Бойцовский клуб - аксиологическая грязь?

Право, граждане, приходится иногда сталкиваться с негативным мнением о том, что вы любите. Довольно грустно. Причем, ненависть, как правило, необоснованная и неконструктивная, а зачастую выложенная, как пазл, из подсознательных психотравм. Но я здесь не для того, чтобы критиковать оных персон, ударяясь в мой любимый психоанализ. В психоанализ я, конечно, ударюсь, но лишь касаемо нашумевшего фильма, снятого Финчером. Скажу сразу, я - не психоаналитик. Я лишь высказываю своё скромное мнение, свою интерпретацию увиденного, а соглашаться ли вам с ней - уже ваше дело.

Столкнулась я, значит, со статьей какого-то критика, где фривольно указывалось, что Финчер просто узнал нужную формулу во время голливудского "декаданса", выбрал целевую аудиторию из субкультурных обалдуев и накормил всех дерьмом с ложечки, зная, что глупые люди "скушают". Затем это выхолощенное говно, по бульварному высеру опущенца Паланика, попало в антиинтеллектуальные разделы аки "фильмы, меняющие сознание".

Скажу сразу, что с этим мнением я далеко не согласна, но спасибо, уважаемый критик за то, что дал мне пищу для размышлений.

Я не являюсь поклонницей Паланика, даже более, считаю, что это писатель явно не моего уровня, но "Бойцовский клуб" получился сочным. Я бы сказала даже, что с легкой перчинкой в виде широкой и многогранной диссоциации.

Маленький Джек остался без отца, когда ему было около шести лет, а, следственно, не воспринимал мужскую модель поведения, как должное. Скорее, даже отрицал её, поскольку испытывал некую ненависть к отцу, тем самым подсознательно блокируя все "мужские" рычаги. Отсюда и вывод, что у него начались большие проблемы с девушками, что породило коварную диссоциативную дихотомию.

Джек, находясь в социуме, понимает, что его самоидентичность очень эфемерна и нечетка, поэтому ищет себе символический образ отца. Олицетворятся он, скорее всего, в виде босса, а фирма, в которой он работает - это его символическая мать, которая готова кормить и лелеять маленького Джека, неосознанно связанного с родительским лоном, будучи уже взрослым.

Что происходит дальше?

Джек не желает справляться с проблемами, сваленными на него, поэтому обращается в группу поддержки. Ему просто выгодно впадать, если утрировать, младенческий образ и чувствовать себя беззащитным. Бесконечно искать себе суррогата матери, которую он может прижать к себе. Грудь большого Боба - вот его отрада и материнское тепло. Но ему мало. Он в бесконечном скитании. И тут появляется Марла, которая является полным прототипом его матери, проецируя на него своё "роковое" влечение властной женщины. Но Джек ужасно стесняется того, что он так отдален от образца взрослого и по-своему "крутого" мужчины, поэтому появляется Тайлер, который взрывает его дом: дом - это опять же родительское гнездо для Джека, патологическая привязанность и нежелание расставаться с ним, но диссоциация побеждает. Начинается хаос. Нелимитированная агрессия и юношеский максимализм, которые так долго сидели глубоко внутри у нашего героя. В Тайлере же ему теперь видется образ отца. Какого отца? Такого, о котором мечтал сам маленький Джек. Но из детской картины явно, что его отец предпочитал отдавать внимание женщине, нежели ему, поэтому у Тайлера и Марлы завязывается роман.

Уход Тайлера - большой личностный разгром. Ненависть ко "второму" отцу. Он объявляет внутреннюю войну своему альтер-эго, чтобы заполучить Марлу.

Джек занимает место Тайлера. В книге и фильме это происходит по-разному.

В заключение хочется сказать, что всё, что проецируется во взрослой жизни - это наши истоки детства, которые настолько болезненные, что мы, казалось бы, забыли о них, но, как показывает данная кинокартина - монстры вылезают наружу.


Рецензии