Философские Заметки. Личные размышления

Когда у тебя появляются мысли сдаться, помни о том, сколько усилий ушло на то, чтобы узнать, что знаешь, обрести, что обрел, отказаться от одного и прийти к другому...помни, что  твое решение должно быть осознанным в полной мере, а иначе его нельзя называть свободным; красота жизни в том, да и человеческой жизни - в радости поступать так, как желает душа, чтобы потом никогда не устыдиться этого. К Богу ли она тянется, к солнцу, полная любви, - выбирай разумно и поступай соответственно.

***
Действие, подстегнутое духом, обретает трансцендентное глубокое значение.
***
Я не знаю, кто я, откуда пришел и зачем, но убежден в одном: я сильный.
***
Есть люди, которые уверены во многом или буквально во многом. Но проходит время, и они начинают избегать старых взглядов, формируя попутно новые. Так и происходит изменения воззрений с набором опыта. В этом случае никогда нельзя винить людей в их мироощущении, когда этому способствуют различные внешние условия. Можно даже сказать, что имея ошибочные суждения в одни времена, люди сохраняют собственную правоту, пусть и не всегда объективную.
***
Меня интересуют история, философия, политология, право и психология, и ко всему прочему, эзотерические знания. Почему? История мне нужна, чтобы научиться понимать закономерности, и через ошибки и влияние прошлого формировать мироощущение, понимание собственной эпохи. Философия нужна, чтобы научиться задавать правильные вопросы, и отвечать на них, взращивая в душе любовь к жизни. Политология для того, чтобы не обманываться полностью, понимать политические явления и видеть или узнавать скрытые истины, не давать властной руке душить незрячего. Право я изучаю, чтобы создать в воображении идеал такого закона, незыблемого и стоящего над пороками людей, что служит на благо всех, а не горстке избранных, ведь так создаются гуманные идеалы общественной и государственной жизни, где неравенство ума побеждается равенством сердец. Психологию изучаю затем, чтобы ладить с людьми дорогими мне и не очень и находить походы там, где это труднее всего, но цель такая достойна, если удовлетворяет всех. Эзотерические знания нужны  для развития духовного, прикосновения к трансцендентному смыслу человеком ищущим святость, обретения покоя и душевной радости, единства с окружающим миром.
***
Времена года прекрасны и удивительны. Когда я слышу, что зима выдалась плохой, много серых цветов и мало снега, что холодно, а летом жарко,  и что лучше бы весна, все цветет тогда,  на душе теплеет, - я молчу, потому что человек говорит, как чувствует. На мой взгляд, жаловаться на времена года, это все равно что ворчать на непостоянство человека: сегодня он с одним настроением, а завтра с другим, или он говорит определенное, а совершает неопределенное… Все эти оценочные суждения не выявляют основных чудес и свойств времен года, особенностей и радостей, связанных с ними…  В каждом из времен года есть свое очарование, загадка и даже непостоянство.
***
Не осуждать и не критиковать того, кто ошибается или считает себя правым в споре, разумнее всего. Позволить человеку самовыражаться, так как он считает, и быть довольным собой только для того, чтобы затем самостоятельно изучить собственные размышления и, может быть, найти в них изъян, - то поступок скорее человека глубоко духовного, чем поверхностного. Однако такая привычка может стать основной чертой личности в обычной среде, даже если терпеливость воспринимают за податливость и мягкость. Обойти бурную реку через мост и остаться сухим не означает вовсе не иметь мужества или внутреннего огня.
***
«Время утекает как вода» - замечание очень тонкое и верное. Прямо сейчас мгновение, воплощаясь, убывает.
***
То, что называют талантом – есть постижение своей глубинной сути в необъятном мире необычным способом.
***
Радость и грусть явления одного порядка. Радость не вечна и грусть не вечна. Радость гостит в душе какое-то время и грусть гостит. И то и другое, чувство, изменчивое и непостоянное пока они не сольются в едином танце переживания.
***
Любые страдания следует принимать с готовностью. Если не быть готовым к ним, и противоречить, их давление усилится, и человек станет больше страдать. Стремиться к счастью, и не бояться страданий, - вот цель пути. Выработать такое понимание жизни, когда нет страха, но есть глубокое понимание и почитание жизни, уважение к смерти, вызывающие смирение. «Memento mori», - говорили римляне . Цени момент, но почитай жизнь,- матерь всего сущего.
***
Самая страшная форма лицемерия проявляется там, где есть власть человека над человеком.
***
Настоящая сила в созидании, в спокойном наблюдении за существующими явлениями. Поэтому любая тишина сильнее самого страшного хаоса. Когда слышишь крики и видишь горящее здание, словно разрывает изнутри. А когда видишь размеренно текущую реку и прислушиваешься к ней, улавливая и проникая всех слухом в плеск и журчание воды, разум успокаивается, и сердце начинает биться ровнее.
***
Разве не сказочно это? Солнце, что светит, луна, что сияет бледно-голубым диском на небе, усыпанном звездами…вечерняя прохлада и утренняя свежесть…ветерок, касающийся лица… небесный эфир, воздушные плотные облака, стая птиц, летящих клином…звон колокола и гомон людей на рынке… шелест листьев и глоток чая из мятных трав… тайна во всем…блаженно и таинственно все сущее...
***
Иной раз, достаточно взгляда, чтобы утешить человека. Когда искренне сопереживаешь кому-то, то это чувство отражается в глазах. Правда, что глаза – зеркало души. Душа полна сострадания, когда воплощается в теле страждущего.
***
Явления уравновешивают друг друга. Поэтому всегда есть противопоставления. Циклы порождают гармонию. Небо и земля. День и ночь. Рассвет и закат. Любовь и ненависть. Радость и печаль. И времена года сменяются один за другим: сначала жарко, затем холодно, снова тепло. Поэтому если трудно, я вспоминаю слова сестры: «Когда трудно вначале, после становиться легче». 
***
Важно понимать и встречаться с людьми. Но иногда следует избегать тех, кто не желает слушать и договариваться, кто уважает и принимает только язык силы. Однажды человек такого склада испытает что-то, но до того момента, самым разумным будет способ избежать встречи с ним. Есть люди, что наделяют нас светлой энергией и делают совершеннее, но есть и такие, что тянут вниз, подобно маятнику на часах. Есть и такая категория людей, что просто совершают насилие ради самоутверждения или удовольствия. Избегать таких людей не означает, не иметь мужества или внутреннего огня.
***
Человечество окажется на пороге знания о настоящей искренней и всеобъемлющей любви, когда поймет, что экзистенциальное проживание жизни, ощущение ее гаммы и полноты, многообразия, лучше денежных купюр и разнообразных предметов роскоши. Осмыслив такое знание, приняв его на самых глубинных уровнях, человечество сделает серьезный шаг в направлении будущего исхода мира. Ограниченность, коллективная и индивидуальная замкнутость, эгоистичность уступят место новому ощущению и переживанию, - чувству единства и слияния со всем окружающим.  Пока человек ощущает себя не частью этого мира, пока он не видит связи, нити соединяющей себя с природой, живет обособленно, независимо, не думая о последствиях, имеет стремления к обогащению и накопительству, вредительству - любовь равная, построенная по принципу «Возлюби ближнего, как самого себя», не может существовать.  Такой переход наступит, когда человечество изживет последние желания эгоистического ума, когда дойдет до крайности и переосмысление ценности наступит, как следующая стадия нравственного развития Homo Suspense. Духовное образование станет первенствующим, а внешние материальные цели сместятся на реальную помощь и поддержку ближнего своего. Подобно Прометею, который нес огонь людям, человек будет ощущать в себе этот огонь, свет жизни, чтобы делиться им, бескорыстно.
