О силе внушаемости. Эссе

Посвящаю настоящее эссе моему другу Александру а также всем тем сердечным братиям, кому не все равно.


In faith, I do not love thee with mine eyes,
For they in thee a thousand errors note;
But 'tis my heart that loves what they despise,
Who in despite of view is pleased to dote.
Уильям Шекспир

Чтобы избежать разочарования в людях, надо избавиться от иллюзий. Умейте принимать людей такими, какие они есть. Совершенных людей не существует. Можно найти хороших людей, но даже и они временами бывают эгоистичны, раздражительны и угрюмы.
Абрахам Маслоу


Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить.

(Массы не знали жажду правды никогда. Они хотят иллюзий, в отсутствии которых они не имеют возможности существовать.)

Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.
Зигмунд Фрейд

Открыв мир в слове, я долго принимал слово за мир.
Жан-Поль Сартр

...человек живет в мире иллюзий, потому что иллюзии помогают ему переносить убожество реальной жизни..
"Ложное сознание", то есть искаженная картина действительности ослабляет человека
...то, что мы думаем о себе и других, - как правило, чистейшая иллюзия, "идеология"...наши собственные мысли - это копии идей, которые создаются в любом обществе и, в свою очередь, определяются спецификой его структуры и функционирования
Эрих Фромм



Мы не разговаривали, томимые зноем, усталостью и иссохнув от жажды, как сама эта знойная пустыня. Вдруг кто-то вскрикнул, все остановились, и мы замерли в неподвижности, поглощенные необъяснимым явлением, которое знакомо путешествующим в этих затерянных странах. ... Этот барабан, следовательно, не что иное, как звуковой мираж. Вот и все. Но об этом мне стало известно лишь позже.
Ги де Мопассан


