По ту сторону викиразметки

- Перед вами первый зал, посвящённый истории Великой Интеллектуально-Коррелятивной Инфраструктурной Первой и Единой Древовидной Интернациональной Инклюзивной книги всех времён. Вы видите большие и маленькие устройства, на которых работали первые виккане. Энтузиастов было немного, но они вдохновились идеей универсальной книги на всех языках, доступной для каждого разумного существа. Эти коробочки, которые вы видите в голограммах, назывались компьютерами и смартфонами. Тогда виккане не знали о концепции древовидного космического сознания, хотя подсказки для них сохранились во всех культурах. Рождённый из хаоса мир стремился к порядку, высшей степенью которого стал викиязык. Первые виккане, пользуясь интернетом как связующим звеном, разработали программный код. С помощью викиразметки пионеры Википедии развивали глобальную книгу во всех направлениях, связывая всё со всем. Это была эпоха древности, когда человеческое сознание пребывало в уединённой дикости, существовало автономно. Основной ценностью того периода было «личное пространство».
- А что это за кирпичи? – спросил юный викканин и прищурился, чтобы вывести на свои линзы комментарий по артефакту.
Экскурсовод улыбнулась и перескочила к кипе законсервированных полуистлевших бумаг.
- Здесь вы видите печатную версию первой глобальной книги. Бумажные книги тогда были в ходу.
- Зачем люди использовали бумагу? Это неудобно, но, самое главное, не логично. Книга в бумажном виде существует для ограниченного числа людей совершенно короткое время. – викканин-школьник не давал экскурсоводу заскучать. – К тому же, актуальность таких книг сомнительна. Как это вообще возможно – книга, которая живёт сама по себе?
- До создания Википедии книги и люди вели обособленный образ жизни. И хотя книга считалась достоянием общественности, её издавали на бумаге. Потом появились электронные книги. Это был первый шаг к новому сознанию.
Юный викканин высокомерно хмыкнул и перепрыгнул в другой зал. Застревать в непонятной древности с её наивными устройствами и странным сознанием школьнику совсем не хотелось.

Во втором зале не было ничего, кроме огромных информационных панелей. Школьник с любопытством стал тыкать пёстрые слова на разных языках. Перед ним открывались статьи, большие и маленькие. Вскоре мальчишке надоело это однообразное зрелище, и он вызвал экскурсовода.
- Что ты можешь сказать о втором периоде истории глобальной книги?
Экскурсовод заговорила увлечённо:
- Второй период Википедии был одним из самых прекрасных. Сообщество пионеров-виккан ширилось и охватило всю планету. Но уже в конце второго тысячелетия наступил потолок. Все знания, накопленные от начала времён, были проиндексированы и связаны. Человек изменил свои привычки и стал больше путешествовать по ссылкам. Удовлетворив, казалось бы, вечную жажду знаний, люди застыли. Уже не было редким владение вики-языком. Но человек устал познавать… традиционным способом. Никто не заметил, что Википедия изменилась и стала требовать от своих создателей того же. Назрел глубокий кризис ценностей. Единое знание, доступное для всех, уже было создано. А единства в обществе не существовало. Человек продолжал вести жизнь обыкновенного дикаря, который отстраивает свой маленький мирок, пользуясь специальными знаниями. Это разозлило вселенную интегрированного разума. И тогда, как говорили древние, «бездна взглянула на людей».

- И как это проявилось? – школьник дрейфовал по залу, лёжа слушая лекцию.
- В начале третьего тысячелетия стали рождаться дети с вики-областью в сознании. Они выросли и изменили общество. Вместо личности и личного пространства ценным стало нечто другое – доступность индивидуального опыта. Во все времена человек провозглашал себя существом социальным, но не трудился делать из этого утверждения логичные выводы. Если человек – существо социальное, значит он – достояние общественности. Сначала люди исполняли этот принцип формально, добиваясь славы для своих аватаров в сетях. С приходом первых вики-сознательных людей такое мировоззрение стало уступать место новому. Вики-сознательные люди объявили каждого человека и каждый момент его жизни драгоценным. Так в проекте Википедии появилась новая территория – Экспериум. Первые вики-сознательные люди жертвовали каждый свой прожитый день в чашу глобальной книги. Человеческий опыт начал накапливаться в Экспериуме, систематизироваться и моментально размещаться в сознании виккан. Слова «жертвенность» и «благо» обрели новые смыслы в масштабах планеты. Если в древние времена единственно возможной формой коллективной жертвы была война, то в третьем тысячелетии люди перестали обращаться к оружию и переключились на опыт как мерило ценности. Викканин получил свободу совести. Он мог жертвовать свой опыт так часто, как желал того сам. Среди первых виккан было много скептиков, которые жертвовали неохотно, только в экстренных ситуациях, когда им надо было выжить.
- Разве тогда не прекратились войны? – школьник завис посреди зала.
- Среди виккан не было воинов. Не было и тех, кто разрабатывал оружие. Но на первых виккан была объявлена охота. Большая часть людей не пожелала интегрироваться с единым разумом. На границе третьего и четвертого тысячелетия была бескровная последняя война. Виккане не желали причинять обычным людям зло, поэтому они предпочитали прятаться. В Экспериуме об этом сохранилось много опытов, вы можете к ним при желании обратиться. Синхронизироваться с этой эпохой будет гораздо проще, так как она максимально приближена к нашей. Давайте переместимся в следующий зал, посвящённый периоду Упорядоченности.
 
