Глава-книга 7. Богатство

7 глава
Богатство

Содержание

Предисловие

1 глава.Сотворение времени
2 глава.Сотворение пространства
3 глава.Сотворение материи
4 глава.Сотворение мира
5 глава.Сотворение жизни
6 глава.Сотворение ценности
7 глава.Сотворение личности

 Предисловие

 Термин "богатство" русский язык произвел от слова "Бог". У иных народов другие представления об источнике богатства. Например, в немецком языке им обнаруживается государство (der Reichtum - das Reich).
 Таким образом, русский язык передает значение этого слова наиболее полным образом. Ведь в широком значении под богатством мы понимаем не только достаток денег, не только общественно ценимое, но и ценное вообще. Так можно говорить о богатстве леса плодами или богатстве семьи детьми.
 А ценность как раз и дана Богом, независимо от того, ценность ли это природы, или цивилизации.
 Правда, блага природы и цивилизации даются нам разным образом. Если природа рождает их из себя, то личность ценное творит.

 Коренное отличие рождения от сотворения прямо связано с проявлением жизни. Это знает каждый: то, что родилось, должно умереть.
 А вот сотворенному свойственна жизнь.
 Родившееся на Земле именнно потому имеет жизнь, что оно не только выделено природой Земли из себя, но и сотворено из ничего, что является собственной природой Земли.
 Родившееся на Земле должно через некоторое время умереть именно потому что оно не только сотворено, но и выделено природой из себя в качестве единичного образца серии ре-продукций.

 В самом деле, одно животное (живое) рождает другое, потому что только таким образом оно может продолжить существование своего рода.
 Человек же сотворен и творит новое - а новое создается из ничего, что было старым. Ведь прежде нового не было. И прежде были сонаты, были башни и люди, будут создаваться и в будущем. Но прежде не было и уже больше никогда не будет Апассионаты. Не было Пизанской башни. Прежде не было именно тебя, уникального человека, личности.

 Человек сотворен и творит. То есть создает нечто из своей внутренней иноматериальной природы. А это отличается от рождения материального экспонента, проявляющего природу вещей.
 Мы говорим "Боже мой", "моя семья", хотя Бог един для всех, а семья также не является собственностью
 Но человек устанавливает собственные отношения с Богом, и любимыми людьми. Именно эти отношения есть собственность личности.
Именно эти отношения и есть его богатство - продукт творчества.

 1.Сотворение времени

 Время сотворено в начале всего остального. Но ясно, что если время, как и все последующее, сотворено, это значит что у него есть творец. Однако сотворение личности помещено нами в самый конец пирамиды семи этапов творчества.
 В начале ее "время",  а в конце - "личность". А ведь без личности не может быть сотворено ничего! Противоречие?

 Но теономика не была бы собой, не исходя из идеи предсуществования личности. Причем речь теперь идет не о том, верна эта идея или нет. Но эта идея цельна.
 У человека возникали мысли о том, что Бог есть, а также возникали идеи о том, что Его нет. Но собственное существование человек не берет под сомнение. Потому что подтверждение этому он встречает на каждом шагу в собственном опыте. Я дышу, живу и мыслю. Но мало того. В том что происходит со мной, явно есть смысл

 В предсуществовании личности всему сущему также есть смысл. Эта идея сама по себе ликвидирует в мироощущении человека хаос и случай. Почему возникла материя, почему из мертвой материи возникла жизнь, почему жизнь породила разум - все это вопросы без предсуществования личности остаются неразрешенными или отданными на откуп случайности

 И поскольку сущее - проявление личности, здесь действует принцип "всё во всём". Так время, основа всего, есть проявление самой личности, есть проявление жизни и есть проявление материи, а личность человека, жизнь и материя - есть проявление времени.

 Время создано в начале. Поэтому личность, обращаясь к этой основе основ, черпает из нее энергию, и во время же обращается всякая энергия, здесь она аккумулируется для того чтобы в нужный момент быть к услугам личности.
 Стоп. Вот мы уже отметили два важных свойства времени.
 Во-первых, время - это длимость
 Во-вторых, время - это некий определенный момент.
 Мы говорим: "Это произошло в данное время" Или " Это случилось в тот же момент"
 Именно так и проявляется энергия. Например, экономика широко использует свойства угля и переработанной нефти, сгорая, создавать силу для движения, для дающего жизнь тепла.
 Но что есть это горение, эта энергия? Это высвобожденная из заточения в материи  энергия Солнца, миллионами лет согревавшего Землю и аккумулированная в растениях, в течение длительного процесса ставших нефтью и углем.
 Между моментом фотосинтеза, формирующего органику растения, до момента сгорания нефти или угля, от момента, когда луч Солнца упал на Землю до момента когда энергия этого луча дала скорость автомобилю или тепло печке, греющей человека, прошла некая длительность. Всё это - важные для жизни и для личности действия времени.
 Но все ли его свойства мы упомянули? Нет, потому что время - это еще и способ существования материи. Иследуя материю научными методами, человек все более обнаруживает ее как структурированную определенным образом (приведенную в определенную форму) энергию. То есть как информацию.

 Только через время личность не может реализовать основное свойство творца - сознание. Время проявляет, а не устраняет противоречие сотворенной творческой личности между бесконечностью творца и ограниченностью сотворенного.
 Однако время служит "материалом", из которого можно сотворить пространство.
 С помощью ПРОСТРанства - расПРОСТеРтого времени личность получает новые качества своего выражения.

2.Сотворение пространства

 Творя пространство своего внутреннего мира, человек делает очередной шаг к сознанию, а личность - к  самореализации. Именно сознание способно соизмерять различные величины смысла, то есть с помощью меры сравнивать их между собой.
 Этой цели и служит пространство, которому время дает меру: будучи не только длительностью, но и моментом, оно дает "начало" и "конец" самому себе.
Пространство можно также назвать вещью времени, оно –  статическая форма его энергии.
 
Пространство - это возникшая из глины времени Галатея. Сам образ в сознании человека не требует материала, но для его воплощения требуется материал. Время - материал для пространства. Следовательно, мы усматриваем в пространстве материал, которому дана определенная мера, некие важные для личности пропорции.
 Образ воплощен в материале, а значит, носит в себе его свойства. Так, время имеет глубину (информативность), широту (длимость как способность к охвату) и высоту (моментность как способность к фиксации), эту же тройственность сохраняет пространство. Причем оно распространяет (в русском языке само слово "пространство" тонко обнаруживает этой действие) характеристику времени длиться на новое качество личности - способность проявить себя вовне.

 Пространство гораздо теснее связано с сознанием, чем это представляет себе человек, чье знание абстрагирует смысл, отделяя общее от конкретного.
 Опыт часто говорит нам одно, а знание всеобщих законов - другое.
 Например, мы знаем, что время и пространство совсем независимы от нашего настроения и состояния духа. А между тем, те же полчаса могут пролетать мгновенно, когда мы увлечены делом и в другой ситуации тянутся медленно и мучительно. Одно и то же расстояние можно преодолеть за час, оно кажется нам бесконечным, а на другой день в ином состоянии духа можно покрыть его за двадцать минут легко и быстро - расстояние как будто сокращается.

 Именно опыт  подсказывает, что пространство конкретно. Оно разворачивает в следующих друг за другом обстоятельствах человеческой жизни каждый раз совершенно определенный смысл.
 Иными словами, нет "чистого" пространства,  есть познаваемое в человеческом опыте проявление себя личностью вовне. А так как в личности все стремится к цельности и единству, пространство едино со временем. 
 Галатея -  далеко уже не просто глина, но без глины ее красота и смысл не могут быть полно выражены. Сейчас Галатея - это единство материала и его формы.

 "Эти рассуждения как раз слишком абстрактны, а не конкретны - поморщится практик - чем они могут помочь мне в жизни и работе?"

 Для начала, они помогут задуматься о том, как часто мы общими рассуждениями о пространстве заменяем его подлинность, что приводит затем к рождению виртуальных, то есть недействительных ценностей. А ведь строить на них богатство - что сооружать замок на зыбком песке.
 В те годы, когда зарождалась экономика, а вместе с ней измерения, человек для взаимной оценки расстояний использовал длину частей своего тела - локоть, ступня (фут), палец. И хотя эпоха унификации (создавшая эталоны) легко переводит футы в сантиметры, этот факт приближенности пространства к телу человека имеет большее значение чем может показаться на первый взгляд.
 Люди не похожи друг на друга и, строя  дом длиной в сто собственных локтей, человек тем соизмеряет свой дом и со своими личными габаритами и потребностями, а не только стандартизированными нормами. Таким образом, в мере "сто локтей" сотня отражает рациональную унификацию, а локоть - уникальность личного. Мера "сто метров" в большей степени абстрагирует свое число от реальных потребностей жизни.

