Нехристианин Паршек

                Глава  вторая
                Ореховка
    Луганск встретил меня солнечными, по-летнему тёплыми деньками. В предпоследнее воскресенье сентября я собралась в Ореховку, на родину Порфирия Иванова. Сопровождать меня вызвался лучший студент четвёртого курса узбекского отделения Хамдамов Тоджиддин, или Толик, как я его называла на русский лад. Толик писал у меня курсовую работу, часто заходил ко мне за книгами и однажды, услышав об Учителе Иванове, живо заинтересовался его личностью и практикой закалки-тренировки.
      
     Ранним воскресным утром мы двинулись на  Лутугинскую автостанцию, откуда шли маленькие  рейсовые автобусы до Ореховки. Там повстречалась я с Лесей Тарасенко, окружённой шумной ватагой шестерых учеников из единственной в городе  испанской школы, где преподавала она сей язык. По дороге в тряском, битком набитом автобусе я сообщила, что еду в научно-исследовательский центр – познакомиться с людьми, изучающими систему закалки Порфирия Иванова.
– Отфутболят! – откровенно предупредила меня Леся. – Они живут замкнуто, не пускают к себе почти никого. Однажды я тоже хотела пообщаться с ними, пришла к  дверям центра, но Юрий Иванов ответил  мне через решётку, что очень занят и не может уделить ни минуты своего драгоценного времени.
– Учитель бы вас так принимал – через решётку! А ещё называетесь его последователями! – в сердцах бросила я и пошла прочь.  – Больше и близко туда не подойду! Впрочем, все говорят, что гостей, едущих к ним из Москвы с  полными сумками продуктов и с хорошими подарками, они принимают радушно.  Но разве к этому призывал Учитель!? Я везу детей, чтобы подняться с ними на Чувилкин Бугор, где  они послушают  Марию и Валентина, настоящих приверженцев идеи Учителя.
    
     Я не успела толком разузнать, кто такие Мария и Валентин и почему слушать надо именно их: Леся и её ватага вышли  на повороте, что вёл на Бугор.  Прибыв в  Ореховку, мы справились у местных жителей, как пройти к центру, и по тропинке, околицей села, двинулись к цели.
      День, как нарочно, выдался пасмурным, прохладным. Ореховка была окутана густой  дымкой тумана. Перейдя по мостику небольшую речушку, мы очутились перед добротным, свежеоштукатуренным белым домом, вывеска на котором гласила, что это, действительно, Ореховский научно-исследовательский центр “Здоровье”  имени П.К.Иванова. Через чугунную решётку просматривался  двор, тут же была массивная дверь с электрическим звонком.  Я позвонила не без внутреннего трепета. Прошло две-три минуты, и таинственная дверь открылась.
   
     На звонок к нам вышла  измождённая полуседая женщина лет тридцати пяти. Мы поздоровались и представились ей. Она назвалась Антониной Андреевной Ивановой и с нескрываемым  раздражением  в голосе  спросила, какова цель нашего визита?  На какой стадии постижения системы Учителя мы находимся?  Я не покривила душой, ответив, что пока на начальной.
      Женщина в домашнем фартуке-переднике,  с руками, испачканными мукой, готова была захлопнуть перед нами дверь, но, поняв, что я – доцент пединститута, изменила решение, пригласила нас пройти во двор и присесть на стулья возле небольшого столика  – в импровизированной приёмной под открытым небом.
– Мы голодали несколько дней,  – нервно сообщила она. – Надеюсь, вы понимаете, что это значит?  А  сейчас  я очень занята – готовлю обед.
     В тот момент я ничего не понимала, лишь мысленно размышляла, кто эта женщина? Почему носит фамилию Иванова? Почему выглядит столь несчастной и раздражённой? Таковы ли должны быть последователи Учителя?
   