***
Настоящая дружба редка по той самой причине, что является бескорыстной и построенной на честности и доверии. В ее основе лежит равенство интересов, уважение и нежелание причинить боль, - напротив, быть рядом в минуту испытаний. Не может называться другом тот, что намеренно пытается вызвать эмоции раздражения, гнева или ревности. Зная о том или приблизительно, чувствуя душевную природу человека, его невзгоды и печали, настоящий друг будет осторожен в выборе темы для разговора, да и вообще внимателен настолько, насколько это возможно, ведь он видит часть себя самого в другом.
***
Понаблюдайте за людьми издалека, и вы увидите, что большинство из них находятся в задумчивости. Если взглянуть ближе, можно заметить озабоченность и даже тревогу – улыбку редко. Если спросить, «Что же случилось, что тревожит?» – то ответ будет примерно таким: - «Желания не исполняются, не получается добиться того, чего хочется, или есть страх потерять то, что имею». Самое интересное, что если исполняется желание, радость недолговечна, появляется другое желание, и более сильное, а когда не получается  по каким-нибудь причинам его исполнить, наступает разочарование и страдание. А если получается, то появляется страх потерять обретенное. Оттого, наверное, человек и ходит в задумчивости, серьезный до крайности. 
Джон Рокфеллер однажды сказал так: «Кто весь день работает, тому некогда зарабатывать деньги».  Безусловно, это слова человека хищнического склада, широких взглядов, но с большими желаниями. Сегодня можно сказать по-другому:  «Тот, кто не осознает свою жизнь, почти что слеп». А несведущему не стоит жаловаться на то, чего он не видит и не понимает. Деньги – не мерило качества человеческой жизни, ибо они не определяют духовный путь. Да, - деньги дают власть. Но нет худшего лицемерия, чем власть человека над человеком. Стоит посмотреть и узреть, что почти все современные системы общества, построены на таком типе власти. Когда экономика является главенствующей в построении человеческого счастья, люди забывают обращать свой внутренний взор в душу. Их взгляд направлен на внешние предметы и удовольствия.
***
Толпа редко бывает здравомыслящей. Вместо коллективной мысли в ней преобладают импульсы. Вот откуда взялись выражения «Отдать толпе на растерзание, толпа рукоплещет» и др. Таких выражений много. Поэтому если человек самостоятельный и независимый встретится и вступит в оппозицию с толпой, чьи импульсы – одинаковы, ему останется или покорить ее взгляды, или стать клейменным и даже растоптанным. Многие мудрецы были растоптаны, прокляты и распяты толпой. Человеческая ненависть, обретая массовые масштабы, устрашающа и беспредельна, ясности нет. Но почему же мудрецы не отказывались от правды?  Почему не защищали свои жизни? Я думаю, они несли истину от чувства уважения любви к самой жизни, а люди - ее творения. Я думаю, что, несмотря на присутствие страха, их мужество было фундаментальным. Любовь и мужество вели их вперед.
***
Критика полезна, если она построена на объективности и беспристрастности, когда критикующий несет пользу другому человеку, пытаясь его направить в разумное русло. Причем самым удачным будет способ, когда нуждающийся в исправлении, сам попросит совета. До того времени лучше молчать и не казаться умником. Люди не любят умников, выставляющих свои знания на всеобщее обозрение. Чаще всего для посторонних такие знания не имеют значения. Принято считать, что ценно то, с чем сталкиваешься самостоятельно, пропуская через самого себя. Так вот, до этой поры лучше молчать. И еще важно видеть различие между разумной критикой и сплетнями. Сплетни всегда тайны по причине того, что тот, кто их распускает или участвует в них, самоутверждается за счет появления мысли о настоящей или мнимой слабости, недостатке в других характерах. Чаще всего, сплетни преувеличены и не правдивы, так как несущий их, вносит и свою лепту, свое собственное искаженное восприятие. Участие в таких беседах не идет на благо. Сплетни вредят человеку мнимому, остерегающемуся общественного мнения, зависящего от посторонних взглядов. Тому, кто их распускает, вредят еще больше:  человек расточает светлые положительные силы. Душа человека нуждается в постоянном нравственном укреплении, в созерцании мира без социальных привязок и ярлыков к внешним образам. Сплетник преисполнен такими ярлыками, что им хочется поделиться ими с другими. Они довлеют над ним, угнетают его. Итак, сильная и независимая личность, человек – думает о собственном благе и благе других людей. Человек, зависимый от негативного образа мышления, находящийся под влиянием чувств, таких как зависть, ревность или гордыня, - слаб уже потому, что им легче манипулировать.
***
Обрастай людьми, наделяющими тебя силой. От одного нерадивого друга могут быть столько неприятностей, что трудно представить. Сегодня он клянется в верности, а завтра обращает против тебя то, что узнал в близости. Хорошо вспомнить слова Сенеки о том, что сомневаться в человеке следует до того, как называть его другом. Однако не каждый обладает такой глубиной взгляда, проницательностью, чтобы понять, можно ли верить тому или иному человеку, быть ему другом, довериться. Прежде всего, сам соответствуй требованиями настоящей дружбы, не будь слишком прост, но и не предавай, преследуя только собственные корыстные интересы. Не самоутверждайся за счет другого. Не стремись на его фоне выглядеть лучше. Пусть уж лучше друг будет лучше тебя во всех отношениях. Так у тебя будет живой пример перед глазами и стимул к развитию. Людей же, которые лишают силы, остерегайся. Сплетники и лжецы, те, кто не просто ошибается, но и гордиться тем, опасны как для самих себя, так и для тех, идет верным курсом, не изменяя внутренней природе.
***
Самый могущественный соперник находится во мне. Если выстроить всех недоброжелателей в один ряд перед ним, их вместе взятая мощь померкнет. Сегодня я достаточно смел и честен, чтобы признать эту грандиозную силу, это влияние внутреннего врага. Имя ему «Эгоизм». И он не знает равных среди внешних врагов. Даже сейчас, когда я пишу эти строки, он стремиться к возвеличиванию. На самом деле, он ничто и был ничем пока не обрел значение посредством ума.
***
С людьми расставаться тяжелее, узнав их индивидуальную внутреннюю природу, их совершенство и несовершенство душ. Такой человек сразу становится уникальным, одним среди многих. Поэтому печаль вполне естественна. Кто знает, расставаясь, наступит ли еще встреча? Расставаться следует так, как будто расстаешься на века, и тогда последние слова, объятия станут запоминающимися, наполненными глубиной и смыслом. Мы все странники в неизмеримом пространстве вселенной.
***
Сила снов достаточно ясно показывает, что человек способен предсказывать определенные явления. Но это прорицание не какой-то определенный мистический дар, а способность, проявляющаяся в чистом бессознательном состоянии, наполненном символами. Символы эти запоминаются бессознательно в пробужденном виде, когда человек бодрствует. Эти скрытые знаки, сигналы. В психическом бессознательном состоянии, состоянии сна символы соединяются между собой, образуя целостный образ, картину, ситуацию. Предсказательные сны обычно запоминаются. Вот почему так важно развивать искусство сновидения. Этим искусством обладали люди древности, даже сейчас некоторые племена практикуют обряды, связанные со снами. Современный человек относится ко многому скептически, и в этом есть своя сильная сторона. Сомневаться следует, чтобы не принимать все на веру при первом прикосновении к чему-либо. Но отрицать то, что называется историей, духом времен, когда на костях одной цивилизации выстраивается другая, неразумно. Люди прошлого легче смотрели жизнь. Не имея технологических преимуществ, они имели иное, - понимание жизни, прикосновение к тайне.