 Когда человек меряет шагами расстояние на земле, подразумевается, что измеренное число имеет определенный смысл, если идти от одной точке к другой пешком. Так если абстрактное пространство содержит в себе некий стандарт расстояния, то фактическое зависит от того, с какой скоростью мы перемещаемся от одной точки к другой,  а значит - от времени перемещения.
 Поясним эту мысль самым простым примером. Когда человек передвигается между двумя городами пешком, расстояние между ними может составить несколько суток, при езде верхом сутки, а с нынешними средствами транспорта способно уменьшиться до часа. Поэтому, хотя расстояния на нашей планете все те же, что и в древности, пространство её стремительно сокращается благодаря скорости коммуникации между отдельными элементами.

 Для экономики человека, которая с сокращением пространства становится все интенсивнее, это имеет прямое значение. Пространство, как и время измеряется не унифицированными мерами, а самой жизнью. Поэтому величина отдельных частей времени и пространства не выражает всю полноту своего содержания стандартизированной мерой.
 Как долго - один год? Зависит от того, что сделано за этот период.
Один гектар – как много? Зависит от того, сколько людей может накормить поле такой площади.
 И год разнится от года, а гектар от гектара.
 Этот «фактор личности» иногда упускается в эко-номике. Ведь она из некогда «домашнего хозяйства», где все приспособлено под нужны людей, легко понимающих друг друга и осознающих свое единство, становится хозяйством глобальных площадей, где народам с их не вполне одинаковой историй и культурой уже труднее найти понимание и общий язык мер.

 Личность выражает себя и свою жизнь не только во времени, но и в сотворенном ею пространстве. Однако время и пространство требуют от личности дальнейшего её проявления. Они слишком разделены, им нужно найти свое единство.
 Таким единством выступает материя, для которой время и пространство - способы существования.



3.Сотворение материи

 Материя - служащее выражению единства личности совместное существование пространств, созданных из ткани различных времён.
 Мысль покажется крайне отвлеченной, пока не раскрыта на примере
 
 Так тело человека сделано из тканей, материальные характеристики которых отражают определенные этапы рождения мира, становления биосферы, цивилизации и личной истории самого человека.
 Это химическая и биохимическая основа, клеточная ткань, представляющая собой выражение истории создания растительной жизни, затем животной, их своеобразного симбиотического слияния.
 Это переданная генетически история рода.
 Это тонкая психическая ткань, несущая информацию о внутриутробной эволюции плода и мировосприятии ребенка.
 Это еще более тонкая интеллектуальная материя, сотворенная человеком в целом ряде творческих откровений, и в той же время выращенная на социокультурной, идеологической и политической почве своего времени, дающей этим творческим актам свой "материал"
 Это еще более трудноуловимая,  и часто вовсе не замечаемая нами духовная ткань, тончайшая, но вместе с тем сверхпрочная, ведь именно ею поддерживается жизнь человека - не как особи своей популяции, а как сознательного существа, способного строить свою историю

 Итак, материальность позволяет в пропорциях Галатеи, в тонких формах зарождающей в ней жизни, созданной из глины времени соразмерностями пространства, уловить то глубочайшее содержание, которое скульптор чувствует в себе и всеми силами стремится выразить вовне

 И не случайно это желание так велико, оно имеет жизненно важное значение. Человек рожден как материальное существо, он представляет себя порождение материи. Ведь МАТерия , а это хорошо передается русским языком, есть МАТь вещей, она порождает их на свет, давая созреть в себе как почве.

 Характер материального как единства обстоятельств пространства и времени, прокладывает глубокую канву для истории человеческой личности, ее жизни.
 Человек - в материальном плане продукт биоценозного, общественно-исторического, этно-национального, социо-культурного, родового, семейно-городского или сельского производств. Они дают его телу жизнь, а потому и соответствующие потребности для жизни.
 Каждое из этих производств представляет из себя среду, дающую человеку необходимую ему ценность и тем оказывающую влияние на его личную историю, каждое детерминирует человеческую жизнь своим смыслом, пытается включить его в канву своего исторического смысла.
 Но человек свободен как личность и способен сам творить свою судьбу из того материала, который дают ему среды обитания. Как личность он имеет свою линию и свой смысл, который с помощью сознания может вычленить из разнообразных смыслов и влияний, руководящих им и направляющих его извне.
 Этот смысл нельзя породить.  Рождается в человеке лишь проявление общего. Но этот смысл можно сотворить. Свою духовную материю, собственный смысл жизни человек творит, выражая его вовне и тем благодаря окружающий мир за то, что тот одарил его материалами для этого творчества.
 Конечно, это возможно именно потому что личность далеко не ограничена своей материальной основой. Вслед за сотворением материи она продолжает выражать себя сотворением своего мира

4.Сотворение мира

 Мир – это такое со-бытие времен, пространств, явлений и живых существ в их взаимной связи и некоторой иерархической структуре, которое раскрывается взгляду как нечто целое
 Мир – это и жизнь личностей, совместно устремленных к единой цели. Иногда мы говорим о некотором коллективе увлеченных людей: «это свой собственный мирок». Такая общая цель  – и причина для которой собрались люди, но также и продукт их деятельности: то, что они создают совместными усилиями. Цель, а ее также можно назвать и общей ценимостью помогает в этом случае разным, но объединенным ею людям открыть каждому нечто важное лично для него.
 Цель дает человеку цельность. Не случайно мы иногда говорим о личности что это «целый мир».

 Мы упомянули ценность, потому что это в этом и есть подлинное богатство: когда личностью познает себя себя цельной, неразрывной. Это открывает перспективу всем событиям человеческой жизни, спасая ее от хаоса случайностей. Тогда человеку открывается, что его бытие - не просто некоторое существование, но также имеет определенный смысл.

Но что помогло возникнуть такому богатству? Со-бытие многих людей, общество.
 Для того, чтобы сотворить свой мир, личность из одной должна стать многими. То есть реализовать свой внутренний потенциал в других. Теряет ли она при этом свое внутреннее единство? Нет, но так она проявляет себя во времени, своей первоначальной среде.
 Семь личностей семьи ("семь Я") - это семь моментов времени и семь этапов выражения цельной и единой личности в материи, когда на каждом этапе единство проявляет свое новое качество. Разумеется, это подчинено и единой цели, имеет определенный смысл и потому сотворение мира - это создание в нем определенного порядка смены времен и пространств.
 Создавая Галатею, скульптор уже не просто передает в ней соразмерности человеческого тела, он выражает с их помощью уникальность собственного мировосприятия.

 Собственная материальность дает ему  возможность воссоздать в чертах творения, создаваемого его руками, воспоминания о матери, её ласковых руках, о захватывающей дух красоте изгибов человеческого тела, которые он наблюдал вокруг себя, о зарождающемся понимании изначальной гармонии всего живого.
 Но одного воспроизводства, репродукции того, что дает тебе существовавшее прежде, мало для того, чтобы создать собственный мир.
 Мир рождается из тех материалов, которые в распоряжении творца уже есть, но сам по себе он - результат творчества и поэтому не может появиться на свет, если не будет прежде сотворен. А это значит, что в материи проявляет себя творец и дает ей неповторимость, которая ему свойственна.
 Если рождение существующего - это продолжение во времени родительских качеств, то уникальность родившегося, его собственная неповторимая история всегда сотворяется из ничего, что принадлежало бы этому миру, этому потоку событий. Источник творения – иное бытие мира.

 Мир - это совпадение таких планов, взаимодействие их, система, иерархия реальностей, то есть частей, каждая из которых служит целому. А целое проявляется в каждой из этих частей, давая ему свое бытие. Именно поэтому через каждую часть можно постичь и целое, всё существует во всём.
 Можно, например, ощутить и увидеть слово, увидеть запах или услышать свет - если ты творишь свой внутренний мир.

 Слово "мороз", также как и слово "солнце" - продукты русского языка. А вот пушкинская фраза "мороз и солнце, день чудесный" содержит в себе творческий акт. В нем - и сам яркий день, явление русской природы, когда снег сверкает в лучах зимнего солнца, и момент необычной причастности к единству человеческого ощущения, когда вдруг сливается восприятие видимого и восприятие ощущаемого в одно, поражающее впечатление целостности.
 Кто испытывал ощущение волшебства в такие яркие морозные дни и у кого на миг захватывало дух, тот почувствует в коротких пушкинских словах гениальность. Разве они – творение из ничего? Да, потому что в бытие речи как собственного мира вошло иное бытие: настоящего зимнего дня. Речь – одно бытие, а сияющий и морозящий, гомонящий, движущийся мир – другое, и в каждом из этих бытий нет ничего от иного. Но в момент творчества они вдруг открываются цельным. Оба эти бытия - суть проявления единого.

