Портреты Шекспира заговорили. 3

                Другие портреты

И есть ещё серия портретов, и на них другие люди. Коббовский портрет и копия его – янсеновский портрет передают аристократичные черты. У героя тонкое узкое лицо. В то, что на коббовском портрете Шекспир, верит крупнейший  шекспировед Стенли Уэллс. Исследователь радуется тому, что герой – тонкий, мы бы сказали, интеллигентный.  Таким и должен быть Великий Бард. Но значит ли это, что на портрете именно он?

Графтонский и сандерсовский портреты изображают одного и того же человека.  Он не принадлежит к  высшему сословию, хитрый человек, не лишённый юмора, себе на уме. На сандерсовском есть надпись «Шекспир». 

Наконец – зюстовский портрет. Это человек в чёрной кожаной куртке, строгость которой ассоциируется с эпохой Кромвеля. Видно, что этот умный человек злоупотребляет алкоголем. Внимательное чтение Шекспира убедит нас в том, что поэт не любил спиртного. Обратим внимание на реплику Гамлета об обычае стрелять из пушки после выпитого королём кубка, слова привратника из Макбета, отношение к выпивке Кассио в «Отелло».

Нас пытаются уверить, что это портреты Шекспира. Нет пределов человеческой доверчивости. Впрочем, искусствовед Таня Купер о коббовском и янсеновском  портрете полагает, что на них изображён поэт Томас Овербери.


                Давенантовский бюст

Его обнаружил куратор музея Королевской хирургической коллегии Уильям Клифт в Лондоне в 1834 году, когда  музей расширялся и для нужд его были куплены соседние здания. Одно из них некогда было пристройкой к театру Линкольнс Инн. Во дворе в нишах находилось две статуи – бюсты Бена Джонсона и Уильяма Шекспира, оба покрытые несколькими слоями краски. (Интересно, что Шекспира сразу узнали. Почему? Он похож на портрет в Первом Фолио.)

Поскольку первым директором театра в 17 веке был Уильям Давенант, Клифт решил, что бюсты были установлены по распоряжению Давенанта.

Уильям Давенант (1606-1668), поэт, политик, режиссёр,  некогда называл себя сыном Шекспира, причём это утверждение не вызвало доверия у современников. Возможно, поэт имел в виду, что он был крестником Шекспира (но это не нашло подтверждения в документах) или, что вероятнее, поэт полагал себя духовным продолжателем  дела великого драматурга.

В суровые времена Кромвеля театральные представления были запрещены. Давенант добивается разрешения ставить музыкальные спектакли – «оперы» (с современной точки зрения их трудно назвать операми  – в них преобладал речитатив). Получив разрешение на постановки, Давенант в сотрудничестве с композиторами переделывает пьесы Шекспира в оперы и создаёт новый театр. Хотя позже об изменениях, которые Давенант вносил в пьесы Шекспира, отзывались критически, в своё время Давенант совершил благое дело – он сохранил Шекспира для Англии.

Сейчас давенантовский бюст находится в Гаррик-клубе в Лондоне. Оригинал из терракоты, немного больше натуральной величины. Есть мраморная копия.


                Стратфордский бюст

Стратфордский бюст по надписям указывает, что это памятник писателю Шекспиру. Могила символическая – под плитой нет гроба с телом. Ранее бюст, как уже было сказано, ещё более значительно отличался от портрета из Фолио. Позже неоднократно подвергался переделке, всё больше и больше приобретая черты сходства с гравюрой Друшаута.

Стратфордский бюст в Стратфорде-на-Эйвоне в его современном состоянии имеет сходство с гравюрой Друшаута, но сходство карикатурное.

В конце 18 века шекспировед Эдмунд Мэлон потребовал, чтобы бюст перекрасили в белый цвет. Существует бюст белого цвета, копия стратфордского, с несколько иными чертами лица и с некоторыми отличиями в декоре. Бюст находится в Стратфордской национальной портретной галерее.

Фотография  бюста Шекспира из Стратфордской галереи опубликована в 1-м томе 8-томного собрания сочинений Шекспира под ред. А.А. Смирнова, 1957 года. В своё время, сравнивая этот бюст с другими изображениями стратфордского бюста, я испытала недоумение.  Видно, что этот бюст-копия обладает б;льшим сходством с кессельштедтской маской, чем бюст, установленный в Стратфорде.

Хаммершмидт-Хуммель обнаружила картину, которая показывает, с точки зрения её автора-живописца Генри Уэллиса (1857), каким образом был создан этот бюст-копия. На картине поэт Бен Джонсон держит перед молодым скульптором посмертную маску Шекспира, ту самую, кессельштедтскую, требуя от скульптора сходства. 

(смотрите портреты и картину, о которых идёт речь, в статье Википедии "Portraits of Shakespeare")


Рецензии