С любовью не шутят. Волковский, премьера

23 февраля в Волковском театре на Камерной сцене состоялась премьера по пьесе Альфреда де Мюссе «С любовью не шутят» (1834). Камерная романтическая комедия с лёгким водевильным флёром и неожиданным трагическим финалом создана де Мюссе по мотивам собственной личной драмы – расставания с Жорж Санд. Лёгкий, живой язык, вагантовски-карнавальная сочность второстепенных персонажей и психологическая точность в изображении характеров главных героев делают пьесу очень литературной, приятной для чтения, но, по свидетельствам очевидцев, на сцене не каждому театру несла успех.

Режиссёр-постановщик ярославского спектакля – московский режиссёр Вера Харыбина. Весной ярославцам уже довелось посмотреть постановку этого мастера в рамках фестиваля БТР – Школа-студия МХАТ (курс Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова) представила необычный документальный спектакль-вербатим «Te Deum». Можно было ожидать чего-то экстравагантного.

Однако спектакль «С любовью не шутят» оказался простым и понятным – насколько позволяет сама пьеса, именно таким, о каком мечтают многие наши зрители – красиво, психологично и по тексту. Изменены мелочи. Почему имя главного героя здесь Александр вместо авторского «Пердикан» – понятно, но почему вместо Розетты оказывается Аннет – уже не очень ясно. Неоднократно упоминается, что герой разбирается в растениях, а он при этом уверяет, что их просто любит и вполне логично, что барышням автор дал «цветочные имена».  И ещё одна деталь - появились дополнительные персонажи. Первый – следователь, который расследует убийство и начинает рассказ. Этот ввод обоснован – он как-то оправдывает совершенно неожиданный финал пьесы, углубляя тему: детектив расследует, вероятно не совсем убийство, а то, как люди убивают отношения, из гордости, поддаваясь влиянию стереотипов или сплетен, из-за дурацкого страха утратить отказываются от возможности приобрести, как люди просто не способны принять счастье, которое само идёт в руки. Ради этой же цели добавлены и безмолвные персонажи – герои в детстве. И вот этот следователь сразу же вводит в эпоху, в которую постановщики решили перенести действие пьесы – 60-70-е годы, Франция. Ответственными за комическое и стиль эпохи здесь стали чудесные мэтр Блазиус, мэтр Бридэн и мадам Плюш/Санд, очень разные, но запоминающиеся по-своему. Мэтр Бридэн, в исполнении Николая Лаврова фактурный, породистый, удивительно похожий на известного французского комика Кристиана Клавье, в своей раблезианской страсти вкусно поесть и неплохо выпить – большой потешный ребёнок, который старается держать марку солидности, но не в силах скрыть свои эмоции. Блазиус Сергея Цепова не меньший любитель хорошо провести время, непосредственный и в искренности, и во вранье. Подчёркнуто-гламурная мадам наставница Елены Шевчук так же не соответствует декларируемым моральным принципам и реальной глубине декольте. Эта троица наследует психологические типажи из театра маски, из дель-арте. И в этом клоунском цветнике импозантному Барону (Олег Павлов) остаётся только ничего не понимать и удивляться.

Трио главных героев не так фактурно, характеры Александра, Камиллы и Аннет сложнее, здесь больше полутонов. Идеальное попадание – Илья Коврижных в роли Александра. Очевидно, что в этого парня влюбиться – не проблема, при этом он очаровывает барышень налево и направо не потому, что он какой-то развратный, а, скорее, по доброте душевной. Даже обидеться трудно. Совершенный сердцеед и душевед. Его монолог, в котором можно увидеть некоторую параллель диалогу Гамлета и Офелии («иди в монастырь» и про всякие дурные свойства человеческого рода), действительно становится кульминацией, выражением смысла постановки, и при этом актёр говорит достаточно просто, сохраняя лёгкость и печальный юмор де Мюссе. Строгой Камилле Татьяны Коровиной, пожалуй, труднее всего – она играет игру, маску, то, за чем прячется характер, подлинный человек. Тогда как шарм Александра в предельной естественности, даже когда он действует чтобы отомстить, её героиня предельно фальшива – ей нужна спрятаться за суровостью как за бронёй, не поддаться обаянию кузена и ей никто не верит, так как неискренность не спрячешь.  Это почти непосильная задача, вероятно, именно поэтому некоторые рецензенты пьесу называют несценичной (впрочем, как и её «наследницу» - «Месяц в деревне» Тургенева). Тем не менее, актрисе удалось создать цельный характер, её осознание, что страдание несёт как раз её сопротивление. Здесь важно и то, что партнёрство Коврижных и Коровиной сложилось, очевидны его попытки «выколупать» Камиллу из панциря. Аннет, которую исполняет не ярославская актриса, а студентка Школы-студии МХАТ, участница уже упоминавшейся постановки «Te Deum», Лия Латыпова, проще: вероятно, её пригласили на эту роль именно благодаря её естественности и угловатости, её наивной, робкой улыбке. В статье об одном из спектаклей с её участием отмечено это её свойство – наивность так не сыграет более опытная, более зрелая актриса. Хотя в Волковском, кажется, молодёжь есть, не проблема. Лия хороша в роли Аннет, она обаятельна в своей простоте, в стройности, но не воздушности, а именно в какой-то природной укоренённости, устойчивости.

Спектакль должны полюбить зрители, самые разные, благодаря ряду прекрасных актёрских работ и тексту, который оставляет варианты для размышлений – кто ж кого любит и с какого момента.

Ирина Пекарская,
Театральный критик, член СТД РФ

Фотография Татьяны Кучариной


Рецензии