Кто спасет мир красота или Бог?

Мало кто знает, что фраза «Красота спасет мир!» не является прямым, и тем более, положительным, утверждением Ф.М.Достоевского. На самом деле впервые она прозвучала в монологе Ипполита Терентьева, одного из героев романа «Идиот», который приписал это утверждение главному герою романа князю Мышкину.

Вот как это звучало в оригинале: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа,– закричал он громко всем, – князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен».

Нетрудно заметить, что сам Достоевский не собирался строить на этом утверждении какую бы то ни было основательную философскую концепцию. Вложив эти слова в уста не самого симпатичного героя своего романа, автор как бы провоцирует читателя самому разобраться с этим вопросом. При этом не трудно заметить, что само слово «красота» взято Достоевским в кавычки, а это значит, что сам он хорошо понимал расплывчатость такого понятия, как «красота», и вместе с тем, шаткость и неоднозначность высказанного утверждения Ипполитом Терентьевым.

Но обстоятельства сложились иначе, и через некоторое время эта фраза стала не просто крылатым выражением, но чуть ли не «Манифестом» в эстетствующих и интеллектуальных кругах «серебряного века». Произошло это благодаря усилиям такого неоднозначного деятеля конца 19-го - начала 20-го века, коим был В.В.Розанов: именно с его «легкой руки» эта фраза и вошла в обиход как безапелляционное и явно положительное утверждение самого Ф.М.Достоевского.

Однако, если мы будем внимательно читать другие произведения Достоевского, то без труда обнаружим, что сам Федор Михайлович относился к этому утверждению более чем критично. Так, например, в романе «Братья Карамазовы» можно найти рассуждения о красоте, с которыми Митя Карамазов обращается к своему брату Алеше: «Красота – это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределима, а определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки… Красота! Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским».

И действительно, если задаться целью изучения биографии известных художников, музыкантов, писателей и т.д., то зачастую мы станем свидетелями того, что в своей обыденной жизни они были людьми порочными и безнравственными, и уж тем более не смогли с помощью творимой ими «красоты» спасти себя самих. Взять хотя бы прошедшую недавно в Москве и вызвавшую бурю эмоций, выставку известного американского фотографа Дж. Стерджеса. Выставку, которая по мнению многих ее посетителей, как раз и пропагандировала идеал содомской «красоты», т.е. такой «красоты», которая скорее способна навредить человеку, нежели наоборот.

Увы, «красота» в мирском ее понимании может не только приносить пользу, но и губить человека (не только автора художественного произведения, но и его поклонников).
Что такое красота?

Так что проблема красоты – это действительно сложнейшая и неохватная философская проблема. И здесь, как говорится, сколько людей – столько и мнений. Осмысливая проблему красоты и тем более ее значения в деле нашего спасения, давайте попробуем задать себе один (самый важный) вопрос,– а что такое красота в принципе?

Безусловно, сегодня существует множество ответов на этот вопрос, что называется – выбирай по вкусу. И вряд ли в рамках формальной логики можно вообще дать адекватное определение красоты. И, все же, если попытаться определить красоту в самом максимальном-фундаментальном ее значении, то станет понятно, что красота – это то, что вносит ГАРМОНИЮ И ПОРЯДОК В ДУШУ ЧЕЛОВЕКА, ибо созерцание красоты дает человеку ощущение полноты бытия, полноты, к которой уже нечего добавить, полноты, в которой пропадают все стремления к чему-то более высокому и захватывающему, полноты, в которой останавливается само время, в которой пропадает ощущение раздробленности жизни, т.к. красота собирает душу человека в нечто целое и ПРОСТОЕ, в состояние, когда человеку становиться просто ХОРОШО, в состояние, когда мы чувствуем некую приобщенность к БЛАГУ, в состояние, когда хочется, чтобы это БЛАГО продлилось всегда. Однако, если руководствоваться этим понятием красоты, то со всей очевидностью мы сможем понять, что наивысшая красота – есть БОГ и только БОГ!

Именно Бог есть ПРОСТОЕ (т.е. неделимое) существо, именно Он только и способен в максимальной степени внести в нашу жизнь гармонию и порядок (ибо Он Сам есть наивысшая гармония и полнота любви). Только Бог способен заполнить ту бездну, которую каждый из нас ощущает в своей душе, причем заполнить так, чтобы жизнь человека действительно проходила в радости приобщения к Вечному Благу, ощущая которое человек смог бы как апостолы на Фаворе сказать лишь: «Господи! Хорошо нам здесь быть!» (Мф. 17:4).

Итак: наивысшая красота – есть Бог! И все, что ведет к Богу – прекрасно: «…ибо Красотой Он (т.е. Бог) называется по причине того, что от Него всему придается очарование и потому, что Он все к Себе привлекает, а Прекрасным (Он называется) – как вечно Сущий и никогда не уменьшающийся и не увеличивающийся…Бог есть единовидное Прекрасное, поскольку и не рассеивается на свойства и виды, порождающие красоту, и не является для одних прекрасным, а для других нет, но непоколебимо, безначально, абсолютно, естественно и одним и тем же образом вечно является самим Прекрасным…». (прп. Максим Исповедник, «Комментарии на св. Дионисия Ареопагита»)

Именно поэтому красота действительно спасет мир! Просто потому, что Бог спасет мир! По-другому просто не будет и не может быть, и именно поэтому я смею утверждать, что истинная красота не может быть на погибель, т.к. она может быть только во спасение!