***
В женщине живут две непревзойденных стихии. Одна – древняя и требовательная владычица, желающая покорять и завоевывать сердца. Другая, земная одухотворенная страсть, ласка и теплота.  Схлестываясь меж собой, стихии порождают противоречия.
***
Неизбежностью принято называть то, чего нельзя изменить. О чем думал Нельсон Мандела, когда его направили на пожизненное заключение, до того, как он стал  свободным человеком? О чем думал Виктор Франкл,  когда его направили в Освенцим?
Безграничная сила воли, вера в силу человеческого духа, обретение смысла в невыносимых для существования условиях, - вот, что отличает людей, которыми мы восхищаемся. Так будь и ты, мой друг, сильным и непреклонным при любых испытаниях, ведь то, что дается, дается однажды и для того, чтобы испытать это, сумев сохранить при этом человеческую доброту и сострадание к другим.
***
С усилением фальши, лицемерия, ростовщичества и обмана в обществе начнут проявляться силы, стремящиеся пробуждать в людях чувство ответственности и осознания своего места в мире, как человека разумного, и наделенного душой.  Такие силы приоткроют занавес на вещи, которые раньше были скрытными и недоступными по причине измышлений и кривозеркалья. Сделают они это путем безвозмездного просвещения посредством независимого информационного пространства. Люди начнут задавать вопросы, которые раньше им и в голову не приходили. А в ситуациях, происходивших ранее в их жизнях, вести себя по-иному, теперь как бы смотря на себя со стороны. Станут более требовательными к себе и к тем, кого они назовут лидером. Если раньше такие люди принимали все на веру, то тогда они начнут размышлять, сопоставлять, анализировать факты, события и образы. В них проснется стремление к познанию духовного мира, укреплению духовных ценностей. Мир, дом, семья, любовь, душа – станут очень священными словами.  Лицемеры, воры, убийцы, грабители, все те, кто не сможет избавиться от темных помыслов, не смогут более найти места в таком обществе, когда большинство превзойдет самих себя.  Открываются новые горизонты для возможностей творить, созидать. Появится много талантливых людей. Литература, музыка, живопись, кино – все искусство, существующее и новое, будет развиваться стремительно. Новое искусство появится, когда люди начнут больше времени проводить наедине с природой.  Человек будет безгранично ее любить и беречь. И она его отблагодарит. Все будет цвести и петь. Человек будет свободным так, как может быть свободным существо духовного посыла.
***
Публий Валерий Публикола, один из правителей древнего Рима, не раз избранный народом консул, в один из периодов своей жизни, имел большую роскошную виллу, стоящую на холме и возвышающаяся над городом. Народ, увидев это, стал осуждать. Человека этого знали как благородного политика, человека, чье слово не расходилось содействием, разумного и честного. Однако появившаяся роскошь породила разного рода толки, и Валерий, прознав про это, в ту же ночь приказал привести рабочих и утру наступающего дня разрушить дом основания. Не прошли и сутки, как дом был разрушен, а Публикола не имея больше никакой недвижимости в собственности, был вынужден просить друзей, временно  пожить у них. Друзья его согласились, что оказывают себе большую честь, принимая такого благородного и справедливого человека. Народ же, узнав о поступке Валерия Публиколы, и обнаружив, что от некогда роскошной виллы даже камня не осталось, стал уважать Валерия Публиколу еще больше. Народным собранием было решено отвести земли для постройки нового дома. 
Публий Валерий Публикола, признательный своему народу принял участок земли и построил дом, но уже более скромный.
***
Технологическое просвещение, научные открытия всегда несут пользу человечеству, если эта польза многогранна и затрагивает важные аспекты существования. Говоря об этом, я подразумеваю социальную защищенность людей, экономическое развитие и естественную природу мира. Подумав об экологии, важно понимать, что изобретая очередные машины, мы можем опустошать земные недра и отравлять воздух. Более того, отравляя землю и воздух, думая лишь о прибыли, можно подрывать здоровье людей. А изобретая очередного робота или информационную программу, можно поставить людей, обученных в одном направлении, в положение нуждающихся. Как это происходит? Вспомним, Американские производства на пике 20 столетия. Огромные промышленные заводы нуждались в постоянной людской работе. Бедное население, хотя и получало ничтожно мало, однако было востребовано. Когда изобрели конвейеры, вели новые установки, когда одно физическое действие может быть заменено механическим и с большей экономией средств, у владельцев предприятий отпала необходимость в привлечении большого количества работников. Люди стали терять работу, наемный труд стал невостребованным в полной мере. Люди, чье действие сводилось к типичной изготовлении одной детали, стали не нужны и столкнулись с серьезными жизненными испытаниями. Мировая технологическая эволюция в наше время совершает гигантские шаги в направлении построения им совершенствования новых моделей для производственной деятельности. Для ускорения инновационных открытий и разработок большую роль играют массовость потребления и огромная конкуренция масштабных брендовых компаний, занявших прочную позицию на мировом рынке. Всего лишь каких-то двадцать, пятнадцать лет наличие сотового телефона у школьника могло удивлять, а домашний интернет был просто чем-то запредельным, то же самое касается автомобилей, домашней и производственной техники. С развитием технологического процесса проявляется тенденция к его эволюционному ускорению. Отсюда следует, что в будущем многие рабочие профессии могут оказаться невостребованными. Такое дело может обстоять с профессиями рабочих по обслуживанию, доставке, торговле, перевозкам. Стремясь за экономией средств, владельцы больших предприятий могут оставить множество людей без работы.
***
Возможно, вопрос верности и предательства стоит поодаль от самых крайних оценок. Не всегда предательство сопровождается изменой, как и верность не всегда олицетворяет горячую преданность. Душевная боль может порождать гневные мысли, самооправдание и самоочищение, не подразумевая личной ответственности. Если мне приводят примеры о королях, что были преданны за их слабость – я соглашаюсь иногда с этим. Так и наивность, незнание человеческой породы может приводить к разочарованиям. Если человек не видит скрытых знаков, не доверяет свой интуиции, тому внутреннему шепоту, предостерегающему от возможных последствий, то он не глуп, но наивен. Тогда все принимаемое не должно ложиться на плечи одного отступившего. Фридрих Ницше написал однажды такие слова: «Не то, что ты обманул меня, а то, что я больше не могу верить тебе, потрясло меня». Это верное выражение можно добавить еще и такими словами: «Чувствуя себя обманутым, я не верю себе».  Человек больше разочаровывается не в другом, -  а как бы в самом себе. Он не желает признаться, что все случившееся допущено  с его позволения. Не божества виноваты, в том, что человека предали или обманули, не – грозные небеса… Человек сам творец и созидатель человеческих отношений. Потому не нужно винить тех, кто отступает или предает, как и важно распознать мотивы такого поведения, поняв побуждения. Но пытаться вернуть или продолжать доверять таким людям нельзя, потому как это уже не будет называться просто наивностью, а чудовищной глупостью.
