Говард Лавкрафт vs Стивен Кинг

Говард Лавкрафт и Стивен Кинг - два наиболее известных писателя-фантаста, произведения которых известны благодаря жанру хоррора. Оба они получили популярность в свое время, и их книги остаются популярными и актуальными.

Обратим внимание на наиболее успешные и известные романы С. Кинга.

"Кэрри" - подростковая травля была, есть и будет актуальна в литературе: в ней банальным образом реализуется тип "лишнего человека". Но Кэрри, главная героиня романа, выходит за рамки "лишнего человека", благодаря сверхспособностям. Это нереализуемо в классической литературе, поэтому Кэрри, как образ, должна умереть, что и происходит в конце книги. Стоит отметить, что это лишь вброс статистики: мне данный роман совершенно не прельщает, поскольку кажется мне слабым как в идейной, так и в языковой составляющей. Быть может, я думаю так одна, но Кэрри - очень раздражающий персонаж, а жизненные рестрикции, об которые она спотыкается каждый раз, так и норовят сделать "рукалицо".

"Оно" - взгляд на мир подростков с новой стороны. Тема взросления раскрывается из-за столкновения героев с существом, питающимся детскими страхами. Они должны перешагнуть через себя и стать "новыми людьми" - взрослыми.

"Зеленую милю" считают лучшим произведением С. Кинга. Архетип героя, реализуемый в образе Джона Коффи, претерпевает изменения. Герой умирает в конце, и умирает по собственному желанию. Кинг демонстрирует этот архетип в суровой реальности, с которой чистый сердцем человек не способен мириться.

Теперь обратимся к произведениям Говарда Лавкрафта.

"Зов Ктулху" - известное произведение, которое интерпретируют в различных видах искусства до сих пор. Автор вступает в спор с христианским воззрением на мир, задаваясь вопросом об Апокалипсисе и истинном воззрении. Все произведение - культ адептов Ктулху и люди, пострадавшие от страшного знания о древнем божестве, - это вызов современным религиям: так ли нужно верить в своего бога и призывать его?

Рассказ "Дагон" имеет такой же посыл, но более четкую структуру. Герой сталкивается с древним божеством - Дагоном, который упоминается в Ветхом Завете. Это дает понять, что как минимум один из богов (языческий Дагон или христианский бог) существуют. Но христианский бог не приходит на помощь герою, когда того поглощает безумие после встречи с Дагоном. Лавкрафт снова задает вопрос о реальности богов и смыслах обращения к ним.

Одно из последних произведений,"Шепчущий во тьме", отличается по теме, хотя также находит переклички с легендой о Ктулху. Лавкрафт опять задается вопросом о необходимости контактировать с неизвестным: герои, желающие исследовать инопланетян Ми-Го, оказываются в ловушке, сами того не подозревая. Образ маски, которая остается после похищения Экли - внешняя оболочка человека, кардинально переменившегося внутри под влиянием неизвестной силы, с которой он пожелал соприкоснуться. Лавкрафт также размышляет о необходимости раннего технического прогресса, который может навредить неподготовленному обществу.

Кинг и Лавкрафт остаются актуальными до сих пор: по первому активно снимаются фильмы, а второй находит отражение в компьютерных играх. Их тематический разброс также широкий: Кинг - это более легкие для восприятия книги, Лавкрафт же подразумевает базовое знание мифологии и культуры народов. Можно сделать вывод, что, при знакомстве с жанром хоррора, с Кинга стоит начать, а Лавкрафтом - завершить чтение.

Но лично мне ближе архаичные обороты Лавкрафта, нежели Кинга. Хотя, как говорится, на вкус и цвет - товарищей нет.


Рецензии