Нехристианин Паршек

                Пролог
– Слыхала новость, Егоровна? Паршек умер! Вчера пополудни.
      Хозяйка, ахнув, устремилась к вбежавшей в хату соседке.
– Неужто? А Леонтьевна всему хутору  трезвонила, что проживёт её Учитель лет двести, если  не боле.  Чай, приглашали  батюшку на соборование? Будут  ли отпевать раба Божия Порфирия?
– Куды там! Его отливали, чтоб ожил. Вылили на тело ведер двадцать холодной воды из колодца, только  он так и не очнулся.
– Бог им судья!
     Встав под образа, женщины  долго молились  за упокой души усопшего хуторянина,   знаменитого на всю страну.
                Глава первая
                Практика в природе               
       Впервые я услышала о Порфирии Иванове весной 1988-го года от моих соседей по общежитию,  супругов Тарасенко, Николая и Леси. Тогда я,   успешно  пройдя по конкурсу, приехала в Ворошиловград, дабы работать там доцентом кафедры литературы местного пединститута. По условиям конкурса, мне была обещана квартира, а пока что  меня поселили в старом, обшарпанном здании институтского общежития, выделив по первых порах комнату. Вид нового жилья поверг меня в удивление, вскоре перешедшее в ужас, едва я прошлась по длинному коридору, напоминавшему  тюремный. Крошечная кухня с грязными баками, доверху набитыми мусором,  общий туалет и умывалка со старыми раковинами не прибавили  мне оптимизма. Лица обитателей второго этажа, семейных преподавателей  и сотрудников института, были замкнуто-непроницаемыми, угрюмыми, неулыбчивыми. И лишь два человека, муж и жена, приветствовали меня по нескольку раз в день, согревая своими улыбками. Они постоянно приглашали к себе в гости:
– Приходите на чай! На тыквенную кашу! На грибной суп!
   
    Помню, как я впервые пришла к ним в один из хмурых  мартовских дней. В просторной  комнате Леси и Николая не было мебели, разве что маленький столик,  доверху заваленный бумагами, да пара старых расшатанных стульев. В одном углу были свёрнуты спальные мешки, кругом красовалось туристское снаряжение. Мы, по-восточному,  уселись на коврике посреди комнаты.
– Не смущайтесь, – ласково обратился ко мне хозяин. – Здесь наше временное пристанище, а постоянно мы будем жить на природе. Хорошо бы где-нибудь в горах… И с минимумом потребностей, как завещал Учитель.
– Какой учитель?
– Порфирий Корнеевич  Иванов.
   
   Тут Леся взяла со столика пачку фотографий, протянув их мне. Я принялась не спеша разглядывать снимки, отпивая из старой чашки маленькими глотками  душистый чай с чабрецом. На всех  снимках изображён был  седой, как лунь, старец, весь заросший  густой  бородой и волосами, одетый в длинные семейные трусы до колен. Старец шёл босиком по снегу, возглавляя цепочку таких же босых полуобнаженных людей. Старца обливала водой из ведра женщина с суровым лицом. Старец смотрел с фотографий маленькими пытливыми глазками, стараясь проникнуть в душу.  Столь необычная личность не могла не заинтересовать кого угодно,  я тут же попросила  своих новых друзей хоть что-то рассказать об Учителе.
– Люди живут за счёт природы, –  издалека повёл свой  рассказ Николай, – убивают и разрушают её ради своих потребностей, но при этом разрушают и себя. Они боятся суровых природных качеств, живут в ней однобоко, а не кругозорко. Хотят только хорошего и тёплого, а от плохого и холодного бегут, прячутся.  Однако,  это не спасает их от болезней и смерти. А Учитель решил не воевать с природой, не прятаться от её суровых качеств, а пойти ей навстречу, слиться с ней.
   