***
Как тренировать ум? Прежде всего, необходимо отказаться от того, что притупляет его потенциал. Если понять пользу и вред, то можно понять, почему в тех или иных случаях, ум не работает в полной мере.  Я, по крайней мере, выработал для себя следующее.
Здоровый и долговременный сон. Физические упражнения на свежем воздухе, смешанные с кардио-тренировками и укреплением всех мышц тела, а также медитации, и самое основное, - решение нестандартных задач, как в служебной деятельности, так и в обиходе. Все, что требуется уму, это спектры новых познаний, где уму неясны схемы или привычные модели поведения. В таких условиях ум должен адаптироваться и искать решение. Когда это происходит, - ум становится активным. Здоровый сон дает то самое необходимое расслабление для восстановления ресурсов организма. Очень полезно чередования активности и расслабления. Если, например, решать задачи или быть активным физически, то после, находясь в расслабленном состоянии, отдыхать от мыслей, ум как бы набирает новую силу. Я заметил, что такое чередование дает наибольший позитивный эффект для развития ума. Так как если все время заниматься активной деятельностью и не давать времени для отдыха, организм будет находиться в возбужденном состоянии, что приносит скорее вред, чем пользу. Решение задач – любых, должно производиться углубленно и одновременно с разных ракурсов восприятия, с творческим подходом, импровизацией. Например, занимаясь физическими упражнениями можно использовать определенные условия или предметы не предназначенные для занятий: для тренировки рук, или ног, - ум тогда начинает работать с удвоенной силой. Вот почему мне очень нравятся упражнения из йоги: простые и сложные действия одновременно, где важно внимание, дыхание, концентрация и расслабление. Также я использую то, что есть или называется пристрастием: занимаясь сочинительством, поэзией, работает мое творческое созидательное мышление. Для более специфических занятий я использую научные наработки, как например, систематические упражнения на сайте Викиум. Важно не зацикливаться на чем-то одном, а постоянно расширять горизонт возможностей.
***
Как читать книги... Лучше всего читать книги на разные темы. Можно читать историческую, художественную классику и специализированную литературу. Говоря об исторической литературе, лучше всего читать дневниковые записи из первых уст. Здесь хочу отметить  Записки о Галльской войне Гая Юлия Цезаря, нравственные письма Луцилию Сенеки и другую римскую литературу, эссе известных мыслителей, таких как Гейне Генриха, Артура Шопенгауэра, Альберта Швейцера, Иммануила Канта, Макса Вебера, Николы Теслы, Арендт Ханны, Вейль Симоны, чтобы соприкоснуться с мыслью женщин-философов, Айны Рэнд. Художественную классику – Достоевского, Толстого, Лермонтова. Из зарубежных – Кафку, Ремарка, Оруэлла, Фицджеральда, Хэмингуэя и волшебную прозу Бредбери.  Специализированную литературу по психологии – работы Карла Густава Юнга, Эриха Фромма, Ялома Ирвина. А читать следует неспешно, подчеркивая каждую мысль, но соглашаться сразу с мировоззрением авторов, а сопоставлять с собственными размышлениями, учиться делать самостоятельные выводы, а где-то даже продолжать мысль автора, если она находит отражение в действительности. Чтобы не портить книгу, заметки можно делать не на полях, а скажем в отдельный дневник, который послужит набором интересных идей, цитат. Потом можно возвратиться к дневнику и развить далее мысль, углубляясь в рассуждении.  Так будет формироваться самостоятельное сравнительное мышление.
***
Люди настолько разные, что каждый отдельный человек – это целый мир, наполненный картинами, яркими красками, событиями, переживаниями, опытом. Человек  – непознаваем. Если вещи могут быть непознаваемыми полностью, как «вещи в себе», то, что сказать о человеке, наделенного душой? Поэтому, когда говорят, - «Я знаю тебя очень хорошо», «Я изучил тебя» и.т.д. люди ограничивают свое стремление к познанию. Хорошее или плохо – всегда оценочные суждения. Человек – мир. И мир это связан со всем его окружающим пространством. Как близко мне выражение Николы Тесла: «Действие даже самого крохотного существа приводит к изменениям во всей вселенной». Поэтому, если вещи, мир непознаваем в полном смысле, то человеческое существо тоже непознаваемо, ведь является частью мира. Ярлыки, шаблоны настолько внедрились в наш обиход, что делают нашу жизнь обыденной и скучной. А если взглянуть вокруг себя как на загадку, тайну, которую ты пытаешься разгадать, но понимаешь где-то в глубине души, что никогда не найдешь ответа, душа наполнится чувством радости и любопытства. Когда все понятно и резко, разве интересно? Дон Хуан однажды сказал Карлосу Кастанеде «Восхитительное и таинственное состояние, когда никто не знает, откуда выскочит кролик. Гораздо интереснее не знать за каким кустом прячется кролик, чем вести себя так, словно тебе все давным-давно известно»
***
Как важно внимательно слушать собеседника! Связано это не только с тем, чтобы лучше понимать человека, - но и с тем, чтобы не попасться в ловушку легковерности. Часто не мысль опережает язык, а язык опережает мысль. Есть простаки, что говорят, не умолкая о своих проблемах, но чаще в таких разговорах, содержится не осознание чего-либо важного, а осуждение других. Без пользы проходят такие беседы. Цель же такая, чтобы выяснить отношение другого слушателя, кого он презирает или ненавидит, на что жалуется, чтобы дал полный расклад, а уходя, провокаторы, ухмыляются. Запомни, не ты узнал, что у другого на уме, а о тебе узнали.  Так что держать язык за зубами, дело верное. Audi, vide, sile, особенно если имеешь дело с людьми серьезными. Тщательно подбирай слова, думая о том, какое слово может повлечь те или иные последствия, а с такими людьми, что выуживают из других слово, словно рыбку из пруда, и выглядят по-свойски, держись добродушно, но осмысленно. Скорее всего, не распознав, и не дождавшись должного ответа, сами спросят, - а что сам думаешь по поводу этого? – можно ответить так: «Никогда об этом не задумывался и ничего сказать не могу».

