О сопротивлении

Сопротивление наступает, когда человек всецело пытается осознать свой внутренний мир, и совместно с тем, изменить свое привычное поведение, улучшить его для достижения внутреннего душевного очищения, достижения гармонии.
Оно наступает не то чтобы незамедлительно, но наступает, соизмеряясь с усилиями, направленными на изменение самого человека.
Выход для сопротивления, вернуть все на прежние места, когда человек был подвержен тому, что стало для него привычным, продиктованным в первую очередь психическим и ментальным поведением.  В ином случае, если человек не поддается сопротивлению, оно осознается в процессе его преодоления и постепенно теряет во влиянии, сила  сопротивления и его давление уменьшаются. Взамен приходят новые положительные паттерны, заменяя собой старые отрицательные. Так и происходит переоценка ценностей или привычного образа мышления.
При всем том, не стоит обманываться насчет кардинальных изменений личности, ведь они попросту невозможны. Человек не может стать абсолютно иным, даже если условия его окружающие  поменяются и проявятся другие противоположные воздействия.  Есть что-то в личности, что никогда не подвергнется изменениям, та сердцевина, делающего человека уникальным. Причем не качества сердитый – сердитый, жадный-жадный, надменный – надменный, а совсем иное, и, возможно, не полностью поддающееся рационализации, свойство.
Природа сопротивления вызвана, прежде всего, устоявшейся силой воздействия окружающего мира. Как я писал о том, что перед человеком в любой его жизненной ситуации возникает выбор, и даже если этот выбор и не подразумевает принятия решения, он обязательно подразумевает принятие ответственности за свое состояние. Люди, с которыми мы встречаемся и взаимодействуем, работу, которую выполняем, то, как мы отдыхаем, и что несем в целом в мир нас окружающий, все это в той или иной степени отражается на нас, имеют обратную связь, отголосок. Обратная связь, то есть воздействие окружающих вещей и явлений на нас, вполне может осознаваться, а может и оставаться скрытым влиянием. Во многом скрытое и непознанное остается таковым при малоразвитой рефлексии, способности обращать свой взор внутрь, а также видеть, замечать и различать причинно-следственные связи при взаимодействии с миром.
Так или иначе, влияние может устанавливаться на длительные сроки, если эти вещи или явления не просто проходят мимо нас, а занимают определенное место в наших жизнях. Безусловно, можно говорить о том, что связь обусловлена и имеет вторичную природу. Не только вещи влияют на нас, но и мы на вещи. Кроме того, когда наступает установление связи и ее фиксация, наше индивидуальные мышление, наши чувства участвуют в полной мере в этих образующихся отношениях. Мы должны признать, что мир наш окружающий – мир вещей и явлений, видимых и распознанных нами и воздействующий на нас, возникает благодаря нашему соприкосновению с ними, нашим индивидуальным внутренним реакциям.
Установившиеся паттерны в результате становятся привычными и наше поведение в отношении окружающего мира и вещей в нем, автоматическим. Восприятие фиксируется, и, в таком замерзлом состоянии, превалируют определенные реакции, которые мы в обыденной среде называется свойствами или качествами человека, в зависимости от частоты их проявления.   Разумеется, как я писал выше, при изменений определенных условий, жадный может перестать стать жадным, зацикленный на богатстве человек стать щедрым, не сострадательный стать сострадательным. История, тому доказательство. В любом случае, нечто касается глубины человека и находит там отклик.
Сила сопротивления зависит во многом не только от самой личности, его волевой природы, но и условий, в которых он находится, от силы устоявшихся привычек, образа мышления.
Вопрос мотивации при уменьшении сопротивления остается открытым и важным. Мотивация, как движущая сила в человеке, способна его воодушевить, воспламенить настолько, что человек непременно отринет знакомые традиции поведения и пересмотрит их. Такое сильнее возможно в самых непредсказуемых условиях, в обстановке или ситуации, влекущей мощное эмоциональное потрясение.
Сопротивление или источник его возникновения следует искать, прежде всего, в самом человеке, в том раздражении, которое вызывают не типичность совершаемого действия.  Насколько вначале это действие нестандартно для конкретного индивидуума, настолько возрастает величина раздражения привычного состояния, психического, ментального и физического.
Безусловно, за всеми этим основами, скрываются энергии, ведь и психическое, и ментальное, и физическое состояние зависит от ее наличия. Вопрос об энергии, в большей степени метафизический, также не должен упускаться из виду, когда мы говорим о возникновении сопротивления на пути внутренних преобразований.
Чтобы лучше понять природу сопротивления, необходимо представить себе мысленно, как сам я отказываюсь  от чего-то, что для меня является весьма привычным, сведенным до уровня периодического повторения. Например, нежелание вставать по утрам, привычка к курению, прокрастинация в труде или физически активном образе жизни, то есть те или иные качества, что ведут не к созиданию мира, не к ощущению бытия, более яркому впечатлению от проживания жизни, а к опустошению, к потере целостности, внутренней и внешней несогласованности, дисгармонии.
При таком воображаемом представлении  непременно возникнет ментальное сопротивление. То, что стало привычным, не желает уходить без боя, а внутренний голос рационализировано начнет откладывать задуманное на следующий раз, как говорили латиняне «Ad meliora tempora».  Внутренний голос может также объяснить, что задуманное не принесет большей пользы, что существуют при нынешних обстоятельствах. Однако существует еще более глубокий отговаривающий голос, не идущий от ума, его ментальной энергии, но психической. Зачастую, как мне представляется, это глубинный отрицательный образ, тот негативизм, что вобрала в себя личность. Данный образ формируется в далеком детстве и на протяжении юношества, чтобы затем, укрепившись, стать второй натурой человека, его  «двойником». При этом, я не имею ввиду шизофреническое или параноидальное расстройство личности, - в каждом человеке живут разные архетипы, напоминающие о себе время от времени, об этом писал Карл Густав Юнг. Отрицательный образ – это образ, вобравший в себя опасения, избегания и внутренний революционный бунт. Это та теневая часть личности, что не является нами в полной мере, но способна время от времени заявлять о себе.  И вот такой голос уже в психическом бессознательном способен говорить «Нет».
Говоря о природе сопротивления, физическое сопротивление преодолимо легче всего. Даже самый грузный человек при наличии сильной воли и мотивации способен ежедневно пробегать кроссы или ограничивать себя в еде. Дискомфорт, вызванный болями в суставах, а также неприятное урчание в животе только внешние признаки сопротивления, понимание и преодоление глубинных, психических и ментальных – настоящий подвиг и труд.
Улучшение себя, познание себя, исправление внутренних качеств, удаление психических и когнитивных барьеров, мешающих полноценному проживанию или развитию человека всегда труд нелегкий, что можно припомнить притчу о тесных вратах: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их…».
Это эссе является моими первыми размышлениями на тему существования сопротивления на пути внутренних преобразований.


Рецензии