Религия как процесс - небо на связи

         Мы считаем, что в основе религии лежат подчас весьма глубинные, подчас и более поверхностные психические переживания или состояния, которые позднее, в рамках уже сложившейся традиции, могут квалифицироваться как религиозный опыт...

Евгений Торчинов. "Религии мира: опыт запредельного».

--------


     Не скрою, что меня сильно смущает многообразие и кажущаяся противоречивость религиозных учений. К примеру, недавно я прочитал серию статей раскрывающих, казалось бы, непреодолимые разногласия между Буддизмом и Христианством. Не вдаваясь в подробности, отмечу лишь вывод: на уровне богословия разница учений впечатляюще детально проанализирована и выведены запреты, не позволяющие представителям Христианства чересчур глубоко погружаться в чуждый культ (к счастью, со стороны Буддизма отношение к иной религии мягче). Смущает меня и противоборство атеизма и религии. Объясню в двух словах корни моего смущения.
 
    Давайте на минуту отбросим всплески неприятия и блокировки обсуждения темы религии со стороны «здравого смысла». Первым делом следует признать существование процесса религиозного сознания или религиозного чувства, если быть точнее.  Этот процесс не только существует, но и занимает одну из главных ролей в развитии цивилизации и личности, несмотря на торжество науки как конкурирующего процесса сознания. Вопреки предсказаниям любимого нами немецкого ученого, в обозримом будущем не просматривается того трагического горизонта, когда наука полностью убьёт религию. Да и, признаться, мне бы этого не хотелось.

    В тоже время, если с процессом развития науки дела обстоят более-менее гладко в масштабе цивилизации, то с процессом религиозного сознания явно наблюдается проблема.  Многочисленные учения не только не могут прийти к единому знаменателю, но даже внутри отдельно взятого вероучения существует подмножество запутанных и противоречивых отклонений. Квантовая механика всюду одинакова и в Индии и в России, а вот понимание Бога невероятно размыто. В чем же дело?
 
     Отбросим на минуту ложное смущение и взглянем на религию как на процесс коммуникации. Есть некое религиозное восприятие (очевидно, отличное от научного творчества), есть информация на входе и информация на выходе. С последней наблюдается масштабная несогласованность на уровне социума. Что мешает процессу прийти к равновесию и выдать более согласованный результат, подобно науке?

    По-видимому, ответ кроется в механизме восприятия (еретическую мысль о существовании принципиально разных типов входных данных в процесс религиозного откровения я гордо отбрасываю за скобки данной статьи - в конечном итоге, мы имеем дело с единой Вселенной). Если научное творчество протекает в зоне интеллекта и логики, то религиозное откровение – предмет принципиально других зон восприятия.  Возможно, религиозное откровение можно назвать чувством, ощущением, видением, неинтеллектуальным осознанием. Я говорю об этом с огромной долей уверенности, так как мне самому отлично знакомо религиозное восприятие, религиозное чувство. Мне кажется, оно есть у всех людей в той или иной мере. В конечном итоге, как бы ужасающе это не звучало для атеиста, религия – процесс психики, а психика – часть нейронного процесса головного мозга. Недаром слово «психика» уходит корнями в понятие духовности, души.
 
   Итак мы пришли к выводу, что религиозное восприятие – это тонкий психический процесс, находящийся в силу своей специфики в неэффективной связи с умом и интеллектом. Мыслительный процесс, оперирующий словами, скорее всего, не только не в состоянии адекватно выразить результат религиозного восприятия, но и отнимает у последнего необходимый ресурс для развития – ресурс в виде фокуса и концентрации внимания. Зона религиозного восприятия лежит за пределами приемлемого предела точности работы интеллектуального аппарата, в зоне экстраполяции. Отсюда вытекает гигантская «погрешность» конечного результата. Здесь уместно привести перефразированное высказывание одного из индийских мистиков Бхагавана Шри Раджниша (Ошо): «Религия возникает как встреча того, кто достиг, и того, кто искренне стремится достигнуть. Но религия умирает каждый раз, когда появляется первый ученик, потому что религиозную истину невозможно передать на словах». Что же делать?

   На последний вопрос, к моему личному великому удовлетворению все религии дают согласованный ответ. Для эффективного включения в процесс религиозного восприятия требуется умение управления умом, сознанием, психикой. Это умение выражено в таких замечательных словах как осознанность, концентрация, погружение, остановка ума, внутренняя тишина. Путь к такому процессу хорошо известен и состоит из двух этапов. На первом этапе создается благоприятный фон методом устранения нежелательных эффектов в виде страстей, метаний и неврозов. Аскетизм, умеренность, очищение и заповеди – столпы всех без исключения религий. На втором этапе создается механизм отключения ума и погружения в процесс неинтеллектуального восприятия. Техники варьируются, но направлены на одну цель – изменение привычного состояния сознания. Сюда относятся молитвы, мантры, медитации, танцы, депривация чувственного восприятия, песнопения, музыка и даже (о Боже!) химические вещества, ибо психика и биохимия живут вместе. Отмечу, что измененные состояния сознания в наше время перестали быть мистикой и заслуженно вошли в сферу трезвого научного описания.

    В заключение статьи приведу слова другого великого мистика Георгия Гурджиева: «Душу надо еще заслужить». Это означает призыв не игнорировать сферу духовного, не становится пожизненной жертвой собственного интеллекта, автоматизирующего и доводящего до уровня привычки все наши устремления, превращавшего жизнь в суету сует, агрессию, конкуренцию, борьбу, невроз и конфликт. С другой стороны, это призыв не ускользать слишком глубоко в бессмысленный религиозный догматизм и слепое следование обрядам. Это призыв открыть второй, наиважнейший уровень познания бытия, призыв поиска Бога внутри себя без посредников, лично и напрямую.
Душа – неавтоматизированный уровень психики, отличающий нас от зомби. Прямая линия с небом открыта внутри. Надо совершить усилие, снять трубку и сказать: «Алло». 


Рецензии