 Мир обнаруживает поистине важное для человека качество - то разное, и так непохожее на твое и даже твоему содержанию противоречащее, которое ты находишь в другом, может стать близким и даже необходимым для твоей цельной и нерушимой индивидуальности.

 Но сам по себе мир еще не позволяет личности достаточно полно выразить себя, необходимо обрести еще способ делать это сознательно. Со-знавать - значит совместно знать, то есть знать также другие личности. Познавать другое - значит жить.

5.Создание жизни

 Жизнь - это процесс творчества (будем говорить, что именно это и произошло на Земле), позволяющий личности, познавая меняющийся мир, создавать свое к нему каждый раз новое отношение.
 Для этого необходимо такое качество сознания, как способность отразить в себе мир.

 Живой мир даёт личности себя репродуцировать, то есть рождать в каждой особи существенные закономерности мира, копировать себя, тем давая информацию и с ней важные предпосылки для жизни. Так любое животное несет в себе генную информацию, позволяющую функционировать клетке, всему организму, регулирующему взаимодействие органов. Также животное обладает инстинктами, набором поведенческих стереотипов, которым его снабжает опыт всей популяции.
 Все эти программы составляют внутрений мир особи - важную предпосылки для ее жизни, материал для нее. Но не саму жизнь, ведь она - творческий процесс непрерывного взаимодействия особи со своей средой во всей уникальности ситуаций, происходящих в живущем мире в это время и на этом месте.
 Жизнь, способная создавать бесчисленное число в чем-то похожих (то есть порождающих друг друга), а чем-то новых, неповторимых, ситуаций, несущих собственных смысл, то есть сотворенных, требует от организма находиться с постоянно меняющимися условиями среды в процессе непрерывной коммуникации. А это значит: творчески создавать свое к ней отношение, личное действие.

 Действует среда - в ответ действует и животное. И это ответное действие есть проявление личностного. Оно позволяет животному, используя заключенные в нем программы как средство выразить себя (иначе говоря, как предлагаемые ему обстоятельства), в то же время выразить самого себя в сложившейся уникальной ситуации. То есть созданной именно здесь и теперь, а все такие возможности не могут быть предусмотрены никакой программой.
 Ведь живущий мир в чем-то повторяет ситуации, порождающие друг друга, а в чем-то всегда нов и несет в себе необычное.

 В этом смысле даже самый крохотный, только что произведенный на свет зверек коренным образом отличается от самого совершенного робота. Едва вылупившийся из скорлупы цыпленок, уже творит собственное отношение к миру, потому что во вновь родившемся существе сотворяется также и уникальность. В том, как он реагирует на мир, его неповторимость и собственная, только ему присущая красота, новизна каждый раз сотворенного. Вот упала на землю тень, вот пробежал по траве лучик, вот подошла мама. А вот послышался странный шум, вот зашевелился червяк в земле - маленькое животное уже впитывает в себя мир, уже отвечает ему каждый раз как-то по своему, как-то неожиданно и неповторимо.
Таким образом, проявление жизни в мире - это проявление в нем сознания.

 Каждое животное - не только продукт воспроизводящей себя популяции, но и особь, то есть имеет в себе нечто особое. Каждая особь по-своему воспринимает мир и по своему живет в ней. И живой мир также по-разному относится к каждому животному, давая  животному собственную историю.

 Таков творческий процесс постоянного взаимодействия живого с живым, и сейчас мы говорим о живом, которое порождено, в отличии от сотворенного живого.
 Действие этого сообщения "я" живого с его "не-я" таково, что одно живое передает другому необходимые тому для жизнедеятельности вещества. Таким образом, одно живое репродуцирует себя вовне, проявляясь в другом, а это значит, что рожденное живое всегда в какой-то степени является порождением окружающей его среды.

 Это мы постоянно наблюдаем в природе: водное проявление жизни приспосабливается к воде, воздушное - к воздуху, земное - к Земле, формируя необходимые для проживания в этих средах качества.  Взаимопорождение - это передача информации. И поскольку выработка продукта деятельности каждым отдельным организмом происходит в определенные моменты и требует некоторой длительности (ведь и происходит во времени, создается из "материала" различных времен, заключенных в пространствах различного исторического содержания), этот постоянный обмен веществ имеет в природе свои циклы ре-производства.
 Сумму этих циклов в масштабе жизни отдельного организма, истории его личного бытия мы вправе назать ритмом. Выражение своей жизни и истории, свой ритм каждый живой организм отдает в ответ дающей ему жизненные материалы среде как то, в чем она нуждается. 
 Этот ответный процесс есть как раз и причина, почему внешняя среда репродуцирует себя в каждой из особей. Популяция нуждается в особи, в отдельном организме, чтобы выразить себя таким образом. В особи процесс репродукции совершается гораздо быстрее чем в популяции, в которой инерция жизни на порядок выше, и поэтому жизнь особи в ее общении с другими особями и выработке поведенческих норм дает популяции как раз вовремя ту информацию, которая ей необходима для со-существования в мире других популяций. На этом принципе содружества и взаимопомощи, которые проявляются во взаимном копировании и воспроизводстве, и основано взаимодействие между каждым макро- и микромиром жизни.

Между животным и популяцией, как и между отдельными популяциями существует, таким образом, товарный обмен информацией, основанный на принципах взаимовыживания.

 "Что же в этом обмене информацией творческого? - спросит внимательный читатель - и каким же образом здесь может проявиться сознание?"

 Дело в том, что жизнь есть нечто большее чем просто процесс взаимопорождений. Да и сам этот процесс был бы невозможен, и не нужен, не проявляйся в жизни каждого рожденного живого личность, способная творить жизнь, то есть создавать новое. Это новое - в отличие от информации, представляющей собой лишь придание формы материалу - и есть знание.

Среда именно потому дает жизнь особи, а особь в свою очередь среде, среда потому является в известной степени порождением продуктов жизнедеятельности организмов, а организмы - продукты жизнедеятельности среды, что эти единицы жизни обмениваются больше чем информацией. Они обмениваютсся знанием, они взаимопознают друг друга. Потому их обоюдное бытие есть проявление со-знания.

 В творческом акте знание опережает информацию, дает ей толчок, новую жизнь когда ресуры рожденного уже подходят к концу. Знание - это всегда такая новая информация, которая приходит к нашему организму от другого, в которой наш организм жизненно нуждается и которая способна дать его бытию новое дыхание. Знание поэтому, как всякий продукт творчества, всегда творится из ничего.

 "О сотворении мира из ничего слыхали - скептически заметит знающий читатель - но только как из ничего можно что-то сотворить, на то ведь оно и ничто, чтобы там ничего не было?"

 Разумеется, Ничто не обладало бы творческим началом, не будь оно лишь иным проявлением Всего. Каким же образом Ничто, воспринимаемое телом как смерть, может дать творческое начало жизни, ведь смерть - ее противоположность, она мертвит и убивает?
 Смерть разрушает форму, освобождая содержание. Ничто - иначе говоря, тот порог, за которым новая жизнь, устраняет препятствия для продолжения жизни. Ведь жизнь, как и все способы проявления себя личностью, помогает ей сохранять свою целостность. Вот откуда в жизни это неистребимая тяга к самосохранению.

 Вот созданная скульптором Галатея начинает дышать и в ее глазах появляется свет мира, они отражают жизнь и тело ее уже живет. Тело человека - животное.
 Миф говорит нам о том, что эта статуя оживлена любовью Пигмалиона. Потому она стала не просто живой, но сама стала человеком, произведением его любви ко всему человеческому. Чего еще нет в живой статуе, что бы ей стать человеком? Ей не хватает того, что из всего мира живого свойственно только человеку. То есть разума.

 Рожденная жизнь, в которой творческая лишь проявляется, наделяя ее смыслом, есть постоянные колебания, выводящие жизнь к своему пределу, к порогу, разделяющему "я" и "не-я". Из-за этого эмоционального по природе метания не осознающих себя форм жизни между крайностями, в животном не может быть достигнута целостность личности, полнота ее сознания, смысловая наполненность ее любви. Они стремятся найти свое завершение в человеке с его разумом.
 Основа разума - понятийность с ее общими ценностями.

6. Сотворение ценности.

Человек - это есть осознающее себя живое существо. Но зачем это ему?
 Это и вопрос жизни, потому что разумная личность, выживает там, где особь устраняют согласно сценарию природы, меняющей ее на следующую, которой суждено играть другую роль в череде репродукций, совершаемых популяцией во времени.
 Но это и вопрос свободы, потому что понимание человеком себя и окружающего мира томится в клетке, которая построена умом из кирпичиков воображаемого, ненастоящего, постигаемого во взаимоотношении частей, но не в отношении частей к целому, которое есть.