Fallaces sunt rerum species

Falax species rerum

латинские выражения

Держусь в свободном плавании и здесь, не давая уму быть излишне категоричным, представляя себе тихую гавань, спокойное море, бриз, бегущий от берега к морю, спокойного и разумного капитана (разум), его слаженную команду (все душевное и сердечное).
Иллюзорность создается образами, которые возникают в уме из-за впечатлений. Если я закрою глаза, и услышу скрип, то верно я подумаю, что скрипит половица, но на деле же, скрипит незапертое окно.  Если я прикрою уши в солнечный день, находясь в лесу, и не увижу ни одной птицы, то верно подумаю, что рядом со мной нет птиц, тогда как, открыв уши, со всех сторон меня окружит звучание птиц. Если же я встречу человека внешне приятного и одетого, с изысканными манерами, который будет внимателен и корректен в беседе, то верно подумаю, что человек он воспитанный и благонадежный, тогда как на деле, это не всегда так, и потому, слышащий должен услышать, видящий увидеть, почувствовать сердцем и разглядеть правдивое.
Вот картинка-образ содержит в себе лицо старушки и милой дамы. Один человек в нем видит первое, другой, второе. А между тем, и то, и другое хоть и является верным, но все же неполным, целостным лишь, если разглядеть оба образа. Такова сила парадигмы. А чтобы увидеть как есть, нужно нейтрально оценить картину, объективно и беспристрастно, не фиксируя личное восприятие на чем-то определённом,  потому как, одностороннее восприятие, фиксация на чем-то однобоком, является только одной стороной монеты, но есть ведь и вторая. А любая монета не может существовать без орла и решки, и то, и другое, ее уравновешивает и придает ей значение драгоценного. А тот, кто не сможет понимать правдивое значение явлений, не внимателен и восприимчив к сильным влияниям, то рано или поздно отдастся манипуляциям, а если из-за этого для него настанут тяжелые времена, то пусть никого не винит, ибо он обладает свободной волей и разумом. Если у красильщика есть краски и ведро, а он не умеет разбавлять их и наносить цвета на стены,  то никакой он не красильщик, пусть у него хоть тридцать ящиков про запас. То, что дано тебе и твое, нельзя отнять, но можно думать, что нечем таким не обладаешь или, напротив, мастер в ремесле, что не слушаешь никого, даже мудрого человека. Все крайности, стоящие поодаль от золотой середины. А золотая середина - мерило умеренности и требует эрудиции, мудрости и осознания. 
Видеть явления со всех сторон, оценивать их беспристрастно, не принимая на веру безоговорочно, качество развитого человека. Простодушный же и невнимательный человек тешится в «собственных» убеждениях, а если разобраться, то они попали к нему из чужой флягой, из которой он сделал глоток.  Чужое прилипает как мокрая листва к подошве и имеет такую традицию с давних пор.  Не заноси в свою избу чужого, поскольку своего добра хватает. Ум - цепкий зверь, и если за ним не присматривать, он будет принимать все, и обгладывать косточки постоянно, формируя привычное. А что стало привычным, уже косность, очерченная границами и характером. Потому многие повторяют одно и тоже, схожие ошибки, недоумевая, отчего с ними все это происходит.  Декорации меняются, а пьеса отыгрывается все та же. Смотрят на других, верят в силу разных авторитетов, тогда если бы сами столкнулись с авторитетами напрямую, уяснили бы, в чем их сила и правда состоит, и стоит ли вообще к ним прислушиваться. Но слово летит, влетает в одного, вылетает из другого, и вот уже многие заражены выводами, которые пришли к ним как некий готовый итог.  Жизнь учит каждого быть разумным, и лучше учителя ей на смену не найти. И глупого постарается уразуметь, а уж терпения ей в этом усердии не занимать. Тот, кто не слышит, не видит, и не смыслит положенного по праву ему человека, - спящий, и спящий будет страдать, потому как все страдания от неосознанности после воспринимаются как зловещий рок, нависшая темная грозовая туча. А видел бы человек причину и следствие, разобрался бы с основами случившихся событий, то и не стал отчаиваться; познаваемое, узнаваемое уже не имеет полной власти над человеком.  Сокрушается же человек от неведения, тут и любое другое существо одинаково, в темном месте при признаках опасности будет волноваться.  Поэтому задачи все наши познавать и укреплять себя, чтобы реализовать в себе все самое человеческое, весь наш потенциал, данный нам от природы. Что до сильных мира сего, то не все они сильны и могущественны, многие пшик и ветер, а те, кто сильны и могут навредить, сильны лишь внешне и только опираясь на остальных, которых они провели. Настоящая сила внутренняя, подкреплённая разумом и мудростью.  Такой человек может оставить след на многих и пусть так оно будет пока добро – добро, а зло – зло.  Но если совершаются несправедливости, они всегда совершаются с позволения того, кто мог бы противодействовать,  но пассивен. Там где есть тиран, есть и раб, там, где есть угнетатель, есть и угнетаемый, а как часто бывает, что угнетаемый сам идет к угнетаемому в руки. И то, и другое – болезнь и нет в этом ничего достойного человека. Хотя есть и такие причины, и их множество, что не все трусость и раболепство, иногда человека сковывают обстоятельства. 
