Украина или Малороссия?

          Украинцы говорят – Украина, россияне – Малороссия. Одни оскорбляются, другие насмехаются. http://rusvesna.su/news/1550429672

          На самом деле, здесь нет ничего противоречивого и насмешливого. Оба названия существовали параллельно более двух сотен лет. Причем, ими называли не одну и ту же территорию, а различные территории, населенные украинцами.

          Относительно происхождения названия Украина, предлагаю прочесть мою статью http://www.proza.ru/2016/07/20/1051 Она не противоречит мнению большинства советских и российских историков.

          Что же касается Малороссии, следует учесть, что так была названа часть руСких земель Речи Посполитой, присоединенная к Московии по решению Переяславской Рады в 1654 году.

          Казацкий гетман Богдан Зиновий Хмельницкий вел войны с поляками по обе стороны Днепра. Тогда, на возглавляемую им Гетманщину, в Европе смотрели также, как сегодня смотрят на сепаратистов. Московия не спешила нарушать международные правила и традиции того времени, принимая Гетманщину в свое подданство. Дьяки Посольского приказа искали повод для вмешательства во внутренние дела Речи Посполитой и нашли его, обвинив короля в нарушении прав православной церкви.

          Территорию Гетманщины, в разное время, составляли от шестнадцати до двадцати трех казацких полков. Их большая часть размещалась на густонаселенном правом берегу Днепра. Эти полки представляли собой не только военные, но и административные единицы напоминающие нынешние обладминистрации в Украине. Казацкий полковник являл собою примерно то же, что современный глава областной администрации, назначаемый президентом. А казацкий сотник имел схожие полномочия с теперешним главой районной администрации.

          Решения Переяславской Рады о воссоединении Гетманщины с Московией стали причиной московско-польской войны. Ее активная фаза завершилась в 1667 году Андрусовским перемирием, условия которого были  подтверждены в 1686 году подписанием Вечного мира. По условиям Андрусовского перемирия, вся правобережная часть современной Украины продолжала оставаться за Речью Посполитой. Левый берег Днепра и город Киев, расположенный на обоих берегах, вошли в состав Московского царства. За ними закрепилось название Малороссия. Кроме того, часть Литвы (ВКЛ), находившаяся на левом берегу Днепра, также вошла в состав Московского царства и титул московского государя стал звучать так: царь всея Великие, Малые и Белые России. Можно сказать, что политическая граница Европы на востоке стала проходить в то время по Днепру.

          Казацкая старшина не участвовала в переговорах с поляками и в подписании мирного договора. К ее мнению не прислушивались. В результате, половина полков, наиболее многочисленных и экономически крепких, осталась в Польше. Некоторое время они избирали своего гетмана. Его называли украинским. А левобережье избирало малороссийского гетмана, которого утверждал Малороссийский приказ (позднее – коллегия) царской канцелярии. Таким образом одновременно существовали два гетмана: украинский и малороссийский. После заключения Вечного мира поляки ликвидировали украинские казацкие полки на своей территории и восстановили воеводства. А в Российской империи малороссийские полки и должность гетмана были ликвидированы лишь в XVIII в., когда вводилась губернская система административно-территориального деления.

          Если внимательно посмотреть на реальные события того времени, легко прийти к выводу, что за громкими словами о воссоединении Украины с Россией в 1654 году, мало что стоит.

          Малороссия была меньшей частью Украины. Большая часть украинцев, после 1654 года, продолжала оставаться в Польше.

          Нет ничего удивительного в том, что жители правобережья и запада Украины не называли себя малороссами. Они ведь не были российскими подданными! В то же время, те украинцы, кто жили на левом берегу Днепра в Российской империи, называли себя малороссами и не считали это оскорбительным.

          Когда в обществе русинов-украинцев стали появляться национально ориентированные элиты, они, естественно, пропагандировали идеи независимой соборной (объединенной) Украины, а не Малороссии, являвшейся составляющей частью Российской империи.

          И в сегодняшние дни борьба ведется вокруг все того же вопроса: Быть Украине независимой или быть ей Малороссией?

          Украинское государство потому и сохраняет, все еще, некоторое внутреннее ментальное разделение, что оно состоит из двух исторических частей – Украины и Малороссии, различия между которыми до сих пор окончательно не стерты.

          По мнению украинской правящей элиты, консолидировать украинский народ можно лишь путем искоренения из его сознании всего малороссийского. Только тогда будет устранена угроза возвращения Украины в политико-экономическую и культурологическую орбиту России.

          К сожалению, в российской и советской империях, не была найдена такая форма сосуществования восточнославянских народов, которая бы исключала их постепенное ассимилирование великороссами.

          Природное стремление к сохранению этнической аутентичности привело украинцев к осознанию необходимости всестороннего противодействия имперской политике русского этнокультурного доминирования над нерусскими народами. А белорусам еще предстоит к этому придти.

          Потеря Украиной части суверенной территории в 2014 году, в следствии агрессии России, несмотря на всю трагичность тех событий, парадоксальным образом способствовала укреплению надстройки национального украинского государства и растущей поддержке большинством украинцев государственной политики укрепления национального суверенитета.

          В этнокультурном плане, Украина сегодня побеждает, а Малороссия отступает.

          Путинисты, упорно ведущие свою страну по пути международной изоляции, не хотят терять Украину, считая всю ее частью России. Они желают восстановить Малороссию. В связи с этим, нас, по-видимому, ожидают еще многие трагические события в российско-украинских отношениях. Так будет до тех пор, пока в горячие головы не придет понимание того, что историю невозможно повернуть вспять.

          г.Киев
          16.02.2019г.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.