Шайены и арапахо

      Шайены и арапахо издавна жили на землях к западу от Великих Озер. Они начали мигрировать в сторону прерий в конце XVII века. По пути им повстречались оседлые индейцы-манданы и арикара. На какое-то время шайены и арапахо приняли образ жизни этих индейцев, построив землянки и разбив поля и огороды. Но как только во 2-ой половине XVIII века в северных прериях появились первые лошади, они очень быстро превратились в мобильных и воинственных кочевников. Через какие-то два поколения они напрочь забыли о землянках и полях. Ведь бизоны дали все, что им требовалось. Мясо, внутренние органы и жир животных шли на еду; из шкур делались покрышки для типи, мокасины, рубахи, леггины, набедренные повязки, пояса, щиты, ножны, уздечки, лассо, седла, cумки; из рогов - пороховницы, чашки, ложки, черпаки, составные части головных уборов; из костей - ножи, наконечники для стрел и копий, палицы, церемониальные и игральные предметы; из шерсти - головные уборы, веревки, плетки; из копыт - клей и погремушки; из хвостов - кнуты и мухобойки; из сухожилий - нитки и тетивы. Даже бизоний кизяк не пропадал даром - он служил топливом. Все остальное добывалось путем обмена.
    В северных прериях шайены приняли в свои ряды родственных им сутайев и заключили союз с арапахо. Но объединенные племена, насчитывавшие 6,500 человек, не смогли, однако, противостоять индейцам лакота, которые чуть позже вторглись в район реки Платт. В поисках охотничьих угодий шайены и арапахо кочевали от Монтаны до Техаса. К 1806 году кланы арапахо обосновались на реке Арканзас и проникли в Скалистые горы, где начали долгую вражду с ютами. После возникновения фортов Бент и Уильямс на реках Арканзас и Сев. Платт соответственно, их торговля с постов на Миссури переместилась в южный регион. Но южные земли не были пусты. Объединенные племена с 20-х годов XIX века постоянно сражались с команчами и кайова. В ходе увеличения охотничьих территорий шайены, арапахо и лакота вытеснили кроу на запад от рек Паудер и Танг. Шайены и арапахо дрались с кроу до начала 60-х годов, когда кроу отступили еще дальше к западу.
Вдоль реки Платт и к югу от нее два племени нашли для себя еще одного достойного противника - пауни. Они сражались с пауни из-за района Репабликан Ривер - лучших бизоньих земель в центральных прериях. Иногда им на помощь приходили брюле и оглала.
    В 1830 году все племя шайенов двинулось в поход против пауни на Платт Ривер. В последующей схватке пауни захватили священные стрелы шайенов и долгое время продержали их у себя. Стрелы все же вернулись, но многие шайены считали, что потеря священных стрел стала причиной большинства бед племени. Хотя шайены и арапахо вместе сражались против общих врагов, воины арапахо чаще ходили войной на кроу, шошонов и ютов, чем на равнинных противников. А когда от армии США исходила угроза, арапахо обычно предпочитали мир кровопролитию.
Не то с лакота и шайенами. Несмотря на мирный договор 1851 года в Ларами, они становились все более беспокойными из-за бесконечного потока белых переселенцев, ответственных за распространение болезней и истребление бизонов. Чтобы прокормить семьи, индейским охотникам приходилось покрывать огромные расстояния.
Вожди же арапахо были менее воинственны и постоянно советовали соплеменникам избегать неприятностей с белыми людьми.
    Почему шайены всегда дрались с белыми, а арапахо предпочитали держаться в стороне? У двух племен были общие культурные характеристики. Бизоны для них служили основным источником пищи, и охота на них считалась главным занятием мужчин. Люди этих племен жили в типи. В обще-племенном лагерном круге каждый клан имел свое место. Боеспособные мужчины шайенов и арапахо входили в разные военные общества. Оба племени приняли Танец Солнца, обеспечивавший личное и племенное благосостояние. Родство у них велось по материнской линии и, кроме шайенских Солдат Псов, мужья жили в семьях свои жен. Люди двух племен говорили на алгонкинском языке,но их диалекты разнились, и понять шайену арапахо было не легко. Танец Солнца был важной церемонией, но арапахо считались более религиозными людьми, чем шайены. Каждое племя поклонялось своим фетишам: шайены - Священным Стрелам и Бизоньей Шапке, арапахо - Священному Колесу и Плоской Трубке.
    Возможно, различия во взаимоотношениях шайенов и арапахо с белыми коренились в несхожести их политических устройств. Шайенами руководил Совет из 44 вождей. Власть этих вождей, однако, уравновешивалась силой военных обществ. Каждое общество имело своих лидеров и воинов, не менявших членство на протяжении всей военной карьеры. Вожди полагались на воинов в том, что касалось безопасности и дисциплины. Но если интересы вождей и воинов не совпадали в отношении войны и дипломатии, воины шайенов пренебрегали мнением вождей. Когда Черный Котел после резни на Сэнд Крик стал ратовать за мир, воины его общины отказались ему повиноваться и присоединились к своим воинственным друзьям. Воины арапахо в течении жизни проходили через 8 церемониальных обществ. Все мужчины схожего возраста входили в одно общество. Каждое общество имело свои обязанности, но восьмое, состоявшее из стариков, избирало вождей и обеспечивало племенное согласие, усиленное религиозными санкциями - для того, чтобы вожди и воины повиновались воле племени и старейшин. Очевидно, политическое устройство арапахо позволяло контролировать воинов и предотвратило широкомасштабную войну этого племени с белыми людьми.

источник: Donald J. Berthrong. Cheyenne and Arapaho. The First Voices. Nebraska Aland Magazine. Vol. 62. №1. 1984.
 


Рецензии