Школьник перепрыгнул в новую комнату, где не было ничего, кроме белых стен, потолка и пола.
- Последняя война окончательно разделила человечество. Виккане отождествились с Экспериумом. Это было взаимовыгодное предложение единого разума. С тех пор каждый викканин рождается как часть Экспериума, ценная крупица исследующего разума. Виккане абсолютно свободны как в перемещениях, так и в жизненном выборе вообще. Они получили все преимущества единого разума. Когда вы завершите вашу выпускную работу по истории Википедии, вам будет открыт финальный доступ к картине мира.
Юный викканин несколько минут стоял неподвижно на потолке белой комнаты в зале эпохи Упорядоченности. Его взгляд был расфокусирован. Школьник формировал свою выпускную работу. Добавив в конце эссе подпись «Вик Тор, ученик выпускного класса Интегра», он спрыгнул на пол.

***
«Вик Тор, - слова возникали посреди белой комнаты, - вы закончили свою выпускную работу по истории Википедии. Согласно вики-экспертизе, семантическое поле вашей работы свидетельствует о достаточном уровне подготовки и зрелости викканина Вик Тор. Википедия предоставляет вам право выбора. Вы можете продолжать опыт в Экспериуме или отправиться за пределы вики-мира, чтобы исследовать пограничные слои. Ваши родители открыли новый слой реальности, который соседствует с измерением человеческих иллюзий. Хотите отправиться туда и расширить опыт?»
Выпускник ненадолго задумался. Затем он приложил ладонь к словам об измерении человеческих иллюзий и исчез.

***
Измерение человеческих иллюзий
1. Иллюзии человека о самом себе
1.1 Иллюзия самости
1.2 Иллюзия одиночества
1.3 Иллюзия общности
1.4 Чувственные иллюзии
1.5 Сверх-иллюзии о мироустройстве
1.6 Влияние интерференции опыта на создание иллюзий
1.7 За пределами иллюзий [статья находится в разработке]

Вик Тор стал читать, двигаясь по пунктам, и делать пометки в своём вики-блокноте:
«1. Человек склонен жить в иллюзиях, но ему часто кажется, что это не так.
1.1 Хотя виккане считают потребность делиться опытом такой же естественной, как потребность дышать, их самость до сих пор активно проявляет себя. Когда, сколько и каким образом жертвовать опыт, решает каждый викканин в отдельности. Этот обмен с системой строится на паритетных началах: сколько викканин привносит в Википедию, столько глубинных доступов он может получить.
1.2 Каждый викканин – исследователь, путешественник, учёный и творец в одном лице. Виккане рождаются исследователями и большую часть своей жизни проводят в одиночестве. Однако это всего лишь иллюзия, так как по запросу каждый викканин может получить опыты других виккан любой давности и даже интегрироваться с авторами опытов.
1.3 Не смотря на вышеперечисленные возможности, викканин может находиться в иллюзии, что является частью большого сообщества, тогда как его интересы по факту разделяют единицы.
1.4 Виккане унаследовали чувственность довикипедических людей. Благодаря растущей викитеке опытов, они смогли развить чувствительность ещё сильнее. Из-за этого викканин, в отличие от обычного человека, легко становится жертвой чувственных иллюзий.
1.5 Википедия предоставляет широкий выбор картин мира. Однако эти картины принадлежат к слою сверх-иллюзий о мироздании. Карта мира викканина актуализируется в ходе опыта. Но даже тогда викканин является заложником своих иллюзий о мироустройстве, так как всякая система склонна себя защищать. Таким образом, ни одна карта не является полностью достоверной, детальной и совершенной.
1.6 Викканам свойственна одна болезнь, она же иллюзия, возникающая под действием интерференции опытов. В довикипедическом мире такое явление было редким и болезнью не считалось. Люди назвали этот эффект «дежавю». В викитеке опытов наметилась тенденция: страдающие от длительных дежавю виккане не справляются со своей основной работой исследователей и подвергают себя дефрагментации. Для вселенной Википедии этот акт является конечной точкой в жизни викканина. Что происходит после дефрагментации – тайна.
1.7 Виккане классифицировали и исследовали большинство иллюзий, однако это не спасает их от болезни дежавю. Чтобы продвинуться в решении этой проблемы, энтузиасты уже отправились искать новый слой за пределами иллюзий».