    И начал он небывалый в истории человечества эксперимент длинной в полвека. Сначала он снял шапку, потом отказался от одежды и обуви, остался в одних трусах-шортах. Так стал он ходить круглый год в любую погоду –  в стужу и жару, в сорокаградусные морозы.  Каждый день по утрам и вечерам стал обливаться холодной водой. Приучил себя подолгу обходиться без пищи и воды, словом, проверил на себе все пределы человеческих возможностей. И победил природу любовью, овладел целительными силами: возвращал зрение слепым, поднимал парализованных, лечил раковых больных. Не только лечил людей, но учил их жить в природе, не простужаясь и не болея. Люди прозвали его Победителем  природы, Учителем народа.
–  И что, все вдруг поверили в его учение?
– Конечно, далеко не все восприняли идеи Учителя. Как только его не называли? И знахарем, и сектантом, и шизофреником! Ох, как много пришлось ему вытерпеть! Его насильно клали в психиатрические больницы, забирали в милицию, сажали в тюрьму. В общей сложности двенадцать лет жизни провёл он в неволе, но и там, как мог, отстаивал своё учение.
– Сколько же он прожил? –  поинтересовалась  я, внимательно выслушав необычный рассказ.
– Учитель ушёл десятого апреля 1983-го года. Полвека своей жизни он посвятил идее природного оздоровления людей, исцелил их тысячи тысяч. Оставил после себя уникальные рукописи, стихи, сказки, крылатые  изречения.  За год до кончины написал письмо в ЦК КПСС. Его знаменитая “Детка” – подарок молодёжи и всем людям.
– Почему ж не побил он ни одного из рекордов долгожителей?
– Каждый год его жизни шёл за двадцать обычных, – пояснил Николай, дав мне прочесть ксерокопию  письма  и кодекс здоровья “Детка”.
     В тот памятный для меня день хоть и с недоверием, но с большим интересом отнеслась  я ко всему услышанному, внимательно прочла ксерокопии.
    
  Письмо в ЦК КПСС начиналось так:
– Я пишу вам с заботой о молодёжи. Как вырастить талантливую и смелую молодёжь – истинных строителей коммунизма? Одним из важнейших условий является закалка их в суровых качествах природы. Подобно тому, как закаляется и облагораживается металл в противоположных качествах огня и воды.
    Мне скоро исполнится восемьдесят пять лет. Пятьдесят из них я провожу эксперимент по закаливанию себя в природе, погружаясь, по возможности, естественным своим телом в самые суровые качества её – холод, стужа, ледяная вода, длительное воздержание без пищи и воды. Поэтому я не болею и не простуживаюсь, имею крепкое сердце, ясное сознание. Это – моё здоровье, которое я приобрёл благодаря постоянной практике в природе. Такая практика на многое раскрыла мне глаза, обогатила и развила моё сознание.
   
