Часть 3. Питание. Основные моменты

      Сборник полезной информации по 14-15вв, Франция, поскольку основой для этой идеи послужил роман Гюго "Собор Парижской Богоматери" и заинтересованность в достоверном изображении повседневной жизни той эпохи: что носили, что ели и т.д.
      Здесь я буду компилировать информацию обо всём, что может понадобиться для описания жизни в разных работах. Информацию и картинки буду брать из LiveJournal, Wikipedia и прочих открытых источников.

                ***

      Начнем с того, что человек в Средние века питался два раза в день.
      Трудяги не могли уделять много времени завтраку, поэтому ограничивались глотком воды (пива, кто побогаче — вина) и куском хлеба. Обед, принимаемый около полудня, также был скуден: простое питье и легкая закуска, хотя для аристократов понятие «легкая» было весьма условным.

      Ужин, проводившийся, в зависимости от конкретного региона и периода средневековья, в очень широком диапазоне времени (от 3 часов дня до полуночи), при наличии финансовых возможностей становился настоящей «обжираловкой». Причем это было не привычное нам «первое-второе-чай», а многократные перемены блюд, когда на стол выставлялись десятки тарелок с самой различной снедью.

      Естественно, церковь относилась к чревоугодию крайне отрицательно. Плотный завтрак считался проявлением плотской слабости, а обильный ужин — аморальным поступком. Однако даже «нормальная» вечерняя трапеза сегодня считалась бы избыточной. Людям, живущим по, фактически, одноразовому режиму питания, приходилось наедаться на сутки вперед.
      Двухразовое питание считалось единственно правильным, а перекусы и дополнительные приёмы пищи критиковались как врачами, так и священнослужителями за излишнюю нескромность.

      Церковь делала некоторые послабления для больных, стариков и детей. В течение дня они могли питаться более основательно. Кроме того, работники, занятые тяжелым физическим трудом, устраивали регулярные «перекусы». Это также считалось чревоугодием, но здравый смысл подсказывал духовенству, что после одной миски похлебки человек не сможет весь день махать топором.

      Католическая церковь, начиная с Раннего Средневековья, контролировала все сферы человеческой жизни. В вопросе питания она запрещала христианам есть мясо по средам, пятницам и субботам, все шесть недель Великого поста, а еще во время многих других церковных праздников, что позволяло существенным образом экономить продукты. Исключение делалось для детей и больных, которым можно было давать крепкий мясной бульон. Цыплята и другая домашняя птица мясом тоже считались не всегда! Ну, и конечно, в пост можно было есть рыбу. Поэтому при монастырях устраивались большие рыбные пруды — садки, так что свежая рыба на столе во время монастырских трапез присутствовала всегда.
      Самые строгие ограничения в распорядке питания накладывал пост:
Великий, 40 дней до Пасхи, исключая воскресенья, то есть за 6 недель и 4 дня до Пасхи (с Пепельной Среды);
; рождественский,
; двенадцатидневный (у католиков и в англиканской церкви — по три дня четыре раза в год),
; по средам (предательство Иуды);
; Адвент. 4 воскресенья до Рождества: период сосредоточенности, размышления о предстоящем приходе Христа (как в празднике Рождества, так и во Втором пришествии) и т. д.;
; Пятница. Пятницы всего года (за некоторыми исключениями) являются постными днями (вернее, днями воздержания, абсистенции, поскольку связаны с воспоминанием Страстей Христовых), а иногда даже по субботам (чти день субботний и святи его).
; Кануны некоторых великих праздников, см. также вигилии (от латинского слова vigilia, «бдение»);
; Quatuor anni tempora (устоявшегося русского названия нет; в русском издании «Общие нормы для литургического года и календаря» переведено как «Четыре Времени»). Особые дни поста и покаяния, по три дня (среда, пятница, суббота) в каждом из времён года. В настоящее время, впрочем, эти посты практически вышли из употребления;
; Евхаристический пост. Воздержание от употребления пищи за час до принятия Святого Причастия.
      Если сложить все это вместе, то получается, что житель средневековой Европы должен был поститься около 1/3 года.