А на погибель может быть все то, что искажает красоту, то, что, подстраиваясь под нее, вносит разлад и хаос в жизнь человека, то, что играет на страстях вне зависимости от того, каковы эти страсти (либо грубо содомские, либо тонко эстетствующие).

Вот почему проблема спасения с помощью красоты состоит не в том, может ли красота быть на погибель, а в том, как научиться отличать истинную красоту от ложной?
Обмирщение общества и утрата ощущения красоты

И вот тут-то начинается самое трудное, т.к. современный мир (мир страстей) окончательно потерял ощущение Истинной Красоты. Современные люди практически перестали задумываться над такими понятиями, как поиск истины и гармонии в своей жизни.

Сегодня самый важный и насущный вопрос, будоражащий умы современных людей, это вопрос о том, как получить максимальное (чувственное) удовольствие от жизни? Нам всем почему-то кажется, что там, где будет удовольствие, будет и счастье, и красота, и, в итоге, мы сможем обрести покой и внутреннюю гармонию. Мы хотим потреблять удовольствия каждый по своему вкусу (недаром ведь живем в обществе потребления), вот и гоняемся за призраками «прекрасного», как сумасшедшие.

Разучившись отличать настоящую красоту от ложной, мы кидаемся на все новенькое и блестящее с нескрываемым вожделением обладать этим новеньким и блестящим и надеждой, что это новенькое УЖ НА ЭТОТ-ТО РАЗ обязательно принесет нам ощущение полноты (т.е. полное удовлетворение наших желаний), и более нам не придется лихорадочно гоняться в поиске счастья жизни.

Увы, но чуда не происходит, и разочарование наступает довольно быстро: новый мобильный телефон быстро надоедает, новая машина через полгода уже и не такая уж новая и красивая, прошлогодняя одежда устарела и даже носить ее стыдно, а кругом реклама предлагает многочисленные замены старым вещам, и всегда новое кажется красивее того, чем мы уже обладаем. Как же тут устоять перед соблазном?

И вот мечутся люди в поиске чего-то новенького, привлекательного и интересного, в надежде обрести истинную гармонию и непреходящую радость жизни, меняя в этом сумасшедшем поиске все и вся (дома, мебель, одежду, друзей, мужей, жен и т.д.). А если, что не удается поменять, то волей-неволей мы начинаем то, что не удалось поменять, ненавидеть (вот так и живут люди, ненавидя все, что нельзя поменять, по большей части, начиная ненавидеть друг друга).

Но самая большая проблема состоит в том, что вся эта суета создает иллюзию жизни, добавляет «острых ощущений», причем настолько, что жизнь без этих «острых ощущений» уже и не жизнь вовсе. Как самый сильный наркотик засасывает эта суета людей, - если не уколешься - погибнешь. Правда, если и уколешься, тоже погибнешь, но кто это сейчас понимает? Тут уж, как говорится, не до красоты и ощущения прекрасного?

Типичная ситуация для мира страстей: «Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в
чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое». (Деян.17:21) Но самая большая проблема современного времени состоит уже в том, что эта ситуация становится типичной и для современных христиан.
Почему современные христиане утрачивают понимание Истинной Красоты?

Обмирщение как тля разрушает как христианское общество, так и каждого христианина в отдельности. Фактически многие из нас уже практически ничем не отличаются от мирских нецерковных людей. Мы верим в Бога, но ведь и многие из тех, кто не посещает Церкви, также веруют в него, а впрочем: «и бесы веруют, и трепещут!» (Иак. 2:19).

Увы, чаще всего даже сама наша вера бывает нужна для того, чтобы получить от Бога НЕЧТО (здоровье, материальное благополучие и т.д.). Веруя так, мы фактически совершаем сделку с Богом, мол, Ты, Господи, мне дай то, что я прошу, а я уж сделаю то, что от меня требуется (свечку поставлю, на службу схожу, причащусь и т.д.), забыв, что сделка совершается только с дьяволом. Вот почему, веруя так, мы порождаем истинный оккультизм и фанатизм, веру в чудеса, пророчества, прозорливых старцев и разного рода обычаи и суеверия. Даже мы, верующие, тоже хотим потреблять благодать, чудеса, знамения и т.д. В этом и есть главная причина того, что мир не идет за нами, ибо он не видит, что мы другие, что мы Божии!

А что же он видит? А видит он то, как мы мечемся в поиске новых «благодатных ощущений» (как будто бы благодать не Всеприсутствующая Божественная Энергия и не пронизывает собой всю вселенную) и не находим их, оставаясь страстными, а часто становясь еще более страстными, нежели были до своего обращения в христианство.