***

Нет никакого мы, но есть Ваше Я.

***

Я встречал женщину, что говорила о своем добром, щедром, красивом и сильном муже так: " Он конечно болван, но он благородный болван"

***

Моя наивность стоила мне не дорого. Я заплатил за нее по счетам, оставив себе на сдачу воспоминания

***

Тяжелее всего прощать. Связано это с нежеланием признавать и свои, и чужие ошибки.   Если бы человек признал свои ошибки, то не был бы так категоричен по отношению к другому; признал бы чужие, то вовсе понял бы, что человеку свойственно ошибаться.

***

В наше время мудрость ни во что не ставится. Во времена Сенеки она превозносилась.

***
Бытийное свойство людей, обладающих модусом потребления, чье восприятие подвергнуто деформации извне, вычеркивать из своей жизни все использованные предметы обихода, за исключением самых ценных по имущественному признаку. Называя это качество практичностью, они вычеркивают и людей, и самых близких причем, если вдруг те перестают соответствовать их ожидаемым требованиям.

***
Счастье есть умиротворение в соединении с Бытием, познание и раскрытие своего творческого потенциала; подлинная и настоящая связь с живыми существами, с окружающим миром, - вот подлинное "счастье".  Остальное - удовольствия, мимолетные и имеющие цель удовлетворять личное Эго.

***

Сознающее и не сознающее есть не что-то отдельное по себе, а одно целое, имеющее две стороны. На одной стороне свет пробуждения, на другой - незнание и невежество. Когда одно встречается с другим, с виду победить может последнее, но на самом деле не победа, а уравновешенность проявляется с помощью света осознающего.


***

Свой путь я приму так безропотно, насколько позволяет мне воля и разум. Если же те, кто смеются, будут злорадствовать над каждым шагом,  знайте, что путь всех равный и не подразумевает постоянного. За что можно тут держаться, кроме того, что существует и проистекает в самом человеке? Любая радость может обернуться печалью, любой  шаг может обернуться падением, приобретение - потерей. Нет такого, за что можно было держаться бесконечно. Когда вы поймете, что печаль ценна и равнозначна радости, что одного без другого не существует, а падение есть уроки жизни, потому что сама жизнь есть наставления Создателя, что падение хотя бы в пропасть, тоже проживание и мудрость, что потери неминуемо оборачиваются новыми возможностями, а прикосновение к страданиям, - осознанностью,  - тогда, возможно, поймете, насколько нелогично и невежественно злорадство, как средство для самоутверждения.

***
Зарабатывай уважение личным авторитетом совести. Те же, кто клянутся, что авторитет силы вернее всего, вернее всего и служат, но когда дело доходит до выбора нравственного или безнравственного, лучшее, что может быть ведущим в человеке,  забывается под покровом директивности или императива. Совесть же, если она есть чистый и незамутненный голос ratio, никогда не обманет.

***
Цивилизованность не означает победу разума или добра. Рим, как государство, был высоко цивилизованной общественной структурой, но в своем упадке нравственности, он погряз в пороках и беззаконии. Некоторые древние племена живут уединно, спят в глиняных убежищах, не имеют одежд, поклоняются языческим богам и охотятся на зверей из древкого оружия, но в их архаичном образе жизни есть нечто настоящее и неподдельное, ощущение жизни и смерти, свободы в отсутствие искусственности, чего нельзя сказать о многих индустриальных сообществах, где человек восстал над природой поработив ее, но поработил самого себя,эксплуатируя ближнего и уничтожая экологию. Поэтому  интеллектуальность еще не есть победа в противопоставлении развитого и неразвитого. Лучше сказать, что эволюция разума проявляется тогда, когда человек понимает меру вещей,видит истинные цели и идет к ним, - к таким, что более его очеловечивают, а не порабощают и устыжают.
Нет ничего постыдного в том, чтобы ходить без одежды, зато более постыдное - создавать орудия для нанесения вреда самому миру и жизни. 