     Женщина стремительно исчезла. Не успели мы оправиться от лёгкого шока, как перед нами возник худощавый голубоглазый мужчина с бородой и длинными волосами, внешне чем-то похожий на Христа. То был, как вскоре выяснилось из разговора, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории “Здоровье”, он же – руководитель общества “Истоки” Юрий Геннадьевич Иванов.  Несмотря на прохладный день, одет он бы довольно легко – в спортивные майку и брюки, на босых ногах – тапочки. “Знать, закалился”, – с уважением подумала я и спросила, как давно существует центр и чем в нём занимаются.
– С 1982-го года, – последовал ответ, – Самарский пединститут арендует это помещение. Деятельность центра –  хоздоговорная, исследовательская и информационная. Постоянно в Ореховке живут шесть человек, и за последние три года  они проделали огромную  работу по научной пропаганде идей Учителя. Лично у меня опубликовано свыше семидесяти статей в разных изданиях. В центре имеются документальные фильмы, магнитофонные записи голоса Учителя и прочие ценнейшие материалы. Могу вам кое-что дать.
   
     Пока он отсутствовал, я извлекла из сумки тощую папку с заметкой об удивительном паломничестве Нины Грачёвой. Это ли не торжество идеи, думалось мне.
– Что может она пропагандировать? – резко  отреагировал на заметку появившийся Юрий Геннадьевич. – Сейчас всюду идёт вульгаризация идей Учителя. Особенно на хуторе Верхний Кондрючий. Вы ещё не были там?
– Собираюсь съездить. Хочется навестить его могилу
– Предупреждаю, что если вам больше придётся по душе их евангелистское направление, то нам с вами больше не о чём будет говорить. Там вас примут, накормят, споют гимн, но к глобальным научным открытиям Учителя это не имеет никакого отношения. Лучше внимательно почитайте труды нашего центра.
   
     Он вручил  мне несколько газетных статей и четыре тонких брошюры. Я бережно приняла дар, моя папка сразу наполнилась.
– Выполняйте все правила “Детки” – напутствовал меня Юрий Геннадьевич. – Знакомьте с ними студентов пединститута. А вообще-то  к нам приезжают с визитами, заранее известив об этом письмом.  Даже из Москвы, из Академии Наук. Поймите,  мы все очень заняты, объём работы колоссальный.
     Едва он закончил напутствие, как хлынул сильнейший  дождь. Мы поспешили откланяться и, выйдя за ворота неприступного центра, укрылись от ливня под крышей соседнего дома. Лёгкая краска стыда за столь негостеприимных учёных  выступила на моих щеках. По восточным обычаям гостя, кто бы он ни был, не отпустили бы без чашки чая, да ещё в этакую непогоду. Словно прочтя мои мысли, чуткий Толик воскликнул:
– Хурматли  муаллима, обещайте, что никогда не станете такой, как эти люди!
– Обещаю! – заверила я его.
     Дождь помешал нам подняться на Бугор. Мы ринулись по грязи и слякоти на автобусную остановку и вскоре уехали обратно в Луганск.
             *                *                *
      Вечером того же дня я принялась читать газетные статьи и обнаружила в них немало любопытной информации,  имевшей прямое отношение к ореховскому центру. Статья Юрия Иванова “Рой на бугре”, опубликованная 19 мая 1990-го года в газете Лутугинского района “Трудовая слава”, воспевала научный подход к наследию Учителя: “Когда в Ореховку 25 апреля стали стекаться, чтобы взойти на небольшой бугор, сотни и сотни последователей П.К.Иванова, зрелище напоминало пчелиный рой устремлённых одним духом и мечтой. На этот раз руководство села и района всё сделали для того, чтобы создать условия для плодотворной встречи на родине Порфирия Корнеевича Иванова. Однако, праздник был омрачён небольшой группой людей, приехавшей с Валентиной Сухаревской. Они принялись безнаказанно оскорблять и унижать тех, кто постарался всё поставить  на научную основу.
 
     И всё-таки праздник удался. Сотни людей поддержали общество “Истоки”. Сделали первые взносы на строительство современного комплекса, на издание методических рекомендаций по системе практики закалки-тренировки. Первые сотни экземпляров брошюр, изготовленных в районной типографии, на глазах превращались в библиографическую редкость.  Впервые идеологические круги открыто поддержали философию и мировоззрение практика природной закалки П.К.Иванова. Спрос на такую литературу огромен”.
   