Вот почему так часто сегодня приходится видеть вокруг себя христиан, ведущих нехристианский образ жизни:

- мирян, которые ездят в бесконечные паломнические поездки (дома ведь Богу так скучно молиться). Не пропускающих ни один престольный праздник (и тем более, трапезу после него). Считающих, что только лишь в храме нужно быть похожим на христианина, а выйдя из храма можно разодеться по последней моде, просиживать в кабаках и вообще проводить время в праздности…

- священников, занимающихся лишь украшательством храмов, устроением церковного пения, отдавших всю душу камням (т.е. строительству) и заботе о собственном благосостоянии (забывших о том, что они, в первую очередь, пастыри).

- монахов, забывших свои обеты, живущих в роскошных условиях, думающих о евроремонте, ездящих на дорогих машинах и совершающих многочисленные паломничества (хотя уже св.Григорий Нисский запрещал это делать монахам).

- старцев, занимающихся оккультизмом (вычиткой и снятием порчи), создающих вокруг себя мини-секты и т.д..

Как жаль, что христиане все чаще ищут того же, чего ищет мир, т.е. обмана, иллюзии, удовлетворения страстей, а не истинной Красоты, т.е. Бога. И разве может мир после того, как увидит таких христиан, пойти за ними? Может быть, в этом и состоит главная причина того, что мир потерял настоящее ощущение прекрасного и за красоту принял содомский идеал?

Ощущение красоты с невероятной скоростью,уходит из нашей жизни и людям, живущим в миру, часто уже не с чем сравнить безобразие, которое они видят вокруг себя, и, в конце-концов, это безобразие (т.е. содомский идеал «красоты»), впитанное ими с малых лет, что называется, «с молоком матери», становится тем наркотиком от которого уже нельзя отказаться. На мой взгляд, именно поэтому сегодня в нашей Церкви воцерковляется так мало молодых людей. Именно поэтому, зачастую так трудно проходит воцерковление людей зрелых. Именно поэтому, настоящий верующий христианин часто просто неинтересен миру (т.е. он как бы кажется старомодным, неэнергичным, скованным и т.д.).

Откровенно говоря, лично мне слабо вериться в то, что современный мир может вернуться к Богу, как Истинной Красоте. Но, все же, чем больше христиане сами начнут жить по Евангелию, начнут свое движение к Богу не потому, что им от Него что-то нужно, а просто потому, что: «прилеплятися Богу Благо есть….».Тем больше появится в мире свидетелей красоты Божией. И вовсе необязательно, чтобы это были великие старцы-затворники. Хотя, может быть именно тогда и появятся такие великие делатели красоты, как прп. Серафим (неотмирная красота которого была очевидна даже для живущих в мире страстей).
Жизнь в Боге и для Бога!

И здесь остается последний вопрос, – как же жить так, чтобы сделаться способным увидеть и приблизиться к Истинной Красоте, т.е. к Богу? Как жить, чтобы и мы, и мир вокруг нас все более и более наполнись прекрасным?

Думаю, ответ на этот вопрос многих просто разочарует. Увы, но вряд ли можно увидеть прекрасное, а тем более прикоснуться к нему, не приложив усилия и не воспитав соответствующим образом свою душу. Как слепой никогда не увидит света, так и невидящий красоты (т.е. тот человек, духовное зрение которого повреждено) не сможет прозреть в одно мгновение. Именно поэтому Евангелие и говорит нам: Царствие Божие силою берется. И для того, чтобы «взять» это Царствие, нужно иметь правильную веру (спасающую веру), веру не просто рассудочную, а веру деятельную, живую, меняющую человека, т.е. уводящую его из мира страстей в мир Красоты и Божией Благодати (веру аскетическую). Именно поэтому, кстати, даже сам Христос не мог исцелить тех, кто не верил в Него, ибо Бог не может изменить нас без нашего же участия.

Не знаю, понравится это тем, кто читает данную статью, или нет, но Истинная Красота познается по мере приобретения истинной свободы: «Где Дух Господень там свобода» (2 Кор. 3:17). А истинная свобода – это свобода от страстей. И поэтому только тот, кто старается очистить свое сердце от страстей (тот, кто может жить по совести), только тот и сможет увидеть истинную красоту, познать истинное Благо и добро, сможет по-настоящему стяжать любовь к людям и к Богу, стяжать Духа Святого!

Бог - есть истинная Красота! И поэтому, как уже говорилось, красиво то, что приближает нас к Богу!

Те, кто этого не понимают, склонны думать, что сами по себе «высокие» эстетические чувствования (от прослушивания классической музыки, чтения прекрасных стихов и т.д.) могут улучшить и изменить человека, могут сделать человека прекраснее. Однако любое великое произведение искусства (речь не идет об искусстве церковном, которое в идеале уже и не совсем искусство) красиво только тогда, когда оно приводит человека к Богу. Когда же оно удаляет человека о Бога – это уже безобразие! Ибо уход человека от Бога автоматически уродует его душу, а по слову прп. Макария Великого, в этом мире нет ничего прекраснее души человеческой.


Рецензии