Миф, фейк или правда о кончине свт. Сильвестра

Имеются противоречащие друг другу воспоминания, сведения и факты о кончине святителя Сильвестра Омского. Приведу их в том порядке, в котором они становились известными мне.
*
28-29 ноября 1998 года в Омске состоялась канонизация новомученика архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (в миру Иустина Львовича Ольшевского) в лике местночтимых святых. В тогда опубликованном житии было сказано следующее.

«Архиепископ Сильвестр занимал Омскую кафедру с 1915 г. 6 февраля 1918 за возглавление Крестного хода в протест гонений за веру был арестован, но после мощного протеста горожан 8 февраля был освобожден.
В конце 1919 года при отступлении покидавшей Омск Белой Армии святитель остался верен Омской пастве и без колебаний остался в городе. Вскоре он был заключен в тюрьму. Два месяца архиепископа Сильвестра истязали, добиваясь отречения от веры и, ничего не добившись, мучители подвергли святителя мучительной смерти, прибив его руки гвоздями к полу, они раскаленным шомполом прижигали его тело, а затем этим же шомполом, пронзили сердце.
26 февраля 1920 года архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину. Тело священномученика было тайно погребено палачами, и место его погребения до сего дня не известно».

*
В августе 2000 году Архиерейский собор Русской православной церкви причислил святителя Сильвестра (Ольшевского) и эконома Николая Цикуру к лику Новомучеников и Исповедников Российских.

*
22 июня 2005 года на раскопках Успенского Собора были обретены святые мощи архиепископа Сильвестра. Таким образом, была открыта тайна места захоронения святителя.

*
В 2006 году была издана книга «В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского». Эту книгу я приобрела. В ней кроме жития и трудов были опубликованы  судебно-медицинские заключения и материалы, относящиеся идентификации обретенных на месте Успенского собора мощей святителя Сильвестра, мученическая кончина котрого не вызывала у меня сомнений.

*
И вдруг одна из прихожанок приносит ксерокопии публикации о том, что в архивах ЗАГСа обнаружена запись о смерти архиепископа Сильвестра Ольшевского, умершего не от мучений, а от тяжелой болезни.

Конечно, я стала разбираться. В моем распоряжении публикации в интернете.

*
Во-первых, это – Миф о гибели архиепископа Сильвестра" (https://voencomuezd.livejournal.com/1034489.html).
Данная публикация начинается так –

«Ветка "Ляпы, или как искажается история" на сибирском форуме всегда была унылым перечислением ляпов и опечаток в советских/современных книжках или на сайтах вроде того, что неправильно указан год выпуска фильма или количество населения города... Бороться с серьезными историческими фальшивками никто не будет. Но вот теперь там опубликовано разоблачение одного довольно жирного фейка (дана ссылка).

Вкратце суть такова. В Омске большое место занимает история о гибели архиепископа Сильвестра, которого большевики в 1920 году якобы арестовали и убили - как водится, били, пытали, прибили к полу гвоздями и закололи раскаленным шомполом. В 2005 году гроб с его телом был найден и хотя подтвердить причину смерти было нельзя, архиепископа в 1998 г. признали святым и возвели в ранг мучеников.

Но, как оказалось, история о причине смерти архиепископа целиком и полностью идет от одного православно-ориентированного краеведа, И.П.Шихатова, который не постеснялся ее просто-напросто придумать, а сам архиепископ скончался на самом деле у себя дома от рака желудка. Эта ужасная тайна стала известная лишь недавно благодаря проверке областного ЗАГСа. Подробнее см. по ссылке, а я тут отсканил статью с разоблачением, чтобы не пропало - не всем можно верить.»

Далее приводится публикация , главного специалиста Исторического архива Омской области Паниной Марии Федоровны «Его больше не трогали»: легенда о мученической кончине архиепископа Сильвестра в 1920 г. Приведу некоторые выдежки из статьи.

