Часть 4. Гигиена. Мифы и легенды

      Сборник полезной информации по 14-15вв, Франция, поскольку основой для этой идеи послужил роман Гюго "Собор Парижской Богоматери" и заинтересованность в достоверном изображении повседневной жизни той эпохи: что носили, что ели и т.д.
      Здесь я буду компилировать информацию обо всём, что может понадобиться для описания жизни в разных работах. Информацию и картинки буду брать из LiveJournal, Wikipedia и прочих открытых источников.

                ***


Вместо эпиграфа:
« ... Их Величество «смердит аки дикий зверь. ... »



Небольшое превью от автора



      Гигиена — бесспорно самая «вкусная» тема в вопросе Средневековья. Я долго готовилась писать эту часть, думая сначала вообще отложить её на подальше, но всё же решилась.
      Наверное, такого количества противоречивых мнений не имеет ни одна тема, как мне кажется, даже Инквизиция. И этим она одновременно притягивает и пугает.
      Поэтому этот раздел (назовём это так) я решила начать с обозначения одного из предметов разговора, а именно о мифах и легендах, которые прочно засели в наших головах. И они, что интересно, противоречат друг другу на тысячу процентов!
      Ну что ж, давайте приступим.


***



      Итак, для начала вспомним две самые яркие картинки, которые появляются у нас перед глазами, когда мы слышим слово «средневековье»:

* Прекрасная Дама сидит на вершине замка, внизу Рыцарь в сияющих доспехах читает ей стихи, пока она утирает слёзы платочком.


      Наверное, это самое распространённое представление, прочно засевшее в наших головах ещё со школьных времён и прочно связанное с таким понятием как «культ Прекрасной Дамы»: рыцарские турниры за честь Дамы, с шарфиками на копьях, Рыцарь, бесспорно, побеждает противника, после чего растроганная Дама прыгает к нему в седло и они под звуки сонетов, которые он зачитывает ей пачками, уезжают в закат…

      Следующее описание появляется, зачастую, в противовес первому от ярых борцов за исторические реалии и вообще «всё было не так»!
* Прекрасная Дама со следами оспы, ей лет 12-14, она в лучшем случае вышивает либо читает Библию; Рыцарь «благоухает» потом и испаражнениями, из рта разит кислым вином или пивом и чесноком. Вся эта компания беспрестанно чешет все части тела из-за «местных» насекомых типа блох и вшей; на улице, прямо под окном Прекрасной Дамы радостно текут ручьи всё тех же испаражнений. Ну и так далее, и в том же духе.



      Теперь давайте поговорим предметно.
      Самое интересное, что и то, и то имело место быть. Помните, о чём мы говорили в начале главы? Противоречия. Да-да, они родные! И рыцарские турниры, и оспины на лице имели место быть. Но мы сейчас о гигиене. Есть один момент в этих рассказах, который меня вводит в ступор сильнее прочих.
      * Итак. Моё любимое. Рыцарь, который вынужден справлять нужду в доспехи.
      Приведу в пример отрывок из одной популярной статьи, где пишут об ужасах средневековой жизни:
      «Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше.
      Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы. (Это далеко не всегда было так — при переходе обычно носили кольчуги, сплошные латы обычно надевали перед боем — слишком было в них тяжело. П.Краснов)».
      И я более чем согласна с господином Красновым. Более того, мне очень интересно узнать: в курсе ли те, кто распространял изначально сей миф, сколько весят эти самые доспехи? Как минимум, одна только кольчуга весит +/— 10 килограммов. Всего же в среднем доспехи весят около 30 килограммов. А теперь, дорогие, попробуйте с таким доп.весом проехать на лошади по грунтовой дороге несколько километров. Тропинка в среднестатистической российской глубинке прекрасно для этого подойдёт. В идеале — после дождя. Так вот, это нереально. И смысла постоянно быть в доспехах тоже не особо много. Конечно, если это военный поход, то совсем без защитного обмундирования никто не ехал, но рыцари точно не ездили во всей этой железной громадине. Почему? Как минимум, не рационально: устанет человек, устанет животное, конь, в смысле. И толку от такой армии будет 0. Доспехи надевали перед боем/сражением. Да, это долго. Но. Возвращаемся чуть выше: это не рационально иметь небоеспособную армию. Смысл тогда в ней?! Далее. Моча — это что? Это жидкость. Жидкость + металл? Коррозия, ржавчина по-простому. А доспехи хорошие (в первой главе про деньги http://proza.ru/2019/03/14/17 я приводила в пример стоимость доспехов, как комплекта, так и составных частей) стоили много, даже очень много. И намеренно их портить часами, а делались они ни разу не из нержавейки, никто не будет. С тем же успехом сейчас можно в смокинге/вечернем платье поехать копать картошку/ect.

      С остальными частями представлений мы разберёмся в следующих частях. Сейчас поговорим, какие ещё мифы имеют место быть.

      * Города были свалкой нечистот
      Про Средневековые города сказано многое. Некоторые заявления бьют все рекорды в попытках произвести впечатление на читателей.
      Дабы не быть голословной, приведу отрывок из всё той же популярной статьи:
      «Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже — куча разрослась настолько, что дерьмо стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось — вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов.»

      * Люди не мылись по много лет
      Представление о том, что после краха Римской империи европейцы якобы забросили бани и совершенно перестали заниматься гигиеной, глубоко укоренилось как в сознании обывателей по всему миру, так и массовой культуре (включая, что характерно, европейскую же литературу и кинематограф). А массовой культуре социум в научных вопросах, к сожалению, доверяет — и в ней находит подтверждение заблуждениям. Достаточно вспомнить, как широко известный Абсентис в своём псевдоисторическом труде «Христианство и спорынья» на полном серьёзе приводил цитаты из… художественного романа Патрика Зюскинда «Парфюмер». Особенно популярен миф в России, где «немытая Европа» противопоставляется Руси — распространённость бань в которой ни у кого сомнений не вызывает.

      * От всех ужасно воняло
      Этот миф напрямую вытекает из предыдущего. И у него тоже есть реальное доказательство — русские послы при французском дворе жаловались в письмах, что от французов «ужасно смердит». Из чего был сделан вывод, что французы не мылись, воняли и пытались заглушить запах духами (про духи — общеизвестный факт). Этот миф мелькнул даже в романе Толстого «Петр I».

      * Одежда и прически кишели вшами и блохами
      Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу.
      На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.

      * Никто не заботился о гигиене
      Пожалуй, именно этот миф можно считать самым обидным для людей, живших в Средние века. Мало того, что их обвиняют в том, что они были тупые, грязные и вонючие, так еще и утверждают, что им всем это нравилось.
      Что же такое должно было произойти с человечеством в начале XIX века, чтобы ему до этого все нравилось быть грязным и вшивым, а потом вдруг резко разонравилось?


***



Наверное, это самые популярные представления о гигиене в эпоху Средних веков. В следующих главах мы подробно рассмотрим каждый из мифов, приведённых здесь и попробуем разобраться и расставить всё по местам.


Рецензии