставропольская епархия решила собрать сведения о всех захоронениях в оградах православных церквей. Упокоиться в освящённом месте, возле церкви удостаивались личности, внесшие большой вклад в духовную, нравственную и политическую жизнь общества, а также, иногда – члены их семей, как пример самосовершенствования, искренней любви к Богу, исполнения законов христианской Веры и соблюдения заповедей Христовых. Сведения о захоронениях не всегда дают полное представление о похороненном, чаще всего отмечены годы жизни и дата погребения. Ставропольской епархией собрано три тома сведений о похороненных в оградах православных церквей. Касательно захоронений на территории Таманской Покровской церкви информации не достаточно.

В документах названы имена священнослужителей Василия Краснодубровского и Иоанна Лаврова, протодиакона Георгия Кораблёва, а также упомянута Любовь Александровна Тимофеева, урождённая Нейдгард (6 окт. 1810 – 14 апр. 1834) с дочерью Верой (08.07.1833 – 05.09.1838), капитан Тимофеев и полковник Нейдгард. По всей вероятности, офицеры служили в Таманском гарнизоне. 10 апреля 1830 г. полковник Нейдгард ещё при своей жизни пожертвовал Покровскому храму серебряный престольный крест весом в 2 фунта, 20 зол., с частицами многих святых мощей. Крест, изготовленный в 1783 (1700) г., предназначался для лавры Иоанна Предтечи г. Вязьмы, и знаменателен тем, что захвачен Нейдгардом, как трофей во время наполеоновского нашествия в 1812 г. В прицерковной земле покоится старшина Василий Семёнович Лисевицкий (умер 26 янв. 1867); сотник Григорий Корнеевич Товстопят (умер 7 августа 1879). Василий Алексеевич Белый, основатель х. Белого, существующего и поныне; Тихон Фёдорович Даниленко, сын известного защитника Севастополя во время Крымской войны Фёдора Ивановича Даниленко (умер 5 декабря 1890); подполковник Лев Мартынович Тыщенко, а также купцы, офицеры, чиновники, чьи имена уже стёрлись на надгробиях или вовсе не сохранились. В 1925 г. архитектору Мальгербу поручают, как говорится в документе, "подробно ознакомиться со всеми строениями и предметами церковной старины... в целях охраны как научной ценности..." Иван Клементьевич в возрасте 58 лет ездит по станицам и городам края и добросовестно разыскивает, описывает, изучает исторические памятники, берёт их на гос. учёт.

Продолжение следует в части  46              http://www.proza.ru/2018/02/08/932


Рецензии