Наделенный властью коварен,  - а что такое коварство? Ловкость, обман, изощрения ума. Но ничего незыблемого в том нет, - власть человеческая как песочный замок, а разум, душа и сердце располагаются в альянсе постоянства. Многое на свете совершается разного непохожего,  и, казалось бы, не стыкующиеся  друг с другом явления, но то лишь на первый взгляд.
Не давать себя обмануть, это значит научиться мыслить. А что такое мыслить?  Управлять умом. Пусть не ум тебя ведет, сообразуясь с впечатлениями, а ты будешь ему господином. Добьешься этого, и многие проблемы отпадут сами собой. Не интересоваться делами других, если оно тебе не нужно, не участвовать в бессмысленных беседах, научишься скромности и самоконтролю, найдешь тогда и нужные слова и поступки, отсечешь все лишнее, что мешает идти вперед человеку разумному.  Мир поселится в твоей душе. Ибо когда разум укрощен, порочные желания и импульсы угасают, остается внутреннее пространство. Тот, кто бывал на вершине горы и озирал свысока леса и горы, реки и луга, поймет. Свобода внутри, а не снаружи. Что есть счастье для многих и свобода ab extra, оборачивается впоследствии для них темницей и заточением, а еще для одних дополнительными страданиями. Сколько таких, стремящихся к власти и счастью, забирают счастье у тех, кто слабее! Получают первые свое, и насыщаются, отбросив любую мораль, стремясь поскорее обогатиться далее и удержать то, что имеют. За всем этим показным видом есть и соревновательный дух: возвыситься над другими, показать свое преимущество. Но правда есть такое явление как смерть, что уравновешивает все и вся. Все теряет цену украшений материального мира перед заложенной мудростью рождения и угасания. Так не впечатляйся же, когда тебя пытаются обвести вокруг пальца. Если встретился с хитрецом, что обхитрил сотых, а ты сто первый на очереди, наблюдай за разговором и его повадками. Знаешь, как в ирландской поговорке «Дьявол скрывается в мелочах». Каким бы великим актером не был человек, жизнь не отыграть на полную.  Разбираться в людях, значит уметь разбираться в самом себе.  Первая причина по которой одни люди отличаются от других та, что одни понимают себя больше, чем другие.  Наблюдение – залог правильного выбора. Так идя по жизни, развивай интуицию, пусть она служит она тебе сигналом к опасности, но не станет полноправным арбитром. Разбираться во всем, в причинах и следствиях придется  отточенному и контролируемому разуму, которому нужно почаще задавать вопросы. Люди привыкли задавать вопросы к внешнему миру, тогда как их собственный внешний мир искусственен и обусловлен. Завтра наступят большие перемены, и что сегодня оставалось догмой, завтра или прекратит свое существование или станет утверждать обратное.  И так, интуиция и разум. А чтобы разум был сильным, укрепляй его необходимыми знаниями. Встречаясь со специалистом своего дела, знай, что у него больше преимуществ тебя обмануть, поскольку он кит в своем океане.  Знаешь о предстоящей встрече, готовься. А если все спонтанно, тогда полагайся на внимательность и осторожность. Последнее качество воспитывай особенно прилежно, не пропускай важных деталей. По таким можно выстроить всю картину целиком.
Многие думают, что являются мудрецами, что не глупы, а между тем, попадаются в коварные сети и часто, не умеют признавать этого и потому ничему не учатся. А если  тебя обманули, имей мужество признать, тогда станешь мудрее. Нарабатывая такие качества, не становись циником. Многие люди циничны и сами от того страдают. Циничность убивает все лучшее в человеке, поэтому так скажу: будь ребенком, но ребенком с хитрецой. Естественное и разумное в тебе соединится, и когда придут те коварные манипуляторы, им с тобой будет тяжело.  Поэтому разумных зачастую оставляют напоследок.  Бывает и так, что разумный начинает говорить громко и изобличает обман, тогда он становится в первые ряды и для него находят другие методы, и крайне подлые. Но в этом у меня нет совета, ибо к мужеству человек приходит сам и сам решает ставить ему на кон, все, что у него есть или нет. Запомни только одно: последнее и главное, что есть у мудрого человека – это его жизнь. Жизнь мудреца может спасти тысячи, а может и не одной, оборвавшись рано.

Также избегай эффектов a limine. Многие люди, удрученные первым впечатлением, увидев нечто, говорят «это чудо», а между тем даже совершенный вид изнутри может быть с червоточиной.  Если веришь в чудеса, то вот они лежат на ладони: закат и восход, времена года, все свершающееся в круговороте и есть чудо.  А если человек внезапно раствориться в воздухе, потом снова проявиться или заставит предмет исчезнут, то нет в том большего чуда, чем того, что сотворил Господь. А вот если человек продаст все что имеет и отдаст нуждающимся, накормит голодных досыта и защитит нуждающихся, то такой призывает к  ad vitam, к жизни и ее истинам, и вот это чудо настоящее и сотворенное.
Да пусть будет твой разум глубоким и спокойным, чтобы не судить по отдельной части, а в полноте вещей.


Рецензии