***
Порабощение возможно и без насилия. Если заставить усомниться в себе или вызвать внутренний страх к чему-то, или хотя бы так, заставить уверовать в некий авторитет, сотворив иллюзию приобщения к нему, - может возникнуть порабощение.

***
Человек тогда приучается говорить твердое "НЕТ", когда понимание правды и неправды в нем становится ясным и фундаментальным. До этой поры он словно вода в емкости, перетекающая из одного угла в другой. Говорить "НЕТ" тогда, когда в лицо тебе заглядывает "химера" или тогда, когда в случае отказа тебе придется туго, но это того стоит, - качество полноценной личности.

***
То что называется силой воли, есть просто воля человека, обремененная разумом. Если разум свеж и благоразумен, тогда и воля свежа и целенаправленна.

***
Стой и будь подобен скале, если не умеешь быть океаном. Не можешь быть деревом, будь листом парящим, птицей летящей, будь тем, что наделяет тебя смыслом пока бьется сердце в груди

***
Люди боятся изменений. Ведь то, что знакомо не вызывает страха. Новое, видоизмененное всегда вызывает внутреннее напряжение, но оно связано с тем, что Еgo боится расстаться с привычным образом мысли, сформировавшимся восприятием. Перемена места жительства, работы, смена партнера, все в нем вызывает боязливость. Особенность времени -  старость, постоянное изживание для Еgo, почти что ужас. Вот оно и стремится к постоянству. Полезно постоянство, когда касается вечных истин, и отражается на суждениях, поступках, несущих благо. Aeternit;s только для сознания вне форм. Любая форма претерпевает изменения, и тут ничего не поделаешь, потому как в таком естественном порядке заложена гармоничность и круговорот всех вещей и явлений, соединяющих между собой жизнь и смерть. Пытаясь преодолеть изменчивое, сопротивляясь ему, человек противится природе, а значит, и самому Божественному. Если бы человек обращал внимание на внутренний свет, который облагораживает морщины, если бы мышление было иным, не поверхностным, а глубоким, не существовало бы страхов, а неподдельная радость и благодарность жизни. 

***
Когда я все это видел заранее, когда я видел, как разверзнутся небеса, то подошел к хранителю мира. Я сказал ему: "Скоро развернутся небеса, а ты стоишь как будто бы спокойный, разве не ты должен охранять сей мир?". Тогда хранитель ответил мне: "Ты мнителен и беспокоен. Страхи влияют на твой разум. К чему создаешь то, что еще не наступило?"  Тогда я ответил ему в общих чертах, что увидел, и что скорее всего увиденное мною сбудется, так как многое, что я вижу таковым, наступает...  Тогда хранитель рассмеялся надо мной и заперся, чтобы я больше не мог к нему подойти и отвлекать расспросами. На закате дня небеса развернулись, и то что я видел и о чем поведал хранителю, сбылось , как виделось... Тогда я снова пришел к хранителю и сказал ему: "Видишь, - все явилось, все что я видел тогда и что вижу впредь, - все сбывается, но ты мне сказал, что я мнителен и полон сомнений". "Ты и сейчас мнителен, - ответил  Хранитель, - потому как небеса развернулись для тебя и твоего блага..."

***
Предательство больнее, если оно совершается тем, кому больше всех доверял. Как распознать предательство? Если человек говорит тебе: "Ты моя стена, а я твоя стена, или можешь положиться на меня, - а  я не подведу,  мое душа и твоя душа едины", а после этих слов поступает противоположно, подло и вероломно, - это и есть предательство, столь же неожиданное, сколь и ранящее до самой глубины человеческого существа. Но я знаю теперь, что предатель часто действует неосознанно, довольствуясь импульсами, что скрывает тайно от многих. Что является частью его самого, может и не являться вовсе. Становление личности происходит постепенно, но часто под влиянием чужого паттерна. Знание дает понимание, но что толку с этого знания, если все уже свершилось, если сам подпустил ближе чем на шаг того, кто всадил нож в спину? Если же подпустил и не разглядел химеру, значит и сам плохо разбирался в людях.

***
Часто благоразумные в глазах общественности становятся смешными и неубедительными,  если не проявляют понятной активности в споре, ситуации, связанной с доказыванием своих взглядов. Тот, кто противостоит благоразумному, - часто человек твердый, но не далекий в плане размышлений о сути вопроса; довольствуется он поверхностным, а не глубоким значением. Поэтому внешние признаки вопроса, которыми этот человек оперирует в доводах, понятны многим, чего не сказать о благоразумном, который глядит глубоко в корень. Вот эти глубокие вещи часто являются главным и само понимание их способно искоренить любой спор. Но неблагоразумный не вникает в корень вопроса, он охватывает лишь неполную его часть  или же измышляет ее, не воспринимая ее объективно действительности.  Общественность не мыслит, она вообще только реагирует, поощряет, порицает или превозносит, реагируя на фееричность и динамичность событий; у нее нет разума, но есть голос толпища, не имеющей своего стержня, автономии. Все это тоже иллюзия - иллюзия вроде как существующего, но на деле отсутствующего зрителя. Вот когда Сократ на суде перед смертью обращался к народу, стараясь воззвать к его совести разуму, я более чем уверен, - он знал, что обращается к фантому. Однако он все равно говорил пылко и мудро, поскольку обращался не то чтобы к толпе, а скорее к разуму человека, который в идеале олицетворял в тот момент он сам.

***
Одни люди наделяют нас внутренней силой; они подобны огоньку  в ночи, дают нам нужные ориентиры.Таковы хорошие преданные друзья, любящие родители и супруги. Есть и другая категория людей, эгоистичных и подлых, желающих самоутверждаться за счет других, ослабляющих и стремящихся все больше уязвить, - ценность таких не очевидна, но велика. Без таких людей трудно дорожить настоящими, надеяться все больше на себя, стремиться к целостности и независимости, при этом не теряя сострадания и великодушия, задача таких сделать нас более устойчивыми и крепкими к испытаниям жизни, совершенствуя внутри глубоко человеческое.

