Анализ монографии Искусство любить

Перечитала Фромма. Очень рекомендую его труды всем. Конечно, "искусство любить" коррелирует с его многими другими трудами, но всё равно данная монография - отдельная конъюнктура, отдельный труд.

Красной нитью по всему сюжету книги проходит вопрос любви. Автор определяет любовь как искусство и доносит до читателя мысль, что ежели любовь - искусство, то любви необходимо учиться так же, как и врачеванию, музыке, живописи. Человек больше стремиться к привлечению любви, к своей персоне, а не к умению любить. В книге говорится, что в основном стремления современного общества ограничиваются желанием покупать, получать новый товар. Мужчины и женщины определяют людей аналогично, словно желаемый приз, который хочется получить и из которого можно извлекать взаимовыгоду. Уместно будет провести параллели с другой работой Э. Фромма «Иметь или быть?», в которой освещаются неправильные отношения между людьми, построенные на принципе «ты - мне, я - тебе». Также Фромм Фромм подчёркивает, что у большинства людей в мышлении укоренились определённые установки. Одна из установок гласит: главное - это найти достойного любви человека, а чувства придут, поэтому человек заостряет внимание на объекте любви, а не на собственной способности давать любовь. Автор говорит о настоящей, искренней любви как о способности отдавать, жертвовать, и чтобы познать искусство любви ему необходимо обучаться и в теории, и на практике.
Фромм считает, что любовь - это состояние души человека, особенность его характера, и делает акцент на братской любви - как основе, на которой держатся все остальные виды. Именно любовь ко всем людям, как к братьям, даёт возможность существовать и развиваться другим видам. Но здесь я немного не согласна.
Интересным является разделение любви на материнскую (безусловную, неизменную) и отцовскую (аналитическую, требующую основания) любовь. Речь о том, что мать любит ребёнка в любом случае, так как они изначально единое, а отцу важно то, оправдывает ли сын или дочь его ожидания, достойно ли ведёт себя. Эротическая любовь определяется, как стремление к полному воссоединению с объектом. Этот вид любви часто путают с кратковременной любовью, что мимолётна и любовью, как таковой, и не является. Любовь к Богу схожа с любовью к человеку.

Далее автор приводит четыре способа разделения одиночества:
- Оргиастический ( с помощью психотропных веществ);
- Единение с толпой;
- Творчество;
- Любовь.

Из этих способов самым верным является именно любовь, потому как все остальные характерны для человека не любящего, а страдающего от недостатка любви и внутренней пустоты. Главное в любви - это взаимная отдача, взаимопонимание, готовность давать, дарить. Но ни в коем случае не крайность, при которой имеют место принесения себя в жертву и замена собственного эго на эго объекта любви. Симбиотическая связь ведёт к несвободе и зависимости. В книге «Бегство от свободы» Фромм также поднимает тему зависимости и независимости личности, стремления к свободе, а настоящая любовь - она никоим образом не должна сковывать. 

Любовь как парадигма, как искусство, как основная движущая сила - это главные положения монографии. Он, с высоты своего опыта, доносит для людей необходимость учиться любви, важность любви к себе и к миру, потому что тот, кто любит кого-то здоровой любовью непременно любит и себя - но тут, опять же, очень спорный вопрос.

В общем, есть яркие как положительные, так и негативные чувства от этой книги. Со многим я не смогла согласиться с учетом собственных воззрений на мир. Но труд очень занимателен, по сути.

Смелая и глубокая идея Фромма во все времена имела как поклонников, так и врагов, и в этом её настоящая ценность.


Рецензии