Образность лирики О. Мандельштама

Течение символизма - первое революционное течение в русской литературе, положившее начало поэтическому новаторству во многих других творческих группах. Осип Мандельштам - яркая фигура символистского течения, которая притягивает внимание своим творчеством вплоть до нашего времени.

Многие считают О. Мандельштама своим любимым поэтом. Чем же он так привлекателен?

Во-первых, как и всякий поэт, Мандельштам не обошел тему любви. Он касается ее согласно лучшим традициям символистского течения: оперирует точными образами, раскрывающимися в контексте произведения: "Образ твой, мучительный и зыбкий, // я не мог в тумане осязать". В раннем творчестве он вторит стихотворениям А. Блока из цикла "О прекрасной даме", изображая тему любви как очень тонкий и чувственный аспект жизни.

Во-вторых, он не боялся отражать политический ход событий, сохраняя при этом возвышенную, характерную для символистов манеру письма: "Иосиф, проданный в Египет, // Не мог сильнее тосковать!". Совмещение библейского контекста (Иосиф, согласно Ветхому Завету, был продан в египетское рабство) в стихотворении о политической несправедливости и представителях власти, которые вершат судьбы простых людей и целой страны - смелое решение. Критика советской власти была не нова для поэтов ХХ века, но не многие решались на этот поступок. В его гражданской лирике отражено все вольнолюбие и гордость души поэта.

Четкость его лирике придает переход в течение акмеизма. Поэт, сохраняя символистский уклон, создает более точные и ясные образы. Вещественность, зримость, порождает философские размышления поэта о земных вещах со свойственной одухотворенной манерой: "На бледно-голубой эмали,//Какая мыслима в апреле,//Березы ветви поднимали//И незаметно вечерели". Эмаль - вещественный образ, подобный камню или глине, но Мандельштам преобразует его в образ неба, соединяя акмеистские и символистские традиции в своей поэзии. Это своего рода новаторство до сих пор остается актуальным и интересным как для критиков, так и для читателей.

Архитектура в поэзии Мандельштама имеет немаловажное значение. Он пишет о соборах, площадях и других исторических памятниках, сочетая в описании рукотворных явлений моменты природы - так реализуется поэтическое символистское начало: "Природа — тот же Рим и отразилась в нем". Мандельштам выказывает восхищение как божественному началу природы, так и архитектурным творениям. Поэт видит гармонию между природой и городом, и благодаря этой гармонии все идет установленным чередом.

Глубокомысленная и высокохудожественная лирика Осипа Мандельштама была предметом множества исследований. Помимо ее образности и контекстуальных связей, она по-прежнему эмоционально влияет на читателя; разнообразие тем, на которые писал Мандельштам, позволяет каждому человеку найти в этой поэзии что-то близкое себе.


Рецензии