    Мы, люди, зачастую сами виноваты в том, что теряем своё здоровье из-за неразумной жизни: хотим только “тёплого” и  “хорошего”, а от “плохого” бежим, ховаемся. Закаляться не хотим, находимся постоянно в тёплом, разнеженном состоянии. В результате по нашему организму растекаются болезни, здоровье идёт на убыль, сердце слабеет, сознание угасает, наступает безволие. И никакие таблетки здесь не помогут, так как организм человека напоминает стоячее болото. А дальше всё хуже и хуже, и в результате всё больше и больше больниц…  Получается какой-то заколдованный круг. Конгрессы и конгрессы по болезням. Всё новые и новые лекарства – всё новые и новые болезни, и этому никогда не будет конца, если мы не изменим поток нашего сознания.
     И такое средство есть! Это природная закалка, философский взгляд на процесс закаливания себя в природе. Главное же – делай! Именно это возвращает человеку здоровье.
                Д Е Т К А
    Ты полон желания принести пользу всему советскому народу, строящему коммунизм. Для этого ты постарайся быть здоровым. Сердечная просьба к тебе, прими от меня несколько советов:
1. Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся,  в чём можешь: в озере, в речке, в  ванной, принимай душ или обливайся. Горячее купание заверши холодным.
2. Перед купанием или после него, а, если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на две-три минуты.  Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно попроси себе и всем людям здоровья.
3. Не употребляй алкоголя и не кури.
4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды.  – с пятницы, с 18-20 часов до воскресения, до 12 часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держи хотя бы сутки.
5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком, несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего дела. После этого можешь кушать всё, что тебе нравится.
6. Люби окружающую тебя природу. Не  плюй вокруг и не выплёвывай из себя ничего, привыкни к этому – это твоё здоровье.
7. Здоровайся со всеми везде и всюду. Особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье – здоровайся со всеми.
8. Помогай людям, чем можешь. Особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью, отзовись на его нужду с душой и сердцем. Ты приобретаешь в нём друга и поможешь делу МИРА.
9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.
10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.
11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал хорошо. Но самое главное ДЕЛАЙ!
12. Рассказывай, передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.
Я прошу, я умоляю всех людей: становись и занимай свое место в Природе. Оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а только собственными делами и трудом в природе, себе на благо, чтобы тебе было легко.
 Если тебе что неясно и неполно для тебя, то напиши мне. Я всегда готов передать свой опыт, чтобы дело твое было успешно. Желаю тебе счастья, здоровья хорошего.                Порфирий Корнеевич Иванов
– А знаете ли вы, – продолжила необычный рассказ Леся, что когда Учитель ушёл из жизни, то над хутором Верхний Кондрючий засияла радуга в полнеба, а на лбу Учителя появилось отчётливое изображение креста?
    Я недоверчиво покачала головой.
– Да, да! Это запечатлено на многих фотография! И тело его было тёплым целых семь дней. Соседская девочка даже спрашивала: “Что, дедушка живой и долго спит?” А он просто ушёл он нас, стал невидимым.
               *                *                *
  С той памятной весны 1988-го года довелось мне наблюдать за жизнью счастливой пары – Николая и Леси.
Каждую пятницу с рюкзаками на плечах отправлялись они на природу, чаще всего – в Палиевку, родное село Николая, а возвращались оттуда в понедельник отдохнувшие, с просветлёнными лицами.
– Хорошо там? – спрашивала я.
– Отлично! Маленькая Швейцария, – следовал ответ. – Кругом холмы, балки, а между ними – речная долина и даже мини-водопад Шумок. Каждую субботу и воскресенье мы купаемся под ним. Приезжайте обязательно!
– А знаете, как я встретила новый год? – оживлёно добавила Леся. – Стоя под водопадом!
    Лесин живот к тому времени заметно увеличился, в нём билась новая жизнь. И я в изумлении ахнула:
– Ты не боишься за ребёнка?
– Учитель поможет мне.
      
