Чакана-гармония мира, крест- жизни

Чакана-гармония мира, крест- жизни

Инти (кечуа inti, айм. inti «солнце») — бог Солнца в мифологии инков и покровитель Тауантинсуйу. Май(айм) - Солнце.

Май(Литва) - месяц, как светило "солнце" в ночи. Во тьме спящего сознания. Солнце Будды. Внутреннее духовное солнце.
Инти-олицетворяет майское Солнце. (Пунчао)
Золотой подсолнух символ бога Инти-олицетворяет.

                Чакана - Инкский крест.
Светлый и тёмный оттенки верхней и нижней половин инкской чаканы символизируют дуализм — двойственность мира (янанти), а круг обозначает пуп или центр мира, жизни и вообще Вселенной (коско). Здесь и далее курсивом дается звучание термина на языке кечуа — существующим поныне официальном языке Империи Инков.
Инкская чакана Храма Солнца. Писак, Перу
Инкская чакана, является символом гармонии мира. Четырьмя группами своих ступеней она как бы объединяет четыре группы понятий.
Ступенчатый крест с тремя ступенями в каждой четверти называют инкским крестом, чаканой. Чакана - символ гармонии мира. Четыре группы ее ступеней объединяют четыре группы понятий:

Первая четверть символизирует энергетические уровни или миры:

нижний или подземный (мир мертвых и нерожденных)
средний или наземный (земной мир)
верхний или небесный (мир богов)
Вторая четверть обозначает священных животных, соответствующих этим мирам:

змея (символизирует подземный мир)
пума (символизирует наземный мир)
кондор (символизиует небесный мир)

Третья четверть символизирует 3 заповеди инков:

не воруй
не лги
не ленись

Четвертая — человеческое предназначение:

благодетель, любовь
знание
труд, работа


Четыре конца инкской чаканы символизируют четыре региона (суйо) составлявших Империю Инков (Тауантинсуйо): Чинчайсуйо, Кольасуйо, Антисуйо и Контисуйо.

Концы инкской чаканы также означают и созвездие Южного креста, которому инки поклонялись.

Кроме того, четыре конца любой чаканы символизируют четыре стихии (вода, земля, воздух и огонь), четыре стороны света и 4 сезона: зиму, весну, лето и осень.

Светлый и тёмный оттенки верхней и нижней половин инкской чаканы символизируют дуализм — двойственность мира (янанти), а круг обозначает пуп или центр мира, жизни и вообще Вселенной (коско).

Имеется единичный пример семиступенчатой чаканы. Её нижняя половина, выполненная из глины и совсем уж слабо видная, находится на стене главного здания Храма творца мира Виракоча (Ракчи, Перу).

Андская чакана встречается сравнительно редко. Как упоминалось, отличается от инкской количеством ступеней.


(по материалам Wikipedia)

                Чакан.

"Прикладное искусство "чакан", древняя игра чавгон и ткань атлас представлены на внесение в список наследия ЮНЕСКО. В настоящее время эти заявки рассматриваются комиссией ЮНЕСКО

ДУШАНБЕ, 20 янв — Sputnik. Таджикистан предложил внести в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО национальный вид прикладного искусства "чакан", древнюю игру чавгон и ткань атлас."

Чакан — таджикский национальный стиль вышивки, который используется в одежде женщин южного Таджикистана.

Традиционные национальные костюмы из атласа стали особенно популярны еще в древние времена, когда Таджикистан стоял на Великом шелковом пути. Ткань из чистого шелка сохраняет прохладу летом и отдает тепло зимой. Традиционно в Таджикистане из атласа шьют национальные костюмы для выступлений, а также подвенечные наряды для невест.

Обычно изготовлением занимаются два вида мастериц: каламкаш (рисовальщица) и гулдуз (вышивальщица). «Первые наносят рисунок,  обозначая тона. Вторые вышивают эти узоры цветными нитками, в основном, шелковыми. Обычно мы собираем всех вышивальщиц  у себя дома и долгими вечерами, за разговорами и песнями завершаем работу», - рассказывает апаи Оламби. По ее словам, для вышивания одного платья требуется от 3 дней до 2 недель, в зависимости от сложности и плотности узора. После того как вышивка готова, ткань кроят и шьют платье.

Для чакана мы используем разные цвета. Но, в основном, это красный. Раньше  яркие орнаменты мы в основном,  вышивали на красной материи. Считали, что так он выглядит более нарядно. Ведь такое платье каждый день не наденешь, его надо беречь»,- объясняет вышивальщица.

По ее словам, работа эта трудоемкая и требует усидчивости. «Важно также понимать смысл узоров. Сложность еще и в том, чтобы разные рисунки в конце сложились в единую картину и гармонировали друг с другом», - объясняет мастерица и показывает нам разновидности платьев, от яркости которых глаза разбегаются – одно краше другого.

Чакан можно встретить не только на платьях, но и на так называемом  «бардеворе» - сюзане или панно, на сумках и на декоративных вещицах, которые вышивает мастерица. В цехе, которым руководит  апаи Оламби можно сшить чакан  машинной вышивкой  – попури, но по ее словам, среди народа и иностранцев, которые покупают  у нее изделия,  особенно в почете ручная работа - считается, что в такое изделие любая мастерица вкладывает часть своей души.

…Традиционный чакан не просто красивый узор, вышитый гладью. Каждый узор имеет свое значение. Например,  голубые волнообразные узоры  - это символ долгой жизни. Большой красный круг - солнце, а значит тепло и свет. А изображение перца отпугивает злых духов.


Сравнить развёрнутый крой платья и форму чакан креста. Горловина-пуп, круг-пуп, центр Мира.
Чакан- гармония мира. Вышитое платье гармонизирирует пространство. Так творилась магия ладования окружающего пространства через духовный план.

                Индийская Мандала.

Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель Вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света имеет с каждой стороны Т-образные выходы, как ворота во Вселенную. Квадрат поделен на 4 части. Пятая часть — центр. Каждая из частей имеет свою окраску. Цвет ассоциируется с сторонами света, с одним из будд, органов чувств, мудр, мантр.
Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства — ныне она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я». В Индии сохраняется сходное искусство — ранголи, или альпона.

Ранголи, или альпона (рисунок-молитва) — нанесение орнамента на внешние стены дома — особенно вокруг входной двери — и на тщательно расчищенную и утрамбованную площадку перед входом в дом. У разных народов Индии типы этих рисунков различны, причем многие уходят корнями в глубочайшую древность, в те исторические эпохи, когда им приписывали магическое значение и наносили на земле возле алтарей и мест жертвоприношений. Можно проследить прямую связь некоторых из них с узорами на печатях и сосудах, найденных при раскопках в долине Инда.

На заре, когда мужчины ещё спят, женщины, зачерпнув в горсть краску (обычно порошковую) и пропуская её узкими струйками между пальцами, неуловимыми движениями кисти руки быстро и безошибочно вырисовывают на полу и на земле тонкий и сложный орнамент. Иногда он бывает одноцветным, но чаще двух- и трёхцветным, и требуется огромный навык для того, чтобы вовремя зажать пальцы, перекрыв, где нужно, струйки краски.


Рецензии