Виннебаго

    Перед приходом в Небраску, виннебаго жили в лесах у Великих Озер. В разные времена их соседями были сауки и фоксы, санти сиу и другие лесные племена, а также сиуязычные родственники – ото, миссури и айова.
    Виннебаго жили в покрытых корой и тростником вигвамах, охотились на медведя, оленя и бобра в лесах, уходили на общую охоту на бизонов в прерии, выращивали маис, бобы, дыни и кабачки в огородах, а также собирали кленовый сок.
Виннебаго отлично приспособились к жизни в лесах и были хорошими бойцами в различных войнах 18 и 19 веков. Временами они союзничали с сауками и фоксами, иногда воевали с ними на стороне французов и на стороне англичан в войне 1812 года. Свой первый договор с США они подписали в 1825 году.
Социальная организация виннебаго базировалась на двух подразделениях – Ванагереги Херера, ''Те, Кто Наверху'' и Манеги Херера, ''Те, Кто Внизу''. Имена этих подразделений происходили из животного мира. Ванагереги – птицы, Манеги – земные и водные животные. Принадлежность к одному или другому подразделению определялась происхождением отца. Подразделения играли важную роль в социальной жизни и церемониях виннебаго. Пока социальная структура племени оставалась прежней, деревни виннебаго разделялись на верхнюю и нижнюю части. Это регулировало браки, мужчина должен был брать в жены девушку не только из другого клана,но и из другого подразделения. Как и их алгонкинские соседи, виннебаго покрывали свои жилища либо корой, либо тростниковыми циновками. Жилища эти можно было относительно легко построить, и они вполне отвечали требованиям временного назначения.
    Охота была важной составляющей пропитания. Известно, что виннебаго часто охотились на бизонов вместе со своими братьями – айова, ото или миссури. Клан Медведя всегда отвечал за поддержание порядка на охоте. Полиция клана заботилась о том, чтобы ни один охотник не пересек определенной линии и не стрелял без предупреждения; никому не позволялось подвергать опасности свою жизнь и жизнь соплеменника; нельзя было спугнуть бизонов и тем самым испортить всю охоту.
Охотились виннебаго и на другое зверье. На медведя и бобра – зимой, на оленя – круглый год, уток ловили в растянутые на воде сети. Летом в сети попадались голуби, порой по 500-600 птиц за утро. Рыбу били острогой, ловили в запрудах. Большие уловы сушили на солнце и коптили.
    Виннебаго собирали ягоды, сливы, орехи и съедобные корни, выращивали арбузы и табак. Маис они ели в сыром виде, запеченым, сушеным. Маис варили с мясом и жиром, из него делали хлеб. Каждая семья обычно возделывала свое поле.
Дикий рис в изобилии произростал на берегах Фокс Ривер, и виннебаго его заготавливали впрок в больших колличествах. Вот записки о сборе урожая риса в 1830 году: '' ... индейцы загоняли каноэ в самую гущу зарослей риса, веслом склоняли его через борт и сбивали спелые зерна на расстеленную на днище ткань. После рис отделяли от шелухи, проветривали, ссыпали в сумки и уносили в хранилища''.
    Cумки вязали из овощных волокон и покрывали узорами, главным образом, геометрическим орнаментом. Часто использовались реалистические образы оленей, птиц, воды, и грома. Верования виннебаго не очень отличались от тех, что были в ходу у дакота и центральных алгонкинов (cаук и фокс). Они поклонялись Создателю Земли, Солнцу, Луне, Земле, Утренней Звезде, Дающему Болезни, Птице Грома и Водным Духам. Божества эти имели и человеческие черты.
    Виннебаго верили в то, что мир населен бессчетным количеством духов, которые давали о себе знать многими способами. Духи демонстрировали свою силу, даря индейцу благословение и позволяя ему преуспеть в жизни.
    Двумя важнейшими церемониями были Знахарский Танец, проводившийся летом, и Зимний Пир. Общество Знахарского Танца являлось секретной организацией, членами которой могли быть как мужчины, так и женщины. Умершего члена замещал его родственник. Общество составляли пять общин – север, запад, юг, восток и юго-восток. Церемония была открытой для публики. Главные цели общества – учить людей определенным ценностям и продлевать им жизнь. Церемония Зимнего Пира проводилась разными кланами для того, чтобы подтвердить связь со сверхъестественным и обеспечить успех в войне.
    В 1832 году виннебаго уступили свои земли на реках Фокс и Висконсин в обмен на резервацию к западу от Миссисипи. В течение последующих 30 лет виннебаго переселяли трижды, в основном, под дулом оружия. После восстания санти в 1862 году поселенцы Миннесоты потребовали от властей очистить штат от всех индейцев. Даже от племени виннебаго, предложившего белым помощь в том восстании. В феврале 1863 года виннебаго силой переместили в резервацию в Южной Дакоте. Она примыкала к резервации санти Кроу Крик.
    Это было жалкое место, почти безлесное, со скудной почвой и плохой водой, где процветали болезни. И 2 000 виннебаго, построив каноэ, спустили их на воду и поплыли вниз по Миссури, чтобы присоединиться к омаха. Только 1 200 добрались до цели.

источник: David Wooley. The Winnebago. The First Voices. Nebraska Aland Magazine. Vol. 62. №1. 1984.


Рецензии