   Дважды в день в общежитской женской умывалке Леся окатывала себя с головы до ног двумя вёдрами холодной воды, благо, что в старом здании был сток на полу. Высокая, темноволосая, синеглазая, с горделивой осанкой и чеканным римским профилем, она напоминала мне античную богиню. И вдруг она куда-то исчезла на три дня. Вернулась  спокойная, умиротворённая, при встрече сказала:
– Была на хуторе. Посоветовалась с Валентиной Леонтьевной, как мне родить. Может, лёжа в воде? Ведь у меня уже был первый выкидыш, а так хочется родить здорового ребёночка.  Леонтьевна ответила: “Рожай обычным способом и думай в это время об Учителе. Проси его”. Так и сделаю.
    Летом того же года Леся родила хорошенькую здоровую девочку и назвала её античным имеем Юнона. Позже она призналась, что горячо просила и молила Учителя помочь ей. И роды прошли легко.
              *                *                *
    Наслушавшись первых рассказов о чудесах, сотворённых Учителем, я поняла, что Порфирий Иванов был самобытнейшим философом, создателем собственной целостной системы физической закалки,  неразделимой  с моральными принципами. Вот что понимал он под словом “коммунизм”: “Коммунизм – это независимость человека в природе… Это будет такой период жизни, человек природе не будет вреден, а будет в любви, дружбе, сохранении друг друга.  Вот тогда можно будет сказать, что это коммунизм”.
    Философия дополнялась афоризмами Учителя:
– Никому не мешать, а своё ставить.
– Моё здоровье – это не то, чтобы быка свалить.
– Моё здоровье – это сознание всех людей.
– Жить надо в трудном.
– Учитель помогает менять условия.
– Сперва помоги себе.
– Суди человека по делам.
– Проживи день в победе.
– У человека должно быть три живых качества: совесть, разум и любовь к
   Природе.
– Надо стать безвредными в Природе людьми.
– Здороваться не будешь – здоровья не получишь.
– Нам надо завоевать доверие у государства, партии и правительства.
– Паршек это делает не для себя лично.
– Всё равно родится человек сознательно сделанный.
– Я не поп, не знахарь и не врач – я практик в Природе.
– Моя закалка-тренировка – это Эволюция Святого Духа. Святой Дух находится в Природе – в воздухе, в воде и в земле.
                *                *                *
       В лето тысяча девятьсот девяносто первого года два газетных материала привлекли моё особое внимание.  Первый – небольшая информация в “Известиях” от седьмого июня. Меня, уроженку Пермской области, заинтересовал заголовок “Пешком от Урала до Луганска”. Краткий текст гласил: “Из Свердловска на Урале до Свердловска украинского – в такой путь отправляется путешественница Нина Грачева. Два года назад она тяжело болела, и врачи были бессильны ей помочь. Поднялась с больничной койки Нина, по  её словам, благодаря учению Порфирия Иванова: “Следуя постулатам “ивановцев”, я словно вновь родилась. И – понесла учение в массы. Читала лекции алкоголикам. Получала через какое-то время от них письма: “Вы мне открыли глаза, и мир преобразился”.
    Последователи созданной П.Ивановым системы оздоровления в единении с природой утверждают, что освоение системы даёт не только физическое, но и нравственное очищение. Вкратце её принципы таковы: два раза в день купайся в холодной природной воде, ходи перед купанием или после него по земле и снегу босиком, воздерживайся от пищи и воды хотя бы раз в неделю одни сутки, здоровайся со всеми встречными, освободи себя от мыслей о недомоганиях. Сотвори себя сам и займи своё место в природе.
    Конечный пункт странствий – хутор Верхний Кондрючий, где ушёл из жизни Порфирий Иванов, и что в семи километрах от Свердловска Луганской области”.   А.Тарасов
      
    Вторая информация из “Всесоюзной провинциальной газеты”  называлась “Свет Учителя”, включала в себя  “Детку”, краткие сведения из необычной биографии провинциальной знаменитости  нашего столетия и пять крупных фотоснимков. Текст заканчивался так: “Сейчас на родине Порфирия Корнеевича Иванова в селе Ореховка постоянно действует научно-исследовательская лаборатория “Здоровье” Самарского педагогического института, которую возглавляет последователь Учителя Юрий Иванов”. На снимках – обливающиеся природной водой молодые люди. Они же – увлечённо работающие в лаборатории.
    Я бережно положила оба материала в особую папку, подумав при этом: “Люди отовсюду едут в места, связанные с Ивановым, даже идут пешком за тридевять земель, а ты за три года, прожитые в Луганске, не удосужилась выбраться туда ни разу. Воистину, прав Александр Сергеевич Пушкин – “Мы. Русские, ленивы и нелюбопытны”.
   
