Клиоматематика Великой Отечественной войны

 Из работы "Динамика пространства"

 Анализ стационарных квазипериодических колебаний хрональной метрики (времени-пространства) в трёхконтейнерном пространстве с трёхосным хроносом на примере переходного периода Великой отечественной войны СССР (1941-1945 гг.)

 Начнём с общеизвестного: в советской историографии принято делить 3 года и 10 месяцев Великой Отечественной войны, как части второй мировой войны, охватывающих четыре календарных года: с лета 1941 года по весну 1945 (или осень, если считать последующую русско-японскую войну) на три ясно различимых качественных периода.
 Далее необходимо учесть геопространственную метрику пространства-времени Европы и Европейской части СССР, подлежающих освобождению от фашистской окупации (большинство других стран Европы были членами Оси, то есть союзниками Германии - но они также, вместе с Германией, подлежали освобождению)

 Эти геопространственные части, находившиеся в зоне боевых действий и деления территорий:
1) страны Европы, примкнувшие к "третьим райху" как союзники, а также "райхом" оккупированные к середине 1941 г.
2) примыкающая к ним западно-европейская счасть СССР (Прибалтика, Западная Украина, Молдавия и Белоруссия)
3) в составе СССР центральные республики РСФСР, включая Кавказ и Крым, Восточная Украина

 Приведем части метрики времени-пространства войны 1941-1945 гг., привяжем их к мерам геопространства и дадим онтологическое обоснование

I. Нестабильное состояние, захват геопространства СССР
 Инволюция гос.структуры СССР, череда поражений и захват агрессором кроме части 1) также участков 2) и 3) советской територии: июнь 1944 - октябрь 1942 гг.

II. Метастабильное состояние, начинается освобождение геопространства СССР по вектору восток-запад
 Квантитативная эволюция - перелом в ходе войны, переход к доминантам стратегических наступательных операций, связанный с запуском оборонной промышленности и существенным улучшением снабжения войск и управления ими, освобождение советскими войсками геопространственного участка 3), который можно назвать энергетически базисным, так как в РСФС концентрируется управление и стратегические запасы,включая вооружение: ноябрь 1942 - весь 1943 год

III. Стабильное состояние, завершено освобождение всего геопространства Европы, ранее захваченного "третьим райхом" и его союзниками, в которых к власти приходят антифашистские режимы, на западе открывается "второй фронт"
 Квалитативная эволюция -  то есть освобождение советскими войсками и их союзниками участков 2) и затем 3)

 Соответствие кода времени-геопространства (мера материальной информации кода управления) и геопространства-времени (мера-физической информации кода управления

 Заметим, что в метрике времени-геопространства трёх этапов каждый его "исторический слой": захвата "третьим райхом" геопространства (I.) или потери (II. и III.) то есть части метрики времени-геопространства относятся к двум родам метаморфоз: либо построению геопространства фашистских стран: либо стран антифашистского блока (метрика геопространства-времени):

I.- период является частью второй мировой войны с доминантной Германии, у которой растёт число союзников

II. и III. периоды - доминанта СССР и его растущего числа союзников:

 Далее нам следует построить структуру трёх контейнеров физической метрики материальной матрицы с трёхосным временем этой войны, чтобы показать, что означает такое распределение материальной метрики в структуре времени-пространства материальной матрицы, как происходит в ходе истории войны от инволюции структуры управления СССР к квалитативной эволюции, распределение мер энтропии материальной информации прошлого и негэнтропии материальной энергии будущего - коль скоро руководство экономиками воюющих стран, включая производство продовольствия и вооружения, управление стратегией и тактикой войск, является следствием событий, происходящих в теле-сознании человечества, и в частности, руководства воюющими сторонами.
 Итак, речь теперь идет об архетипах описательной реальности, реализуемых в реальности подлинной

 Соответственно тройственности этапов постулируем наличие трёх контейнеров-сюжетных архетипов, составляющих основу физической метрики в материальной матрице времени-пространства.

 1 инволюция) не вмещаемый (итак как его сюжет есть изменение прежнего сюжета второй мировой войны), но лишь контейнер, вмещающий контейнеры 2. и 3.- архетип всего хронального участка Великой отечественной войны как целого в себе, хотя он есть часть сюжета второй мировой войны (июнь 1941- май 1945)
 2. квант. эволюция) контейнер, вмещаемый по отношению к контейнеру 1. и вмещающий по отношению к контейнеру 3.: сюжет войны как переход от завязки: серии поражений к кульминации - победе (ноябрь 1942-декабрь 1943)
 3. квалит. эволюция) контейнер, сюжет победы, вмещаемый по отношению к обоим контейнерам 1. и 2. (январь 1944-май 1945)

 Затем для каждого контейнера: только вмещающего 1., вмещаемого-вмещающего 2. или только вмещаемого 3. дадим структуру моментов осевых и/или неосевых,суммируемых в длительностях каждого периода.
 Это значит что сумма осевого и неосевого моментов контейнера 1. должны вмещаться в хрональный отрезок (июнь 1941- май 1945), сумма осевого и неосевого моментов контейнера 2. должны вмещаться в хрональный отрезок (ноябрь 1942-декабрь 1943), а контейнер 3. имеет только осевой момент, целиком вмещаемый в этап (январь 1944-май 1945) так как этот контейнер не является вмещающим, а только вмещаемым:

  1. контейнер нестабильного состояния. инволюция)
      - осевой момент июнь 1941- октябрь 1942
      - неосевой момент управления  ноябрь 1941 - май 1945

  2. контейнер метастабильного состояния. квантитативная эволюция)

      - осевой момент управляемости ноябрь 1942 - декабрь 1943
      - неосевой момент управления январь 1944 - май 1945

  3. контейнер стабильного состояния. квалитативная эволюция)

     - осевой момент управляемости январь 1944 - май 1945
 
  Далее нам легко заметить, что три этапа войны составляют три последовательных осевых момента управляемости трёх контейнеров:

 I. - осевой момент 1 контейнера июнь 1941-октябрь 1942

 II. - осевой момент управляемости 2 контейнера ноябрь 1942 - декабрь 1943

 III. - осевой момент управляемости 3 контейнера январь 1944 - май 1945

 Теперь заметим как совпадают осевые моменты с неосевыми: весь вмещаемый 2 контейнер (осевой и неосевой моменты) совпадает с неосевым моментом упраления 1 контейнера, а весь вмещаемый 3 контейнер (только осевой ммоент) совпадает с неосевым моментом 2 контейнера

 Отметим затем во всей системе распредление мер внтуренней энтропии и внешней негэнтропии материальной информации. Учтем, что осевой момент системы есть период, когда ею накапливается поступающая извне негэнтропия, но не расходуется на компенсацию собственной внутренней энтропии, компенсация происходит только в неосевой момент

 Итак, меры внутренней энтропии (осевой момент) и внешней негэнтропии (момент неосевой)
 в трёх этапах распределяются следующим образом, что вполне объясняет качественный характер всех этапов эволюции:

 I. инволюция, рост энтропии: осевой момент 1 контейнера июнь 1941-октябрь 1942, мера энтропии

 II. квантитативная эволюция, стационарность энтропии: - осевой момент управляемости 2 контейнера ноябрь 1942 - декабрь 1943, энтропия, но вместе с неосевым моментом: январь 1944 - май 1945 совпадает с неосевым моментом 1 контейнера, компенсирующая мера негэнтропии
 Это совпадение и управление единого неосевого момента 1 (ноябрь 1941 - май 1945) контейнера над двумя моментами 2 конейнера: осевым и неосевым, с разными мерами энтропии, мы называем квазицелым моментом, порождающим квазипериодические колебания системы

 III. квалитативная эволюция, рост негэнтропии: - осевой момент управляемости 3 контейнера январь 1944 - май 1945, совпадает с двумя мерами негэнтропии: не полностью с неосевым моментом контейнера 1 и полностью с неосевым моментом контейнера 2

 Проявление закона серии в квантитативной эволюции системы управления

 Далее предметом нашего внимания, как уже отмечалось, должен стать хрональный отрезок квантитативной эволюции II, то есть момент метастабильного состояния системы с квазипериодическими колебаниями, где проявления хаоса являются непредсказуемыми, они сериями свободно проявляются в перерывах между "дидлайнами" выигранных стратегических сражений
 Это период динамического колебания системы - в данном случае переломный 1943 год в составе войны.
 Покажем, что его событийности полных или частичных побед и поражений в наступательных и оборонительных операциях советского командования свойственна стационарность доминантной тенденции и также квазипериодические колебания - то есть такое распределения циклических процессов, которое не имеет ясно выраженной кратной метрики, имея ясно выраженную линейную тенденцию к доминанте, и потому не может быть названо периодическими колебаниями системы, но имеет квалитативную метрику колебаний - и потому колебания не могут быть определены как апериодичные.

 Прежде всего заметим, что как пониманию квазипериодичности так и понятию стационарности метастабильной системы, для таких процессов очень важному, свойствен ясно выраженный качественный (квалитативный), а не количественный (квантитативный) характер, что легко заметить в анализе событий истории, но гораздо труднее различить в математической модели, что величины, равно количественные так и качественные обозначаются символами и формулами с вполне определённой значимостью.

 Качественно 1943 год для СССР очевидно отличается от военной кампании предыдущих лет войны: это период весьма значительного освобождения территории СССР (которая полностью будет освобождена уже осенью следующего года), периода почти полного перехода к наступательным операциям, причем практически все наступательные стратегические операции заканчиваются со значительным успехом (кроме третьей обороны Харькова)

 Этот успех стационарен, что значит: для любого, самого минимального участка, взятого между двух "избражающий точек" - "дидлайнов" крупных стратегически операций, выполняется правило доминанты: система эволюционирует по направлению к своему качественному этапу (заключительной победе).
 Но стратегические сражения перемежаются недоминантными боями, более того: и целыми сериями таких боёв. Они, таким образом, являются промежутками между началом того или иного перирода стратегической операции.

