Русский шовинизм

Мстислав Котовский
26 янв в 12:32
Действия
.
фотохронолог
15 сен 2018 в 9:24
Великорусский шовинизм царского самодержавия // Насильственная христианизация и русификация коренных народов Сибири в XVIII -XIXв

Данная работа посвящена изучению процесса насильственной христианизации коренных народов Сибири. Если говорить в общем, миссионерская деятельность церкви широко не изучалась и характеризовалась только как часть колониальной и русификаторской политики царского самодержавия. Христианизации придавалось первостепенное значение как средству духовного подчинения. В способах достижения этой цели не стеснялись.

Миссионерство в Сибири прошло долгий путь, отмеченный на разных этапах разными приемами, методами, средствами: от насильственного крещения и уничтожения традиционных культовых атрибутов, гонений и преследований тех, кто продолжал упорно держаться своих исторически сложившихся религиозных убеждений (XVIII v), до добровольного принятия православия в XIX— XX в. Однако на всех этапах христианизации коренных обитателей Сибири миссионеры руководствовались одной идеей — внушить населению смирение и терпение.

Не менее важной стороной политики самодержавия была русификация. «Русский царизм, — отмечал В. Д. Бонч-Бруевич, — давно уже объявил, что основа его политики определяется тремя словами: самодержавие, православие, народность. Подведение всех инородцев и всех иноверцев к знаменателям «русская народность» и «православие» — вот задача, осуществить которую неуклонно стремятся хранители заветов русского самодержавия».

Великорусский шовинизм, русский шовинизм - термины, используемые только для обозначения лиц, носителей имперской идентичности, не признающих равенство с народами России, не уважающих культуру, традиции и веру иных национальностей. Ни в коем случае это не относится ко всем русским, среди которых огромное количество людей уважающих и ценящих другие народы.

Насильственная христианизация - насильственное обращение в официальную веру государства - православие - нехристианских народов; притеснение т.н. "вероотступников" - старообрядцев "иконоборцев", "не молящихся за царя" и др.). Меры против старообрядцев запечатывали молитвенные дома и монастыри, отбирали недвижимое имущество, закрывали кладбища и богадельни, лишали права выступать свидетелями, высылали в Закавказье, крестили по православному обряду.В XVII в. происходили выступления населения Сибири, вызванные в т.ч. и насильственным введением христианства. Царское правительство проводило политику притеснения нерусских народов. Соборное Уложение 1649 возводит это на уровень закона: "А у которых татар и у мордвы русских же людей поместныя земли, а платят они с них оброк, а впередь о тех землях будут челобитчики русския люди, и те земли у татар и у мордвы взяти, и отдать в поместье русским людям" (гл.16, ст.42). Однако, тут же приводилось исключение: "А которые князи, и мурзы, и татаровя, и мордва, и чюваша, и черемиса, и вотяки крестилися в православную христианскую веру, и у тех у новокрещенов поместных земель не отъимати, и татаром не отдавати" (гл.16, ст.44).

В первом десятилетии XVIII в. среди населения Поволжья и Приуралья - башкир, марийцев, татар, чувашей - происходили восстания, вызванные насильственным введением православия, произволом петровской администрации и местных феодалов, а также были непрерывными (напр., вооружённая борьба, развернутая башкирским народом в 1705-1711). Обострилось положение и на севере Сибири - если прежде русские почти не встречались там с сопротивлением, то в 1677 тунгусы осадили Охотск, а в 1679 вооружённые стычки происходили в Западной Сибири под Обдорском и в Якутии. Гнев населения был вызван насильственным крещением, самодурством и поборами чиновников, причём в некоторых случаях против них восставали и русские служилые люди.


Рецензии