Даешь конкурсы для зрелых поэтов 35 и выше

СТРОФА  55  и  ОМСКИЕ  ОКНА, БРАВО

Даешь конкурсы для зрелых поэтов 35
СТРОФА  55  и  ОМСКИЕ  ОКНА, БРАВО

Наткнувшись на очередной молодежный поэтический конкурс, где есть пресловутое ограничение  35 и меньше,  испытала досаду по одной простой причине, что есть с чем сравнивать. Сама когда-то едва вписалась в те 35, так вышло, что именно в том самом году и объявили семинар молодых, и я очень тихо спрашивала, мол, а если мне  уже исполнилось 35, то приходить или дома остаться. Добродушный руководитель А.Лейфер сказал о том, что надо обязательно прийти, потому что в следующем году уже будет поздно, точно не пригласят, правило  есть правило. Вот и побежала, сломя голову, испуганная таким заявлением.

Семинар был замечательным, но вот сейчас понимаю, что ни я лично, ни те, кто там  оказались  участниками,  не были готовы ни серьезно что-то обсуждать, ни   показать свои  крутые работы, потому что они не были  еще круты. Встретились, поговорили, получили  от Мастеров наставления, кому-то Скорую вызывали даже, потому что   девушки   считали, что они   выше всех похвал, а оказалось все не так, подарки получили и разошлись с желанием больше не участвовать в подобных мероприятиях. Я лично и не участвовала особо, но  никто из тех двух десятков так и не проявился, увы, позднее. Хотя благодарна Виктору  Богданову  за то, что он смог что-то там разглядеть, поверил, оценил. Я бы лично  ту себя на  семинар не пропустила точно, потому что  не было оснований

И на, то что мы тогда были  только глыбой мрамора, из которого неизвестно что вылепит судьба,    есть объективные причины, и состояние литературного процесса, и   то, что  молоды мы были  даже в 35, это надо признать. Боюсь, что то же самое происходит и сегодня с так называемой молодежной поэзией. Тех, кого открывают слишком рано, чаще всего приходится быстро закрывать, так говорил молодым поэтам в «Юности» А.Дементьев и мне в том числе. Мы обижались, конечно, но разве он был не прав? Жаль, что уже не могу сказать Мастеру о том, что он был прав…

Так вот открыли,  показали и забыли, после 35 то никуда нет ходу, а ведь жизнь поэтическая только и высекается   из мрамора в ту пору и становится  понятно, что там получилось, уродец кривобокий или Галатея.

Три поэтических конкурса доказали мою правоту. Международный теперь уже конкурс памяти  И.Царева «Пятая стихия»  чуть ли не  первым снял эти пресловутые ограничения,  но там-то мудрые люди, дерзкие и  влюбленные в творчество зрелых авторов. Сколько талантов самобытных и оригинальных было открыто, вернее даже не открыто, они давно и плодотворно работали, а собрано под  одной крышей. Уже первый   год работы показал, что  иначе и быть не может. Что молодые просто не способны  создать ту атмосферу и показать тот уровень  поэзии, который   требовался, потому что кроме всего прочего,   стихотворения   должны были быть созвучны  творчеству самого И.Царева,  а  этот уровень известен  каждому  из нас.

Но в дорогой нашей  столице россыпь талантов и авторов, которые проверили себя на разных площадках и  в том числе на  интерактивном  телевидении  в передаче «Вечерние стихи» с  великолепным И.Настенко,   а  потому им сам черт не страшен. И  конкурс  этот с каждым годом набирает  свои обороты, чему остается только радоваться.

Но  вот  и  мой  любимый Омск, где тоже слишком много молодежных   семинаров и конкурсов,  вдруг дорос до зрелых  поэтов.  Обаятельный и очень талантливый  Павел Блюме, перешагнувший  ту самую границу в 35 лет, задумался, вероятно, о том, что поэтическая жизнь только начинается после этого срока, что  это вовсе не старость для поэта. Хорошо это чувствуется на собственном примера, и в прошлом году был объявлен конкурс «Строфа  55», где люди, прежде всего, спрашивали « А есть ли ограничения в возрасте», увы. И переводили дыхание, когда узнавали, что его нет, для всех  врубается зеленый  свет.

Конкурс получился прекрасным, там были и молодые в отдельной группе участников, но  я лично  следила  за зрелыми  поэтами. Ожидание не только не обманули, они превзошли по всем критериям  мои предположения.
Люди серьезные, состоявшиеся и в поэзии тоже были просто прекрасны. Они получили возможность заявить о себе в  пределах области, показать, что и как они научились за это время творить. Они были очень отважными, потому что в жюри были   крутые филологи   - Павел  окончил ОмГУ и  до сих пор  находится в стенах университета, а потому  оценивал работы и декан филфака, а не только люди, которые  любят поэзию. Те, кто оказались среди лауреатов, могли поставить себе жирный плюс и отметить этот конкурс белым камнем.

Что касается  распределения мест, могу сказать определенно  своему другу  Сергею и всем остальным противникам конкурсов, что  самое главное -  это отсортировать сильные и достойные работы от явно слабых, и назвать тех людей, у кого это получается. Согласна с тем, что  распределение мест –дело субъективное и далеко не всегда самые сильные тексты оказываются в первой  тройке. Но  сам факт того, что человек оказался  в коротком списке, что его заметили и оценили важен для  каждого, они все победители, все смогли  выйти в финал, преодолев комплексы, страхи, лень.