 Последняя мысль нуждается в раскрытии.
 Человеческое «я» ставит преграду между мирами внутренним и внешним, хотя оба есть части одного целого – действительности.
 Только взаимное действие, соединение двух половинок и противопоставленностей: теории и практики, абстрактного и конкретного поможет личности синтезировать целостную картину бытия.
 Поэтому, человек в качестве меры познания находит только символ знания о самом себе, а значит и о мире, в котором он - одновременно и составная часть и центр вселенной.
 Этот символ, содержит в себе две стороны всякого познания: светлую, где бытие ясно осознается, оно настоящее, и темную, где оно лишь мерещится светом будущего. Но именно ясность и обманчива, она показывает нам мир, где человек – последнее звено земного бытия, а Земля затеряна в безднах вселенной.
 Вторая половина знания, причем именно та, где человек занимает подобающее ему место во вселенной, убегает от ума с его любовью к рационализму, точности и системности знаний.
 Рационализм - и есть то, что свойственно и необходимо разуму человека. Ему не хватает лишь знаний о действительности.
 Законы мира изучаются нами основательно. Законы бытия самого человека – слабость такого познания. Потому что даются посредством абстрагированного знания о себе самом как пылинке в масштабах мироздания.

  Ценность возвращает человеку подлинность самого себя. Что возвращает также подлинность всего окружающего мира и всех его важных для жизни человека элементов.
  Как же ценности удается освещать затемненную часть любого знания? Конечно не тем, что она ставит человека на пьедистал смысла. Ведь твое знание, направленное на себя самого, грешит тем же недостатком что и твое знание о другом: односторонностью, теоретичностью, абстрагированностью от конкретного и данного лично в твоем опыте.
 Ценность дает знать человеку, что осуществляется в его собственной жизни, обращая знание от обобщенного к личному измерению
 Это - познание себя и своего места в мире. Оно-то и ценно каждому.
 
 Ценность, создаваемая человеком, может быть полезной другим людям в их совместном бытии, необходимой для их жизни. На этом, свойственном миру обстоятельстве (одно становится многим) строится понятийность человека, основа, материал человеческого сознания, строится и товарное производство.

 Но как чужая ценность может стать необходимой человеку если сама его жизнь - творчество?
 Творчеству человека жизненно необходим материал, дающий ему сферу применения, дающий выход вовне, возможность реализации его способностям, с которым он явился на свет. 
 Ценность, творимая личностью в обществе для других дает благодатную почву, а в ней - тот материал,  с помощью которого личность человека может выразить собственное, уникальное и неповторимое, свое отношение к миру вещей и людей - через обстоятельства места и времени, возникающие в ходе его личной истории.

 Так рождаются общие ценимости. Например, когда-то древний мудрец открыл колесо, а с ним возможность колесного передвижения.  Такая ценность дала благодатную почву для другого изобретателя, который изобрёл автомобиль.
 Этот, следующий важный для существования распространившегося на земле человечества способ создания скорости, сузивший пространство коммуникации, интенсивирующий экономику, является почвой, на которой могут выразить свои творческие способности миллионы людей.

 Oбщественные архивы экономики, науки, культуры, этноса и религии ценны не сами по себе, а в той мере, в какой они могут быть нами творчески применены в конкретных обстоятельствах нашей жизни

 На основе обобщенного знания, накопленного этносами, возникла и понятийность, ставшая в ходе исторического со-сущестования людей друг с другом естественными языками.
 Общая понятийность дает возможность в обществе понимать каждому человеку другого, через структурную единицу языка - понятие находить путь к смыслу, который тебе передают в коммуникации.

 Важно однако заметить, что способ сообщаться - информация, то есть то знание, смысл, который приобрел автор в процессе его личного отношения к миру, и которое обращено к тебе, еще не есть твое собственное знание.
 Но дает материал, из которого ты с помощью разума должен сотворить свой смысл.
 Понимание важности, значительности события, факта, предмета, идеи придают им ту ценимость нами, благодаря которой мы их называем ценностью

 Знание личности в области науки, культуры, веры или экономики, репродуцируемое человеком в качестве информации, и есть ценимое в обществе.
 Чтобы это общеценимое дало тебе знания и жизнь, то есть из общего стало личным,  ты должен сам на ее благодатной почве вырастить собственное знание и твою жизнь. Иначе чужое и останется в тебе чуждым элементом.
 Человеку окружающая среда лишь вручает в руки глину для статуи Галатеи - твори. И человек творит мир, жизнь, ценное для себя и других. Он творит смысл. Творит понимание, без чего невозможно общество, невозможно и общее производство, куда свою лепту вносит каждый.
 А в меру того как человек  репродуцирует ценности и смыслы других, вместе с порядком он получает меру хаоса, вместе с жизнью меру смерти, вместе богатством - меру кризиса ценностей.
 Если скорость репроизводства превысит скорость создания нового, человек идет к хаосу, к смерти, кризису.
Почему это именно так?

 Общность вещей как мы ее понимаем - не есть каждая из них и уж тем более, общность людей - не есть отдельное "я".
  Общность создается потому что мы придаем сумме некоторых элементов конкретный смысл. И совершенно определенная рыба в атлантике и рыба в Волге, разделенные большим расстоянием, создают для нашего ума все же некоторую общность именно этих рыб, благодаря тому что мы отнесли их к одному виду.
 Это некогда сделанное ценное открытие дает нашему разуму возможность понять для себя некоторую определенную особенность природы
 
 Человек творит свой внутренний мир с помощью понятий (в естественном языке это и есть слово). Но каждое понятие обозначает лишь связь конкретно нами понимаемого в жизни через его причастность неким другим, общим понятиям, универсалиям. Вот я сказал, что по улице идет человек. Несет ли такая фраза знание именно этого живого существа как личности? Нет, я передал только информацию о его принадлежности к некоторому виду.

 Если я знаю этого человека, он тем или иным образом знаком мне в моем опыте, я назову его по имени. С имени и начинается превращение языка в понимание.
 ИМЯ, которым мы назвали элемент окружающего нас мира, есть факт познания конкретного - ИМЕННо этого с присущими ему конкретными отношениями к  миру и нам лично.

 Понять другого, узнать его - значит проникнуться с ним некоторым единством обоюдного опыта.
 В познании тобой другого это происходит с помощью общей для тебя и него ценимостей (понятий), и невозможно без творческого акта,  без осознания своего места в мире и без того, чтобы ты включил чужое понимание мира, его ценности в свое собственное, в свою систему ценностей, осознал другого как часть своего жизненного мира
 Зачем же человеку такой "эгоцентризм", почему общего для понимания недостаточно?
 Потому что понимание конкретно. Это не просто воспроизведение абстрактного знания, а творческое применение его к обстоятельствам места и времени, в которых оказалось «я».
 К творчеству же способна только личность.
 Но как проникнуться единством с другим, как его понять не хуже самого себя?
 
 Скульптор полюбил Галатею уже как личность, а не как воплощение прекрасных женских черт, осознав ее ценной частью своей жизни, личного бытия, необхоимой ему частичкой еще непознанного, только смутно ощущаемого единства.
 Ведь люди при всей их уникальности, особенности их способностей, жизненного пути, истории и судьбы лишь по разному выражают некоторое единство сознания. Именно это единство (а не общность) спасает уникальное личности от опасности утонуть в хаосе обобщающего, унифицирующего мира вещей.
 Любовь творит цельность многогранной жизни, создает и понимание. Отчуждение рождает хаос.

7. Сотворение личности

 Результат последнего этапа в иерарахии творческих актов - личность человека.
 Такая иерархия ценностей подлинного человеческого существа имеет в свой основе время как первоначальную среду или материал, на основе которого создается весь последующих продукт сознания.
 Человек, что хорошо передают особенности русского языка, это "чело века", иначе говоря - личность, проявленная во времени.

 Все нами рассмотренное в этой о книге о рождаемом в человеке и сотворяемом в нем наводит на мысль о следующей особенности человека, чье сознание проявляется в первоначальном "материале" времени.
 Так как время расщепляется в познании нами реальности на три составляющие, существование в нем человека удобно рассматривать на стыке двух противоположно направленных потоков времени (если "поток времени" - звучит отвлеченно, для упрощения можно говорить о потоке событий или причинно-следственных связей).