     Вторая статья под названием  “Трудно быть богом. А человеком?” была опубликована в “Рабочей трибуне” от 28 августа 1991 года как интервью автора А. Соколова с Юрием Ивановым.
– Займи своё место в природе – оно никем не занято… Что хотел сказать этим Порфирий Иванов?
     С этого вопроса мы начали разговор с Юрием Ивановым, судьбой избранного нести идею Порфирия Иванова, человеком, который в своём физическом совершенствовании приблизился к Учителю.
– Действительно, настала пора говорить о системе Учителя начистоту. Сама жизнь диктует эту необходимость. Начали разрушаться прежние устои, а время-то торопит к самоопределению. Если одни со страхом вглядываются в день завтрашний, то другие живут среди встревоженных  неурядицами людей достойно своего человеческого назначения: спокойно и уверенно.  Не только это поражает. Я расшифровал тетради Учителя. Оказывается, многое, к чему мы пришли, он предсказал. И Чернобыль, и войну на Ближнем Востоке. Как и почему природа приоткрыла Иванову свои тайны, для многих ещё остаётся загадкой. Да и невозможно это понять, подходя с обычными мерками.  Но тайны познавать всё-таки надо. И уже идут по стопам Иванова многие его последователи.  Закалка-тренировка по Иванову помогает в трудный час выстоять многим из них.

   – Юрий, что же получается – чем хуже, тем лучше?
– К сожалению, проблемы, возникшие в последнее время, это проблемы общечеловеческие. Издавна люди пытались решить их за счёт природы. Иванов предложил другой путь вхождения в природу, и это ему удалось.
– Может сложиться мнение, что вот, мол, дожили: в магазинах пусто, так давайте затянем потуже пояс и введём новую философию, направим жизнь на ограничение потребления…
– Увы, это надо было делать раньше – тогда, когда казалось, что существовало мнимое благополучие. В своё время, а это было в конце 70-х – начале 80-х годов, Порфирий Иванов пригласил к себе весь мир. Он нашёл средство и методы оздоровления человека через практику закалки-тренировки. И что же в ответ? Тридцать  метров вокруг дома, за которые ему было запрещено переступать. Так откликнулись государственные функционеры на его полученный в природе опыт.
   
     К счастью, нашлись и другие люди, которые поверили и пошли за Ивановым.  Для тысяч людей ритм питания и сознательного терпения без еды – сто восемь часов в неделю – стали образом жизни. Люди стали здоровее, освободились, пусть даже частично, от лишних хлопот.  Но всё-таки не только к этому вёл Учитель своих последователей. Через трудности, терпение он учил и продолжает учить мирно решать свои проблемы. Учил жизни единой человеческой семьёй.
– Почему среди его последователей нет согласия?
– Замалчивание его опыта, неординарность мышления Учителя привели к слепому поклонению системе. Это одно направление. В нём преобладает евангелизация его жизни и действий. Но есть и другое, где  кристаллизуется собственный поиск места в природе. В первом явное направление – Бог- Человек, а во втором – Человек-Бог. Когда всем поголовно предлагают пасть ниц на бугре, о котором столько разговоров, то это канонизация. А вот если человек сам поймёт, что бугор – это вершина человеческого духа, то он уже сам без подсказки склонит голову перед матерью-природой за дарованную жизнь и свободу. По этому пути шёл Учитель, этому он учил.
   
     Статья Антонины Бесплохотной “Мой Учитель – Мечта и Явь”  /Наша газета. Издание Советов народных депутатов Луганской области. – 4 сентября 1991 года / была чем-то вроде исповеди: “Многие ли из нас в настоящее время готовы утверждать, что с детства  у них был нравственный идеал, живой человек, ставший примером, родивший в нас мечту, стремление? А если он был, то не разочаровались ли мы в нём, когда вступили в реальную жизнь?
    В школе идеалам учили по книжкам: учителя сами редко могли служить жизненным примером. С Наташей Ростовой и Катериной из “Грозы” Островского мы не сошлись во вкусах. Моя жизнь педагога прошла в поисках себя в людях. Я очень любила маленьких детей  и в детский сад пошла работать сознательно, хотя после школы шила и делала причёски, по словам моих друзей и коллег, не хуже профессионалов.
   