«В истории любого города, в том числе и Омска, - немало преданий. Легенда о мученической кончине архиепископа Сильвестра, чьи мощи хранятся в Успенском кафедральном Соборе, родилась в 90-е гг. прошлого века.

Впервые омичи узнали о пастырском подвиге Сильвестра из публикаций «Ореола» (20-26.02.1997 «Владыка умер в каземате») и Архивного вестника (№6, 1998. Омск. «Архиепископ-бунтарь»), - утверждает И. П. Шихатов, автор вышеперечисленных статей, в своей очередной публикации «Тайное захоронение - последний приют архиепископа Сильвестра» (Архивный вестник, №13, 2005, Омск). «Многие архипастыри Омской епархии закончили свою жизнь в лагерях или же были расстреляны. Но жизнь Сильвестра во благо церкви и трагическая кончина его во имя веры потрясли меня, и задался тогда я целью восстановить житие пламенного и несгибаемого подвижника церкви. Исследованы были следственные дела ЧК, прокуратуры, судебной палаты, ЗАГС, сибирской прессы за 1920 г. Архипастырь Сильвестр принял мученическую смерть в Омской тюрьме, совершив духовный подвиг, достойный памяти потомков. Биографическую справку и портрет а. Сильвестра я передал в Омскую епархию в феврале 1997 г., которая и представила кандидатуру Сильвестра на канонизацию»

«Случай действительно уникальный: подвергнуть человека таким нечеловеческим пыткам! Иван Павлович утверждал, что при составлении биографической справки архиепископа Сильвестра им были изучены архивные документы. Но в своих публикациях он не назвал ни одного документа, не подтвердил документальными свидетельствами хотя бы факт ареста архиепископа или содержания его в тюрьме.».

Далее говорится о том, что после обнаружения останков на месте Успенского собора  различные эксперты пришли к выводу, что останки принадлежат архиепископу Сильвестру, причину смерти которого определить нет возможности. Далее по тексту следует - « В июле 2011 я обратила внимание на дело из личного фонда А. Ф. Палашенкова, директора Омского краеведческого музея. На обложке значился простой заголовок: «Столповский М. А. - отец Н. М. Столповской, библиотекаря Омского краеведческого музея». …Руки сами открыли дело, я увидела три подшитых школьных тетради, исписанных мелким почерком. Записи в первой тетради начинались воспоминаниями об Омске с 1912 г., когда Митрофан Алексеевич Столповский приехал в наш город. Я машинально начала искать описание событий 1919 или 1920 гг. о гибели Сильвестра. И вот находка, да еще какая! В деле оказалось подшитым письмо Митрофана Алексеевича, адресованное Андрею Федоровичу Палашенкову:

«14 ноября 1919 г. пришла Советская власть; начались аресты. Были арестованы настоятель собора протоиерей Соловьев и регент Китаев. Китаев содержался не так строго, часто, говорят, бывал дома, и, между прочим, /125/ был расстрелян. Был арестован и арх. Вениамин. Участь его неизвестна. Говорят, Жардецкий перед казнью исповедовался у него. Арх[иепископ] Андрей [Уфимский] уехал до прихода Советской власти.

Настоятелем Собора назначен был о. Федор Чемагин, брат П. А. Чемагина (референта). О. Федор не особенно пользовался любовью прихожан, называли его прохвостом. Жил он в церковном доме на Коммунистической улице, ближе к Иртышу. Когда Сильвестра выдворили из архиерейского дома, он поселился у Чемагина. Вероятно, всё перенесённое архиереем Сильвестром отразилось на его здоровье. Он заболел и, как видно, раком желудка. Вместо Город[ской] упр[авы] появился Коммун[альный] отд[ел]. Я был назначен секретарем финансово-счётного п/отд. [подотдела]. В штат моего отдела был назначен делопроизводителем П. А. Чемагин. Я его не знал. Он бежал из Тобольска, хотя и работал в Управе. Назначен он был ко мне в то время, когда лежал в больнице. Болел тифом. По выходе из больницы у нас с ним были очень хорошие отношения. Чемагин П. А. каждый день сообщал нам сведения о ходе болезни архиерея и возмущался тем, что он живет на одном хлебе. В начале 1921 г. арх. Сильвестр умер...» (ф. Р-2200, оп. 2, д. 1883, л. 60-61 об.).