***
Радуйся и грусти, живи пока живешь, в счастье и в несчастье принимай все и проживай жизнь; все, что у тебя есть - жизнь, ни вчера, ни завтра которая наступит, а та, что протекает сейчас подобно реке. Когда смотришь на реку, - река та же самая и не та же самая, каждое мгновение она в движении, также и ты. Дыши, радуйся, что живешь.

***
Горбатого могила исправит, выражение не совсем верное. Если под этим понимать упрямство и невежество, что душит и владеет человеком безраздельно, то такой человек пронесет  горб до самого конца дней своих. Если же идет речь о человеке разумном, настойчивом и осознающем свои недостатки и пороки, стремящимся к их искоренению, то такого человек не могила исправит, а он сам исправит себя самостоятельно. 


***
Соглашаться или нет, дело ваше. Ваше дело думать или не думать, видеть это таким или другим. Вы сами себе хозяева. Судить или не судить. Спешить или медленно брать в толк. Можете говорить, молчать...все что угодно. Главное помните, чтобы вы ни делали, совершайте искренне, от имени настоящего себя, а не из-за мнимого положения и всяческих предрассудков.

***
Говоря о путях и  цели, полезно мыслить символически. К примеру, треугольник имеет по своей форме три линии и несколько углов, но каждые линии соединенны между собой так, что как с одной так и с другой стороны ведут к единой вершине. Это разные пути восхождения: такой запад и восток, луна и солнце. Всегда следует помнить об альтернативе.

А если понимать чувства людей или их отношения, то зависимую связь я бы выразил символом треугольник в треугольнике, тогда как настоящие чувства, основанные на зрелом и независимо контакте, кругом, не теряющим свою целостность.

***
 
Каждый выбор человека есть его личный выбор между созиданием и разрушением.

***
Один человек искал птицу своего счастья. Он верил, что когда найдет ее и поймает, счастье вступит в его дом, и сам он станет счастливым. Многие годы человек искал эту птицу счастья, сумев пожертвовать многим, что у него было, - не только вещами, но дорогими и близкими ему людьми. Наконец, однажды ему повстречалась ослепительная птица, чье оперение сверкало, искрилось при солнечном свете. Птица исполнялась чудесным звучанием, а ее полет был легким и волшебным. Не веря своим глазам, человек погнался за птицей и вскоре поймал ее. Он держал ее очень крепко в руках, но из-за страха, что может ее упустить, посадил в клетку. Птице было очень одиноко в неволе, она тосковала   и в комнатах дома то и дело звучали грустные мелодии, но человек был доволен. Он водил своих друзей в дом и показывал всем птицу счастья, а когда все восхищались ею, у него на душе наступало такое удовлетворение, оправдание тем жертвенным годам, которые он провел в поиске. Человек  не думал о внутреннем состоянии птицы, - его интересовали  только собственные внутренние желания, и когда птица счастья умерла и в комнатах дома наступила полнейшая тишина, даже тогда он отказывался признавать собственное невежество, не зная на ком бы ему выместить свою злость и как он называл это, -  "дьявольское раздражение".

***
О, будь же бодрствующим, когда остальные спят!

***

Не остерегайся тех, кто поднимает голову вверх и смотрит надменно, королей в наше время почти не осталось, но есть управители. Остерегайся тех, кто наклоняет голову вниз и смотрит исподлобья. Может ты не заметил, но так делает дикий зверь перед прыжком. Такие наиболее воинственные и свирепые. 


***
Нельзя недооценивать постороннее влияние на человека, влияние семьи и государственного управления, влияние социально-общественной системы на человека. Можно говорить как о положительных, так и о негативных факторах такого влияния, сознательном и бессознательном воздействии на человека.

***
В последнее время я задумался над тем, что политика вбирает в себя все больше разных течений, ранее существовавших обособленно. Частные сферы проникают в государственные, отдельные культурные и духовные течения проникают в политическое и  становятся ее звеньями. Политика вбирает в себя столь многое, что становится многообразной и трудно поддающейся определению, она становится глобальной и вместе с тем все более абстрактным явлением, она становится экспериментальной и отбрасывающей в сторону вечные и устоявшиеся истины.  Силы, лежащие в ее основе или точнее воздействующие на политическое ядро, существуют и остаются в тени. Это реально двигающие процессы, силы, они мозг или двигатель политического, но не совсем лицо, что вызывает своего рода иллюзию сложившегося порядка.

А обычному человеку не интересующемуся политикой понять ее сложно по простой причине: она не желает, чтобы ее понимали и стремится делать все, чтобы не сохранялось возможности для глубоких аналитических и критических размышлений.

***
За этот внутренний развал Родины, за уничтожение ее стержня, ее нравственной и национальной основы, достояния, накопленного предками и отцами, за изменение и устрашение многих, за ослепление зрячих, оглушение слышащих, за одурманивание и внедрение антигуманных и античеловеческих идей и законов, рано или поздно наступит расплата. Это естественный результат, наступающий при предательстве ближнего (пусть и не сразу), своего народа и самого себя, как человека, забывшего кто он и какому роду принадлежит...

Расплата будет, -  страшная кара Господня, поскольку от дел тех людей страдают и будут страдать целые народы. Ясно, что не с Богом предатели те. Тогда с кем они? Но все равно последнее слово останется за Отцом небесным.

***

Иногда чтобы отыскать истину, необходимо заплутать... так можно выйти на верную дорожку, если не отчаиваться.

***

Что же делать с теми, кто выжимает других словно мякоть и выбрасывает? Истина тут, ибо с ними поступят также...а если не понимают, то пусть винят собственное невежество, что застилает им глаза. Что дано человеку, то принадлежит человеку, и вина человеку, если вина его.

***

От кого следует держаться подальше? От тех, кто от невежества своего, гордыни, жадности и зависти причиняют много вреда другим. Такие всегда зависимые от соблазнов и желают большего. Вот от таких людей следует держаться подальше.

***

Спокойствие и радость внутри.  Слейся, слейся с ними! Разбуди в себе ребенка! Ведь вселенная именно такая!  Вечно юная, вечно в движении.

***

Нет ничего страшного в постоянстве и в непостоянстве, для каждого состояния свои последствия. В постоянстве же пребывает только тишина и пространство.

***

Нет ничего невозможного? Нет, если для того есть все соответствующие условия.

***
Первое правило в безвыходной ситуации, не говорить о том, что она безвыходная.

***

Один раз обжегся - перетерпи, второй раз обжегся - не приближайся к огню, в третий раз обжегся - задумайся.