 Первый вектор времени направлен к человеку из прошлого, это череда взаимопорождений различными средами друг друга, рождающая физическую вселенную.
 Это - естественно-природная биография человека, где он выступает составной частью целого, звеном ее иерархии (взаимоподчиненности в системе причинно-следственных связей)
 Итак, первый вектор направлен от прошлого личности к ее настоящему. Он определяет то влияние, которое прошлое оказывает на момент «сейчас», меру детерминации настоящего предыдущими этапами его становления, которая в различные этапы жизни человека, возвращает его в прошлое, заставляя как бы отдавать долг сыновьей почтительности тем средам, которые породили его тело, дом для разума.

 Второй вектор направлен к человеку из будущего, от цельной личности, это череда моментов-озарений, когда в каждом вспыхивает осознание себя как целого.
 Он и даёт состояться процессу творчества. Целое придает смысл, то есть линию взаимодействия своим частям.

 Второй вектор, направленный к человеку -  его "родословная" как личности, имеющей самостоятельную ценность, цель и смысл в иной плоскости чем пестрая ткань физического мира природы.
 Это и есть воздействие будущего на момент настоящего, которое освобождает человека из плена унифицирующих схем, в которых его постоянно заключает прошлое знание.
 Будущее спасает своё прошлое, тем давая жизнь и себе. Так мы, проигрывая и переосмысливая события своей жизни, в ретроспективе получаем шанс дать им новую оценку, уточненную, рацио-нальную и менее эмо-циональную чем прежде, когда мы находились внутри ситуации, не видя ее целиком как бы со стороны.
 И такое творческое отношение к прошлому помогает нам выжить сегодня.

 Ведь первый вектор представляет собой череду воспроизводств, то есть влияний, направленных от рождения к смерти, которую каждая внешняя среда готовит своему внутреннему порождению, чье бытие в ее истории  фрагментарно.
 А второй вектор - череда проявлений сознания личности, творческих актов, он направлен к жизни.
 Первый вектор дает нам информацию, которую тело умеет накапливать, давая человеку в нужный момент как материал для его творчества.
 Второй вектор дает знания.

 Личность человека (третий вектор времени) творится на стыке двух противоположно направленных векторов - воздействий, влияний. со-бытий. Потому творчество в жизни человека заключено в попытках найти синтез двух крайностей, между которыми его ум совершает постоянные колебания.
 
 От момента зачатия до завершения своей истории жизнь человека есть процесс выживания. Это сумма двух векторов: умирания и возрождения, к жизни и к смерти.
 Ускоривается и тормозится личное время (то оно тянется, то "несется вскачь"), синтезируются и расходуются вещества, вырабатываются и используются энергии, рождаются и умирают клетки, усиливается и ослабевает давление крови, ясно проявляется и вдруг слабеет память, периоды понимания сменяются упадком разума, позитивные эмоции идут на смену негативным и наоборот.

 "Постойте, - заметит читатель, от которого ничто не укроется, – время кажется нам рекой, разделенной на три своих рукава. Где же третий? О нем-то почти ничего и не сказано"

 Своевременный вопрос, ведь третий вектор времени - это личная история жизни каждого человека, череда моментов "сейчас" его настоящего. Каждый такой момент творчества, осознания себя и своей задачи, унаследовал от прошлого длительность и получил в дар от будущего своевременность
 Вот почему момент жизни, "сейчас" человека способен длиться. Он дает творчеству каждого свое время, необходимое для созревания его плодов.
 
 Итак, личная история каждого человека - синтез двух ветвей его происхождения. Именно поэтому человек имеет два "календаря": один связан с циклами природы, периодами взаимной репродукции ее частей и элементов. И другой, "творческий календарь". Благодаря первому, давшему жизнь виду Homo Sapiens, мы существуем.  Благодаря второму, встроенному в первый, живем как сознательные личности и потому выживаем в природе.

 И вот мы уже слышим, как читатель спрашивает с некоторым сомнением:
«Творческий календарь? Наверное, это список удачных периодов в жизни, о которых говорят «Повезло» или даже так: «Это мой день!»

 Такая мысль вполне оправдана.
Если конечно, под днём понимать не светлое время суток, но период жизни человека, когда его путь озаряет свет сознания. Тогда результат труда соответствует его усилиям

 Основу творческого календаря человек носит в себе, то есть его организм (а микромир, как мы уже упоминали, в силу определенных причин подобен макромиру) содержит в качестве определенных пространств семь участков,  упомянутых нами в начале книги зон, соответствующих семи этапам или уровням развития сознания в первоначальной среде времени.
 
 В течение шести этапов сотворения организм является обособившимся репроизводством окружающей живой среды. Такой организм есть особь животного
 В природе, можно сказать, происходит товарный обмен, когда каждая особь обменивается с живой средой продуктами «производства».   Такой продукт - собственный опыт, создающий нормы поведения, необходимого чтобы выжить.
  Жизненно необходимые  продукты – причина обмена ценностями жизни между отдельными животными, ее носителями. Гигантские склады такого опыта отдельных особей - популяции в свою очередь, отдают его в  общее хранилище опыта – биосферу Земли.
 Поэтому при товарном характере  обмена жизненными ценностями каждый человек в бытии другого предстоит лишь вещью, необходимой тому на некотором этапе совпадения сюжетных линий их жизни. Здесь имеет место совпадение интересов. Затем живая среда прекращает производство особи, то есть репродуцирование себя

 Однако человек - нечто куда большее чем животное, у него есть также иная «родословная».
 Товаризация отношений, то есть основанность их на взаимных интересах, порождает в людях отчуждение.
 Но человек не может обойтись без товаров, без чужого знания. Собственных ресурсов ему недостаёт.
 
 Таким образом, жизнь человека, ограниченная производством в себе иной среды есть путь к торможению творчества, превращению труда в рабский (работу), отчуждению людей друг от друга, кризису общества как целостности, его распаду, крушению ценностей, боли, негативным впечатлениям, смерти.
 Такой путь разрушения в той или иной мере всегда присутствует в жизни человека. И в определенной мере необходим, так как новому требуется разрушение старых форм
 Новую иерaрхию ценностей нельзя создать в прежней форме, как новое вино нельзя налить в старые мехи: противоречия между формой и содержанием разорвут форму.
 Но при создании новой иерархии нельзя отбрасывать ее структурные звенья, ее ценности, как никуда не годную вещь: прошлое - это семя будущего.

 Товарный обмен происходит в потоке событий, направленных от прошлого к настоящему. Такой поток репродуцирует в личной истории человека архетип, детерминирующий линию человеческой жизни своей сюжетностью.
 Например, мы наследуем особенности организмов от наших предков, а в семейном, общественном воспитании и образовании перенимаем их взгляды и знания. Это влияние сред, иных жизней и знаний детерминирует, осюжечивают собой нашу уникальную историю жизни.
 Но тем дает им нужные рамки для творчества.
 
 Личность, которая проявляется в человеке, есть творец, цельное сознание. Его появление происходит в потоке творческих актов, влияний будущего на момент настоящего.
 Такой акт есть дар, проявление любви, он бескорыстен. Любовь в семье, то есть личном окружении близких человека спасает его, заменяя товарность отношений  ценностями бескорыстного дара.   Мораль выступает при этом в обществе исходной точкой отсчета

 Это уже поток событий от будущего к настоящему, который создает в личной истории человека или общества поворотные моменты, нарушающие логику архетипа и таким образом позволяющие личности творить историю в предложенных ей обстоятельствах.
 Повороты эти бывают настолько круты, что, как мы знаем, иногда чистильщики сапог становились миллионерами, а разбойники святыми.  Так в человеке и обществе - пусть и по разному - проявляется богатство личности
 Человек сотворен цельной личностью, предсуществующей его рождениям на каждом из шести этапов его становления 

 Мы не случайно говорим о предшествовании, а прежде замечали, что жизнь организма есть опережение в нем процесса умирания выживанием.
 Очень скоро нам придется говорить о личном времени человека, которое может ускоряться или тормозиться.

Пока отметим две важные особенности репродуцирования и творчества:
- в процессе репродукции, то есть ре-производства человеком своих представлений о мире, информация всегда предшествует знаниям, опережает их.
 Иными словами, знание при этом человек получает в мире путем напряженной работы по накоплению и систематизации разнохарактерной информации, создавая базис, материал для творчества. Это - процесс медленный

- в процессе творчества человека знание предшествует информации, опережает ее.
 В творце проявляется сознание, дающее человеку истину, позволяющее творить новый продукт практически «из ничего». Это новое - мера, соотношение уже известных элементов. Скажем, в атмосфере Земли присутствуют два элемента: кислород и водород. Для того, чтобы из них получилась вода, мерное со-отношение обоих элементов, необходим акт творчества.
 Это процесс быстрый

 Знание сегодняшнего дня, отправляясь на склад прошлого, становясь базисом, формализуется. Это уже не знание, а информация.

