Самообразование

В определенных кругах принято считать, что самообразованный человек – это не всегда компетентный человек. Связано такое мнение с позицией профессиональных сообществ, глобальных экономических структур. Капиталисты и инвесторы, настроенные на получение прибыли, желают заполучить подготовленных и функционально обученных сотрудников. Если работа требует технических познаний, то владельцам предприятий все равно, знает ли человек философию или литературу или не знает, и какое у него мировоззрение на жизнь. Тут главное, чтобы он обладал специализированными знаниями, и мог их применять, а также был податлив и послушен в той мере, в какой от него требует исполнительская дисциплина. Поэтому ничего удивительного нет, что экономики многих стран мира, влияют на просветительскую работу образовательной среды, а именно в смысле содержания и направления ее деятельности.
Кажется и сами образовательные организации забывают, что есть просвещение, какой именно смысл оно несет .
Лично я выделил для себя трактовку Иммануила Канта: «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина, которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения». 
 Sapere aude! – мыслить самостоятельно. Иными словами, школьные и университетские науки должны воспитать в учащемся самое важное качество, и оно называется способностью мыслить не опосредованно, выстраивать картину целиком, быть искателем, быть независимым исследователем.
К сожалению, по причинам, которые обсуждаться мной не будут, поскольку боясь показаться слишком категоричным, я могу обидеть других и сделать это абстрактно, часто именно отсутствие критического и творческого мышления после получения общего и профессионального образования, имеет место встречаться.
Безусловно, на некоторые аспекты образовательной просветительской работы следует обратить внимание. Но и не менее важно обратить внимание на ту часть жизни, которая находится в ведении самих людей, и называется ими – свободным временем.
Свободное время – это время, которое человек может посвятить себе самому и близким людям,  увлечься чем-нибудь, предаться досугу.  И часто так бывает, что человек проводит досуг бессмысленно, ничего не получая взамен. Самообразование в том смысле, в каком его мало преподают или не пропадают вообще, есть поиск истины, воспитания в себе искателя через постижение знаний, их усвоение и приятие.
Смысл настоящего эссе обратить внимание человека на это и заставить его обратиться к вопросам, которые были ему, заданы, но он на них ранее не реагировал.
В первую очередь следует осознать, что человек смертен. Но смертность - не ограничение и даже не факт. Это явление, подобное явлению рассветного неба или синей полоски над океаном. Она всегда существовала наравне с бытием, присутствовала и наполняла само содержание. Смерть одаривала смыслом саму жизнь. То, что человек чувствует некую бессмертность и не ждет часа окончания земной жизни – есть происки блуждающего ума. Признание того, что смерть есть и она касается всего живого – это признание возможности быть творцом своей жизни, совершать выбор, искать и прикасаться к смыслам, ценить мгновение. Разрушение и созидание – есть два великих аспекта пронизывающих бытие. Сам человек извне подвержен и тому, и другому.  Изнутри его тоже одолевают силы, как темные, так и светлые. Но человеческое сознание, которое есть свет разума, данное человеку Творцом, способно избирать по какому пути ему двигаться. Сильная воля укрепляет разум. Воля человека – сила, накопленная и направляемая на достижение поставленных целей. Человек должен укрепить волю и разум и определить, какой путь он избирает. Если он избирает первый путь, то, безусловно, он столкнется с последствиями и должен будет испить их горькую чашу, ибо путь разрушения, - это путь самоуничтожения, путь деградации, и, тем более, когда причиняем боль другим.  Путь созидания – творчество и радость, способность реализовать свою душу в земном, будь то искусство или ремесло; если оно одаривает радостью и облагораживает человека, в любом случае то созидательная деятельность.  Человек может не иметь полного образования, но вести созидательную жизнь. Представте себе человека, рисующего картины для больных детей. Его картины полны ярких красок и образов, они полны энергией и солнечным светом. Этот человек их рисует и отдает в поликлиники и детские центры или продает, чтобы на вырученные деньги направить нуждающимся в лечении. Это лишь один из множества возможных примеров созидательной жизни. Такая жизнь всегда наполнена смыслом, а человек, ее проживающий, уже достиг самоактуализации.
Естественно, таланты человека глубоко индивидуальны и есть не у всех, но постижение, развитие способностей возможно при условии сосредоточения и упорства, которые, на мой взгляд, являются важными качествами и вместе составляют внутреннюю дисциплину.