      Продукты

      Основным и жизненно важным продуктом было, конечно, зерно, из которого пекли хлеб и варили каши. Среди многих видов зерновых была популярна и гречка, сейчас почти забытая в Германии. Хлеб ели в огромных количествах — до килограмма в день на человека. Чем меньше было денег, тем больше хлеба в рационе.

      Хлеб при этом тоже был разным. Белый и ячменный хлеб был предназначен для богачей, ремесленники ели овсяный хлеб, крестьяне довольствовались ржаным. Монахам пшеничный хлеб из соображений аскезы есть не разрешалось, в исключительных случаях содержание пшеницы в муке не должно было превышать трети. В тяжелые времена для выпечки использовали коренья: редьку, лук, хрен и петрушку.

      Молоко (в основном коровье, так как коз содержать было хлопотнее, их разводили на мясо) и молочные продукты назывались «белым мясом», они с лихвой компенсировали бедную животными белками диету. При всей дешевизне молока сливки, творог, масло и мягкий сыр обычно были лакомствами знати. Сыр бедняков получался таким твердым, что его приходилось размачивать или разбивать молотком. Из молока делали различные «коктейли»: створоженный поссет (горячее молоко, пряности, вино), кодл (молоко, яйца, вино или пиво), а также хорошо известные сегодня чизкейки, подаваемые к мясу.

      Ведущее место в меню того времени занимали овощи: капуста, морковь (обычно зеленовато-желтая, поскольку привычная нам оранжевая появилась лишь в 17 веке), свекла, лук, чеснок. Помидоров в Европе не было, а когда их привезли из Америки, они долгое время считались ядовитой разновидностью яблок. Также бытовало мнение, что сырые овощи вызывают лихорадку, поэтому их, как правило, варили.

      С фруктами в средневековье дела обстояли плохо. На севере ассортимент ограничивался яблоками, грушами, сливами и земляникой. На юге были известны лимоны, горькие апельсины (называемые «севильскими» по месту их произрастания, сладкие же появились гораздо позже), гранаты и виноград. Они, равно как и импортные яства — инжир, финики, чернослив, — были доступны лишь немногим.

      Напитки
      Лучшим напитком для всех случаев и для любого времени суток в средние века было, разумеется, вино. Считали, что оно является источником здоровья, приносит пользу для жизни человека и представляет собой дар природы, заслуживающий чуть ли не религиозного уважения. Поэтому виноград выращивали повсюду, даже там, где ему, вроде бы, не место.
      Водой вино, не в пример Древней Греции, в средневековой Европе разбавляли только женщины, больные и дети. Об этом свидетельствуют и литературные памятники того периода. Например, выздоравливающему Эреку, герою романа французского автора Кретьена де Труа, его друг Гилберт говорит:

" … а для питья
На стол вина поставлю я —
Бочонков шесть с собой у нас,
Но без воды вам пить сейчас
Его нельзя: ведь вы больны
И раны все воспалены
У вас, мой друг.»

И герой благоразумно следует этому совету.

      Пиво употреблялось лишь в некоторых областях: Фландрии, Артуа, Шампани, Северной и Центральной Англии — знаменитый эль. Там же, где его не производили, оно мало ценилось. В Анжу, Сентонже, Бургундии и, даже в Париже, пить пиво означало то же, что приносить покаяние. То есть ничего хорошего. Кроме того, оно плохо сохранялось и не выдерживало перевозок. Поэтому его старались выпивать сразу же после приготовления — в основном, в монастырях. За их пределами пиво воспринималось скорее как женский напиток. Мужчины пили его лишь в том случае, когда не хватало вина. Тем не менее существовали разные сорта пива: слабое, крепкое, подслащенное медом, пряное и даже мятное.

      Другой средневековый напиток — сидр. Он, впрочем, считался недостойным напитком в доме человека с нормальным достатком, оставаясь уделом самых бедных крестьян Западной Франции.
      Более распространена была грушовка, менее кислая по вкусу. В большинстве деревень ее разбавляли водой и называли детским напитком. До семи — восьми лет дети также пили молоко. Взрослые же люди всех сословий воспринимали употребление молока как признак крайнего ослабления или же безрассудства.
      Гораздо большее распространение получил мед, подававшийся в конце трапезы. Его пили чистым или смешивали с вином, а также активно использовали на кухне для приготовления многочисленных приправ.


Рецензии