    Лет в девятнадцать-двадцать меня стали мучить боли в желудке. Чтобы избавиться от изнуряющих болей, я начала изучать массаж, применяя его на себе. Улучшение было, но незначительное. Больничная койка не отпускала меня, однако, я помогла многим страждущим “поставить” на место живот.
В один из тяжелейших для меня дней обострения болезни мне принесли газетные публикации об Учителе, работу “Дневник инженера из Куйбышева”. Я буквально пила эти строки, стала обливаться холодной водой, голодать и выполнять остальные пункты  “Детки”. А когда 25 апреля, в день рождения Учителя, приехала в Ореховку, куда стекались сотни людей,  я увидела Юрия Иванова. Тонкое, без единой морщинки лицо, в глазах – вековая мудрость и знания. Так я встретила свой идеал, к которому стремилась всю жизнь – идеал доброты, ума, сердечности. Рассказывая об Учителе, он спас меня от душевного одиночества, от физической гибели.
     Восьмого сентября 1988-го года Юрий приехал на родину Учителя и, как научный работник, решил испытать на себе практику природного оздоровления. Двадцать пятого декабря к нему присоединился Пётр Волошин, молодой кинорежиссёр из Киева, а в январе Природа пустила в Ореховку и меня.
    
     Все мы пережили, мягко говоря, удивление коллег, родных и знакомых, когда оставили престижные места, приличные зарплаты, городские квартиры и уехали в деревню. Я перестала краситься и накручивать локоны, носить украшения, стала и в дождь, и в снег ходить легко одетая, без головного убора. Открыла для себя потрясающие в своей простоте строки из тетрадей Учителя. Они расширяют сознание, ведут человека в новое, небывалое, эволюционное, помогаю найти своё место в Природе, на Земле, во Вселенной. Следуйте путём Учителя и будьте здоровы и счастливы!
              *                *                *
     Позже я узнала, что Антонина Андреевна Бесплохотная  – ныне жена Юрия Геннадьевича Иванова, однофамильца Учителя. Мало ли Ивановых было, есть и будет в России! Узнала я и о причинах замкнутости обитателей  центра. Оказывается, Юрий Геннадьевич забрал у своей первой жены – вопреки её воле – одну из своих малолетних дочерей, чтобы воспитать её по системе Учителя, что стало причиной немалых конфликтов с бывшей супругой. А одна из студенток Луганского пединститута добровольно сбежала от родных и близких в Ореховку к любимой своей наставнице – Антонине Андреевне. Чем закончились эти истории, узнать мне  не довелось: поездка в центр “Здоровье” стала для меня первой и последней.
            
                Продолжение следует
   


Рецензии
Уважаемая Галина! С интересом прочитал продолжение вашей повести об учениках Порфирия Иванова. Общение с Природой, конечно же, здорово. Но замкнутость людей, которые называли себя продолжателями дела Учителя, наводит на мысль о какой - то секте единомышленников. Людям нужно верить в Бога, а не заниматься поиском своего места "в Природе, на Земле, во Вселенной". Неслучайно, все традиционные религии утверждают одну общую истину: "На всё воля Божья". Как бы в подтверждение этому, финальные строки этой главы: Юрий Иванов забрал у своей первой жены одну малолетнюю дочь, а остальных детей, по сути, бросил. Эти люди, похоже, озабочены только своим "Здоровьем", а на родных и близких им "чихать". Вот, и студентка Луганского пединститута, вместо того, чтобы освоить профессию педагога и учить детей, сбежала в центр "Здоровье" к переставшей "краситься и накручивать локоны" Антонине Андреевне. Очень не по христиански ведут себя эти ученики Порфирия Иванова. "Мало ли Ивановых было, есть и будет в России!" А вот, Бог у нас один! В него и должны верить люди! Буду ждать продолжение повести...
С уважением, Николай.

Николай Панов   19.02.2019 09:33     Заявить о нарушении
Уважаемый Николай, мой постоянный читатель и рецензент, повесть немременно будет дописана в ближайшее время. В ней я собираюсь представить самые разные взгляды на личность и учение Порфирия Иванова. Положительные стороны учения надлежить продолжать: дважды в день обливаться холодной водой и хотя бы один день в неделе - среда или пятница - воздерживаться от приёма пищи. Это пойдёт только на пользу тысячам людей. Успехов тебе!

Галина Чудинова   19.02.2019 14:07   Заявить о нарушении
Несомненно, положительные стороны учения Порфирия Иванова можно брать на "вооружение" и внедрять в свою жизнь. Опасность таится в закрытости от общества того же центра "Здоровье". Раз они считают учение правильным, так открыто его пропагандируйте, впускайте в свой мир интересующихся людей. Ведь, всё начинается с банального любопытства. Удачи!

Николай Панов   19.02.2019 17:55   Заявить о нарушении