Проблема разума и чувства в литературе

Я знаю, что идея данной статьи не в новинку, а проблема разума и чувства прослеживается, например, у Куприна, Карамзина, Шекспира, Островского и так далее. Но я просто хочу разобрать данную проблему на примерах произведений, которые мне просто хоть как-то импонируют.

Данная проблема очень наглядно прослеживается в знаменитой антиутопии Джорджа Оруэлла "1984". Внутренний протест Уинстона Смита начинается с мыслепреступления - осознание героем своей ненависти по отношению к Партии. Другое из мыслепреступлений – любовь к девушке из литературного отдела. С разумной точки зрения связь с ней приравнивается к тому, что ты - будущий покойник, но с другой стороны чувства Унистона Смита к Джулии настолько сильны, что он преступает границы дозволенного. Вскоре полиция мыслей узнает об этом и поймает их, а дальше начнутся страшные пытки, которые заставят персонажа снова столкнуться с противодействующими силами чувства и разума. Комната 101 в романе Джорджа Оруэлла представляет собой камеру пыток. С её помощью партия пытается подчинить заключённых, используя в качестве наказания их наибольшие страхи и фобии. На голове Уинстона Смита закрепили маску с голодными крысами. Всё, что разделяло его лицо и диких зверей – дверца, которую откроют, если он не предаст Джулию. Разум подсказывает ему, что он не должен страдать, если может перенести пытку на другого человека, но чувства дают сильное сопротивление этим помыслам, поэтому наш герой долгое время колеблется под натиском нахлынувших эмоций. Однако в последний момент Смит не выдерживает и предаёт свою возлюбленную, умоляя назначить это наказание ей, а не ему.
Данное произведение можно характеризовать как ужасающий шедевр, мрачная перспектива о мире, который, возможно, никогда не будет существовать. Книга доводит до душевного потрясения, если действительно вчитываться и проносить все через себя. В ней много великих мыслей, которые можно бесконечно цитировать. Но лучше прочитать целиком и погрузиться в оруэлловский мир.

Следующим произведением, которое я представлю здесь - является "Евгений Онегин", написанный, солнцем нашей русской поэзии, А.С Пушкиным. Между эгоцентричным Евгением и Татьяной выстраивается сложная система взаимоотношений, которая перерастает в романтическое влечение. Читатель является свидетелем, вникающим во все перипетия их любовной истории. Онегин не признал искренней любви Татьяны и отверг её, но когда внезапно осознал, что его влечет к ней с какой-то непреодолимой силой, то было уже поздно. Высоконравственная и воспитания женщина не может податься своим чувствам. Она разумно оценивает ситуацию и остается верной своему мужу. Таким образом, в этой любовной дихотомии снова побеждает разум над чувствами человека.

Ещё одно произведение, всплывающие в уме - "Дама с собачкой", написанное мастером талантливой краткости. Пожалуй, одно из самых серьёзных произведений у Чехова, любившего частенько поиграть с иронией. Экий ехидный сатирик, словно пальцем тычущий и обличающий человеческие пороки. "Дама с собачкой" немного отходит от первичного юмористического повествования и разворачивает перед нами целую историю любви. На протяжении года А. П. Чехов собирал материалы для произведения, а написал его в 1898 г. в Ялте. Перед читателем разворачивается настоящий и интригующий курортный роман, героями которого становятся Гуров и Анна Сергеевна. Чехов сразу даёт понять, что оба любовника связаны брачными узами: Гуров имеет жену и детей, а Анна, хоть и младше его почти в два раза, но тоже замужняя дама. Прекрасная любовная пора омрачается боязнью осуждения обществом, поэтому оба героя расходятся в конце. Но Гуров никогда не забывает свою прекрасную возлюбленную и страдает по ней. Параллель, проходящая через всё произведение - это чувственная любовь, но и вспыхнувший разум, который поставил строгий психологический барьер: "Никогда не падать лицом в глазах общества".

Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам, которые часто всё же бывают эгоистичными, или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя стихиями? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.


Рецензии