 Это значит, что победа СССР в мае 1945 года как архетипическое будущее, жестко определяет необходимые для неё события в точках "дидлайнов" - стратегических боях.

 Как мы уже можем предположить из анализа распределения случайностей и вероятностей (раздел 3.6.2.3.4.167, подраздел "Гипотеза распределения вероятностей и случайностей в двух видах эволюции"), это свойственно квантитативно, а не квалитативно эволюционирующей системе.
 В квантитативной эволюции подлинной реальности хаос способен вторгаться в промежутки между основными событиями - целыми сериями событий увеличения энтропии управления, порождая стохастические закономерности простого квантования упрощенной структуры вероятностей описательной реальности мультиверса, провоцирующей неуспех системы управления там, где быстро растет мера стохастической верятности подлинной реальности в так называемм "процессе Леви" (на товарной бирже возникающая в тех же условиях клишированного продукта коллективного тела-сознания перитода квантитативной эволюции последовательность редких событий, концентрируемую в серии резкого снижения или повышения волатильности цен Б. Мандельброт назовет "принципом Иосифа": за серией позитивных событий следует серия негавтивных)

 Если мы рассмотрим нестратегические операции советского командования 1943 и первой половины 1944 года, то в последовательности успехов советских войск полных и относительных, неудач относительных или полных мы заметим квазипериодческие вкрапления прошлого (хаоса управления, так свойственного 1941 и отчасти 1942 году), причем именно сериями, в этом проявляется квазипериодичность.
 В начале же 1944 года среди нестратегических не вполне удачных операций, которые иногда встречаются, уже нет серийности: здесь в период квалитативной эвволюции, вторжение хаоса затрагивает не промежуток между "дидлайнами", а способен сопровождать те или иные дидлайны (хрональные участки, где констцентрируются доминантные событий)
 Поэтому 1943 год еще не является квалитативной эволюцией тела-сознания госаппарата управления страной, хотя этот год для СССР весьма и весьма успешен достижениями тыла и фронта: значительная часть территории освобождена от агрессора (это год частичного прорыва блокады Ленинграда, победы под Сталинградом, на Орловско-курской дуге, год освобождения Киева, Харькова и Кавказа) но домината успеха здесь не является непрерывной, в бои прорывается тенденция массовой гибели людей без видимой необходимости для дела (цена, которую приходится платить за неизбежный дефицит в управления войсками)

 Рассмотрим эту квазипериодичность вторжений энтропии коллективного тела-сознания в управляемый процесс управления войсками внимательнее. Если говорить не об отдельных боях, а о целых сериях неудач, в 1943 году можно отметить два таких события (мы говорим только о крупных операциях, хорошо заметных историкам):

 - большая серия: середина февраля - начало марта 4 неудачные операции подряд: Демянская наступательная операция (15 февраля — 28 февраля), Северный фронт; Боевые действия на севском направлении (25 февраля 1943 года — 28 марта 1943 года), Центральный фронт; Ржевско-Вяземская наступательная операция (2 марта — 31 марта), Западный фронт, Калининский фронт; Харьковская оборонительная операция(4 марта - 25 марта), Воронежский фронт, Юго-Западный фронт 
 
 - меньшая серия: середина июля - середина августа 3 неудачные опрации подряд: Изюм-Барвенковская наступательная операция (17 июля — 27 июля) Юго-Западный фронт; Миусская операция, (17 июля— 2 августа) Южный фронт; Мгинская наступательная операция (22 июля— 22 августа), Составная часть Битвы за Ленинград.

 До и после этих двух серийных периодов, неуспехи сражений в наступлении или обороне, в недостижении поставленных целей, в целом можно считать единичными.

 Историк может обратить внимание на то, что тенденция к резкому сперва увеличению, потом снижению энтропии снабжения и управления войсками, в такой событийности усматривается через количественные показатели потерь в людях и технике, незанятых стратегических участков, непродвижении согласно тактическим возможностям или в количества несохраненных рубежей (тем более учитывая последствия одного события для хода последующего, так как все звенья стратегических планов увязаны между собой в пространстве и времени). Но линейное качество событий не определяется здесь однозначно через количественные закономерности циклов.
 Потому квантитативная теория может признать колебания в проявлении доминантной тенденции метастабильного состояния квазипериодическими колебаниями стационарной системы.


Рецензии
Странно-Престранный квази-мега-ТРУДище...
На одной математике даже кричАщий "ЭЭЭЭврика!!!"
не вЫпрыгнул-бы из вАнны с водой...
Ибо,- как и ДАбы с ВесЪма' !!!!!,-
забыл автор о самом Мега-Гига-Архи-преВОСХОДящем,-
о силе и значении дУха каждого Ух-Бойца СССР
из смело-СМЕЛО отважных, а и тем пАче,-
о ДУХе Вышнем над дУхом каждого смертного
в таких малых и больших сражениях
за РОДину-Отчизну и просто за свою землюшку !!!

Артур Живаго   27.07.2024 00:29     Заявить о нарушении