Завершив конспект, Вик Тор отправил его в свой опыт. Вики-вселенная ответила:
«Благодарим участника Вик Тор за расширение опыта. Хотите продолжить исследование области иллюзий?»
Вик Тор подтвердил намерение, поставив в воздухе отпечаток своей ладони.
«Выберите направление: «Влияние интерференции опытов на развитие дежавю» или «За пределами иллюзий».
Вик Тор выбрал второй вариант. Линзы молодого викканина зарябили, появилось сообщение:
«Сейчас вы отправляетесь за пределы вики-размеченного мира. Ваш опыт, каким бы он ни был, является самым ценным. До встречи!»

***
Под ногами Вик Тора мягко пружинила трава. Ласточки разрезали высокое небо на бело-голубые лоскуты. Ветер носился тут и там, распространяя какую-то нереальную радость. Мир полнился звуками, запахами, движением и чем-то невероятным. Навстречу молодому человеку плавно двигались две знакомые с детства фигуры.
- Мама, папа, вот мы и встретились, - широко улыбнулся Вик.
- Мы ждали тебя, сынок, - отец похлопал парня по плечу.
- А ещё мы поспорили, через сколько дней после выпуска ты будешь здесь.
- И кто выиграл? – Вик внимательно рассматривал своих родителей: эти двое сильно изменились, будто стали живее.
- Конечно мама! – развёл руками Вик Тор старший.
- А это значит что? – заговорщически прищурилась мать.
- Что мы выполним задуманное, потому что нашли то, что за пределами иллюзий. Нашли… целый мир.
- Чем займётесь в новом мире? – полюбопытствовал Вик-младший. Он пытался скрыть неизвестно откуда накатившее волнение за деловым тоном.
- Ты не поверишь! – щебетала мать. – Будем жить для себя, как люди в старые добрые времена. Никаких чужих опытов. Никаких интерференций, дежавю и прочих иллюзий, созданных системой.
Сын от такого признания опешил. Вик-старший заговорил быстро и вдохновенно:
- Заживём! Я уже строю ферму, мать хлопочет по хозяйству. Мы достаточно опыта посвятили Википедии. Однако открытие наше противоположно основному правилу системы: упорядоченная жизнь возможна только в вики-размеченных областях. Хочешь найти равновесие и избавиться от дежавю – живи для себя… Человек не может быть на все сто достоянием общественности. Это противоречит его природе. Мы тебе свой выбор не навязываем. Ты уже взрослый, Вик. И решать, что делать дальше, тебе. Ты всегда можешь найти нас в этом большом мире.
Вик не верил своим ушам.
- Так что… - викканин боялся своих догадок, - вы не вернётесь?
Родители молчали и неловко улыбались. В этот момент Вик-младший испытал такой напор чувств, который не был доступен ему раньше. Ему казалось, что он одновременно нашёл что-то важное и потерял. Важное крылось за пределами вики-размеченных слоёв. По-настоящему важное шелестело травой, блестело в перьях птиц и крылось в слегка виноватых улыбках родителей. И это принадлежало только им троим.


Рецензии
Понравился ход ваших рассуждений. Правда, чтобы это произведение стало полноценным рассказом, нужно поработать, здесь много не художественного, а публицистического.

Вы пишите про иллюзии, а иллюзии - плод когнитивных искажений. Если поработать над искажениями, что сейчас доступно - психология уже изучила эту область восприятия, иллюзий не будет.

Может вы что-то иное имели ввиду под иллюзиями? Имя ВикТор здесь очень уместно)

Оксана Шуда   30.03.2019 04:50     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, Оксана. Да, описание будущего требует своеобразного подхода.

Иллюзии здесь скорее философская категория, а не плод когнитивных искажений.

Анастасия Кравец   02.04.2019 16:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.