В наш информационный век, когда на человека со всех сторон летят шумные зрительные образы в виде рекламы и предложений, новостей и другой не нужной для жизни информации, обладать внутренним стержнем необходимо.  Это первое, что должно быть у человека – принятие и познание себя, умение ограничивать внешнее, выработка самостоятельности как в поступках, так и в самом мышлении.  Человек должен отыскать внутренний баланс и убрать те паттерны, что мешают ему жизнь более гармонично  и менее разрушительно. Здесь, конечно, речь может идти о сугубо личных пристрастиях, что душат человека в форме привычек, но прибегну к таким известным пристрастиям, как просмотр телевидения, бессмысленное блуждание в телефоне или интернете. Все это вместе отупляет ум, человек теряет концентрацию и его поведение становится все более автоматическим. Для осознанности же важна концентрация.
Итак, разобравшись с тем, что ограничивает человека, необходимо понять с каких пор существуют такие привычки, что полезного они несут, «каким я становлюсь», что чувствую после их осуществления. Такие вопросы следует задавать себе чаще, и даже если ответы сразу не приходят на ум, не прекращать саморефлексии; стоит только убедиться, насколько глубоко укоренились дурные привычки.
  Человек несчастлив не от того, что он не может отыскать свое счастье, а оттого, что он не понимает, что происходит с ним или с его жизнью. Самообразование начинается с того, что человек внезапно останавливается и прекращает делать то, что делал, и что лишало его сил.
Книги.
Здесь я описываю только те способы самообразования, которые ближе мне больше всего. И литература для меня – тот источник знаний, которые я не могу в полной мере почерпнуть от других людей. Когда мы соприкасаемся с книгами, мы соприкасаемся зачастую с колоссальным опытом и знаниями других людей, их взглядами, мудростью, временем, в котором они существовали. Зачем изобретать машину времени, если есть книги? Но и книга книге рознь, как и многое, созданное руками человека. Понять, что именно читать и как читать – еще одно качество, которое должен воспитать  в себе человек.
Физическая активность. Духовные практики.
Когда физическая активность сопряжена с духовным развитием, облагораживанием внутреннего существа человека, то будь то тайцзицюань или  другие восточные практики, направленные на оздоровление организма, они сильно помогают человеку в укреплении его духа, его внутренней дисциплины. Они помогают обрести умиротворение, нормализовать дыхание и укрепить мышцы, сухожилия тела, сбалансировать внутреннюю энергию. Внутреннее самочувствие человека – это состояние его внутренних органов и его ментального мышления.  Уметь контролировать эмоции, наблюдать за ними – важный шаг в самообразовании.
Я очень благодарен Екатерине Скворцовой за то, что она обучает меня даосским практикам (до-ин).  Внутреннее упорство и желание постичь этот комплекс приходят наряду все больше с освоенными движениями.
Медитация и расслабление.
Медитация совсем не то, что мы привыкли видеть в фильмах и не те ассоциации, что могут прийти на ум. Не обязательно садиться в позу лотоса и сидеть неподвижно. И хотя неподвижность одно из условий, оно скорее как второстепенный итог умения концентрироваться и успокаиваться, следить за ментальными волнениями.  Когда мы следим за негативными мыслями, они теряют разрушительную силу. Ведь, как правило, непостоянство и течение мыслей уводят человека, его сознание, делая его бессознательным, когда же сознание направлено на мысли и человек осознает, что мысль разрушительна, то мысль уязвима.
Медитация может сопровождаться под спокойную умиротворяющую музыку или просто под звуки окружающего пространства. На самом деле техник большое  число, и само это занятие настолько древнее, что можно постигать через священные тексты. Сейчас даже и западная наука обращает внимание на пользу от техник осознанного расслабления.
Увлечение
Будь то шахматы или рисование. У человека может быть отдушина, дело, которому он отдает себя всецело. Лично мне очень нравится поэзия и рисование (с недавних пор). Когда я рисую или сочиняю стихи, мое настроение улучшается, самочувствие тоже, негативный фон выгорает.
Имея такие увлечения, человек не только развивается внутренне, набирается положительных сил, энергией, но и влияет на личное пространство, окружающее его. Те, кто, рядом, обязательно почувствуют положительные аспекты такой деятельной жизни.  Когда мы прикасаемся к творчеству (при условии его принятия), мы непременно  чувствуем вдохновение, а вдохновение – это прилив. 


Рецензии