 И в том и другом случае происходит творчество, так как знание можно только сотворить и, в отличии от информации, нельзя репродуцировать.
 Однако в первом случае знание творится в личности человека, а во втором – знание творит она сама.
 Информация (знания вчерашнего дня) содержит сведения о частях. А знания, которые всегда есть знания настоящего - видение целого.

 Первые шесть этапов создания доводит человека до уровня животного (которым и является его тело), а развитие сознания - до уровня, который мы вполне можем назвать умом.
Животное обладает умом, то есть способностью находить в ситуации правильное решение.

 Седьмой же этап становления человека позволяет ему вернуться в самое себя, к своей духовной составляющей, то есть быть не только сотворенным, но и творцом.
 И если представить себе полный цикл проявления личности в виде семидневной недели, то первые шесть дней она посвящает работе, то есть череде репроизводств.
 Человек при этом как бы отдает долг любви породившим его тело живым средам.
 А седьмой день личность посвящает самой себе.
 Творческое производство человека теономика называет трудом, выделяя его из работы, которая также необходима, потому что долг своей материальности необходимо отдавать.Нужно уважать родителей и заботиться о них.
 Иначе говоря, человек возвращает себя в творчестве, создавая собственный внутренний мир не по образцам внешнего, а исходя из собственной присущей лишь ему линии жизни

Поскольку человек имеет два источника своего происхождения (проявленных через череду порождений и череду творческих актов), на всех этапах творения внутреннего мира, который он создает, человек способен относиться к миру двояко: способом репроизводства и путем творчества.

 1.
Первый этап сотворения личности, который мы называем в организме «красной зоной», человек строит свои отношения со временем, первоначальной средой его бытия, лежащей в основе череды взаимно производящих друг друга сред.
 Во времени человек отмечает прошлое, настоящее и будущее.

 При репродуктивном отношении к прошлому оно предстает уму суммой, а точнее сказать, иерархией определенных слоев информации. Говоря языком экономики, это склад. Именно таким складом и является память человека, имеющая два раздела: различных впечатлений его жизни, образов и склад идей
Репродуктивное отношение к прошлому не создает человеку знаний о нем. Лишь воспроизводит информацию, заложенную в памяти.

 При репродуктивном отношении к будущему оно предстает уму как система представлений (тот же склад), которые есть лишь воспроизводство информации человека о мире, возникшей в прошлом.
Репродуктивное представление следует определенной программе.
 Между тем, сама жизнь не носит программный характер так как программы, как мы уже говорили, дают лишь исходный материал для творчества разнообназных проявлений жизненного мира.

 И лишь творческое отношение к прошлому и будущему открывает их человеку в подлинном свете: как иные проявления настоящего.
 Тогда в материалах памяти и представлений о будущем проявляется «Я», личность. А личность стремится к неделимости.
 Я-в прошлом, Я- настоящий и Я-в будущем, становясь целым, обнаруживают за тройственностью на самом деле целостность времени.
 Момент «сейчас» соединяет в непрерывную смысловую линию будущее и прошлое человека.

 «Красная зона» появляется у человек в младенческом возрасте, после его рождения. Конечно, это уже человек, в том нет сомнений, к тому же он так убедительно воспроизвел в себе черты папы и мамы, хотя может быть, дедушки или тети. И это уже человек умный, с полностью развитым мозгом. Но еще не сознательный.

 Поэтому он еще сам не способен к творчеству, а может лишь воспроизводить окружающий мир в самом себе, создавая его адекватное отражение.
 С первым глотком воздуха, лучом света младенец начинает поглощать информацию окружающего мира. Затем он дышит, ест и пьет.   Окружающий мир делится с ним своими пространствами, насыщенными энергией времени, из которых младенец извлекает заключенный в них жизненный опыт.

 Ребенок расщепляет различные пространства, в итоге из них выделяется также различного рода энергия (например, необходимая его мускулам), которую он затем расходует для своей жизни.  Выработка и расход энергии начинают цикл создания организмом своего продукта.
 
 Однако такая скорость жизни - еще не личное время человека. Это окружающая среда, снабжающая ребенка информацией, продуцирует в нем и свои циклы, то есть свое время.
 Повлажнели пеленки, раздражая кожу или похолодало в комнате - и умный младенец начинает голосить, давая знать о свих нуждах.

 «Красная зона» возникает у ребенка в момент, когда в нем проявляется сознание. Оно и творит в ребенке  его личное время, рождая знание о том, в какие именно моменты личной истории целесообразно проявлять жизненную активность. Например, настойчиво давать знать о собственных потребностях.
 
 Ведь внешняя среда, диктующая организму свой ритм, и заложенная в человеке внутренняя информация «не знают» о всей уникальности его жизненных ситуаций. Ум же способен оперировать лишь наличной информацией.

 Например, младенца, впрочем как и умного зверька, которого дрессирует человек в семье, можно приучить к определенному времени проявления своей жизненной активности.
 Так и поступала на барщине русская крепостная женщина, работавшая в поле с привязанным к спине ребенком. Чтобы не быть постоянно в испражнениях младенца, она приучала его оправляться не тотчас, лишь только потребует организм, но в определенное время, когда мать снимала своё дитя со спины.

 Итак, личное время человека - это скорость воспроизводства его организмом своего продукта.
Заметим на будущее: если личное время человека ускоривается, он быстрее расходует свои жизненные ресурсы.

 На уровне «красной зоны» личное время человка - скорость репроизводства в человеке потребной ему для жизни энергии.
 
 «Семь раз отмерть, один отрежь» - советует русская пословица действию человека.
 На уровне «красной зоны» человек отмеряет свое действие первый раз.

 «Красная зона» ответственна за проявление в человеке способности к временной экономике, упоминаемой нами в третьей главе. Здесь пространство превращается во время личности, высвобождая энергию, которая используется для создания личного, а также и общего продукта.
 Ведь само пространство – вещь времени, оно представляет собой потенциальную, статическую форму его энергии.
 Поэтому в последующих формах экономики пространство и время личности попеременно переходят друг в друга, это есть переход энергии времени из потенциальной формы в кинетическую и наоборот.

 Труд человека (та часть его деятельности, когда он осознает себя личностью) в период временной экономики начинает лишь только зарождаться и проявляется лишь короткими моментами в сумме всех его усилий. Остальное время работы человек осознает себя лишь частью коллектива, отдавая ему большую часть своей энергии. Благодаря этому происходит централизация общества в период временной экономики, усложнение его социальной структуры.
 Такое усложнение информации аккумулирует в обществе заимстовованную у личности энергию.

Энергообмены личности и общества происходят всегда в противофазе. Это значит, что иерархии ценностей человека и общества противопоставлены друг другу.
 В «красной зоне» пространство человека становится временем (энергия связей выделяется), а время общества становится пространством (энергий связей поглощается).

2.
Второй этап сотворения личности мы называем «оранжевой  зоной» и он проходит  у человека, когда реализуются программы, заложенные в генной памяти клеток его организма. Эти программы представляют собой также пространства (состояния ранее живших организмов), содержащие в себе слои времени, предшествовавшие рождению.

 Здесь энергия, уже выработанная организмом в «красной зоне», приобретает форму согласно генным программам-инструкциям
 Таким образом, продукт второго этапа – знание о том как строить организм в конкретных условиях среды, используя инструкцию по его "сборке"
«Оранжевая зона» возникает, когда, "прочитав" эту инструкцию, личность начинает согласно полученным сведениям творить пространства. Это можно сравнить с чертежом, который создаст человек, прежде чем строить свой дом

Прежде чем тело сможет производить необходимые для его роста различные вещества, необходимо отмерить еще один раз из семи – необходимое для этого место. "Проект" ребенка из генного банка данных «привязывают» к конкретным особенностям рожденного, обстоятельствами его жизни. Так создается пространство его тела.
Конечно же этот процесс требует творчества, ведь одних только программ здесь недостаточно.

Личное время человека в «оранжевой зоне» - это скорость воспроизводства им информации.

От нее зависят и внешний вид человека и его габариты, которые нередко меняются в течении жизни, как меняется, то ускоряясь,то тормозясь, его личное время.
Эта скорость является слагаемой в сумме скорости обмена веществ, который возникнет на следующем этапе развития личности.
Отсюда происходит также зависимость интеллекта от скорости обмена информации.

 Ускорение человеком скорости репродуцирования информации есть следствие творческих процессов, которые сознание производит в уме, повышая его производительность, тем и превращая ум в интеллект.
 Однако за это следует кое-чем заплатить. Либо укороченной жизнью, потому что ее ресурс вырабатывается в этом случае быстрее, или же человека весьма болезненно тормозит среда – конечно, если она в нем нуждается.
 