   Вызов самой себе бы брошен. Я возвращалась из родных пенат  через Москву в Луганск с твёрдым намерением посетить Ореховку и Верхний Кондрючий как можно скорее. Один из моих спутников в купе читал книгу Поля Брэгга “Чудо голодания” вслух восхищаясь её автором:
– Какой молодец! Сам себе хозяин!
 Наугад я спросила, слышал ли он о Порфирии Иванове.
– Не только слышал, но трижды видел его самого.
– Где, когда?
   
   Вот что рассказал мне уроженец Ростовской области, ныне живущий  в Перми:
– В первый раз довелось мне увидеть Иванова зимой 1954-го года. По случаю трёхсотлетнего объединения Украины с Россией мы, ученики 33-й школы посёлка Гуково, отправились в лыжный поход в Свердловку, на встречу с тамошними школьниками. И вот идём мы на лыжах, кругом зима, снег, а нам навстречу по улице движется человек в одних длинных семейных трусах.  Кто это? – спросили мы, от испуга и удивления сбившись в кучу.
– Покоритель Природы, – ответили местные жители.
   
   Второй раз видел я его в нашем посёлке ровно через год. Опять же была зима – ветер, вьюга… И вдруг из метели вышел обнажённый человек в одних трусах и сандалиях на босу ногу. Тогда я уже знал, кто это. Народ реагировал на него по-разному: кое-кто крутил пальцем у виска, но большинство воспринимали правильно, спокойно. Хотя, говорят, по нему стреляли…
   
   Осенью того же года я видел его в третий раз, снова в Гуково. Он приходил на встречу с выпускниками профтехучилища для шахтёров и рассказывал им о своей закалке-тренировке.  Говорил глубоким, грудным, рокочущим голосом. Держался уверенно. Совершенно не смущался своего вида. Был похож на пророка Моисея. Ну, а после я читал о нём в газете “Советский спорт” и в журнале “Физкультура и спорт”.
– А не возникло желание последовать его учению?
– Нет, не возникло. Посудите сами, что значит для русского человека хотя бы изредка не выпить? Посидеть в кругу друзей, отметить торжественную дату. А проводить умершего?  Ну как тут обойтись без водочки? Не по-людски, верно?
– Система Иванова ориентирована на бессмертие людей.
– Ну,  это, знаете ли, занесло старичка. Сам, говорят, прожил до восьмидесяти пяти. А Поль Брэгг пишет, что реально можно дожить до ста двадцати и больше. И сохранить при этом бодрость и силу. А разговоры про бессмертие – сказочки, типа библейских…

                Продолжение следует
      


Рецензии
Уважаемая Галина! Очень интересный рассказ получился. Про Порфирия Иванова наслышан давно. Кстати, его учение пропагандировала в Казахстане жена президента Н. А. Назарбаева - Сара Алпысовна. Однако, следует заметить, что не все люди способны на такое Единение С Природой. Не следует забывать, что население Европы начало расти бурными темпами, когда в их жилища пришло тепло. Если все начнут ходить зимой в "трусах - шортах", то наступит "естественный" отбор населения. Ни о каком "бессмертие людей", говорить тогда не придётся. В жизни, как в спорте, есть выдающиеся личности, но их ничтожно мало. Вот, Порфирий Иванов был "личностью" среди обывателей. Но последовать его учению, пожалуй, воздержусь. Здесь, скорее, соглашусь с Вашим попутчиком по купе.
С уважением, Николай.

Николай Панов   07.02.2019 19:57     Заявить о нарушении
Уважаемый Николай, благодарю за рецезию! Учение Порфирия Иванова, которым я тоже увлекалась, работая в Луганске, нельзя ни полностью принимать, ввиду его очевидного антихристианства, ни полностью отвергать. Сейчас пишу продолжение повести, а в стране - пик простудных заболеваний. Любому человеку будет полезно взять из этого учения здравое зерно: дважды в день обливаться холодной водой, что я и делаю и чего желаю всем. Польза и закалка несомненны. Успехов тебе!

Галина Чудинова   07.02.2019 20:36   Заявить о нарушении