Роман, длиною в жизнь. Ч. 2, гл. 12 Улыбка смерти

Роман, длиною в жизнь.

Часть 2

глава 12 "Улыбка смерти"

В последний день перед смертью у Веры и Вани был душевный разговор, впрочем, как и всегда у них бывало. Но Вере показалось, что он особенный. Она запомнила каждое слово и еще долго вспоминала потом. На тот момент у Веры было уже 20 неизлечимо больных в пансионате "Надежда". Все они были разного возраста и каждый для Веры стал другом, но все же именно Ванечка останется в ее сердце самым дорогим человеком, потому что был первым, кому она смогла помочь, на сколько хватило ее человеческих сил и на сколько было дано Божьим промыслом. Есть вещи, с которыми необходимо смириться, чтобы не впасть в отчаяние. И таковой является смерть. Можно биться до последнего за каждый день, но она все равно неизбежна. Остается только вера в бессмертие души, именно она и должна давать сердцу покой после утраты ближнего.
- Я не боюсь умирать, Вера. Я уже жду смерти. Я хочу встретится с Ним. Хотя никто не гарантирует мне, что я встречу именно Его. Не уверен, что я - хороший человек и достоин рая. Но я верю, что Он - любовь и я приму Его суд любви со смирением. Я хоть одним глазом хотел бы посмотреть на Него, даже на суде. Я хочу увидеть лицо истинной Любви.
- Я очень рада, что ты не боишься. Но мне будет не хватать тебя. Наверно я боюсь за тебя больше, чем ты сам, - плакала Вера, слушая Ваню.
- Наверно я тоже буду плакать, когда увижу Его. А по мне плакать не стоит, я обычный человек, грешный человек. А Он так прекрасен и Его жертва на кресте ради таких грешников, как я. Понимаешь, ради грешников, а не праведников.
- Ты очень мудрый, Ваня. А я боюсь смерти. И твоей и своей. Я боюсь, что не увижу как дочь становится личностью. Боюсь, что Он скажет мне: "Я не знаю тебя". Многого боюсь, но ты открыл для меня то, что раньше я понимала лишь умом. А ты чувствуешь сердцем. Спасибо.
Они обнялись и Вера продолжала плакать, а Ваня смахнул с ее лица слезы и поцеловал в лоб. На следующий день Ваня ушел. Тихо и мирно. Вера первая подошла к его кровати, увидев, что он долго не встает утром. Ей даже показалось, что он спит. Она проверила его пульс... Сердце остановилось. Она стала плакать и кричать. Но после 15 минут на лице Вани появилась улыбка.* Это было чудо, посланное с Неба. Нет, его сердце уже не будет биться, по крайней мере до Страшного Суда, когда все мертвые вернутся в свои тела, но это был знак. Его не объяснить материально. Но Вера знала: "Ваня встретил любовь. Он счастлив". Она перестала плакать, ее сердце словно тоже остановилось и прислушалось к вечности.
После Вани Вера еще ни раз провожала людей из временной жизни в вечную, но Ваня в ее сердце остался особенным человеком. По-своему святым. Ведь каждый грешник призван Христом к святости, только если не возгордится духом. Ваня сумел принять смерть со смирением и ждать ее как встречу с Богом.

Но не всегда смерть бывала такой улыбчивой, как она была с Ваней. Иногда Вере приходилось встречать смерть, держа за руку своих пациентов, у которых болело все тело, они изнемогали, они мучались и страдали, - так что Вера уже и сама не знала, что лучше: смертельный укол или лекарство для продления еще одного дня этих страданий. Ей хотелось найти единственное правильное решение, а его просто не было и никто не мог подсказать его, кроме собственного сердца.
В жизни вообще нет ничего правильного. Те, кто убивали Христа, тоже считали себя идеально правильными. Самые страшные палачи - это идеально правильные люди, исполняющие перед кем-то долг: перед отечеством, перед начальником, соблюдающие какие-то законы и заповеди. В жизни нет ничего правильного. Всюду только твое личное решение, нельзя прикрываться ни книгами, ни начальниками. Только ты сам принимаешь решения и сам отвечаешь за них. И никто тебе не скажет, где истина, кроме как Бог, которого никто не видит и только чувствует в сердце.

*Примечание. Образ блаженной улыбки основан на реальных событиях. Сразу после смерти старца Иосифа Ватопедского совершилось чудо: умерший улыбнулся. Он не почил улыбаясь, а улыбнулся уже после своей кончины! Когда монахи в последний раз открыли лицо старца, все стали свидетелями блаженной улыбки, явившейся на устах упокоившегося подвижника. Это сияние вечности на лице старца было последним свидетельством, которое принесла на прощание его святая душа.


Рецензии