«Оранжевая зона» ответственна за проявление в человеке способности к устойчивой экономике, упоминаемой нами в третьей главе.

 Здесь время личности превращается в пространство, человек приобретает способность создавать новое, в его уме проявляется сознание, усложняющее структуру внутренних связей ума и уровень организации личного быта.
 Это требует энергии, которую человек и получает в своем личном пространстве. В тот же период устойчивой экономике общества требуется децентрализация, упрощение структуры, благодаря чему аккумулированная в прошлом энергия высвобождается.
 Общество отдает энергию, потому что в нем нарастает энтропия, человек же энергию приобретает, потому что в его личном пространстве энтропия уменьшается.

 Так творческая личность находится с современным ей обществом в противофазе создания ценностей интеллекта или морали, и вполне способна его опережать, создав продукт, предназначенный скорее для будущего. Конечно, такая победа оказывается пирровой, поскольку личное время человека на уровне оранжевой зоны стремительно ускоривается, а тормозить опасные процессы сжигания жизненных ресурсов человека способно только сильное общество

 В период устойчивой экономики ввиду децентрализации общества создание множества раздельных хозяйств приводят к необходимости денежного атрибута, служащего эквивалентом при обмене между ними продуктов своего производства.
 И денежный эквивалент и сам продукт в этот период еще не становятся товарами в собственном смысле (это прозойдет позже). Общества делятся излишками своего производства - тем, что производили сами для себя. Чтобы делать качественный продукт, предназначенный для другого (товар), у них еще не достаточно сознания, времени и материальной базы, нет необходимого для этого деления по принципу профессонализации.
 Торжествующим в этот период является сословно-родовая иерархия коллектива, которая находится к профессиональной в оппозиции, поскольку здесь речь идет о различных способах проявления материи.
 В сословном делении общества проявляется отношение человека ко времени, а в профессиональном – к пространству.

 Эквиавалентом ценному в этот период созревания общественных отношений выступает, как правило, также продукт (например, редкая порода лошадей или дефицитная сельскохозяйственная культура)




3.
Третий этап сотворения личности, следующий "технологический участок" организма мы называем «желтой зоной», он проявляется в период роста ребенка.
 Для того чтобы создавать ткань своего тела в нужное время и необходимом месте, организм благодаря продукту первых двух зон непрерывно получает необходимые ему для этого пространства, которые в процессе жизнедетельности, обмене информацией с окружающей средой (личного опыта) становятся веществами.
 Клетки организма производят эти вещества по имеющейся информации в нужных пропорциях
 Итак, совокупный продукт деятельности организма на технологическом участке "желтой зоны" (возникший в результате последовательного рождения энергии, формы и опыта) - вещество.

 Из веществ личность творит в организме человека материю, ткань его тела. Таким образом, материя - со-событие во времени веществ, являющихся со-бытиями пространств, а те в свою очередь  со-бытия времен.
 Иными словами, материю можно представить себе как предельно концентрированное время.
 Мысль при всей ее неоднозначности уже не нова, если вспомнить высказывание А. Эйнштейна о том что элементарная частица это сгущение энергии. Время - и есть первоначальная энергия.

Личное время человека в «желтой зоне» - скорость воспроизводства веществ.

Прирост личной скорости человека "в желтой зоне" тормозится обществом, затрудняющем каждому реализацию его творческого потенциала. И как раз вовремя, так как если долго работать на будущее, ничего из жизненных ресурсов не останется настоящему. Человек в этот период находится под сильным воздействием обобщенных знаний, творческие его возможности сужены, труд начинает становится работой, что создает весьма суровые условия для того, кто не мыслит себя без нового.
 И здесь ему необходимо терпение: ведь в происходящем есть немалый смысл. Личное время человека в страданиях тормозиться и в разумной мере – это важный процесс, потому что ускоренное личное время на участке предыдущей зоны также ускоривает потребление, благодаря чему каждый быстро вырабатывает свой жизненный ресурс.
 
«Желтая зона» ответственна за проявление в человеке способности к практической экономике, упоминаемой нами в третьей главе.
Здесь пространство человека превращается во время (а значит энергия времени из потенциальной переходит в кинетическую)
 В тот же период общество накапливает знания, его энтропия уменьшается. Как уже упоминалось, это аккумулирует энергию, необходимую для последующего этапа становления личности
 
 Осознание человеком себя в этот период коллективизации представляет собой гораздо более короткие моменты чем в предыдущей зоне, каждый меньше времени посвящает осмыслению личного участия в общем продукте. Производительность труда падает, что и приводит практическую экономику в состояние кризиса.

4.
Четвертый этап сотворения личности мы называем «зеленой зоной».
В становлении понятийности ребенка, когда воссоздание личности проходит те же этапы что и общество, от младенчества шагающее к своей зрелости, уровень «четвертой зоны» соответствует тому моменту когда умный малыш  выделяет самого себя из суммы остальных впечатлений. Это период торжества осознания себя личностью.

 Совокупный продукт организма на технологическом участке "зеленой зоны" - эмоции.
 Это всплески психосоматической активности «я» в живом существе, которыми популяция захватывает особь.
 В человеке осознание себя проявляется как "я сам", содержа в себе и элемент захвата (биологически человек есть часть человечества) и потенцию к освобождению (человек имеет особое бытие) Именно способность человека к самостоятельному проявлению сознания помогает ему в нужное время избавляться от эмоционального захвата, привязки.

Личное время организма на уровне «зеленой зоны» - скорость репроизводства эмоций

 Восприятие человеком отдельной единичности в множестве других единиц мира, то есть абстрагирование смысл конкретной ситуации из суммы жизненных впечатлений и общих сведений, возможно в те моменты, когда проявляется осознание себя как особого элемента среди прочих, конкретного «я» среди всеобщей картины мира.
 
 Восприятие человеком мира – всегда отношение к нему собственного «я», образно говоря, это познание мира «на своей шкуре».
 Ведь человек сам творит собственный, внутренний мир, где на своей рукотворной «планете» он – творец, ответственное лицо, источник впечатлений. А если необходимо – и жертва, которой больны проблемы его внутреннего мира. И здесь все творит и возрождает сила его любви, готовность принять боль ради бытия этого мира.
 
 Ускорения и торможения личного времени вызывает у нас определенную окраску внутреннего эмоционального мира.
 Негатив, то есть его затемненность, возникает вследствии торможения времени, а позитив – в результате ускорения.
 Ведь торможение приближает человека к прошлому мира – Ничто, перед которым особь испытывает страх, ярость, и другие негативные эмоции. Мы возвращаемся в генетическую память далеких пращуров, ощущая то же что и наш некогда погибший предок, когда его пожирало чудовище ископаемого мира.
 Я - настоящее становится Я -прошлым, репродуцируя древнее впечатление в момент "сейчас". Оно и становится психическим фоном, воспринимаемым в приемлемом для сознания человека диапазоне частот.

 Ускорение времени приближает нас к чувствам полного сознания: свету любви и счастья. Такие чувства ведут к иной родословной личности, которая тянется к нам из будущего. Я-будущее становится Я-настоящим, создавая и приятные, и порой совсем необычные состояния.
 Но поспешность ведет к пирровой победе для человека.
Тому, кто не достиг небес, падать оказывается тем больнее, чем выше он взлетел. Вслед за подъемом творческой активности труда и сознательности следует глубокий спад.
 
 Отсюда следует довольно любопытный вывод, позволяющий добрым словом помянуть старину Экклесиаста: постоянный поток позитивных впечатлений, от грубых до самых тонких, называемых нами духовными, может выпустить из бутылки одного из самых опасных джинов: неконтролирумое ускорение личного времени, способное сжечь жизненный потенциал человека в сколь угодно короткий период времени.
 Если при этом роль человека в истории общества не исчерпана, окружающая среда в качестве дружеской услуги резко тормозит его, что имеет для каждого довольно негативные и даже болезненные последствия, как уже было замечено.
 За светлое будущее приходится платить темным прошлым. Такова диалектика противоположностей времени.

«Зеленая зона» ответственна за проявление в человеке способности к сознательной экономике, упоминаемой в третьей главе. В человеке время превращается в пространство, что требует энергии.
 Личное время человека ускоривается, что делает его труд продуктивным, но ускоривает также процесс потребления.
 В обществе, чья активность находится с личностью в человека в противофазе, нарастает энтропия и процесс рапада. Наступает период слабеющего коллектива. А слабое общество с трудом может помочь каждому.
 Так мы часто жалуемся на тиранию, но стоит ослабеть государству – и нам уже трудно найти себе помощь.
 

5.
Пятый этап сотворения личности мы называем «голубой зоной».
 Продукт, создаваемый на этом участке - товар.
 Таким образом на уровне «голубой зоны» происходит обмен товаров, то есть тех, продуктов производства каждого, которые предназначены для другого.
 Обмен товаров происходит между людьми, то есть в пространстве межчеловеческого общения.