Сразу же возник вопрос: неужели архиепископ Сильвестр умер в 1921 г.? Возможно, поэтому и не была выявлена И. П. Шихатовым в 1997 г. актовая запись о регистрации смерти Сильвестра, когда он писал биографическую справку о нем. Мы проверили все актовые записи о регистрации смертей по г. Омску за первую половину 1921 г. Записи о смерти Сильвестра не обнаружили. Делаем вывод: М. А. Столповский в своих воспоминаниях ошибается. Проверяем актовые записи всех районов г. Омска за 1920 г. В Книге регистрации актов гражданского состояния о смерти по 3-у району г. Омска я нахожу актовую запись №96 о регистрации смерти архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (ф. Р-580, оп. 3, д. 48, л. 96). Эта запись не только подтвердила воспоминания М. А. Столповского о причине смерти Сильвестра, но и указала на место его погребения. Вот её полное содержание: «Книга записей смертей за 1920 г. Отдела записей актов гражданского состояния при Омском губревкоме 3-го района.

№ записи - 96. Месяц и число смерти - Марта 10-го дня в 2 час. 30 мин. дня. Место смерти - гор. Омск, улица Главноуправленская, 46. Пол умершего - мужской. Имя, фамилия и род занятий умершего - Сильвестр, Архиепископ Омский и Павлодарский. Причина смерти - Кишечный рак. Фамилия, имя и местожительство врача, выдавшего свидетельство о смерти и дата свидетельства - Зинин М. П. Омск, улица Банная, №78. Свидетельство от 11 марта 1920 г. Место погребения - В Соборном склепе, ул. Красный Путь. Год, месяц и число рожд. умершего - 1860 г. января 1-го дня. Семейное положение умершего (холост, вдов, разведен) - Архиепископ. Имя, фамилия и местожительство лица, заявившего о смерти - Виктор Кергесар, Омск, Тарская улица № 19».

Итак, этот подлинный документ без колебаний позволяет установить дату и причину смерти архиепископа Сильвестра, место его захоронения. А почему данный документ не был найден в 1997 г. или в 2005 г., я не знаю. Видимо, всему своё время.»  (Известия Омского государственного историко-краеведческого музея: Сб. науч. Трудов. №19. / Мин-во культуры Омской обл.; ОГИК музей. Омск, 2014. С.123-126.)

*
Чтож, это документы, из которых следует, что архиепископ Сильвестр не был замучен, а умер своей смертью.
Но как ответить на вопросы – почему никаких свидетельств похоронах и месте захоронения горячо любимого архипастыря не сохранилось в народе?
Почему это событие покрыто такой непроницаемой тайной?

Время-то было более, чем смутное. И вот еще одно свидетельство тому.
"Вестник первопоходника", №57/58 июнь-июль 1966. С. 7-13:
«Автор настоящей статьи — нижний чин, доброволец и пишет, как сохранилось это событие в его памяти, что он наблюдал и пережил лично и что слышал от заслуживающих доверие людей.

"В Омске нас свели в два вагона: один направили через Челябинск на Волгу, другой через Екатеринбург в Пермь. Взорванный белыми железнодорожный мост через Иртыш еще не был восстановлен, и поезда переправлялись по льду. Здесь нас задержали на сутки, чем я воспользовался для посещения знакомых. Недавнего оживления в городе не осталось и следа. Настроение у знакомых панихидное, полное безнадежности. Говорят шопотом, потому что стены имеют уши. Боятся друг друга. Жалуются на острый недостаток продовольствия, который пока восполняется "товарообменом" с деревней. Каждую ночь происходят обыски, аресты, расстрелы...
Зашел в собор. Шло богослужение. Поминали новопреставленного архиепископа Омского Сильвестра. Был 9-й день после его смерти в тюрьме. Не помню, выдали ли тело для погребения. Вернулся в свой эшелон, подавленный происходящим"».