И вот  вслед за Павлом  пошел и  легендарный  А.Коненко, отметивший в этом году солидный юбилей. Вместе с председателем Омро РСП М.Морозовским   не путать с подпольной организацией некоего В.Тихонова,  они объявили конкурс «Омские улицы», чтобы отобрать  стихотворения  для   сборника с одноименным названием. И естественно  возрастное  ограничение было снято, отчего первый блин не оказался комом, более того, появилось столько интереснейших поэтов зрелого возраста, что просто диву даешься.

Могу заверить всех скептиков, что  лично я, работая в  жюри, понятия не имела, кто есть кто и  кому из участников сколько лет. Но во всех отобранных работах, где были, конечно, свои недостатки, как без них, чувствовалась зрелость авторов, упорный  многолетний  труд и бесценный жизненный опыт, чего всегда будет не хватать молодым, как бы талантливы  они не были – это закон жизни и творчества.
Я не знаю, сколько  нужно еще провести    конкурсов, чтобы  привлечь внимание к этой проблеме, чтобы показать как классно умеют работать зрелые поэты, которых никто и никак не пытается объединить в союз единомышленников в пределах области хотя бы, способных работать и общаться, что очень важно для каждого из нас.

Специально раскопала те стихотворения, которые были  у меня на семинаре для молодых. При том, что они уже были проверены на поэтических семинарах на филфаке, разобраны и оценены,  что-то опубликовано в «Молодом Сибиряке», звучало по радио и Омскому и Всесоюзному, для сравнения взяла рукопись 2008 года, просто попалась под руки в многочисленных папках,  и сегодняшние строки.
Как говорят в Одессе, это две большие разницы,  очень большие,  громадные просто. Не сомневаюсь,  что так и у каждого из нас. И проблема –то и состоит в том, что слишком много внимания уделяя молодым, из которых еще неизвестно что вырастит, мы  так халатно относимся к тем, кто   вырос, созрел, кто  может показать себя во всей красе. А ведь у них не так много времени осталось, увы.

Почему это происходит, трудно сказать, по  недосмотру ли, по злому  ли умыслу, по простому ли равнодушию, но происходит. Очень  надеюсь на то, что наша Омская область, которая славится все больше  дорогами своими да низкими зарплатами, прогремит на всю страну еще и   умением работать со зрелыми писателями и поэтами. Кстати,  писателям приходится значительно труднее, на них еще меньше внимания обращают всегда.

А  почему бы и нет, Павел Блюме обещал  второй сезон  для своего конкурса, А.Коненко объявил о том, что готов   сотворить  еще  один том «Омских улиц» с работами новых конкурсантов, и осенью, надеюсь, стартует новый этап конкурса, а там и  другие подтянутся.

Провинция всегда богата  САМОБЫТНЫМИ талантами, не устану  этого повторять, читать и  оценивать их очень интересно. Они все оригинальны и неповторимы, как диалекты на разных территориях.  Пусть не обижаются  столичные наши творцы. Кстати, конкурс Игоря Царева подтвердил эту мою догадку в полной мере, хотя опять же мы не знали, кто откуда и в каком возрасте находится, текстам были присвоены номера, которые не содержали  никакой дополнительной информации.  Но  побеждает провинция, чему  лично я несказанно рада. За время пребывания в столице ни одной  строчки не написала – факт остается фактом, ну не терпит творчество суеты и невероятной столичной  усталости.

Дело остается  за  малым, привести в равновесие хотя бы молодежные конкурсные тусовки  и конкурсы  для взрослых поэтов. И не сомневаюсь, что всем нам  от этого станет только лучше. У нас огромная область, пусть не все могут доехать до города в день подведения  итогов, но средства  связи сегодня так хороши, что поэты из Тары или Тобольска могут присоединиться к нам в  скайпе. Было бы только  желание у организаторов и смелость самих участников… И все получится. Начало положено, остается дерзать и действовать..

Нужно выразить благодарность Павлу  Блюме и  Валентине Тен за «Строфу 55»,  А.Коненко и М.Морозовскому   за «Омские окна» и ждать новых конкурсов. 
Кстати, намечается  уже  конкурс  «Времена года», о котором скоро узнают все, и там есть свои интересные бонусы тоже. А тем, кто говорит, что он ни  в каких конкурсах не участвует, могу сказать одно, а  может  быть  ваше творчество  за чертой конкурса и просто не выдержит  никакой конкуренции, но это все равно надо  проверить, а вдруг?
И что нам остается всем  -  ждать новых конкурсов и   ничего не бояться, это  еще одна возможность  заявить о себе, познакомиться  с интересными  людьми и подвести промежуточные итоги. А творчество и окрыляет,  и радует, и поднимает вверх.

И в заключение    стихотворение Ивана Родионова, которое я лично выделила в номинации симпатии жюри. Это мое открытие, которым очень горжусь.



РУССКАЯ АЛХИМИЯ
 
Из писателя – в русского гения
Превратился во мраке острожском
Достоевский – и преображение
Напрямую увязано с Омском.
 
Символизма печальное таинство,
Что иные прочло отголоски,
Началось Иннокентием Анненским,
Началось удивительным Омском.
 
Песнь Советов – звенящая, сильная -
Замолчавши почти Маяковским,
Снова вспыхнула – Павлом Васильевым,
Молодым и талантливым Омском.
 
С неба сыплет колючим и колотым -
И объёмом становится плоскость.
Здесь слова превращаются в золото,
Выплавляясь алхимиком-Омском.


П.С

Еще раз повторюсь для тех, кто не боится  конкурсов, первые места - дело. конечно, приятно, но главное оказаться в обойме, в двадцатке, а не за ее чертой, быть выбранным и избранным  солдиным жюри ...

На фото  наши отважные герои - А.Коненко  и П.Блюме


Рецензии