***

Там скрывалось большое противоречие, но оно меня не касалось, поскольку я сам должен был следить за собой.

***
Есть только один действенный способ стать лучше - познать себя.

***

Теперь я понимаю, как многое ведомо с позволения и по наущению других...но что мне до этого, я сам в ответе за то, какая у меня картина мира. Пусть и сформировалась она при помощи иных сил, ее поддерживают мои привычки.

***
Избавиться от всех привычек, забирающих энергию впустую. Пересмотреть себя. Там, где создаются закономерности, проявляются некоторые силы. Но если дурные привычки меня изматывают и не делают совершеннее, то это значит, данные силы действуют против меня

***
Прошлое имеет серьезную власть над человеком. Избавиться от прошлого нельзя, но можно его принять и переосмыслить. Выбирай же, что для тебя прошлое - сокровищница твоих дней, что вечно приковывает взгляд и доставляет волнения или же возможная обитель твоего освобождения.

***

Мы шли и разговаривали с ней. Она была младше меня на тринадцать лет. Я предложил ей представить такую картину: человека, сидящего в одиночной камере, где  нет ничего, кроме пола и стен. Я сказал, что этот человек целостен, невозмутим изнутри, и что та темница для него не является заточением... Тогда она сказала мне, что при таком положении дел, такой человек - тупица. 

***

Теперь я точно знаю, что есть темные силы, что действуют на человека отрицательно. Безусловно, есть и магические наваждения. Но здесь нужно сказать следующее. Если человек приверженец света и духовный воин, противоборец темным силам, никакие чары не совершат того, чего жаждет их насылающий. Все зависит от внутренней чистоты человека, и только от нее.  Поэтому так важно все время перерастать себя, ежедневно и ежечасно, - в рамках данного дня, - стремиться к свету и только к нему! Встреча же со тьмой не бессмысленна, а поучительна. \

***
Мнительность или то,  что о тебе подумают другие, порождает много негативных последствий. Какая разница, что подумают другие, если твои помыслы чисты, а намерение сопряжено с духом?  Какая разница, что подумает тот-то и тот-то блуждающий, волнуемый и гонимый собственными измышлениями и ощущениями? У каждого из них свой вопрос и ответ, если вообще есть вопрос. Думай о себе в той степени, чтобы исправляться... про это сказано,  в чужом глазу сучок видишь, а в своем и бревна не замечаешь(Новый Завет, Евангелие от Матфея (гл. 7, ст. 3).

***

Теперь, когда я достигаю разума и постигаю мудрость, вижу я и чужую хитрость. От того многие неприятности случаются, что каждый думает о своей выгоде и комфорте. Однажды каждый должен для себя решить, что для него мораль, а что долг, и как то, и другое соприкасается и согласуется вместе.


***

осуждать куда легче. Куда труднее быть человеком

***
мужчины и женщины ранят друг друга; раненые мужчины и женщины ранят своих детей; раненые дети, став взрослыми мужчиной и женщиной ранят друг друга...

***

К ней я тянулся внутренне; она казалось мне свечой среди прочих, - так ярко пылала и воспламеняла других. Между тем, она была просто человеком, но человеком, чье созидание и труд сделали ее такой...

***
Задача движущих экономических сил в индустриальную эпоху заключается в том, чтобы увести взор человека от себя самого к внешнему миру, к тому искусственному миру рекламы и медиаикультуры, где преобладает мода и потребление; обратить человека от самого себя, заглушить его внутренний зов, который есть в каждом согласно природе...

***

Самый легкий путь - путь преодоления; парадокс тяжести... по закону земного, чем тяжелее предмет, тем быстрее он падает вниз и достигает поверхности; чем легче масса, тем менее тяготение. Задумайся же над тем, что есть душа и что ее тяжелит и что будет если избавиться от этого.   

***

Мысли подобны ручью, сбегающему с вершины. Мы не видим источника, но сталкиваемся с потоком.

***

Я искренне простил всех, кто причинил мне боль.  Сделал я это не только ради свободы, а ради того, что люди заслуживают прощения. Сколько я причинил боли и страданий другим и даже не всегда осознавал этого? Достоин ли я прощения? Смотри на других, как на зеркало...


***

Мы то, что мы делаем....

***

О свойстве заблуждаться написано много. Как заблуждаются массы, тоже известно. Это весьма интересная сфера. В большей степени конформизм влияет на поведение и мнение человека, у которого не сформировалось независимое мышление.  Однако я на примере убеждался и в том, что даже грамотные люди ошибаются. Я знаю одного человека, его склонность к лжи и обману, его скрытные ухищрения, - потому знаю, что знаю его с детства. Однако ему удалось провести сотню тысяч, и потом еще столько же, и все они видели в нем не того, кем он являлся на самом деле. Здесь скрывается ирония, и, разумеется, невежество. Что до меня, то я не буду изобличать обман.. Пусть живут иллюзиями те, кому она необходимы. В конечном счете иллюзии нужны для приукрашивания действительности, когда же действительность не соответствует личным ожиданиям,происходит либо крах иллюзии, либо оправдание случившегося, и как следствие, самообман.

***

Беспечность в том смысле, что теряешь всякую осторожность, - противоположная крайность беспочвенному и бессмысленному страху. И то, и другое, порождают заблуждения.
 
***

Правда бывает криклива и громогласна, нелогична и непоследовательна . Ложь - последовательна и рациональна, убедительна и успокоительна для слуха.  Но правда, какая бы не ужасающая была, - она всегда священна; она обескураживает, дарит реальную возможность видеть ясно и естественно. Ложь  тоже дарит надежду, но надевает темную повязку на глаза...
***
Так пишу...Другу и Наставнику....потому как другом может быть не каждый, но тот, кто коснулся сердца, добрался до глубины; наставником тот, кто указал путь, направление...а ты сам снаряжаешь корабль, взбираешься на него, срываешь якорь, поднимаешь паруса, и направляешь судно туда, где восходит солнце...

***

путь, который дается, дается не просто так. Есть у него и начало и завершение. Я говорю о человеческом пути. Человек как правило проживает две жизни, одну, которая у всех на виду, и та, которую он проживает внутри себя. Пусть та, которую он проживает внутри себя, будет лучше той, которую он живет на виду у всех. Если она будет лучше, то жизнь снаружи (а что такое снаружи?), будет чище и добрее. Поступки обретут смысл  .


Рецензии