*
Сопоставляя воспоминания добровольца и воспоминания Столповского, можно отметить, что доброволец сам присутствовал на богослужении в 9-й день после смерти святителя и говорит о том, что смерть произошла в тюрьме, а Столповский вспоминает годы спустя, почему и путает год смерти. А поскольку, его воспоминания основаны на свидетельстве госслужащего, то вполне возможно, что тот озвучивал официальную версию властей, что вполне логично в описанной добровольцем обстановке того времени.

*
В феврале 2019 года я начала готовить материал о священомученике Сильвестре для занятия воскресной школы и, конечно, открыла книгу «В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского». Все имеющиеся в ней документальные материалы говорили о том, что это был человек, которого искренне любили и прихожане, и подопечные, и подчиненные, и соратники.

Я решила не скрывать открывшихся фактов и сомнений о том, какой была кончина архиепископа Сильвестра и стала внимательно просматривать не только тексты, но и фотографии, опубликованные в книге и сопоставлять с имеющимися данными.

*
Что касается даты смерти архиепископа. 
26 февраля 1920 г. – дата из официального жития.
10 марта 1920 г. – дата из записи ЗАГСа.
1921 год – дата из воспоминаний Столповского.
6 февраля 1920 г. – дата с фотографии Помяника монахинь монастыря во имя Казанской иконы Божией Матери (фото из книги).
(6 число по старому стилю соответствует 19-му февраля 1920 г.)

Разница в датах лишь подтверждает факт таинственности обстоятельств смерти святителя Сильвестра.

*
Факт таинственности подтверждает и фотография Постановления о прекращении уголовного дела, текст которого ранее нигде не публиковался. Все фотографии помещены между 111 и 112 страницами в книге " Вере ли вы? («В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского» митрополита Феодосия Процюка, 2006, Издательство Воскресенье, Москва.)

Итак, фрагменты Постановления.

«Постановление о прекращении уголовного дела. г. Омск. 03 декабря 2005 г.

Старший следователь отдела по расследованию ОВД прокуратурой Омской области Левашов И.В., рассмотрев материалы уголовного дела N 812583 по факту обнаружения скелетированных останков Ольшевского И.Л. при проведении работ по обнажению фундамента Успенского кафедрального собора, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.

… Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы трупа N5736 от 25 октября 2005 года определить причину смерти Ольшеского И.Л. не представляется возможным. При исследовании костных останков трупа Ольшеского И.Л. обнаружено повреждение в виде дырчато-франментарного перелома в теле грудины, сформировавшееся в результате воздействия удлиненно-колющего предмета четырехгранного поперечного сечения, причем указанное повреждение могло быть причинено как прижизненно, так и посмертно. Однако, в случае, если это повреждение было причинено прижизненно, то по ходу раневого канала должно было быть также повреждение в правое предсердие сердца, расположенное непосредственно за грудиной в проекции дырчатого перелома, это повреждение сердца и могло явиться причиной смерти Ольшеского И.Л. Кроме того, обнаружены и другие повреждения…
Согласно заключению эксперта №303-МК от 26.10.2005 (медико-криминалистическая судебная экспертиза) обнаруженного на грудине Ольшеского И.Л. является колотым, могло служить причиной смерти Ольшеского И.Л., могло быть причинено штыком, относящимся к времени смерти Ольшеского И.Л…»

*
Выводы можно делать самостоятельно. Однако, последний из приведенных документов говорит в пользу церковного предания о том, что сердце святителя Сильвестра было пронзено мучителями.


На фото: фотография последней страницы Постановления о прекращении уголовного дела.


Рецензии
Довели народ...

Глебыч   25.11.2019 16:17     Заявить о нарушении
каждый сам за себя в ответе

Татьяна Вика   25.11.2019 17:30   Заявить о нарушении