 С помощью  приобретаемых товаров человек способен творить свою жизнь.
 Почему же обязательно творить? Разве ценимое нами в его более или менее материальном выражении само по себе не несет нам  необходимое: жизнь, знание, культуру, самореализацию, мораль?
 Нет, это лишь товар, полученный от других, который каждому еще требуется усвоить, применить к обстоятельствам и событиям своей жизни, в личном опыте сделать гармоничной частью собственного организма и своего мировоззрения.
 Поэтому культура или ценности духовного сами по себе и их материальный экспонент - совсем не одно и то же. Мало быть потребителем материального экспонента, чтобы извлечь из него пользу и смысл. Его еще нужно постоянно, то есть в каждый момент истины, делать культурой и сокровищами духа, иначе материальность экспонента принесет лишь вред.

 В тебе должен проявиться творец, личность, чтобы сотворить ценное тебе лично ему из товара, который происходит от другого, а значит не содержит ничего от твоего собственного «я». Личность с ее сознанием соединяет в себе ценимости каждого члена общества.
 Сознание - это со-в-мест-ное знание о том, что в полученном продукте от другого предназначено тебе, что объединяет тебя с ним, а что тебе чуждо. Что в плоде, выросшем на дереве чужого знания, который тебе предстоит усвоить - полезная »мякоть», а что - «косточка», продукт самовыражения самого «дерева», чужого и чуждого тебе знания, несущая твоему мировоззрению яд.

 «Голубой зоне» соответствует качественная экономика, которой свойственна централизация общества, и  труд, который мы назвали сильным 

6.
 Шестой этап сотворения личности мы называем «синей зоной». Продукт, создаваемый на этом участке - ценность.
 Таким образом на уровне «голубой зоны» происходит обмен ценностей.
 Ценность сама, в которой уже нет ничего материального, превращает материальный товар в то, чему он и должен служить: жизни и сознанию человека.

 Отметим важную особенность товара: он всегда представлен более или менее плотным материальным экспонентом, которым люди обмениваются между собой. Этот экспонент важен человеку (в товаре содержатся «деньги прошлого», аккумулирующее в себе знание о мире «вчерашнего дня» - информацию), но лишь как материал для его творчества.
 Подлинная ценность, то есть действующая сейчас, творится.
 Правда, при этих рассуждениях неизбежно возникает вопрос, чем же ценна деятельность человека, ведь не всем же создавать новое, кто-то должен подготовить новому и материал?
 Личность и накапливает знания, творчески их систематизируя, она и творит новое. Личность по-разному поэтому проявляется в разнообразных профессиях человека.
 Жизни так же нужен «Сальери», кропотливо работающий над сбором и творческим анализом информации, как и «Моцарт», который творит новые знания, пользуясь благами, которые предоставили в его распоряжение многочисленные, творившие в прошлом «сальери», тем давая «моцартам» на будущее материал для их творческой деятельности.
 Словом, каждый в своей профессии служит и обществу и себе самому.

 Итак, ценность как и проявление творца, не-материальна. Поэтому люди не обмениваются ценностью друг с другом. Ценное возникает у человека в его личном измерении - там где он соизмеряет себя с творцом. Между человеком и творцом, таким образом, и происходит обмен ценностям.
 Вот почему товары, включая денежные материальные экспоненты, меняют своих владельцев,  сами же деньги как право на ценность меняют свои формы в личном пространстве каждого. Их владелец постоянен.

Рассматривая «шестоднев» с точки зрения экономики и социологии, мы видим здесь следующие важные для нас особенности.

1.   Смена форм экономики в истории общества вызвана тем, что на каждом этапе возвращения личности, то есть сотворения самого человека на базисе животного, проявляется коренное противоречие человека между творческим и созданным, базисным его началами, между бесконечностью содержания и ограниченностью формы, а стало быть, между свойственной творцу любовью и свойственым животному эгоцентризмом.

 Наиболее болезнным образом это проявляется в морали, которую человек получает в ее формализованном, овеществленном виде, но без которой любовь для человека лишена своей личностной точки отсчета. А потому и творчество без морали теряет свой смысл: ведь творение предназначено не только для человека самого, но и для другого.
 Поэтому только правильное соизмерение себя с другим, в области морали и любви, не убивает самого творца, в чьем бытии общественное (неотъемлемая часть человеческого бытия) иначе не находит своего смысла.
 Сама же мораль, дающая старт любви, требует от человека определенной жизненной зрелости и усилий, ведь никакая ценность не дается без труда. Она требует некоторого опыта, с его ошибками и разочарованиями, со страданиями, вообще свойственными проявлению в себе личности.
 И всегда требует для своего сотворения вполне определенной здесь и теперь, не унифицированной меры времени.

2.    Таковы особенности отражения личности в обманчивом, материальном зеркале времени, каждый раз показывающими нас вчерашними, то есть не такими, каковы мы на самом деле - сейчас.

 Поэтому на последовательно сменяющих друг друга этапах истории общественной экономики это противоречие проявляется то в обесценивании ценностей человека, то в обесценивании (закабалении) его труда. Постоянно разрешается кризисом, после чего следует очередной этап.
 Непонятно, зачем это вечное повторение пройденого? Но именно так повторяет свои уроки учитель, когда в школу, сменяя уходящее поколение учеников, приходит молодая смена.

 Человек, разрешая в себе противоречия между личным и общественным, постоянно "перетягивает канат" власти с обществом, находясь с ним в противофазе.
 Это значит, что когда общество усиливает свою централизацию, личное в человеке отходит на второй план и тогда человек - лишь элемент в иерархии власти, диктующей ему свои правила игры. В обществе властвует насильственная унификация. Но тогда короткими становятся моменты сознания в человеке, тускнеют в нем идеи и мировоззрение, скрепляющие социальные связи, отчего слабеет и общество, стремится к распаду.
 И на следующем этапе значение отдельной личности снова выходит на первый план. Это период интенсивного накопления знаний.
 Но одной лишь теории недостаточно для человеческого опыта. На следующем этапе консолидации общества личное человека опять отходит на второй план, интенсивное накопление знаний тормозится и это - время проверить их на практике.
 
 Когда человек в своей личной истории проходит те же шесть этапов, что и общество, его личное время периодически то ускоривается, то замедляется. Чтобы достичь своих целей в этой гонке, необходимо соблюдать определенную меру, а для этого проявлять в себе сознание: иногда требуется ускорить личное время, а порой - и замедлить.
 Совместное знание о том и другом - есть со-знание.

 Если история общества циклична, с личной историей и экономикой человека дело обстоит сложнее. Она представляется взгляду скорее спиралью, а это циклы в линейном векторе развития.

 Под развитием мы понимаем не самоцель. История общества для человеческой морали видится нам скорее учебным классом, где в игровой форме даются нам уроки жизни и любви.
 В этой внешне абсурдной игре противоположностей и ложной кажимости человеческому разуму необходимо в каждом выборе, в каждой житейской ситуации решать диалектическую задачу - поиск синтеза между богатством личности и нищетой наличных для этого средств.

 Это - задача жизни, то есть спасения от смерти, разрешается только средствами любви. Лишь любовь творца к своему творению, любовь с ее терпением и способностью к самопожертвованию, сводит противоречие между ними на нет и скульптор берет в жены созданную им Галатею.
 
7.
Седьмой этап сотворения личности мы называем «фиолетовой зоной».
Этот совокупный продукт – мировоззрение человека, личности отражаемой в зеркале времени.
 Именно он – смысл, жизнь и человеческий путь, то есть личная история

                И снова об истории и судьбе

 Человек соизмеряет с другим своё мировоззрение, как раз таким образом получая шанс иным взглядом дополнить себя себя до цельной личности.
 Стало быть, каждый может найти в другом то, чего не хватает ему, чтобы обрести целостность своего сознания, понять, кто же есть он сам, каково его назначение в мире и какое ждет будущее.
 
 В другом ты наблюдаешь также личность. Именно она отражается в полных светом сознания глаз тех людей, что составляют круг твоей жизни. И не случайно, но с учебной целью, создают вместе с тобой определенные события и ситуации
 
 В этих проявлениях жизни ближний, что встречается на твоем жизненном пути, проявляется в тебе, а его история становится частью твоей.
 Взаимное влияние историй друг на друга, вплоть до поворотных этапов, решающих, идти человеку или обществу к жизни или смерти, мы вправе назвать судьбой.
 Таким образом, на вопрос о влиянии Личности на историю и судьбу теономика отвечает положительно.

Мюнхен-Москва
2010 г.


Рецензии